В статье рассматривается раздел до сих пор не публиковавшегося труда Ш. Марджани «Мукаддима», посвящённый музыке как науке и как практике. Это первый известный в истории татарской мысли о музыке опыт научного подхода к музыке, понимаемой в традициях классической музыкальной науки исламского Востока.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.48201/22263330_2024_46_89
- eLIBRARY ID
- 67996960
Шигабутдин Марджани (1818–1889) — мыслитель, по многим качествам, безусловно, возвышавшийся среди своих современников и оставивший исключительный след в культуре российских тюрков-мусульман как богослов, историк, религиозный реформатор, философ, педагог, общественный деятель. По сей день продолжается изучение наследия Марджани, ещё не для всех доступного из-за рукописной формы сохранившихся материалов и арабского языка, как правило, избиравшегося учёным для написания научных трудов.
Список литературы
1. Ал-Газали ал-Туси. Кимийа-йиса’адат (Эликсир счастья). Ч. 2. Рукн 2: Обычаи / Пер. с перс., введ., коммент. А. А. Хисматулина. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2007. 446 с.
Al-Gazalial-Tusi. Kimiia-ii sa’adat (Eliksir schast’ya) [Elixir of Happiness]. Р. 2.Rukn 2: Obychai. Trans. A. A. Khismatulin. Saint Petersburg, Peterburgskoe Vostokovedenie, 2007, 446 p. (In Russ.).
2. Даукеева С. Д. Философия музыки Абу Насра Мухаммада аль-Фараби. Алматы: Фонд Сорос-Казахстан, 2002. 352 с.
Daukeeva S. D. Filosofiya muzyki Abu Nasra Mukhammada al’-Farabi [Philosophy of music of Abu Nasr Muhammad al-Farabi]. Almaty, Fond Soros-Kazakhstan, 2002. 352 р. (In Russ.).
3. Джани-заде Т. М. Исламская музыка. Режим доступа: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/muzyka/ISLAMSKAYA_MUZIKA.html (Дата обращения: 01.03.2024).
Dzhani-zade T. M. Islamskaya muzyka [Islamic music]. Available at: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/muzyka/ISLAMSKAYA_MUZIKA.html (Accessed: 01.03.2024). (In Russ.).
4. Джумаев А. Б. Музыкально-эстетические взгляды Ибн Сины // Музыка народов Азии и Африки. Вып. 4. М.: Советский композитор, 1984. С. 161-178.
Dzhumaev A. B. Muzykal’no-esteticheskie vzglyady Ibn Siny [Musical and aesthetic views of Ibn Sina]. Muzyka narodov Azii i Afriki. Vol. 4. Moscow, Sovetskii kompozitor, 1984, pp. 161-178. (In Russ.).
5. Джумаев А. Б. От Пифагора к Фисагурсу. “Греческие мудрецы” и музыкальный мир средневекового мусульманского Востока // Восток Свыше: Духовный, литературно-исторический журнал. Вып. XХХ. Ташкент, 2013. С. 15-24.
Dzhumaev A. B. Ot Pifagora k Fisagursu. “Grecheskie mudretsy” i muzykal’nyi mir srednevekovogo musul’manskogo Vostoka [From Pythagoras to Physagurs. “Greek sages” and the musical world of the medieval Muslim East]. Vostok Svyshe. Dukhovnyi, literaturno-istoricheskii zhurnal. Vol. XХХ. Tashkent, 2013, pp. 15-24. (In Russ.).
6. Ислам и музыка. Антология татарской богословской мысли. Х.-Г. Габаши, Р. Фахретдин, Г. Баруди, Х. Кильдебаки / Сост., коммент. Г. Сайфуллиной. Казань: Тат. книжное изд-во, 2015. 382 с.
Islam i muzyka. Antologiya tatarskoi bogoslovskoi mysli. Kh.-G. Ghabashi, R. Fakhretdin, G. Barudi, Kh. Kil’debaki [Islam and music. Anthology of Tatar theological thought. H.-G. Gabashi, R. Fakhretdin, G. Baroudi, H. Kildebaki]. Ed. G. Sayfullina. Kazan’, Tatarskoye knizhnoe izdatel’stvo, 2015, 382 p. (In Russ.).
7. Ислам на европейском Востоке: Энциклопедический словарь / Ред. Р. А. Набиев. Казань: Магариф, 2004. 383 с.
Islam na evropeiskom Vostoke. Entsiklopedicheskii slovar’ [Islam in the European East. encyclopedic Dictionary]. Ed. R. A. Nabiev. Kazan’, Magarif, 2004, 383 p. (In Russ.).
8. Марджани Ш. Введение к биобиблиографическому словарю “Верность предшественникам и приветствие потомкам” (Мукаддимат китаб Вафиййат аль-асляф ва тахиййат аль-ахляф. 1883) / Пер. на рус. яз. с арабского и прим. Р. А. Гиззатуллина, А. М. Салахова, авт. предисл. Д. А. Шагавиев. Казань: Магариф-Вакыт, 2022. 360 с.
Mardzhani Sh. Vvedenie k biobibliograficheskomu slovaryu “Vernost’ predshestvennikam i privetstvie potomkam” [Introduction to the biobibliographic dictionary “Loyalty to predecessors and greetings to descendants”]. 1883. Trans. R. A. Gizzatullina, A. M. Salakhova, preface D. A. Shagaviev. Kazan’, Magarif-Vakyt, 2022, 360 p. (In Russ.).
9. Марджани Ш. Верность предшественникам и приветствие потомкам (Вафиййат аль-асляф ва тахиййат аль-ахляф) / Науч. ред., пер., коммент. Н. Г. Гараева. Казань: Магариф-Вакыт, 2022. 856 с.
Mardzhani Sh. Vernost’ predshestvennikam i privetstvie potomkam [Loyalty to predecessors and greetings to descendants]. Ed., trans. N. G. Garaev. Kazan’, Magarif-Vakyt, 2022. 856 p. (In Russ.).
10. Марджани Ш. Полезные вести о состоянии Казани и Булгара (Мустафад ал-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар, 1885). Ч. 1 / Пред. и пер. Р. К. Адыгамова. Казань: Магариф-Вакыт, 2022. 216 с.
Mardzhani Sh. Poleznyevesti o sostoyanii Kazani i Bulgara [News about the state of Kazan and Bulgar]. 1885. P. 1. Ed. R. K. Adygamov. Kazan’, Magarif-Vakyt, 2022, 216 p. (In Russ.).
11. Марджани Ш. Полезные вести о состоянии Казани и Булгара (Мустафад ал-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар). 1885. Ч. 2 / Пред. и пер. Р. К. Адыгамова. Казань: Магариф-Вакыт, 2022. 272 с.
Mardzhani Sh. Poleznyevesti o sostoyanii Kazani I Bulgara [News about the state of Kazan and Bulgar]. 1885. P. 2. Ed. R. K. Adygamov. Kazan’, Magarif-Vakyt, 2022, 272 p. (In Russ.).
12. Мәрҗaни Ш. Мәкаләләр җыентыгы. Казан: Маариф, 1915. 639 б.
Mәrҗani Sh. Mәkalәlәr җyentygy [A collection of articles]. Kazan’, Maarif, 1915, 639 р. (In Tatar).
13. Мәрҗaни Ш. Мөкаддимә китап вафият әл-әсләф вә тәхият әл-әхләф. Г. Хисматуллин тәрҗ. Казан: Iman, 1999. 62 б.
Mәrҗani Sh. Mөkaddimә kitap vafiyat әl-әslәf vә tәkhiyat әl-әkhlәf [Muqaddimah book wafiat al-aslaf wa tahiyat al-akhlaf]. Trans. G. Khismatullin. Kazan’, Iman, 1999, 62 р. (In Tatar).
14. Мәрҗани Ш. Мөстәфад әл-әхбар фи әхвали Казан вә Болгар. (Казан hәм Болгар хәлләре турында файдаланган хәбәрләр). Ә. Хәйруллин тәрҗ. Казан: Татарстан китап нәшрияты, 1989. 415 б.
Mәrҗani Sh. Mөstәfad әl-әkhbarfi әkhvali Kazan vә Bolgar. [Information about the situation in Kazan and Bolgar]. Trans. Ә. Khәirullin. Kazan’, Tatarstan kitap nәshriyaty, 1989, 415 р. (In Tatar).
15. Музыкальная эстетика стран Востока / Ред. В. П. Шестаков. М: ГРИВЛ, 1967. 414 с.
Muzykal’naya estetika stran Vostoka. Ed. V. P. Shestakov. Moscow, GRIVL, 1967, 414 p. (In Russ.).
16. Насыйри К. “Фәвыкиһелҗөләса”дан. Җыр һәм музыка // Каюм Насыйри. Сайланма әсәрләр. Казан: Татгосиздат, 1953. Б. 392-393.
Nasyiri K. “Fәvykiһelҗөlәsa”dan. Җyr һәm muzyka [From “Favykiһelҗөlasa”. Song and music]. Kayum Nasyiri. Selected works. Kazan’, Tatgosizdat, 1953, рр. 392-393 (In Tatar).
17. Путевые заметки Марджани (с коммент. Р. Фахреддина) / Ввод. ст. и подг. к публ. А. Юзеева // Гасырлар авазы. 2000. № 2-1. С. 183-196.
Putevye zametki Mardzhani [Travel notes Marjani]. Ed. A. Yuzeev. Gasyrlar avazy. 2000, no. 2-1, pp. 183-196. (In Russ.).
18. Сайфуллина Г. Р. Слово Корана в спорах о дозволенности музыки в Исламе // Концептуализация музыки в авраамических традициях: коллективная монография / Отв. ред. Г. Б. Шамилли. М.: ГИИ, 2018. С. 228-241.
Sajfullina G. R. Slovo Korana v sporah o dozvolennosti muzyki v Islame [The word of the Koran in the debate about the permissibility of music in Islam]. Konceptualizacija muzyki v avraamicheskih tradicijah: kollektivnaja monografija. Ed. G. B. Shamilli. Moscow, GII, 2018, pp. 228-241. (In Russ.).
19. Сергеева Т. С. Зирьяб - создатель западно-арабской музыкальной классики // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. Вып. 25. 2008. № 26(127). С. 182-188. EDN: MUIKEP
Sergeeva T. S. Zir’yab - sozdatel’ zapadno-arabskoi muzykal’noi klassiki [Ziryab - creator of Western Arabic musical classics]. Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya. Iskusstvovedenie. Vol. 25. 2008, no. 26 (127), pp. 182-188. (In Russ.).
20. Аль-Фараби. Трактаты о музыке и поэзии. Алматы: Гылым, 1993. 455 с.
Аl’-Farabi. Traktaty o muzyke i poezii [Treatises on music and poetry]. Almaty, Gylym, 1993, 455 p. (In Russ.).
21. Фильштинский И. М. История арабской литературы. X-XVIII века. М.: ГРВЛ, 1991. 726 с. EDN: QUUQMZ
Fil’shtinskii I. M. Istoriya arabskoi literatury. X-XVIII veka [History of Arabic literature. X-XVIII centuries]. Moscow, GRVL, 1991, 726 p. (In Russ.).
22. Шагавиев Д. А. Шихаб ад-дин аль-Марджани и его богословское наследие. Казань: Хузур-Спокойствие, 2019. 104 с.
Shagaviev D. A. Shikhabad-dinal’-Mardzhani i ego bogoslovskoe nasledie [Shihab ad-din al-Marjani and his theological heritage]. Kazan’, Khuzur-Spokoistvie, 2019, 104 p. (In Russ.).
23. Юзеев А. Н. “Мукаддима” Ш. Марджани и арабский философ Средневековья Ибн Халдун // Марджани: ученый, мыслитель, просветитель: Сборник статей / Отв. ред. Я. Г. Абдуллин. Казань: ТКИ, 1990. С. 83-91.
Yuzeev A. N. “Mukaddima” Sh. Mardzhani i arabskii filosof Srednevekov’ya Ibn Khaldun [“Mukaddimah” by Sh. Marjani and the Arab philosopher of the Middle Ages Ibn Khaldun]. Mardzhani: uchenyi, myslitel’, prosvetitel’. Ed. Ya. G. Abdullin. Kazan’, TKI, 1990, pp. 83-91. (In Russ.).
24. Юзеев А. Н. Татарский теолог и мыслитель Марджани. Казань: Издательство Казанского университета, 2021. 246 с.
Yuzeev A. N. Tatarskii teolog i myslitel’ Mardzhani [Tatar theologian and thinker Marjani]. Kazan’, Izdatel’stvo Kazanskogo universiteta, 2021, 246 р. (In Russ.).
25. Faruqi L. L. An Annotated Glossary of Arabic Musical Terms. London: Greenwood Press, 1981. 511 р.
Faruqi L. L. An Annotated Glossary of Arabic Musical Terms. London, Greenwood Press, 1981, 511 р. (In Engl.).
26. MacDonald D. B. Emotional Religion in Islam as affected by Music and Singing being a translation of the Ihya ‘Ulum ad-Din of al-Ghazzali with Analysis, Annotation, and Appendices // Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. P. I. 1901. Р. 195-252. (In Engl.).
MacDonald D. B. Emotional Religion in Islam as affected by Music and Singing being a translation of the Ihya ‘Ulum ad-Din of al-Ghazzali with Analysis, Annotation, and Appendices // Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland, P. I, 1901, рр. 195-252. (In Engl.).
27. Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Инструментальная музыка - одно из ярких явлений музыкальной культуры кыргызского народа. Куу «Маш ботой» А. Огонбаева – визитная карточка кыргызского народа, энциклопедия применяемых на комузе штрихов и приёмов.
В статье обозначены духовные основы творчества современного китайско-американского композитора Тань Дуня и показано их проявление в его фортепианном концерте «Огонь». Философия концепции инь-ян воплощена в нём через многоплановое раскрытие принципа диалогичности.
Предпринят анализ европейского оперного репертуара в театрах Китая. Рассмотрены важные постановочные проблемы: модификация сюжетов, трактовка образов главных персонажей, сочетание вокальных техник - национальной и bel canto.
Статья представляет собой развёрнутые комментарии к заметке Ферруччо Бузони «О Листе» (“Um Liszt”). Она рассматривается в широком историко-культурном контексте европейского искусства 1920-х годов. Цель исследования - введение в научный обиход отечественного музыкознания новых, до сих пор отсутствовавших в русском переводе материалов, касающихся жизни, творчества и эстетических взглядов музыканта-мыслителя Бузони, одного из самых оригинальных композиторов-исполнителей рубежа XIX-XX веков.
В статье рассматривается проблема авторства и сочинительства средневековых латинских песен в русле современных историографических исследований. Автор показывает личный вклад музыкантов в контексте традиционных представлений христианской культуры.
Статья посвящена рассмотрению проявления драматического конфликта в одном из излюбленных Дмитрием Шостаковичем жанров - в жанре фортепианного дуэта. Автор размышляет о ситуационной (зонной) драматургии дуэтных сочинений композитора, выделяя и акцентируя внимание на таких важных её элементах, как показ конфликтующих сторон, зарождение конфликта, его развитие, кульминационная зона и итог конфликта. Уделяется внимание используемым Шостаковичем комплексам выразительных средств, направленным на воплощение конфликтных ситуаций, возникающих в ходе реализации авторской задумки в области музыкального содержания.
Статья посвящена «славянским» сочинениям чешского композитора Антонина Дворжака. Автор статьи, анализируя элементы музыкального языка Дворжака (гармонии, оркестровки, формы), акцентирует внимание на разных способах претворения славянского колорита в зависимости от жанра произведения.
«Богородица» - это старинная религиозная песня. Она была создана приблизительно в XI-XIII веках на территории нынешней Восточной Европы, в те времена - Великого княжества Литовского и Королевства Польского. Интерес к истории религиозного гимна «Богородица» не утихает с начала XIX века. За это время были опубликованы исследования по истории языка, гимнографии, содержащие анализ стихосложения и мелодии песни. Белорусские и польские исследователи оспаривают её национальную принадлежность. В наше время мелодия «Богородицы» была использована в сочинениях ряда польских композиторов. В статье рассматриваются следующие сочинения: Третья симфония “Sinfonia Sacra” Анджея Пануфника, “Miserere” для смешанного хора a cappella и Третья симфония Хенрика Миколая Гурецкого, Шестая «Польская» симфония Кшиштофа Мейера.
Тенденция к ослаблению законов тактового метра и усилению квантитативности, характерная для европейской музыки XIX-ХХ веков, впервые в наиболее законченном виде проявилась в творчестве М. Мусоргского. Причиной, побудившей композитора обратиться к метрическим возможностям долготы, явилась «русская песня» и сложившиеся в ней слогоритмические нормы. В статье показано, каким образом чуткость слуха композитора позволила ему услышать нечто новое в давно известном, придав этому новому эстетически совершенный облик.
Издательство
- Регион
- Россия, Казань
- Почтовый адрес
- Большая Красная ул., 38, Вахитовский район
- Юр. адрес
- Большая Красная ул., 38, Вахитовский район
- ФИО
- Дулат-Алеев Вадим Робертович (Руководитель)
- E-mail адрес
- priem@kazancons.ru
- Контактный телефон
- +7 (917) 2663011