В статье рассматривается проблема авторства и сочинительства средневековых латинских песен в русле современных историографических исследований. Автор показывает личный вклад музыкантов в контексте традиционных представлений христианской культуры.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.48201/22263330_2024_46_61
- eLIBRARY ID
- 67996958
Брат Генрих Пизанский сочинял как собственные стихи и музыку, так и мог использовать чужие стихи, написав на них собственную музыку, или, наоборот, к уже существующему распеву приложить собственную поэзию. Любопытен вышеуказанный случай, когда трёхголосная песня (лат. cantilenam) основывается на мелодии с фривольным текстом, которую напевает служанка кафедрального собора. Сочинения Генриха Пизанского с собственной музыкой и стихами не сохранились: Christe Deus, Christe meus и Miser homo cogita. Однако из «Хроники» Салимбене известно, что Генрих сочинил распевы к трём стихам знаменитого Филиппа Канцлера (см. Таблицу 4).
Список литературы
1. Гаспаров М. Л. Очерк истории европейского стиха. М.: Фортуна Лимитед, 2003. 274 с. EDN: RVIRKB
Gasparov M. L. Ocherk istorii evropejskogo stiha [Essay on the history of European verse]. Moscow, Fortuna Limited, 2003, 274 p. (In Russ.).
2. Грубер Р. И. Всеобщая история музыки. Ч. 1. М.: Музгиз, 1960. 488 с.
Gruber R. I. Vseobshhaja istorija muzyki [General history of music]. P. 1. Moscow, Muzgiz, 1960, 488 p. (In Russ.).
3. Дегтярёва Н. И. Музыкальная культура западноевропейского Средневековья. СПб.: Композитор, 2018. 164 c. EDN: YPBYLB
Degtjarjova N. I. Muzykal’naja kul’tura zapadnoevropejskogo Srednevekov’ja [Musical culture of the Western European Middle Ages]. Saint Petersburg, Kompozitor, 2018, 164 p. (In Russ.).
4. Евдокимова Ю. К. Многоголосие средневековья. X-XIV вв. М.: Музыка, 1983. 454 c.
Evdokimova Yu. K. Mnogogolosie srednevekov’ja. X-XIV vv. [Polyphony of the Middle Ages. 10-14 centuries]. Moscow, Muzyka, 1983, 454 p. (In Russ.).
5. Кюрегян Т. С., Москва Ю. В., Холопов Ю. Н. Григорианский хорал: Учебное пособие. М.: МГК, 2008. 260 c. EDN: QRJNWR
Kjuregjan T. S., Moskva Ju. V., Holopov Ju. N. Grigorianskij horal: Uchebnoe posobie [Gregorian chant: Textbook]. Moscow, Moskovskaja konservatorija, 2008, 260 p. (In Russ.).
6. Кюрегян Т. С., Столярова Ю. В. Песни Средневековой Европы. М.: Московская консерватория, 2007. 208 c. EDN: HSIOSO
Kyuregyan T. S., Stolyarova Yu. V. Pesni Srednevekovoj Evropy [Songs of Medieval Europe]. Moscow, Moskovskaja konservatorija, 2007, 208 p. (In Russ.).
7. Ливанова Т. Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. Т. 1. М.: Музыка, 1983. 696 c.
Livanova T. N. Istorija zapadnoevropejskoj muzyki do 1789 goda [History of Western European music until 1789]. Vol. 1. Moscow, Muzyka, 1983, 696 p. (In Russ.).
8. Салимбене де Адам. Хроника / Пер. с лат. и комм. И. С. Култышевой, С. С. Прокопович, В. Д. Савукова, М. А. Таривердиевой. М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. 984 c.
Salimbene de Adam. Chronicle. Transl. I. S. Kultysheva, S. S. Prokopovich, V. D. Savukova, M. A. Tariverdieva. Moscow, Rossijskaja politicheskaja jenciklopedija, 2004, 984 p. (In Russ.).
9. Сапонов М. А. Менестрели. Книга о музыке средневековой Европы. М.: Классика-XXI, 2004. 398 c.
Saponov M. A. Menestreli. Kniga o muzyke srednevekovoj Evropy [Minstrels. A book about the music of medieval Europe]. Moscow, Classica-XXI, 2004, 398 p. (In Russ.).
10. Anderson G. A. Notre-Dame and Related Conductus, 10 vols // Institute of Medieval Music, Musicological Studies. № 39(1-2). Ottawa and Binningen: Henryville, Pa. 1979-1988. (In Engl.).
Anderson G. A. Notre-Dame and Related Conductus, 10 vols. Institute of Medieval Music, Musicological Studies. No. 39 (1-2). Ottawa and Binningen, Henryville, Pa. 1979-1988. (In Engl.).
11. Baltzer R. Notre Dame manuscripts and their owners: lost and found // Journal of Musicology. 1987. № 5. P. 382.
Baltzer R. Notre Dame manuscripts and their owners: lost and found. Journal of Musicology. 1987, no. 5, p. 382. (In Engl.).
12. Dronke P. Peter of Blois and Poetry at the Court of Henry II // The medieval poet and his world. Roma: Edizioni di storia e letteratura, 1984. P. 281-339.
Dronke P. Peter of Blois and Poetry at the Court of Henry II. The medieval poet and his world. Roma, Edizioni di storia e letteratura, 1984, pp. 281-339. (In Engl.).
13. Duft J., Gössi A., Vogler W. Die Abtei St. Gallen. Abriβ der Geschichte Kurzbiographien der Äbte. Das stift-sanktgallische Offizialat. St. Gallen, 1986.
Duft J., Gössi A., Vogler W. Die Abtei St. Gallen. Abriβ der Geschichte Kurzbiographien der Äbte. Das stift-sanktgallische Offizialat. St. Gallen, 1986. (In German).
14. Everist M. Discovering medieval song: Latin poetry and music in the conductus. Cambridge: Cambridge University press, 2018.
Everist M. Discovering medieval song: Latin poetry and music in the conductus. Cambridge, Cambridge University press, 2018. (In Engl.).
15. Falck R., Payne T. Walter of Châtillon // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. London; New York, 2001.
Falck R., Payne T. Walter of Châtillon. The New Grove Dictionary of Music and Musicians. London, New York, 2001. (In Engl.).
16. Fuller S. Albertus Parisiensis // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. London; New York, 2001.
Fuller S. Albertus Parisiensis. The New Grove Dictionary of Music and Musicians. London, New York, 2001. (In Engl.).
17. Hiley D. The Liturgical music of Norman Sicily: A Study Centred on Manuscripts 288, 289, 19421 and Vitrina 20-4 of the Biblioteca Nacional Madrid: PhD thesis. London: University of London, 1981. 941 p.
Hiley D. The Liturgical music of Norman Sicily: A Study Centred on Manuscripts 288, 289, 19421 and Vitrina 20-4 of the Biblioteca Nacional Madrid. PhD thesis. London, University of London, 1981, 941 p. (In Engl.).
18. Hughes A. Adam de la Bassée // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. London; New York, 2001.
Hughes A. Adam de la Bassée. The New Grove Dictionary of Music and Musicians. London, New York, 2001. (In Engl.).
19. Mazzeo J. The Two-Part Conductus: Morphology, Dating and Authorship. PhD thesis. Southampton: University of Southampton, 2015. 376 p.
Mazzeo J. The Two-Part Conductus: Morphology, Dating and Authorship. PhD thesis. Southampton, University of Southampton, 2015, 376 p. (In Engl.).
20. Payne T. Peter of Blois // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. London; New York, 2001.
Payne T. Peter of Blois. The New Grove Dictionary of Music and Musicians. London, New York, 2001. (In Engl.).
21. Reckow F. Der Musiktraktat des Anonymus IV. Vol. 2. Wiesbaden: Franz Steiner Verlag, 1967. 181 р.
Reckow F. Der Musiktraktat des Anonymus IV. Vol. 2. Wiesbaden, Franz Steiner Verlag, 1967, 181 р. (In German).
22. Salimbene da Parma. Cronica, a cura di Ferdinando Bernini. In 2 Vol. Vol. 1. Bari: G. Laterza e Figli, 1942. 552 р.
Salimbene da Parma. Cronica, a cura di Ferdinando Bernini. In 2 Vol. Vol. 1. Bari, G. Laterza e Figli, 1942, 552 р. (In Italian).
23. Weinrich L., Marshall R. L. Peter Abelard as Musician // The Musical Quarterly. Vol. 55. № 4. Oxford: Oxford University Press, 1969. P. 464-486.
Weinrich L., Marshall R. L. Peter Abelard as Musician. The Musical Quarterly. Vol. 55, no. 4. Oxford, Oxford University Press, 1969, pp. 464-486. (In Engl.).
24. Wrighte C. Leoninus, Poet and Musician // Ars antiqua: organum, conductus, motet / Ed. E. H. Roesner. London, New York: Routledge, 2009. P. 3-38.
Wrighte C. Leoninus, Poet and Musician. Ars antiqua: organum, conductus, motet. Ed. E. H. Roesner. London, New York, Routledge, 2009, рр. 3-38. (In Engl.).
25. Wrighte C. Music and Ceremony at Notre Dame of Paris, 500-1550 // Cambridge Studies in Music Series. Cambridge: Cambridge University Press, 1989. 420 р.
Wrighte C. Music and Ceremony at Notre Dame of Paris, 500-1550. Cambridge Studies in Music Series. Cambridge, Cambridge University Press, 1989, 420 р. (In Engl.).
26. Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Инструментальная музыка - одно из ярких явлений музыкальной культуры кыргызского народа. Куу «Маш ботой» А. Огонбаева – визитная карточка кыргызского народа, энциклопедия применяемых на комузе штрихов и приёмов.
В статье обозначены духовные основы творчества современного китайско-американского композитора Тань Дуня и показано их проявление в его фортепианном концерте «Огонь». Философия концепции инь-ян воплощена в нём через многоплановое раскрытие принципа диалогичности.
Предпринят анализ европейского оперного репертуара в театрах Китая. Рассмотрены важные постановочные проблемы: модификация сюжетов, трактовка образов главных персонажей, сочетание вокальных техник - национальной и bel canto.
В статье рассматривается раздел до сих пор не публиковавшегося труда Ш. Марджани «Мукаддима», посвящённый музыке как науке и как практике. Это первый известный в истории татарской мысли о музыке опыт научного подхода к музыке, понимаемой в традициях классической музыкальной науки исламского Востока.
Статья представляет собой развёрнутые комментарии к заметке Ферруччо Бузони «О Листе» (“Um Liszt”). Она рассматривается в широком историко-культурном контексте европейского искусства 1920-х годов. Цель исследования - введение в научный обиход отечественного музыкознания новых, до сих пор отсутствовавших в русском переводе материалов, касающихся жизни, творчества и эстетических взглядов музыканта-мыслителя Бузони, одного из самых оригинальных композиторов-исполнителей рубежа XIX-XX веков.
Статья посвящена рассмотрению проявления драматического конфликта в одном из излюбленных Дмитрием Шостаковичем жанров - в жанре фортепианного дуэта. Автор размышляет о ситуационной (зонной) драматургии дуэтных сочинений композитора, выделяя и акцентируя внимание на таких важных её элементах, как показ конфликтующих сторон, зарождение конфликта, его развитие, кульминационная зона и итог конфликта. Уделяется внимание используемым Шостаковичем комплексам выразительных средств, направленным на воплощение конфликтных ситуаций, возникающих в ходе реализации авторской задумки в области музыкального содержания.
Статья посвящена «славянским» сочинениям чешского композитора Антонина Дворжака. Автор статьи, анализируя элементы музыкального языка Дворжака (гармонии, оркестровки, формы), акцентирует внимание на разных способах претворения славянского колорита в зависимости от жанра произведения.
«Богородица» - это старинная религиозная песня. Она была создана приблизительно в XI-XIII веках на территории нынешней Восточной Европы, в те времена - Великого княжества Литовского и Королевства Польского. Интерес к истории религиозного гимна «Богородица» не утихает с начала XIX века. За это время были опубликованы исследования по истории языка, гимнографии, содержащие анализ стихосложения и мелодии песни. Белорусские и польские исследователи оспаривают её национальную принадлежность. В наше время мелодия «Богородицы» была использована в сочинениях ряда польских композиторов. В статье рассматриваются следующие сочинения: Третья симфония “Sinfonia Sacra” Анджея Пануфника, “Miserere” для смешанного хора a cappella и Третья симфония Хенрика Миколая Гурецкого, Шестая «Польская» симфония Кшиштофа Мейера.
Тенденция к ослаблению законов тактового метра и усилению квантитативности, характерная для европейской музыки XIX-ХХ веков, впервые в наиболее законченном виде проявилась в творчестве М. Мусоргского. Причиной, побудившей композитора обратиться к метрическим возможностям долготы, явилась «русская песня» и сложившиеся в ней слогоритмические нормы. В статье показано, каким образом чуткость слуха композитора позволила ему услышать нечто новое в давно известном, придав этому новому эстетически совершенный облик.
Издательство
- Регион
- Россия, Казань
- Почтовый адрес
- Большая Красная ул., 38, Вахитовский район
- Юр. адрес
- Большая Красная ул., 38, Вахитовский район
- ФИО
- Дулат-Алеев Вадим Робертович (Руководитель)
- E-mail адрес
- priem@kazancons.ru
- Контактный телефон
- +7 (917) 2663011