Специфика профессиональной деятельности будущих преподавателей художественных дисциплин: сущность и характеристики (2024)
Особую значимость в современном мире в связи с социально-культурными изменениями приобретает профессиональная деятельность преподавателей художественных дисциплин, ответственных за сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей и развитие творческих способностей обучающихся. Специфика профессиональной деятельности таких специалистов заключается в сложном интегративном единстве художественной и педагогической деятельностей. Цель предлагаемого исследования – уточнить характеристики профессиональной деятельности преподавателей художественных дисциплин на иностранном языке. Автор проводит анализ теоретических исследований и отмечает, что профессиональной деятельности преподавателей художественных дисциплин присущи такие характеристики, как личностно-ориентированный характер, интерактивность, коммуникативно-когнитивный характер и творческая направленность. В статье описывается компонентная структура профессиональной деятельности преподавателей художественных дисциплин, определяется комплекс знаний и умений, необходимых такому специалисту для выполнения профессиональных обязанностей на иностранном языке. В результате исследования было установлено, что качественная иноязычная подготовка преподавателей художественных дисциплин должна отражать структуру профессиональной деятельности таких преподавателей и учитывать ее характерные особенности. Это позволит обеспечить развитие личности специалиста, готового к взаимодействию на иностранном языке для продуктивного профессионального диалога и эффективного решения профессиональных задач.
Идентификаторы и классификаторы
Подготовка квалифицированных преподавателей художественных дисциплин, ответственных за духовно-нравственное развитие личности обучающегося и создание культурной преемственности [15; 18], становится одним из стратегических национальных приоритетов в современном образовании. Профессиональная деятельность таких специалистов охватывает как творческую художественную деятельность, так и педагогическую в сфере художественного образования, т.е. имеет сложный интегративный характер.
Список литературы
- Ангеловский А.А. Анализ понятий профессия, профессиональное сознание, профессиональная деятельность, профессионализм // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12. № 5 (2). С. 306–314. [Angelovskiy A.A. “Profession”, “Professional conscience”, “Professional activity”, “Professionalism”: Notion analysis. Izvestia of Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2010. Vol. 12. No. 5 (2). Pp. 306–314. (In Rus.)]
- Антология мировой философии: в 4 т. Т. 3. М., 1971. [Antologiya mirovoj filosofii [Anthology of the world philosophy]. In 4 vols. Vol. 3. Moscow, 1971.]
- Горбунова Г.А. Особенности современного обучения и профессионального становления специалиста художественного образования // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. Т. 11. № 4 (2). С. 532–536. [Gorbunova G.A. Peculiarities of modern education and vocational training of teacher-artists. Izvestia of Samara Scientific Center
of the Russian Academy of Sciences. 2009. Vol. 11. No. 4 (2). Pp. 532–536. (In Rus.)] - Горовая В.И., Тарасова С.И. Педагогическая деятельность как категория педагогики: основные проблемы и направления исследования // Вестник Ставропольского государственного университета. 2004. № 36. С. 148–156. [Gorovaya V.I., Tarasova S.I. Pedagogical activity as a category of pedagogics: principal problems and research directions. Vestnik Stavropolskogo gosudarstvennogo universiteta. 2004. No. 36. Pp. 148–156. (In Rus.)]
- Каган М.С. Системно-синергетический подход к построению современной педагогической теории // Педагогика культуры. 2005. № 3–4. С. 12–21. [Kagan M.S. Systemsynergetic approach to the construction of modern pedagogical theory. Pedagogika kultury. 2005. No. 3–4. Pp. 12–21. (In Rus.)]
- Каган М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). М., 1974. [Kagan M.S. Chelovecheskaya deyatelnost. (Opyt sistemnogo analiza) [Human activity. (Experience of system-oriented analysis)]. Moscow, 1974.]
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие. Ростов-н/Д., 1996. [Klimov E.A. Psihologiya professionalnogo samoopredeleniya [Psychology of professional self-determination]. Textbook. Rostov-on-Don, 1996.]
- Коблова О.А. Профессиональное становление учителя изобразительного искусства в процессе переподготовки педагогических кадров: дис. … канд. пед. наук. М., 2007. [Koblova O.A. Professionalnoe stanovlenie uchitelya izobrazitelnogo iskusstva v processe perepodgotovki pedagogicheskih kadrov [Professional development of a fine arts teacher in the process of retraining teaching staff]. PhD Dis. Moscow, 2007.]
- Курбатова Н.В. К вопросу о стратегии повышения качества профессиональной подготовки художника-педагога // Проблемы управления качеством образования: сборник избранных статей Международной научно-методической конференции. СПб., 2021. С. 16–20. [Kurbatova N.V. On quality improvement strategy professional training of the artist-teacher.
Problemy upravleniya kachestvom obrazovaniya. St. Petersburg, 2021. Рp. 16–20. (In Rus.)] - Курбатова Н.В. Теоретические основы модели профессионально-лич- ностного становления художника-педагога // Традиционное прикладное искусство и образование. 2019. № 4. С. 70–79. [Kurbatova N.V. Theoretical foundations of the model of professional-personality formation of the artisteducator. Traditional Applied Art and Education. 2019. No. 4. Pp. 70–79. (In Rus.)]
- Куроленко Е.М. Концептуальные основы художественно-педагогической деятельности // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 2 (104). С. 20–24. [Kurolenko E.M. Essential bases of art-pedagogical activity. Tomsk State Pedagogical University Bulletin. 2011. No. 2 (104). Pp. 20–24. (In Rus.)]
- Лекторский В.А., Гараи Л. О теориях деятельности: диалог о том, чем они богаты и чего в них недостает // Вопросы философии. 2015. № 2. С. 25–37. [Lektorskiy V.A., Garai L. On the theories of activity: A dialogue about what they are rich with and what they lack. Voprosy filosofii. 2015. No. 2. Pp. 25–37. (In Rus.)]
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969. [Leontev A.A. Yazyk, rech, rechevaya deyatelnost [Language, speech, speech activity]. Moscow, 1969.]
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие. 2-е изд., стереотип. М., 2005. [Leontev A.N. Deyatelnost. Soznanie. Lichnost [Activity. Consciousness. Personality]. Textbook. 2nd ed. Moscow, 2005.]
- Маршак А.Л. Художественная жизнь как сфера культурной безопасности современной России: социокультурный подход // Теория и практика общественного развития. 2007. № 2. С. 114–119. [Marshak A.L. Artistic life as a sphere of cultural security of modern Russia: A sociocultural approach. Theory and Practice of Social Development. 2007. No. 2. Pp. 114–119.
(In Rus.)] - Новиков А.М. Об аспектах и уровнях развития профессиональной культуры специалиста // Среднее профессиональное образование. 2003. № 5. С. 18–31. [Novikov A.M. On aspects and levels of development of a specialist’s professional culture. Secondary Vocational Education. 2003. No. 5. Pp. 18–31. (In Rus.)]
- Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2007. [Pedagogika [Pedagogy]. Tutorial. P.I. Pidkasistyj (ed.). Moscow, 2007.]
- Прищепа А.А., Майдибор О.Н. Условия подготовки будущих художников-педагогов к педагогической и творческой деятельности // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 9 (51). С. 75–79. DOI: 10.18454/IRJ.2016.51.179 [Prischepa A.А., Maydibor O.N. Preparation of artist-teachers to professional-pedagogical and creative activity. International Research Journal. 2016. No. 9 (51). Pp. 75–79. (In Rus.). DOI: 10.18454/ IRJ.2016.51.179]
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2002. [Rubinshtejn S.L. Osnovy obshchej psihologii [Fundamentals of general psychology]. St. Petersburg, 2002.]
- Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: поиск новой парадигмы. М., 1998. [Serikov V.V. Lichnostno orientirovannoe obrazovanie: poisk novoj paradigm [Personally oriented education is the search for a new paradigm]. Moscow, 1998.]
- Сериков В.В. Сможем ли мы подготовить компетентного педагога? Парадоксы и перспективы педагогического образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. № 11 (75). С. 30–33. [Serikov V.V. Are we able to train a competent teacher? Paradoxes and perspectives of pedagogical education. Ivzestia of the Volgograd State Pedagogical University. 2012. No. 11 (75). Pp. 30–33. (In Rus.)]
- Сериков В.В. Эстетический потенциал образовательного процесса как условие формирования творческого опыта учащихся // Педагогическое искусство. 2017. № 2. С. 62–68. [Serikov V.V. Aesthetic potential of the educational process as a condition for the formation of creative experience of students. Pedagogicheskoe iskusstvo. 2017. No. 2. Pp. 62–68. (In Rus.)]
- Смаковская Н.И. Профессиональная деятельность преподавателя высшей школы в условиях реализации компетентностного подхода в техническом образовании: психологический контекст // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2017. № 2. С. 89–92. [Smakovskaya N.I. Professional activity of a university teacher in the context of a competency-based approach in technical education: Psychological context. Proceedings of Voronezh State University. Series: Problems of Higher Education. 2017. No. 2. Pp. 89–92. (In Rus.)]
- Харисова Л.А. Анализ качества деятельности учреждений общего образования по реализации ФГОС // Педагогическое образование и наука. 2013. № 5. С. 39–44. [Kharisova L.A. Qualitative analysis of general education institutions activity involving implementation of the Russian federal educational standard. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2013. No. 5. Pp. 39–44. (In Rus.)]
- Чекун О.А., Григорян А.Э. Развитие метакогнитивных умений студентов в процессе онлайн-обучения профессиональному иностранному языку // Педагогика и психология образования. 2023. № 1. С. 137–149. DOI: 10.31862/2500-297X-2023-1-137-149 [Chekun О.А.,
Grigorayn А.Е. Development of students’ metacognitive skills in online learning of a professional foreign language. Pedagogy and Psychology of Education. 2023. No. 1. Pp. 137–149. (In Rus.). DOI: 10.31862/2500- 297X-2023-1-137-149] - Чекун О.А. Педагогические условия подготовки студентов к межкультурной коммуникации: на примере неязыковых факультетов вуза: дис. … канд. пед. наук. М., 2007. [Chekun О.А. Pedagogicheskie usloviya podgotovki studentov k mezhkulturnoj kommunikacii: na primere neyazykovyh fakultetov vuza [Pedagogical conditions for preparing students for intercultural communication: on the example of non-linguistic faculties of a university]. PhD Dis. Moscow, 2007.]
- Чекун О.А. Сценарный подход к обучению иностранному языку магистрантов для совершенствования их профессиональных компетенций // Педагогика и психология образования. 2023. № 3. С. 75–88. DOI: 10.31862/2500-297X-2023-3-75-88 [Chekun O.A. Improving master students’ professional competences in learning a foreign language through scenario approach. Pedagogy and Psychology of Education. 2023. No. 3. Pp. 75–88. (In Rus.). DOI: 10.31862/2500- 297X-2023-3-75-88]
- Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / отв. ред. К.А. Абульханова-Славская. М., 1982. [Shadrikov V.D. Problemy sistemogeneza professionalnoj deyatelnosti [Problems of systemogenesis of professional activity]. K.A. Abulkhanova-Slavskaya (ed.). Moscow, 1982.]
Выпуск
Другие статьи выпуска
В 2023 г. среди российских подростков, которые изучают иностранный (английский) язык в школах и заведениях среднего профессионального образования, был проведен опрос, посвященный самооценке языковых способностей и оценке различных параметров, касающихся преподавания иностранного (английского) языка в российских учебных заведениях. Одним из параметров для оценки были профессиональные стили педагогов в различных разрезах учебной работы (подготовка к занятиям, план рование хода урока, подход к подаче материала, мотивирование учащихся, разрешение конфликтов и др.). Опрос позволил выявить, что подростки в основном оценивают уровень своих языковых способностей как средний, но в их видении учителя английского языка чаще являются профессионалами с достаточным уровнем предметной подготовки и коммуникативных компетенций. По результатам исследования автор делает вывод о том, что к стараниям учителей и умению работать с аудиторией чаще положительно относятся более способные, ответственные и заинтересованные ученики, которые применяют и осваивают язык не только на уроках, но и за пределами школы, в т.ч. при выполнении домашней работы и знакомстве с культурой англоязычных стран.
Употребление наркотиков, как и многие нездоровые модели поведения, обычно начинается в подростковом возрасте, но зависит от множества факторов (как защитных, так и факторов риска). К факторам риска можно отнести некоторые личностные и поведенческие особенности подростка, поэтому важным направлением научных исследований является их изучение. Не менее важным представляется психолого-педагогический аспект проблемы, в частности, в рамках данной статьи разработаны практические рекомендации для педагогов и психологов в работе с наркозависимыми подростками, пребывающими в стрессовых ситуациях. В основу практических рекомендаций легли результаты эмпирического исследования пове- денческих стратегий преодоления стресса наркозависимыми подростками. В исследовании приняли участие в общей сложности 48 подростков в возрасте от 14 до 17 лет (из них 16 подростков с наркотической зависимостью и 32 подростка, у которых при тестировании на зависимость не было обнаружено высоких баллов ни по одной шкале). Исследование поведенческих
стратегий проводилось с помощью методики «Диагностика стратегий преодоления стрессовых ситуаций» (С. Хобфолл), позволяющей определить степень выраженности девяти моделей преодолевающего поведения и общий индекс конструктивности поведения в стрессовых ситуациях. По результатам исследования можно сделать вывод, что подростки с наркозависимостью в стрессовых ситуациях достоверно чаще по сравнению со сверстниками без признаков зависимости выбирают такие стратегии поведения, как импульсивные действия, избегание и асоциальные действия, среднегрупповой индекс конструктивности поведения у них низкий.
В статье рассматриваются особенности взаимосвязи когнитивных стилей и психологических предикторов в юношеском возрасте. Исследуется проблема изучения когнитивных стилей, показывается специфика их проявления. Рассматриваются психологические предикторы как условие проявления субъективного благополучия личности. Показана актуальность изучения данного феномена во взаимосвязи с субъективным благополучием личности как интегрального психологического образования. Для анализа обозначенных проблем автором на базе Самарского филиала Московского городского педагогического университета проведено эмпирическое исследование. В нем приняли участие 100 студентов 1–4 курсов факультета педагогики и психологии. Полученные результаты предложено использовать в разработке приоритетных направлений, программ мероприятии конкретных практических рекомендаций по трансформации когнитивных стилей, а также изменений личностного благополучия. Следует отметить, что в процессе исследования был выявлен дефицит диагностического инструментария, позволяющего комплексно определять когнитивные стили и их особенности.
Методика обучения литературе как педагогическая наука в Республике Таджикистан определяет цели и задачи преподавания литературы в средней и высшей школе, содержание литературного образования, разрабатывает научные критерии отбора произведений для изучения из богатейшей сокровищницы мировой литературы, наиболее эффективные методические приемы, посредством которых учащиеся познают ценность изученных литературно-художественных произведений, и при этом опирается на традиции советской и российской методики преподавания литературы. В статье обращается внимание на особую значимость звуковой и зрительной наглядности в обучении, которая активизирует работу воображения, рождает ассоциации, выводит на сопоставления. Использование сопоставительного анализа произведений таджикской и русской классической литературы, освоение изобразительных средств родного и русского языка, адаптация российских учебников по литературе для условий работы в Республике Таджикистан, реализация когнитивного и креативного подходов, игровых технологий обучения – все это рассматривается в качестве эффективных методических путей совершенствования преподавания русской классической литературы в университетах Республики Таджикистан.
В последние годы в отечественных вузах растет число китайских студентов-вокалистов, стремящихся овладеть академическим вокалом, включая стиль бельканто. При этом обучение пению таких студентов сопряжено с рядом проблем, обусловленных различием типологии голосов, эстетических и технических принципов исполнения партий в операх западно-европейских композиторов и национальной китайской манеры пения, что и определяет актуальность исследования. Цель работы – выявление специфики обучения китайских студентов-вокалистов с учетом различий типов теноров и особенностей оперных партий, предназначенных для особых тембров высокого мужского певческого голоса. Задачами работы стали определение специфики тенора как певческого голоса, дифференциация типов теноров и их характеристик, формулировка основных проблем обучения китайских студентов-вокалистов и путей их решения в связи со спецификой и типологией тенора. В ходе исследования проанализированы и обобщены научные труды, посвященные тенору как певческому голосу и его типам. Сравнительному анализу подвергнуты западноевропейский и национальный китайский стили пения. Критически рассмотрены теория и практика обучения китайских студентов-вокалистов, определены пути решения проблем профессиональной подготовки обучающихся из КНР. Результатом исследования стали рекомендации, касающиеся профессиональной подготовки китайских студентов-вокалистов. В работе делается вывод о том, что специфика тенора как певческого голоса и его различных типов играет важную роль в профессиональной подготовке китайских студентов-вокалистов, поскольку овладение ими теми или иными качествами тенорового голоса, навыками и умениями вокально-исполнительского искусства, основанного на принципах западноевропейской оперы и культуры бельканто, напрямую связаны с музыкальным языком и стилем партий, предназначенных для того или иного типа певёческого голоса.
Вопросы редизайна технологии обучения профессиональному иностранному языку в магистратуре приобретают особую актуальность в связи с необходимостью качественной, соответствующей запросу времени подготовки выпускников. Практико-ориентированное и профессионально-ориентированное обучение средствами сценарного подхода позволяет сформировать языковые и профессиональные компетенции в процессе обучения. Статья нацелена на исследование особенностей редизайна технологии обучения иностранному языку делового и профессионального общения в магистратуре. Авторы рассматривают основные характеристики концепта «технология обучения», выделяют отличительные черты технологии обучения профессиональному иностранному языку, требующие переформатирования. Особое внимание фокусируется на возможностях искусственного интеллекта в процессе обучения профессиональному иностранному языку магистрантов направления «Категорийный менеджмент». В статье представлен опрос преподавателей и магистрантов Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова о процессе обучения иностранному языку в магистратуре. Полученные результаты позволяют сделать вывод о перспективности использования сценарного подхода как основы модернизации технологии.
Использование методов взаимооценивания становится неотъемлемым компонентом современных образовательных технологий и привлекает внимание преподавателей высших учебных заведений в контексте оптимизации процессов оценки учебных достижений, а также активного вовлечения студентов в образовательный процесс. Данное исследование основано на анализе использования практик взаимооценивания и взаимной обратной связи в курсе «Академическое письмо» на английском языке и отношения студентов к участию в процессе взаимооценивания. В статье рассмотрены виды заданий, примеры организации работы, а также этапы процедуры взаимооценивания и предоставления обратной связи. В ходе опытного обучения, проводившегося в рамках данного исследования в экспериментальной (n = 42) и контрольной (n = 45) группах, были получены данные о влиянии практик взаимооценивания на развитие системных компетенций учащихся. Они были проанализированы с помощью оценки средних значений, стандартных отклонений и t-критерия Стьюдента для независимых выборок, что позволило выявить общие тенденции и статистически значимые показатели. Полученные результаты свидетельствуют о том, что взаимооценивание может служить инструментом для развития таких системных компетенций, как результативность и коммуникативные навыки. Кроме того, в результате использования практик взаимооцениваёния значительно улучшилось качество письменных работ, студенты научились анализировать, оценивать и комментировать работы друг друга, работать в атмосфере сотрудничества, предоставлять полезную и конструктивную обратную связь. Результаты исследования могут быть использованы преподавателям университетов в качестве теоретического и практического основания для разработки учебно-методических материалов с использованием практик взаимооценивания и взаимной обратной связи.
Современные преподаватели рисунка в связи с небольшим количеством часов, выделенных на обучение рисунку портрета в стенах художественно-графического факультета, обращают большое внимание на работу с натуры, часто забывая, что помимо этого есть другие виды рисунка, и редко стремятся разнообразить методы преподавания. В связи с этим страдает подготовка специалистов в области рисунка, что в дальнейшем создает у студентов трудности в создании живописного произведения, графической и живописной композиции. Авторами данной статьи проводится анализ методов преподавания, направленных на создание грамотного рисунка портрета, предлагаются пути решения выразительного художественного образа. Предлагаемые методики были разработаны специалистами художественно-графического факультета Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета и апробированы при обучении будущих художников-педагогов. Установлено, что педагог должен опираться не только на работу с натуры, но и на другие виды рисования, активно пользоваться педагогическим рисунком и призывать студентов выполнять конструктивные рисунки, знакомить обучаемых с историей методов преподавания рисунка портрета.
Авторами статьи предложена методика формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в средней школе, апробированная в условиях реального учебного процесса. Обучение школьников приемам анализа текста представляет определенные сложности, т.к. недостаточный читательский опыт детей не позволяет им в должной мере сформировать интеллектуальный инструментарий, необходимый для освоения текста на эмпирическом уровне. Недостаточность читательских умений является серьезным препятствием успешного школьного обучения еще и потому, что оно по сути строится на основе освоения письменных текстов и устных высказываний. Авторы делятся опытом включения методических приемов читательской грамотности в канву урока русского языка и литературы, что способствует формированию умений работы с исходными текстами и развитию навыков создания вторичных текстов в ходе информационной переработки исходной информации, а также обеспечивает достижение личностных и метапредметных результатов, предусмотренных ФГОС основного общего и среднего общего образования.
Издательство
- Издательство
- МПГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- Юр. адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- ФИО
- Алексей Владимирович Лубков (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- mail@mpgu.su
- Контактный телефон
- +7 (499) 2466011