Преодоление стрессовых ситуаций наркозависимыми подростками: практические рекомендации психологам и педагогам (2024)
Употребление наркотиков, как и многие нездоровые модели поведения, обычно начинается в подростковом возрасте, но зависит от множества факторов (как защитных, так и факторов риска). К факторам риска можно отнести некоторые личностные и поведенческие особенности подростка, поэтому важным направлением научных исследований является их изучение. Не менее важным представляется психолого-педагогический аспект проблемы, в частности, в рамках данной статьи разработаны практические рекомендации для педагогов и психологов в работе с наркозависимыми подростками, пребывающими в стрессовых ситуациях. В основу практических рекомендаций легли результаты эмпирического исследования пове- денческих стратегий преодоления стресса наркозависимыми подростками. В исследовании приняли участие в общей сложности 48 подростков в возрасте от 14 до 17 лет (из них 16 подростков с наркотической зависимостью и 32 подростка, у которых при тестировании на зависимость не было обнаружено высоких баллов ни по одной шкале). Исследование поведенческих
стратегий проводилось с помощью методики «Диагностика стратегий преодоления стрессовых ситуаций» (С. Хобфолл), позволяющей определить степень выраженности девяти моделей преодолевающего поведения и общий индекс конструктивности поведения в стрессовых ситуациях. По результатам исследования можно сделать вывод, что подростки с наркозависимостью в стрессовых ситуациях достоверно чаще по сравнению со сверстниками без признаков зависимости выбирают такие стратегии поведения, как импульсивные действия, избегание и асоциальные действия, среднегрупповой индекс конструктивности поведения у них низкий.
Идентификаторы и классификаторы
Употребление наркотиков является без преувеличения глобальной проблемой. По данным ООН, в 2021 г. 5,6% населения мира в возрасте 15–64 лет употребляли наркотики хотя бы один раз, причем употребление большинства наркотиков среди молодых людей выше, чем среди пожилых. Рост количества подростков и молодых людей, злоупотребляющих наркотиками, показан во многих исследованиях. Около 14% общей нагрузки на здоровье молодых мужчин вызвано злоупотреблением алкоголем и наркотиками [21].
Список литературы
- Анализ копинг-стратегий подростков делинквентного поведения как условие оптимизации психолого-педагогического сопровождения учащихся / Волченкова Е.В., Кузнецова Е.В., Санникова Ю.П. м др. // Science for Education Today. 2020. Т. 10. № 5. С. 84–103. DOI: 10.15293/2658- 6762.2005.05 [Volchenkova E.V., Kuznetsova E.V., Sannikova Yu.P. et al.
Analysis of coping strategies of adolescents of delinquent behavior as a condition for optimizing psychological and pedagogical support of students. Science for Education Today. 2020. Vol. 10. No. 5. Pp. 84–103. (In Rus.). DOI: 10.15293/2658-6762.2005.05] - Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб., 2009. [Vodopyanova N.E. Psikhodiagnostika stressa [Psychodiagnostics of stress]. St. Petersburg, 2009.]
- Габер И.В., Москвитин П.Н., Турбинский В.В. Междисциплинарный под- ход в профилактике аддиктивного поведения школьников // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2017. Т. 17. № S2. С. 50–51. [Gaber I.V., Moskvitin P.N., Turbinsky V.V. Interdisciplinary approach in the prevention of addictive behavior of schoolchildren. Issues of Mental Health of Children and Adolescents. 2017. Vol. 17. No. S2. Pp. 50–51. (In Rus.)]
- Голенков А.А., Сирош Д.С. Феномен самостигматизации у несовершеннолетних с химической аддикцией // Iinternational Journal of Medicine and Psychology. 2022. Т. 5. № 1. С. 131–139. [Golenkov A.A. Sirosh D.S. The phenomenon of self-stagmatisation in minors with chemical addiction. International Journal of Medicine and Psychology. 2022. Vol. 5. No. 1. Pp. 131–139. (In Rus.)]
- Иванцов О.В., Клепцова Е.Ю. Психологические характеристики зависимой личности // Человеческий капитал. 2020. № 7 (139). С. 103–112. DOI: 10.25629/HC.2020.07.09 [Ivantsov O.V., Kleptsova E.Yu. Psychological characteristics of a dependent personality. Chelovecheskii kapital. 2020. No. 7 (139). Pp. 103–112. (In Rus.). DOI: 10.25629/HC.2020.07.09]
- Курек Н.С. Нарушения психической активности и злоупотребление психо- активными веществами в подростковом возрасте. СПб., 2001. [Kurek N.S. Narusheniya psikhicheskoy aktivnosti i zloupotreblenie psikhoaktivnymi veshchestvami v podrostkovom vozraste [Mental activity disorders and substance abuse in adolescence]. St. Petersburg, 2001.]
- Леус Э.В., Соловьев А.Г., Новикова И.А. Возрастные психологические аспекты аддиктивного поведения подростков // Наркология. 2016. Т. 15. № 3 (171). С. 12–17. [Leus E.V., Solovev A.G., Novikova I.A. Age-related psychological aspects of addictive behavior of adolescents. Narkologiya. 2 Vol. 15. No. 3 (171). Pp. 12–17. (In Rus.)]
- Личностные и психоэмоциональные особенности лиц юношеского возраста, употребляющих синтетические наркотики / Соловьева И.Г., Патрикеева О.Н., Рецер Р.А., Ларин А.В. // Развитие человека в современном мире. 2021. № 3. С. 58–65. [Soloveva I.G., Patrikeeva O.N., Retser R.A., Larin A.V. Personal and psycho-emotional features of young people using synthetic drugs. Human Development in the Modern World. 2021. No. 3. Pp. 58–65. (In Rus.)]
- Миронова О.И., Машкин К.А. Повышение самоэффективности студентов в условиях экзаменационного стресса // Педагогика и психология образования. 2022. № 1. С. 240–253. DOI: 10.31862/2500-297X-2022-1-240-253 [Mironova O.I., Mashkin K.A. Improving students’ self-efficacy under exam stress. Pedagogy and Psychology of Education. 2022. No. 1. Pp. 240–253. (In Rus.). DOI: 10.31862/2500-297X-2022-1-240-253]
- Миронова О.И., Машкин К.А. Самоэффективность студентов в условиях экзаменационного стресса // Педагогика и психология образования. 2021. № 3. С. 133–145. DOI: 10.31862/2500-297X-2021-3-133-145 [Mironova O.I., Mashkin K.A. Self-efficacy of students under examination stress. Pedagogy and Psychology of Education. 2021. No. 3. Pp. 133–145. (In Rus.) DOI: 10.31862/2500-297X-2021-3-133-145]
- Миронова О.И. Подходы к изучению экзаменационного стресса у студентов // Педагогика и психология образования. 2021. № 1. С. 159–170. DOI: 10.31862/2500-297X-2021-1-159-170 [Mironova O.I. Approaches to the study and Psychology of Education. 2021. No. 1. Pp. 159–170. (In Rus.) DOI: 10.31862/2500-297X-2021-1-159-170]
- Нинилина Г.А. Профилактика аддиктивного поведения подростков в рамках проекта трудовой направленности // Традиции и инновации в педагогическом образовании: сборник научных трудов / научн. ред. Ю.Н. Галагузова. Екатеринбург, 2017. Вып. 3. С. 174–177. [Ninilina G.A. Prevention of addictive behavior of adolescents within the framework of the labor orientation project. Traditsii i innovatsii v pedagogicheskom obrazovanii. Yu.N. Galaguzova (ed.). Ekaterinburg, 2017. Vol. 3. Pp. 174–177. (In Rus.)]
- Располова Н.И., Джамантаева М.Ш., Мархабаева Р.А. Роль социальных и личностных факторов в генезе аддиктивных расстройств // Вестник Казахского Национального медицинского университета имени С.Д. Асфендиярова. 2019. [Raspolova N.I., Dzhamantayeva M.Sh., Marhabayeva R.A. The role of social and personal factors in the genesis of addictive disorders. Bulletin of the Kazakh National Medical University named after S.D. Asfendiyarov. 2019. No. 1. Pp. 228–236. (In Rus.)]
- Романова Д.В. Исследование аддиктивного поведения подростков // Молодежь Сибири – науке России: научно-практическая конференция / сост. Л.М. Ашихмина. Красноярск, 2019. С. 179–181. [Romanova D.V. The study of addictive behavior of adolescents. Molodezh Sibiri – nauke Rossii. L.M. Ashikhmina (ed.). Krasnoyarsk, 2019. Pp. 179–181. (In Rus.)]
- Связь семейной структуры и особенностей реагирования на стресс у подростков аддиктов / Овчинников А.А., Султанова А.Н., Сычева Т.Ю., Мамедов Т.Н. // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2018. Т. 118. № 1-2. С. 22–25. [Ovchinnikov A.A, Sultanova A.N, Sycheva T.Yu, Mamedov T.N. The relationship between the family structure and characteristics of the stress reaction in adolescent addicts. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2018. Vol. 118. No. 1‑2. Pp. 22–25. (In Rus.)]
- Шубникова Е.Г. Непродуктивные стратегии совладающего поведения как маркеры склонности подростков к зависимому поведению // Социальная педагогика. 2019. № 3. С. 73–78. [Shubnikova E.G. Unproductive strategies of coping behavior as markers of adolescents’ propensity to dependent behavior. Social Pedagogy. 2019. No. 3. Pp. 73–78. (In Rus.)]
- Gossop M., Stewart D., Browne N., Marsden J. Factors associated with abstinence, lapse or relapse toheroin use after residential treatment: Protective effect of coping responses. Addiction. 2002. No. 97. Pp. 1259–1267.
- Henneberger A.K., Mushonga D.R., Preston A.M. Peer influence and adolescent substance use: A systematic review of dynamic social network research. Adolesc Res Rev. 2020. No. 6 (1). Pp. 57–73. DOI: 10.1007/s40894-019-00130-0
- Mezzich A.C., Tarter R.E., Kirisci L. et al. Coping capacity in female adolescent substance abusers. Addictive Behaviors. 1995. No. 20 (2). Pp. 181–1877. DOI: 10.1016/0306-4603(94)00056-5
- Moser A.E., Annis H.M. The role of coping in relapse crisis outcome: A prospective study of treatedalcoholics. Addiction. 1996. No. 91. Pp. 1101–1114.
- Nations United. World Drug Report 2021. URL: https://wdr.unodc.org/wdr2021/ index.html (accessed: 24.06.2021).
- Nawi A.M., Ismail R., Ibrahim F. Risk and protective factors of drug abuse among adolescents: A systematic review. BMC Public Health. 2021. No. 21. Pp. 2073–2089. DOI: 10.1186/s12889-021-11906-2
- Rawas El.R., Venniro M. Editorial: The double facets of social behavior in drug addiction. Frontiers in Behavioral Neuroscience. 2022. No. 16. DOI: 10.3389/ fnbeh.2022.907327
- Wills T.A., Hirky A.E. Coping and substance abuse: A theoretical model and review of the evidence. Handbook of coping: Therapy, re-search, applications. N.S. Zeidner (ed.). New York, 1996. Pp. 297–302.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В 2023 г. среди российских подростков, которые изучают иностранный (английский) язык в школах и заведениях среднего профессионального образования, был проведен опрос, посвященный самооценке языковых способностей и оценке различных параметров, касающихся преподавания иностранного (английского) языка в российских учебных заведениях. Одним из параметров для оценки были профессиональные стили педагогов в различных разрезах учебной работы (подготовка к занятиям, план рование хода урока, подход к подаче материала, мотивирование учащихся, разрешение конфликтов и др.). Опрос позволил выявить, что подростки в основном оценивают уровень своих языковых способностей как средний, но в их видении учителя английского языка чаще являются профессионалами с достаточным уровнем предметной подготовки и коммуникативных компетенций. По результатам исследования автор делает вывод о том, что к стараниям учителей и умению работать с аудиторией чаще положительно относятся более способные, ответственные и заинтересованные ученики, которые применяют и осваивают язык не только на уроках, но и за пределами школы, в т.ч. при выполнении домашней работы и знакомстве с культурой англоязычных стран.
В статье рассматриваются особенности взаимосвязи когнитивных стилей и психологических предикторов в юношеском возрасте. Исследуется проблема изучения когнитивных стилей, показывается специфика их проявления. Рассматриваются психологические предикторы как условие проявления субъективного благополучия личности. Показана актуальность изучения данного феномена во взаимосвязи с субъективным благополучием личности как интегрального психологического образования. Для анализа обозначенных проблем автором на базе Самарского филиала Московского городского педагогического университета проведено эмпирическое исследование. В нем приняли участие 100 студентов 1–4 курсов факультета педагогики и психологии. Полученные результаты предложено использовать в разработке приоритетных направлений, программ мероприятии конкретных практических рекомендаций по трансформации когнитивных стилей, а также изменений личностного благополучия. Следует отметить, что в процессе исследования был выявлен дефицит диагностического инструментария, позволяющего комплексно определять когнитивные стили и их особенности.
Методика обучения литературе как педагогическая наука в Республике Таджикистан определяет цели и задачи преподавания литературы в средней и высшей школе, содержание литературного образования, разрабатывает научные критерии отбора произведений для изучения из богатейшей сокровищницы мировой литературы, наиболее эффективные методические приемы, посредством которых учащиеся познают ценность изученных литературно-художественных произведений, и при этом опирается на традиции советской и российской методики преподавания литературы. В статье обращается внимание на особую значимость звуковой и зрительной наглядности в обучении, которая активизирует работу воображения, рождает ассоциации, выводит на сопоставления. Использование сопоставительного анализа произведений таджикской и русской классической литературы, освоение изобразительных средств родного и русского языка, адаптация российских учебников по литературе для условий работы в Республике Таджикистан, реализация когнитивного и креативного подходов, игровых технологий обучения – все это рассматривается в качестве эффективных методических путей совершенствования преподавания русской классической литературы в университетах Республики Таджикистан.
В последние годы в отечественных вузах растет число китайских студентов-вокалистов, стремящихся овладеть академическим вокалом, включая стиль бельканто. При этом обучение пению таких студентов сопряжено с рядом проблем, обусловленных различием типологии голосов, эстетических и технических принципов исполнения партий в операх западно-европейских композиторов и национальной китайской манеры пения, что и определяет актуальность исследования. Цель работы – выявление специфики обучения китайских студентов-вокалистов с учетом различий типов теноров и особенностей оперных партий, предназначенных для особых тембров высокого мужского певческого голоса. Задачами работы стали определение специфики тенора как певческого голоса, дифференциация типов теноров и их характеристик, формулировка основных проблем обучения китайских студентов-вокалистов и путей их решения в связи со спецификой и типологией тенора. В ходе исследования проанализированы и обобщены научные труды, посвященные тенору как певческому голосу и его типам. Сравнительному анализу подвергнуты западноевропейский и национальный китайский стили пения. Критически рассмотрены теория и практика обучения китайских студентов-вокалистов, определены пути решения проблем профессиональной подготовки обучающихся из КНР. Результатом исследования стали рекомендации, касающиеся профессиональной подготовки китайских студентов-вокалистов. В работе делается вывод о том, что специфика тенора как певческого голоса и его различных типов играет важную роль в профессиональной подготовке китайских студентов-вокалистов, поскольку овладение ими теми или иными качествами тенорового голоса, навыками и умениями вокально-исполнительского искусства, основанного на принципах западноевропейской оперы и культуры бельканто, напрямую связаны с музыкальным языком и стилем партий, предназначенных для того или иного типа певёческого голоса.
Вопросы редизайна технологии обучения профессиональному иностранному языку в магистратуре приобретают особую актуальность в связи с необходимостью качественной, соответствующей запросу времени подготовки выпускников. Практико-ориентированное и профессионально-ориентированное обучение средствами сценарного подхода позволяет сформировать языковые и профессиональные компетенции в процессе обучения. Статья нацелена на исследование особенностей редизайна технологии обучения иностранному языку делового и профессионального общения в магистратуре. Авторы рассматривают основные характеристики концепта «технология обучения», выделяют отличительные черты технологии обучения профессиональному иностранному языку, требующие переформатирования. Особое внимание фокусируется на возможностях искусственного интеллекта в процессе обучения профессиональному иностранному языку магистрантов направления «Категорийный менеджмент». В статье представлен опрос преподавателей и магистрантов Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова о процессе обучения иностранному языку в магистратуре. Полученные результаты позволяют сделать вывод о перспективности использования сценарного подхода как основы модернизации технологии.
Использование методов взаимооценивания становится неотъемлемым компонентом современных образовательных технологий и привлекает внимание преподавателей высших учебных заведений в контексте оптимизации процессов оценки учебных достижений, а также активного вовлечения студентов в образовательный процесс. Данное исследование основано на анализе использования практик взаимооценивания и взаимной обратной связи в курсе «Академическое письмо» на английском языке и отношения студентов к участию в процессе взаимооценивания. В статье рассмотрены виды заданий, примеры организации работы, а также этапы процедуры взаимооценивания и предоставления обратной связи. В ходе опытного обучения, проводившегося в рамках данного исследования в экспериментальной (n = 42) и контрольной (n = 45) группах, были получены данные о влиянии практик взаимооценивания на развитие системных компетенций учащихся. Они были проанализированы с помощью оценки средних значений, стандартных отклонений и t-критерия Стьюдента для независимых выборок, что позволило выявить общие тенденции и статистически значимые показатели. Полученные результаты свидетельствуют о том, что взаимооценивание может служить инструментом для развития таких системных компетенций, как результативность и коммуникативные навыки. Кроме того, в результате использования практик взаимооцениваёния значительно улучшилось качество письменных работ, студенты научились анализировать, оценивать и комментировать работы друг друга, работать в атмосфере сотрудничества, предоставлять полезную и конструктивную обратную связь. Результаты исследования могут быть использованы преподавателям университетов в качестве теоретического и практического основания для разработки учебно-методических материалов с использованием практик взаимооценивания и взаимной обратной связи.
Особую значимость в современном мире в связи с социально-культурными изменениями приобретает профессиональная деятельность преподавателей художественных дисциплин, ответственных за сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей и развитие творческих способностей обучающихся. Специфика профессиональной деятельности таких специалистов заключается в сложном интегративном единстве художественной и педагогической деятельностей. Цель предлагаемого исследования – уточнить характеристики профессиональной деятельности преподавателей художественных дисциплин на иностранном языке. Автор проводит анализ теоретических исследований и отмечает, что профессиональной деятельности преподавателей художественных дисциплин присущи такие характеристики, как личностно-ориентированный характер, интерактивность, коммуникативно-когнитивный характер и творческая направленность. В статье описывается компонентная структура профессиональной деятельности преподавателей художественных дисциплин, определяется комплекс знаний и умений, необходимых такому специалисту для выполнения профессиональных обязанностей на иностранном языке. В результате исследования было установлено, что качественная иноязычная подготовка преподавателей художественных дисциплин должна отражать структуру профессиональной деятельности таких преподавателей и учитывать ее характерные особенности. Это позволит обеспечить развитие личности специалиста, готового к взаимодействию на иностранном языке для продуктивного профессионального диалога и эффективного решения профессиональных задач.
Современные преподаватели рисунка в связи с небольшим количеством часов, выделенных на обучение рисунку портрета в стенах художественно-графического факультета, обращают большое внимание на работу с натуры, часто забывая, что помимо этого есть другие виды рисунка, и редко стремятся разнообразить методы преподавания. В связи с этим страдает подготовка специалистов в области рисунка, что в дальнейшем создает у студентов трудности в создании живописного произведения, графической и живописной композиции. Авторами данной статьи проводится анализ методов преподавания, направленных на создание грамотного рисунка портрета, предлагаются пути решения выразительного художественного образа. Предлагаемые методики были разработаны специалистами художественно-графического факультета Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета и апробированы при обучении будущих художников-педагогов. Установлено, что педагог должен опираться не только на работу с натуры, но и на другие виды рисования, активно пользоваться педагогическим рисунком и призывать студентов выполнять конструктивные рисунки, знакомить обучаемых с историей методов преподавания рисунка портрета.
Авторами статьи предложена методика формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в средней школе, апробированная в условиях реального учебного процесса. Обучение школьников приемам анализа текста представляет определенные сложности, т.к. недостаточный читательский опыт детей не позволяет им в должной мере сформировать интеллектуальный инструментарий, необходимый для освоения текста на эмпирическом уровне. Недостаточность читательских умений является серьезным препятствием успешного школьного обучения еще и потому, что оно по сути строится на основе освоения письменных текстов и устных высказываний. Авторы делятся опытом включения методических приемов читательской грамотности в канву урока русского языка и литературы, что способствует формированию умений работы с исходными текстами и развитию навыков создания вторичных текстов в ходе информационной переработки исходной информации, а также обеспечивает достижение личностных и метапредметных результатов, предусмотренных ФГОС основного общего и среднего общего образования.
Издательство
- Издательство
- МПГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- Юр. адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- ФИО
- Алексей Владимирович Лубков (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- mail@mpgu.su
- Контактный телефон
- +7 (499) 2466011