Взаимосвязь когнитивных стилей и психологических предикторов удовлетворенности жизнью в юношеском возрасте (2024)
В статье рассматриваются особенности взаимосвязи когнитивных стилей и психологических предикторов в юношеском возрасте. Исследуется проблема изучения когнитивных стилей, показывается специфика их проявления. Рассматриваются психологические предикторы как условие проявления субъективного благополучия личности. Показана актуальность изучения данного феномена во взаимосвязи с субъективным благополучием личности как интегрального психологического образования. Для анализа обозначенных проблем автором на базе Самарского филиала Московского городского педагогического университета проведено эмпирическое исследование. В нем приняли участие 100 студентов 1–4 курсов факультета педагогики и психологии. Полученные результаты предложено использовать в разработке приоритетных направлений, программ мероприятии конкретных практических рекомендаций по трансформации когнитивных стилей, а также изменений личностного благополучия. Следует отметить, что в процессе исследования был выявлен дефицит диагностического инструментария, позволяющего комплексно определять когнитивные стили и их особенности.
Идентификаторы и классификаторы
Одной из самых важных и интересных проблем психологии, несомненно, является проблема индивидуальных психических различий между людьми. Чем детерминируются поступки, мотивация личности, что отличает одного человека от другого – эти и многие другие вопросы с давних времен интересуют ученых, занимавшихся проблемой индивидуальных различий. В связи с этим такая область знаний как психология когнитивных стилей, предметом которой являются познавательные процессы, представляет особый интерес и является актуальной. Важно отметить, что само понятие когнитивного стиля возникло на стыке психологии личности и психологии познания.
Список литературы
- Адлер А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека. Киев, 1997. [Adler A. Individualnaya psikhologiya kak put k poznaniyu i samopoznaniyu cheloveka [Individual psychology as a path to human knowledge and self-knowledge]. Kyiv, 1997.]
- Аргайл М. Психология счастья. СПб., 2003. [Argyll M. Psikhologiya schastya [Psychology of happiness]. St. Petersburg, 2003.]
- Артищева Л.В. Когнитивные стили в образе психического состояния. Казань, 2017. [Artishcheva L.V. Kognitivnye stili v obraze psikhicheskogo sostoyaniya [Cognitive styles in the image of mental state]. Kazan, 2017.]
- Бардина Е.Ю. Изучение связи когнитивного стиля подростков с характеристиками их личности. Пенза, 2018. [Bardina E.Yu. Izuchenie svyazi kognitivnogo stilya podrostkov s kharakteristikami ikh lichnosti [Studying the connection between adolescents’ cognitive style and their personality characteristics]. Penza, 2018.]
- Голдберг Э. Управляющий мозг: лобные доли, лидерство и цивилизация / пер. с англ. Д. Бугакова. М., 2003. [Goldberg E. Upravlyayushchiy mozg: lobnye doli, liderstvo i tsivilizatsiya [Controlling brain: Frontal lobes, leadership and civilization]. Transl. from English. Moscow, 2003.]
- Карапетян Л.В. Предикторы эмоционально-личностного благополучия. Часть 1: Интернальные позитивные предикторы // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2018. Т. 24. № 2 (174). С. 66–73. [Karapetyan L.V. Predictors of emotional and personal well-being. Part 1: Internal positive predictors. Izvestiya Uralskogo federalnogo universiteta. Seriya 1: Problemy obrazovaniya, nauki i kultury. 2018. Vol. 24. No. 2 (174). Pp. 66–73. (In Rus)]
- Кон И.С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М., 1979. [Kon I.S. Psikhologiya yunosheskogo vozrasta: (Problemy formirovaniya lichnosti) [Psychology of adolescence: (Problems of personality formation)]. Moscow, 1979.]
- Куликов Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Общество и политика / под ред. В.Ю. Большакова. СПб., 2000. [Kulikov L.V. Determinants of life satisfaction. Obshchestvo i politika. V.Yu. Bolshakova (ed.). St. Petersburg, 2000.]
- Леонтьев Д.А. Позитивная психология – повестка дня нового столетия // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 4. С. 36–58. [Leontiev D.A. Positive psychology – the agenda of the new century. Psychology. Journal of Higher School of Economics. 2012. Vol. 9. No. 4. Pp. 36–58. (In Rus)]
- Мамедова Л.В., Сергиевич А.А., Хороших П.П. Современные особенности изучения когнитивных стилей // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 242–245. [Mamedova L.V., Sergievich A.A., Khoroshikh P.P. Modern features of the study of cognitive styles. Azimut nauchnykh issledovaniy: pedagogika i psikhologiya. 2016. Vol. 5.
No. 2 (15). Pp. 242–245. (In Rus)] - Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю., Трубников В.И. О природе психологических предикторов // Психологическая наука и образование. 1998. Т. 3. № 1. [Maryutina T.M., Ermolaev O.Yu., Trubnikov V.I. On the nature of psychological predictors. Psychological Science and Education. 1998. Vol. 3. No. 1. (In Rus.)]
- Олпорт Г. Личность в психологии. М.; СПб., 1998. [Allport G. Personality in Psychology [Personality in psychology]. Transl. from English. Moscow; St. Petersburg, 1998.]
- Селигман М. Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия. М., 2013. [Seligman M. Put k protsvetaniyu. Novoe ponimanie schastya i blagopoluchiya [The path to prosperity. A new understanding of happiness and well-being]. Transl. from English. Moscow, 2013.]
- Солсо Р. Когнитивная психология. 6-е изд. СПб., 2006. [Solso R. Kognitivnaya psikhologiya [Cognitive psychology]. Transl. from English. St. Petersburg, 2006.].
- Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. СПб., 2004. [Kholodnaya M.A. Kognitivnye stili. O prirode individualnogo uma [Cognitive styles. On the nature of the individual mind]. St. Petersburg, 2004.]
- Холодная М.А. Когнитивная психология. Когнитивные стили: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры. 3-е изд. М., 2018. [Kholodnaya M.A. Kognitivnaya psikhologiya. Kognitivnye stili [Cognitive psychology. Cognitive styles]. Moscow, 2018.]
- Шамионов Р.М. Психология субъективного благополучия (к разработке интегративной концепции). Саратов, 2004. [Shamionov R.M. Psikhologiya subyektivnogo blagopoluchiya (k razrabotke integrativnoy kontseptsii) [Psychology of subjective well-being (towards the development of an integrative concept)]. Saratov, 2004.]
- Шкуратова И.П. Когнитивный стиль и общение. Ростов-н/Д., 1994. [Shkuratova I.P. Kognitivnyy stil i obshchenie [Cognitive style and communication]. Rostov-on-Don, 1994.]
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. М., 1996. [Erickson E. Identichnost: yunost i krizis [Identity: Youth and crisis]. Transl. from English. A.V. Tolstykh (ed. and preface). Moscow, 1996.]
- Diener E. Subjective well-being. Psychological Bulletin. 1984. No. 95. Pp. 542–575.
- Frederick S. Cognitive reflection and decision making. Journal of Economic Perspectives. 2005. No. 19. Pp. 5–4.
- Pithers R.T. Cognitive learning style. A Review of the Field Dependent – Field Independent Approach. Journal of Vocational Education and Training. 2002. Vol. 54. No. 1. Pp. 117–132.
- Riding R.J., Cheema I. Cognitive styles: An overview and integration. Educat. Psychology. 1991. Vol. 11. Pp. 193–215.
- Waterman A.S. Reconsidering happiness: A eudaimonist’s perspective. Journal of Positive Psychology. 2008. Vol. 3. Pp. 234–252.
- Witkin H.A. Cognitive styles: Essence and origins. Field dependence and field independence. N.Y., 1982.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В 2023 г. среди российских подростков, которые изучают иностранный (английский) язык в школах и заведениях среднего профессионального образования, был проведен опрос, посвященный самооценке языковых способностей и оценке различных параметров, касающихся преподавания иностранного (английского) языка в российских учебных заведениях. Одним из параметров для оценки были профессиональные стили педагогов в различных разрезах учебной работы (подготовка к занятиям, план рование хода урока, подход к подаче материала, мотивирование учащихся, разрешение конфликтов и др.). Опрос позволил выявить, что подростки в основном оценивают уровень своих языковых способностей как средний, но в их видении учителя английского языка чаще являются профессионалами с достаточным уровнем предметной подготовки и коммуникативных компетенций. По результатам исследования автор делает вывод о том, что к стараниям учителей и умению работать с аудиторией чаще положительно относятся более способные, ответственные и заинтересованные ученики, которые применяют и осваивают язык не только на уроках, но и за пределами школы, в т.ч. при выполнении домашней работы и знакомстве с культурой англоязычных стран.
Употребление наркотиков, как и многие нездоровые модели поведения, обычно начинается в подростковом возрасте, но зависит от множества факторов (как защитных, так и факторов риска). К факторам риска можно отнести некоторые личностные и поведенческие особенности подростка, поэтому важным направлением научных исследований является их изучение. Не менее важным представляется психолого-педагогический аспект проблемы, в частности, в рамках данной статьи разработаны практические рекомендации для педагогов и психологов в работе с наркозависимыми подростками, пребывающими в стрессовых ситуациях. В основу практических рекомендаций легли результаты эмпирического исследования пове- денческих стратегий преодоления стресса наркозависимыми подростками. В исследовании приняли участие в общей сложности 48 подростков в возрасте от 14 до 17 лет (из них 16 подростков с наркотической зависимостью и 32 подростка, у которых при тестировании на зависимость не было обнаружено высоких баллов ни по одной шкале). Исследование поведенческих
стратегий проводилось с помощью методики «Диагностика стратегий преодоления стрессовых ситуаций» (С. Хобфолл), позволяющей определить степень выраженности девяти моделей преодолевающего поведения и общий индекс конструктивности поведения в стрессовых ситуациях. По результатам исследования можно сделать вывод, что подростки с наркозависимостью в стрессовых ситуациях достоверно чаще по сравнению со сверстниками без признаков зависимости выбирают такие стратегии поведения, как импульсивные действия, избегание и асоциальные действия, среднегрупповой индекс конструктивности поведения у них низкий.
Методика обучения литературе как педагогическая наука в Республике Таджикистан определяет цели и задачи преподавания литературы в средней и высшей школе, содержание литературного образования, разрабатывает научные критерии отбора произведений для изучения из богатейшей сокровищницы мировой литературы, наиболее эффективные методические приемы, посредством которых учащиеся познают ценность изученных литературно-художественных произведений, и при этом опирается на традиции советской и российской методики преподавания литературы. В статье обращается внимание на особую значимость звуковой и зрительной наглядности в обучении, которая активизирует работу воображения, рождает ассоциации, выводит на сопоставления. Использование сопоставительного анализа произведений таджикской и русской классической литературы, освоение изобразительных средств родного и русского языка, адаптация российских учебников по литературе для условий работы в Республике Таджикистан, реализация когнитивного и креативного подходов, игровых технологий обучения – все это рассматривается в качестве эффективных методических путей совершенствования преподавания русской классической литературы в университетах Республики Таджикистан.
В последние годы в отечественных вузах растет число китайских студентов-вокалистов, стремящихся овладеть академическим вокалом, включая стиль бельканто. При этом обучение пению таких студентов сопряжено с рядом проблем, обусловленных различием типологии голосов, эстетических и технических принципов исполнения партий в операх западно-европейских композиторов и национальной китайской манеры пения, что и определяет актуальность исследования. Цель работы – выявление специфики обучения китайских студентов-вокалистов с учетом различий типов теноров и особенностей оперных партий, предназначенных для особых тембров высокого мужского певческого голоса. Задачами работы стали определение специфики тенора как певческого голоса, дифференциация типов теноров и их характеристик, формулировка основных проблем обучения китайских студентов-вокалистов и путей их решения в связи со спецификой и типологией тенора. В ходе исследования проанализированы и обобщены научные труды, посвященные тенору как певческому голосу и его типам. Сравнительному анализу подвергнуты западноевропейский и национальный китайский стили пения. Критически рассмотрены теория и практика обучения китайских студентов-вокалистов, определены пути решения проблем профессиональной подготовки обучающихся из КНР. Результатом исследования стали рекомендации, касающиеся профессиональной подготовки китайских студентов-вокалистов. В работе делается вывод о том, что специфика тенора как певческого голоса и его различных типов играет важную роль в профессиональной подготовке китайских студентов-вокалистов, поскольку овладение ими теми или иными качествами тенорового голоса, навыками и умениями вокально-исполнительского искусства, основанного на принципах западноевропейской оперы и культуры бельканто, напрямую связаны с музыкальным языком и стилем партий, предназначенных для того или иного типа певёческого голоса.
Вопросы редизайна технологии обучения профессиональному иностранному языку в магистратуре приобретают особую актуальность в связи с необходимостью качественной, соответствующей запросу времени подготовки выпускников. Практико-ориентированное и профессионально-ориентированное обучение средствами сценарного подхода позволяет сформировать языковые и профессиональные компетенции в процессе обучения. Статья нацелена на исследование особенностей редизайна технологии обучения иностранному языку делового и профессионального общения в магистратуре. Авторы рассматривают основные характеристики концепта «технология обучения», выделяют отличительные черты технологии обучения профессиональному иностранному языку, требующие переформатирования. Особое внимание фокусируется на возможностях искусственного интеллекта в процессе обучения профессиональному иностранному языку магистрантов направления «Категорийный менеджмент». В статье представлен опрос преподавателей и магистрантов Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова о процессе обучения иностранному языку в магистратуре. Полученные результаты позволяют сделать вывод о перспективности использования сценарного подхода как основы модернизации технологии.
Использование методов взаимооценивания становится неотъемлемым компонентом современных образовательных технологий и привлекает внимание преподавателей высших учебных заведений в контексте оптимизации процессов оценки учебных достижений, а также активного вовлечения студентов в образовательный процесс. Данное исследование основано на анализе использования практик взаимооценивания и взаимной обратной связи в курсе «Академическое письмо» на английском языке и отношения студентов к участию в процессе взаимооценивания. В статье рассмотрены виды заданий, примеры организации работы, а также этапы процедуры взаимооценивания и предоставления обратной связи. В ходе опытного обучения, проводившегося в рамках данного исследования в экспериментальной (n = 42) и контрольной (n = 45) группах, были получены данные о влиянии практик взаимооценивания на развитие системных компетенций учащихся. Они были проанализированы с помощью оценки средних значений, стандартных отклонений и t-критерия Стьюдента для независимых выборок, что позволило выявить общие тенденции и статистически значимые показатели. Полученные результаты свидетельствуют о том, что взаимооценивание может служить инструментом для развития таких системных компетенций, как результативность и коммуникативные навыки. Кроме того, в результате использования практик взаимооцениваёния значительно улучшилось качество письменных работ, студенты научились анализировать, оценивать и комментировать работы друг друга, работать в атмосфере сотрудничества, предоставлять полезную и конструктивную обратную связь. Результаты исследования могут быть использованы преподавателям университетов в качестве теоретического и практического основания для разработки учебно-методических материалов с использованием практик взаимооценивания и взаимной обратной связи.
Особую значимость в современном мире в связи с социально-культурными изменениями приобретает профессиональная деятельность преподавателей художественных дисциплин, ответственных за сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей и развитие творческих способностей обучающихся. Специфика профессиональной деятельности таких специалистов заключается в сложном интегративном единстве художественной и педагогической деятельностей. Цель предлагаемого исследования – уточнить характеристики профессиональной деятельности преподавателей художественных дисциплин на иностранном языке. Автор проводит анализ теоретических исследований и отмечает, что профессиональной деятельности преподавателей художественных дисциплин присущи такие характеристики, как личностно-ориентированный характер, интерактивность, коммуникативно-когнитивный характер и творческая направленность. В статье описывается компонентная структура профессиональной деятельности преподавателей художественных дисциплин, определяется комплекс знаний и умений, необходимых такому специалисту для выполнения профессиональных обязанностей на иностранном языке. В результате исследования было установлено, что качественная иноязычная подготовка преподавателей художественных дисциплин должна отражать структуру профессиональной деятельности таких преподавателей и учитывать ее характерные особенности. Это позволит обеспечить развитие личности специалиста, готового к взаимодействию на иностранном языке для продуктивного профессионального диалога и эффективного решения профессиональных задач.
Современные преподаватели рисунка в связи с небольшим количеством часов, выделенных на обучение рисунку портрета в стенах художественно-графического факультета, обращают большое внимание на работу с натуры, часто забывая, что помимо этого есть другие виды рисунка, и редко стремятся разнообразить методы преподавания. В связи с этим страдает подготовка специалистов в области рисунка, что в дальнейшем создает у студентов трудности в создании живописного произведения, графической и живописной композиции. Авторами данной статьи проводится анализ методов преподавания, направленных на создание грамотного рисунка портрета, предлагаются пути решения выразительного художественного образа. Предлагаемые методики были разработаны специалистами художественно-графического факультета Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета и апробированы при обучении будущих художников-педагогов. Установлено, что педагог должен опираться не только на работу с натуры, но и на другие виды рисования, активно пользоваться педагогическим рисунком и призывать студентов выполнять конструктивные рисунки, знакомить обучаемых с историей методов преподавания рисунка портрета.
Авторами статьи предложена методика формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в средней школе, апробированная в условиях реального учебного процесса. Обучение школьников приемам анализа текста представляет определенные сложности, т.к. недостаточный читательский опыт детей не позволяет им в должной мере сформировать интеллектуальный инструментарий, необходимый для освоения текста на эмпирическом уровне. Недостаточность читательских умений является серьезным препятствием успешного школьного обучения еще и потому, что оно по сути строится на основе освоения письменных текстов и устных высказываний. Авторы делятся опытом включения методических приемов читательской грамотности в канву урока русского языка и литературы, что способствует формированию умений работы с исходными текстами и развитию навыков создания вторичных текстов в ходе информационной переработки исходной информации, а также обеспечивает достижение личностных и метапредметных результатов, предусмотренных ФГОС основного общего и среднего общего образования.
Издательство
- Издательство
- МПГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- Юр. адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- ФИО
- Алексей Владимирович Лубков (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- mail@mpgu.su
- Контактный телефон
- +7 (499) 2466011