Исследование взаимосвязи самооценки языковых способностей подростков и восприятия ими профессиональных стилей учителей иностранного языка (2024)
В 2023 г. среди российских подростков, которые изучают иностранный (английский) язык в школах и заведениях среднего профессионального образования, был проведен опрос, посвященный самооценке языковых способностей и оценке различных параметров, касающихся преподавания иностранного (английского) языка в российских учебных заведениях. Одним из параметров для оценки были профессиональные стили педагогов в различных разрезах учебной работы (подготовка к занятиям, план рование хода урока, подход к подаче материала, мотивирование учащихся, разрешение конфликтов и др.). Опрос позволил выявить, что подростки в основном оценивают уровень своих языковых способностей как средний, но в их видении учителя английского языка чаще являются профессионалами с достаточным уровнем предметной подготовки и коммуникативных компетенций. По результатам исследования автор делает вывод о том, что к стараниям учителей и умению работать с аудиторией чаще положительно относятся более способные, ответственные и заинтересованные ученики, которые применяют и осваивают язык не только на уроках, но и за пределами школы, в т.ч. при выполнении домашней работы и знакомстве с культурой англоязычных стран.
Идентификаторы и классификаторы
Вопрос о том, каким должен быть современный учитель, как с личностной, так и с профессиональной точек зрения, является весьма актуальным в условиях непрерывного реформирования отечественной образовательной системы, а также в свете глобальных вызовов, с которыми перманентно сталкивается наша страна. Глобальная пандемия COVID-19 существенно трансформировала понятия о традиционной урочно-классной системе, доказав эффективность новых (в первую очередь, дистанционных) форматов проведения занятий и контроля выполнения домашнего задания.
Список литературы
- Барынкина И.В. Особенности способностей к изучению иностранных языков // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 1 (1). С. 263–265. [Barynkina I.V. Features of abilities to study foreign languages. Bulletin of the Bryansk State University. 2012. No. 1 (1). Pp. 263–265. (In Rus.)
- Брич О.В. Рефлексивная самооценка как компонент учебно-познавательной компетенции учащихся // Вестник науки. 2020. № 11 (32). С. 28–32. [Brich O.V. Reflexive self-assessment as a component of educational and cognitive competence of students. Bulletin of Science. 2020. No. 11 (32). Рp. 28–32. (In Rus.)]
- Дондокова Р.П. Сущностная характеристика и структура коммуникативной компетентности // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. № 1-1. С. 18–21. [Dondokova R.P. Essential characteristics and structure of communicative competence. Bulletin of the Buryat State University. 2012. No. 1-1. Рp. 18–21. (In Rus.)]
- Еникеева А.М. Самооценка как один из ключевых компонентов развития лингвистических способностей в подростковом возрасте // Ceteris Paribus. 2022. № 1. С. 86–88. [Enikeeva A.M. Self-assessment as one of the key components of the development of linguistic abilities in adolescence. Ceteris Paribus. 2022. No. 1. Рp. 86–88. (In Rus.)]
- Игна О.Н. «Слагаемые» лингвистической одаренности и способностей к иностранным языкам // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 10 (125). С. 109–113. [Igna O.N. “Components” of linguistic giftedness and abilities for foreign languages. Bulletin of Tomsk State Pedagogical University. 2012. No. 10 (125). Рp. 109–113.
(In Rus.)] - Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М., 2009. [Mitina L.M. Psikhologiya truda i professionalnogo razvitiya uchitelya [Psychology of work and professional development of a teacher]. Moscow, 2009.]
- Нестеров В.В. Коммуникативная компетентность как фактор профессиональной компетентности педагога // Акмеология. 2009. № 1 (29). C. 19–26. [Nesterov V.V. Communicative competence as a factor of professional competence of a teacher. Acmeology. 2009. No. 1 (29). Pp. 19–26. (In Rus.)]
- Никандров Н.Д. Педагогические стили: учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений. М., 2010. [Nikandrov N.D. Pedagogicheskie stili [Pedagogical styles]. Textbook. Moscow, 2010.]
- Ондар Л.М. Исследование коммуникативной компетентности педагогов // Вестник Тувинского государственного университета. Социальные и гуманитарные науки. 2013. № 1 (16). C. 59–65. [Ondar L.M. The study State University. Social Sciences and Humanities. 2013. No. 1 (16). Pp. 59–65. (In Rus.)]
- Семендяева В.И. Влияние стиля педагогической деятельности учителя на эффективность образовательного процесса // Таврический научный обозреватель. 2016. № 8-3 (13). С. 21–24. [Semendyaeva V.I. The influence of the style of teacher’s pedagogical activity on the effectiveness of the educational process. Tavricheskiy nauchnyy obozrevatel. 2016. No. 8-3 (13). Pp. 21–24. (In Rus.)]
- Филатова Е.В. Коммуникативная компетентность педагога: сущность и структура // Magister Dixit. 2012. № 1. C. 119–125. [Filatova E.V. Communicative competence of a teacher: Essence and structure. Magister Dixit. 2012. No. 1. Pp. 119–125. (In Rus.)]
- Чагина А.В., Максименко А.А. Взаимосвязь эмпатии с профессиональными стилями в работе российских учителей // Перспективы науки и образования. 2022. № 6 (60). С. 419–432. [Chagina A.V., Maksimenko A.A. The relationship of empathy with professional styles in the work of Russian teachers. Prospects of Science and Education. 2022. No. 6 (60). Pp. 419–432. (In Rus.)]
- Чагина А. В., Максименко А. А. Взаимосвязь самооценки языковых способностей учащихся старших классов заведений среднего профессионального образования и оценки эмпатии учителей иностранного языка // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2024. № 2. В печати. [Chagina A.V., Maksimenko A.A. Relationship between self-assessment of language abilities of high school students of secondary vocational education institutions and assessment of empathy of foreign language teachers. Herald of Omsk University. Series “Psychology”. 2024. No. 2. In print.]
- Klimova B.F. Detecting the development of language skills in current English language teaching in the Czech Republic. Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 158. Pp. 85–92.
- Leung C. Second language teacher professionalism. Cambridge Guide to Second Language Teacher Education. A. Burns, J.C. Richards (eds.). New York, 2009. Pp. 49–58.
- Neff P., Rucynski J. Japanese perceptions of humor in the English language classroom. Humor. 2017. No. 30 (3). Pp. 279–301.
- Niemi H. Effectiveness of teacher education and theoretical framework of communication, evaluation and the design of a finnish research project. Effectiveness of Teacher Education: New Challenges and Approaches to Education. H. Niemi, K. Tirri (eds.). Tampere, 1996. Pp. 11–32.
- Petrescu A. The development of multiple skills for the foreign language teacher of the XXI century – current training needs. Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 76. Pp. 643–648.
- Popkewitz T.S. Pacts/partnerships and governing the parent and child. Current Issues in Comparative Education. 2001. No. 3 (2). Pp. 1–8.
- Sebestova S., Najvar P., Janik T. Prilezitosti k rozvijeni recovych dovednostive vyuce anglickeho jazyka: samostatne anebo v integraci. Pedagogicka orientace. 2011. No. 21 (3). Pp. 322–348.
- Shardakova M. “I Joke You Don’t”: Second language humor. Social and Cultural Aspects of Cross-Border Language Learning in Study Abroad. 2013. Pp. 207–238.
- Van den Berghe L., Soenens B., Vansteenkiste M. et al. Observed needsupportive and need-thwarting teaching behavior in physical education: Do teachers’ motivational orientations matter? Psychology of Sport and Exercise. 2013. No. 14. Pp. 650–661.
- Uso-Juan E., Martinez-Flor A. Current trends in the development and teaching of the four language skills. Berlin, 2006.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Употребление наркотиков, как и многие нездоровые модели поведения, обычно начинается в подростковом возрасте, но зависит от множества факторов (как защитных, так и факторов риска). К факторам риска можно отнести некоторые личностные и поведенческие особенности подростка, поэтому важным направлением научных исследований является их изучение. Не менее важным представляется психолого-педагогический аспект проблемы, в частности, в рамках данной статьи разработаны практические рекомендации для педагогов и психологов в работе с наркозависимыми подростками, пребывающими в стрессовых ситуациях. В основу практических рекомендаций легли результаты эмпирического исследования пове- денческих стратегий преодоления стресса наркозависимыми подростками. В исследовании приняли участие в общей сложности 48 подростков в возрасте от 14 до 17 лет (из них 16 подростков с наркотической зависимостью и 32 подростка, у которых при тестировании на зависимость не было обнаружено высоких баллов ни по одной шкале). Исследование поведенческих
стратегий проводилось с помощью методики «Диагностика стратегий преодоления стрессовых ситуаций» (С. Хобфолл), позволяющей определить степень выраженности девяти моделей преодолевающего поведения и общий индекс конструктивности поведения в стрессовых ситуациях. По результатам исследования можно сделать вывод, что подростки с наркозависимостью в стрессовых ситуациях достоверно чаще по сравнению со сверстниками без признаков зависимости выбирают такие стратегии поведения, как импульсивные действия, избегание и асоциальные действия, среднегрупповой индекс конструктивности поведения у них низкий.
В статье рассматриваются особенности взаимосвязи когнитивных стилей и психологических предикторов в юношеском возрасте. Исследуется проблема изучения когнитивных стилей, показывается специфика их проявления. Рассматриваются психологические предикторы как условие проявления субъективного благополучия личности. Показана актуальность изучения данного феномена во взаимосвязи с субъективным благополучием личности как интегрального психологического образования. Для анализа обозначенных проблем автором на базе Самарского филиала Московского городского педагогического университета проведено эмпирическое исследование. В нем приняли участие 100 студентов 1–4 курсов факультета педагогики и психологии. Полученные результаты предложено использовать в разработке приоритетных направлений, программ мероприятии конкретных практических рекомендаций по трансформации когнитивных стилей, а также изменений личностного благополучия. Следует отметить, что в процессе исследования был выявлен дефицит диагностического инструментария, позволяющего комплексно определять когнитивные стили и их особенности.
Методика обучения литературе как педагогическая наука в Республике Таджикистан определяет цели и задачи преподавания литературы в средней и высшей школе, содержание литературного образования, разрабатывает научные критерии отбора произведений для изучения из богатейшей сокровищницы мировой литературы, наиболее эффективные методические приемы, посредством которых учащиеся познают ценность изученных литературно-художественных произведений, и при этом опирается на традиции советской и российской методики преподавания литературы. В статье обращается внимание на особую значимость звуковой и зрительной наглядности в обучении, которая активизирует работу воображения, рождает ассоциации, выводит на сопоставления. Использование сопоставительного анализа произведений таджикской и русской классической литературы, освоение изобразительных средств родного и русского языка, адаптация российских учебников по литературе для условий работы в Республике Таджикистан, реализация когнитивного и креативного подходов, игровых технологий обучения – все это рассматривается в качестве эффективных методических путей совершенствования преподавания русской классической литературы в университетах Республики Таджикистан.
В последние годы в отечественных вузах растет число китайских студентов-вокалистов, стремящихся овладеть академическим вокалом, включая стиль бельканто. При этом обучение пению таких студентов сопряжено с рядом проблем, обусловленных различием типологии голосов, эстетических и технических принципов исполнения партий в операх западно-европейских композиторов и национальной китайской манеры пения, что и определяет актуальность исследования. Цель работы – выявление специфики обучения китайских студентов-вокалистов с учетом различий типов теноров и особенностей оперных партий, предназначенных для особых тембров высокого мужского певческого голоса. Задачами работы стали определение специфики тенора как певческого голоса, дифференциация типов теноров и их характеристик, формулировка основных проблем обучения китайских студентов-вокалистов и путей их решения в связи со спецификой и типологией тенора. В ходе исследования проанализированы и обобщены научные труды, посвященные тенору как певческому голосу и его типам. Сравнительному анализу подвергнуты западноевропейский и национальный китайский стили пения. Критически рассмотрены теория и практика обучения китайских студентов-вокалистов, определены пути решения проблем профессиональной подготовки обучающихся из КНР. Результатом исследования стали рекомендации, касающиеся профессиональной подготовки китайских студентов-вокалистов. В работе делается вывод о том, что специфика тенора как певческого голоса и его различных типов играет важную роль в профессиональной подготовке китайских студентов-вокалистов, поскольку овладение ими теми или иными качествами тенорового голоса, навыками и умениями вокально-исполнительского искусства, основанного на принципах западноевропейской оперы и культуры бельканто, напрямую связаны с музыкальным языком и стилем партий, предназначенных для того или иного типа певёческого голоса.
Вопросы редизайна технологии обучения профессиональному иностранному языку в магистратуре приобретают особую актуальность в связи с необходимостью качественной, соответствующей запросу времени подготовки выпускников. Практико-ориентированное и профессионально-ориентированное обучение средствами сценарного подхода позволяет сформировать языковые и профессиональные компетенции в процессе обучения. Статья нацелена на исследование особенностей редизайна технологии обучения иностранному языку делового и профессионального общения в магистратуре. Авторы рассматривают основные характеристики концепта «технология обучения», выделяют отличительные черты технологии обучения профессиональному иностранному языку, требующие переформатирования. Особое внимание фокусируется на возможностях искусственного интеллекта в процессе обучения профессиональному иностранному языку магистрантов направления «Категорийный менеджмент». В статье представлен опрос преподавателей и магистрантов Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова о процессе обучения иностранному языку в магистратуре. Полученные результаты позволяют сделать вывод о перспективности использования сценарного подхода как основы модернизации технологии.
Использование методов взаимооценивания становится неотъемлемым компонентом современных образовательных технологий и привлекает внимание преподавателей высших учебных заведений в контексте оптимизации процессов оценки учебных достижений, а также активного вовлечения студентов в образовательный процесс. Данное исследование основано на анализе использования практик взаимооценивания и взаимной обратной связи в курсе «Академическое письмо» на английском языке и отношения студентов к участию в процессе взаимооценивания. В статье рассмотрены виды заданий, примеры организации работы, а также этапы процедуры взаимооценивания и предоставления обратной связи. В ходе опытного обучения, проводившегося в рамках данного исследования в экспериментальной (n = 42) и контрольной (n = 45) группах, были получены данные о влиянии практик взаимооценивания на развитие системных компетенций учащихся. Они были проанализированы с помощью оценки средних значений, стандартных отклонений и t-критерия Стьюдента для независимых выборок, что позволило выявить общие тенденции и статистически значимые показатели. Полученные результаты свидетельствуют о том, что взаимооценивание может служить инструментом для развития таких системных компетенций, как результативность и коммуникативные навыки. Кроме того, в результате использования практик взаимооцениваёния значительно улучшилось качество письменных работ, студенты научились анализировать, оценивать и комментировать работы друг друга, работать в атмосфере сотрудничества, предоставлять полезную и конструктивную обратную связь. Результаты исследования могут быть использованы преподавателям университетов в качестве теоретического и практического основания для разработки учебно-методических материалов с использованием практик взаимооценивания и взаимной обратной связи.
Особую значимость в современном мире в связи с социально-культурными изменениями приобретает профессиональная деятельность преподавателей художественных дисциплин, ответственных за сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей и развитие творческих способностей обучающихся. Специфика профессиональной деятельности таких специалистов заключается в сложном интегративном единстве художественной и педагогической деятельностей. Цель предлагаемого исследования – уточнить характеристики профессиональной деятельности преподавателей художественных дисциплин на иностранном языке. Автор проводит анализ теоретических исследований и отмечает, что профессиональной деятельности преподавателей художественных дисциплин присущи такие характеристики, как личностно-ориентированный характер, интерактивность, коммуникативно-когнитивный характер и творческая направленность. В статье описывается компонентная структура профессиональной деятельности преподавателей художественных дисциплин, определяется комплекс знаний и умений, необходимых такому специалисту для выполнения профессиональных обязанностей на иностранном языке. В результате исследования было установлено, что качественная иноязычная подготовка преподавателей художественных дисциплин должна отражать структуру профессиональной деятельности таких преподавателей и учитывать ее характерные особенности. Это позволит обеспечить развитие личности специалиста, готового к взаимодействию на иностранном языке для продуктивного профессионального диалога и эффективного решения профессиональных задач.
Современные преподаватели рисунка в связи с небольшим количеством часов, выделенных на обучение рисунку портрета в стенах художественно-графического факультета, обращают большое внимание на работу с натуры, часто забывая, что помимо этого есть другие виды рисунка, и редко стремятся разнообразить методы преподавания. В связи с этим страдает подготовка специалистов в области рисунка, что в дальнейшем создает у студентов трудности в создании живописного произведения, графической и живописной композиции. Авторами данной статьи проводится анализ методов преподавания, направленных на создание грамотного рисунка портрета, предлагаются пути решения выразительного художественного образа. Предлагаемые методики были разработаны специалистами художественно-графического факультета Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета и апробированы при обучении будущих художников-педагогов. Установлено, что педагог должен опираться не только на работу с натуры, но и на другие виды рисования, активно пользоваться педагогическим рисунком и призывать студентов выполнять конструктивные рисунки, знакомить обучаемых с историей методов преподавания рисунка портрета.
Авторами статьи предложена методика формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в средней школе, апробированная в условиях реального учебного процесса. Обучение школьников приемам анализа текста представляет определенные сложности, т.к. недостаточный читательский опыт детей не позволяет им в должной мере сформировать интеллектуальный инструментарий, необходимый для освоения текста на эмпирическом уровне. Недостаточность читательских умений является серьезным препятствием успешного школьного обучения еще и потому, что оно по сути строится на основе освоения письменных текстов и устных высказываний. Авторы делятся опытом включения методических приемов читательской грамотности в канву урока русского языка и литературы, что способствует формированию умений работы с исходными текстами и развитию навыков создания вторичных текстов в ходе информационной переработки исходной информации, а также обеспечивает достижение личностных и метапредметных результатов, предусмотренных ФГОС основного общего и среднего общего образования.
Издательство
- Издательство
- МПГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- Юр. адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- ФИО
- Алексей Владимирович Лубков (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- mail@mpgu.su
- Контактный телефон
- +7 (499) 2466011