ISSN 2073-1426
Языки: ru · en

ВЕСТНИК КОСТРОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ. СОЦИОКИНЕТИКА

МЕДИАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ (2024)

В статье рассматривается медиация как новая форма посредничества с методической точки зрения. Медиативная деятельность лежит в основе коммуникации в поликультурном обществе и является необходимым условием комфортного взаимодействия. Впервые шкала дескрипторов для онлайн-взаимодействия и медиативной деятельности вышла в 2020 году как дополнительный том к документу «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: обучение, преподавание, оценка (CEFR)». Представленные коммуникативные сферы и роли, предполагающие медиацию, согласованы с глобальной шкалой уровней владения иностранным языком, что позволяет развивать необходимые медиативные умения, а также могут стать основой для моделирования коммуникативных ситуаций в процессе профессионально ориентированного обучения иностранному языку в высшей школе. Профессионально ориентированное обучение иностранному языку в вузе нацелено на подготовку профессионалов, конкурентоспособных и готовых к успешной коммуникации в избранной сфере деятельности. Медиативная деятельность преподавателя и студентов на занятиях по иностранному языку позволяет осуществить продуктивное взаимодействие с целью моделирования коммуникативных ситуаций, содержащих не только коммуникативную задачу, но и профессиональный контекст, свойственный изучаемой лингвокультуре. Моделирование коммуникативных ситуаций для указанной цели возможно на основе коммуникативно-деятельностного и конструктивистского подходов. Последний отражает ценностные установки коммуникантов и их попытки ценностно-рационального выбора смыслов и концептов в процессе коммуникации, что также является основой для медиативной деятельности как посредничества в языке и посредничестве в отношениях.

The article considers mediation as a new form of interaction as linguodidactic aspect. Mediation activity underlies communication in a multicultural society and is a necessary condition for comfortable interaction. For the first time, the descriptor scale for online interaction and mediation was published in 2020 as an additional volume to the document “Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment (CEFR)”. The presented communicative spheres and roles involving mediation are consistent with the global scale of foreign language proficiency levels, which allows developing the necessary mediation skills. Also they can be a base for the modeling of communicative situations in professionally oriented teaching of a foreign language. Professionally oriented teaching of a foreign language at a university is aimed at preparing professionals who are competitive and ready for successful communication in their chosen field of activity. The mediation activity of a teacher and students in a foreign language class allows for productive interaction in order to model communicative situations that contain not only a communicative task, but also a professional context inherent in the studied linguistic culture. Modeling of communicative situations for this purpose is possible on the basis of communicative activity and constructivist approaches. The constructivist approaches reflects the value attitudes of the communicants and their attempts to value-rational choice of meanings and concepts in the process of communication, which is also the basis for mediation activity as interaction in language and interaction in relationships.

Тип: Статья
Автор (ы): Деревянченко Елена Анатольевна
Ключевые фразы: ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ, иностранный язык, ПОСРЕДНИЧЕСТВО, взаимодействие, СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТИВИЗМ, МЕДИАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
378. Высшее образование. Высшая школа. Подготовка научных кадров
Префикс DOI
10.34216/2073-1426-2024-30-2-97-103
eLIBRARY ID
71312675
Текстовый фрагмент статьи