Введение. Всё более глубокое проникновение информационно-коммуникативных технологий в современную социальную ткань значительно расширяет возможности личностного роста и интеллектуального развития. Особенно важным это становится в подростковой среде, где включение в интернет-коммуникацию уже стало неотъемлемой частью социализации в данной возрастной группе. И если для взрослых интернет по большей части - средство общения или работы, не подменяющее собой реальный мир и человеческие отношения, то у школьников это - значимая часть их жизни. В интернете они общаются, учатся, дружат, любят и даже ненавидят. Последний аспект вызывает всё большие опасения как у специалистов во всем мире, так и у родителей и педагогов.
Материалы и методы. Материалом исследования послужили работы практикующих психологов и педагогов, изучающих проблемы буллинга и кибербуллинга в среде школьников-подростков. Основными методами при подготовке статьи стали компаративный подход, методы анализа и обобщения. Результаты исследования. В статье показано, как тенденции виртуализации традиционных форм коммуникации обусловили изменение способов организации буллинга в среде современных школьников-подростков. Определены и дополнены ключевые характеристики интернет-коммуникации, к которым относятся анонимность, высокий психологический травматизм, отсутствие контроля над ситуацией со стороны жертвы, мультимедийность и мультипликативность воздействия, опосредованность при отсутствии обратной связи и др. Предложено определение кибербуллинга как особого вида травли, основанного на повторяющихся и преднамеренных психологически агрессивных действиях, анонимно осуществляемых индивидом или группой с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и направленных на достижение значимых негативных социально-психологических последствий для жертвы. Приведен наиболее полный на данный момент перечень видов кибербуллинга, в том числе харассмент, киберсталкинг и кибертроллинг, аутинг, гриффинг, секстинг, флейминг и др. Обсуждение и заключение. Очевидно, что остановить научно-технический прогресс невозможно, да и не нужно. Мы не можем отказаться от интернет-коммуникации как от удобного и совершенного средства общественного развития. Вместе с тем важно помнить, что интернет - это прежде всего инструмент, которым нужно уметь пользоваться, не нанося вреда другим людям.
Идентификаторы и классификаторы
Виртуальный мир прочно вошел в нашу жизнь, став обыденной реальностью, а виртуальные контакты – неотъемлемой частью каждодневной рутины, особенно у молодежи. Если для взрослого и зрелого человека виртуальное пространство – по большей части всего лишь средство мгновенной передачи информации на расстоянии, то у современных подростков всё иначе. Для них это не просто акт коммуникации, но еще и элемент социализации в своей среде.
Список литературы
-
Бочавер А. А., Хломов К. Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11, № 3. С. 177-191. EDN: TWHXXF
-
Везетиу Е. В., Вовк Е. В., Декина Е. В., Заиграева Н. В., Корнеева А. В., Пономарева Е. Ю., Рассудова Л. А., Черкасова С. А., Шалагинова К. С. Академическая и практическая психология в российском образовании: теоретико-методологические подходы: моногр. Н. Новгород: Профессиональная наука, 2018. 200 с. URL: http://scipro.ru/conf/monographpsychology.pdf (дата обращения: 17.02.2020). EDN: XUDEDZ
-
Жарова Д. В., Терех Е. Ю. Психологические особенности подросткового буллинга // Научно-педагогическое обозрение. 2018. Вып. 1. С. 79-84. DOI: 10.23951/2307-6127-2018-1-79-84 EDN: YOTBIR
-
Кон И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться // Семья и школа. 2006. № 11. С. 15-18.
-
Новикова М. А., Реан А. А. Влияние школьного климата на возникновение травли: отечественный и зарубежный опыт исследования // Вопросы образования. 2019. № 2. С. 78-97. EDN: ICBEUY
-
Собкин В. С., Маркина О. С. Влияние опыта переживаний “школьной травли” на понимание подростками фильма “Чучело” // Вестник практической психологии образования. 2009. № 1. С. 48-57.
-
Солдатова Г. У., Нестик Т. А., Рассказова Е. И., Зотова Е. Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей: результаты всероссийского исследования. М.: Фонд Развития Интернет, 2013. 144 с. URL: http://detionline.com/assets/files/research/DigitalLiteracy.pdf (дата обращения: 22.06.2023). EDN: UILWUN
-
Сомкин А. А. Актуальные концепции “целостной личности” в современной социальной философии. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2006. 121 с. EDN: RKQXVU
-
Хломов К. Д., Давыдов Д. Г., Бочавер А. А. Кибербуллинг в опыте российских подростков // Психология и право. 2019. Т. 9, № 2. С. 276-295. DOI: 10.17759/psylaw.2019090219 EDN: VWPDUR
-
Черкасова Т. В. Конфликты подростков. М.: Просвещение, 2010. 98 с.
-
Aftab P. Cyberbullying: An Interview with Parry Aftab. February, 17, 2011. URL: http://etcjournal.com/2011/02/17/7299/ (дата обращения: 15.05.2020).
-
Anderson M. Key trends shaping technology in 2017. Pew Research Center Report. Dec 28, 2017. URL: http://www.pewresearch.org/fact-tank/2017/12/28/key-trendsshaping-technology-in-2017/ (дата обращения: 22.05.2023).
-
Beauchere J. Microsoft releases Digital Civility Index, challenges people to be more empathetic online. 2017. URL: https://blogs.microsoft.com/on-the-issues/2017/02/07/microsoft-releases-digital-civility-index-challenges-people-empathetic-online/#_ft n1 (дата обращения: 20.06.2020).
-
Chisholm J. F. Review of the status of cyberbullying and cyberbullying prevention // Journal of Information Systems and Education. 2014. Vol. 25, no. 1. P. 77-87.
-
Cooper A. Sexuality and the Internet: Surfing into the new millennium // CyberPsychology and Behavior. 1998. Vol. 1, no. 2. P. 187-193.
-
Corcoran L., McGuckin C., Prentice G. Cyberbullying or Cyber Aggression?: A Review of Existing Definitions of Cyber-Based Peer-to-Peer Aggression // Societies. 2015. Vol. 5. P. 245-255. DOI: 10.3390/soc5020245
-
DeSmet A., Bastiaensens S., Van Cleemput K., Poels K., Vandebosch H., Deboutte G., Herrewijn L., Malliet S., Pabian S., Van Broeckhoven F., De Troyer O., Deglorie G., Van Hoeckef S., Samyn K., De Bourdeaudhuij I. Psychometric data of a questionnaire to measure cyberbullying bystander behavior and its behavioral determinants among adolescents // Data in Brief. 2018. Vol. 18. P. 1588-1595.
-
Duggan M. Online Harassment. Report for Pew Research Center, 2014. URL: http://www.pewinternet.org/2014/10/22/online-harassment/ (дата обращения: 27.03.2020).
-
Giumetti G. W., McKibben E. S., Hatfield A. L., Schroeder A. N., Kowalski R. M. Cyber-incivility & work: The new age of interpersonal deviance // Cyberpsychology, Behavior and Social Networking. 2012. Vol. 15. P. 148-154.
-
Giuseppe R., Galimberti C. Towards cyberpsychology: Mind, cognitions and society in the Internet age. Amsterdam: IOS Press, 2003. P. 53-73.
-
Hyland J. M., Hyland P. K., Corcoran L. Cyber Aggression and Cyberbullying: Widening the Net // Cyber Criminology. Advanced Sciences and Technologies for Security Applications. Cham, 2018. P. 47-68.
-
Lenhart A. Cyberbullying: What the research is telling us. 2010. URL: https://www.pewresearch.org/internet/2009/05/13/cyberbullying-what-the-research-is-telling-us/(дата обращения: 25.06.2020).
-
Olweus D. Bullying in schools: what we know and what we can do. Oxford: Blackwell Publishing, 1993. 140 p.
-
Riva G., Wiederhold B. K., Gaggioli A. Being Different: The Transformative Potential of Virtual Reality // Annual Review of Cybertherapy and Telemedicine. 2016. Vol. 14. P. 3-6.
-
Robers S., Zhang J., Truman J. Indicators of School Crime and Safety: 2010 (NCES 2011-002/ NCJ 230812) // National Center for Education Statistics, U. S. Department of Education, and Bureau of Justice Statistics, Office of Justice Programs, U. S. Department of Justice. Washington, DC, 2010. 173 p.
-
Vandebosch H., Van Cleemput K. Cyberbullying among youngsters: profiles of bullies and victims // New Media and Society. 2009. Vol. 11, no. 8. P. 1349-1371.
-
Voices of Young Europe, Child Helpline International. 2003-2012. 28 p.
-
Whittaker E., Kowalski R. M. Cyberbullying Via Social Media // Journal of School Violence. 2015. Vol. 14, no. 1. P. 11-29.
-
Zych I., Farrington D., Llorent V. J., Ttof M. M. Protecting Children against Bullying and its Consequences. Springer International Publishing, 2017. 83 p. DOI: 10.1007/978-3-319-53028-4
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. Необходимость изучения затруднений учителя начальной школы в процессе формирования у обучающихся функциональной грамотности обусловлена следующими факторами: а) важностью качественной реализации требований нормативных документов, связанных с формированием функциональной грамотности у обучающихся начальной школы; б) характером затруднений, которые испытывают младшие школьники в процессе освоения содержания начального общего образования.
Материалы и методы. Анализ психолого-педагогических исследований и методической литературы; контент-анализ текстов учебных задач для обучающихся начальной школы; синтез, анализ. Для изучения затруднений педагогов начального общего образования в процессе формирования у обучающихся функциональной грамотности проведено эмпирическое исследование, участниками которого стали 73 педагога системы начального общего образования Республики Мордовия. Результаты исследования. Разработана и проведена диагностика затруднений педагогов начального общего образования в процессе формирования функциональной грамотности у обучающихся. Представлены результаты диагностики, которые свидетельствуют о наличии следующих затруднений: определения алгоритма формирования действий обучающегося в процессе развития всех видов функциональной грамотности; идентификации и использования различных типов упражнений/задач по формированию математической грамотности; использования опыта и эксперимента как важнейших методов изучения окружающей природы и формирования естественно-научной грамотности; определения основных учебных затруднений ребенка младшего школьного возраста, указывающих на необходимость целенаправленного формирования функциональной грамотности. Обсуждение и заключение. Полученные результаты диагностики свидетельствуют о необходимости разработки качественного научно-методического сопровождения деятельности педагогов начальной школы по формированию функциональной грамотности у обучающихся 1-4 классов.
Введение. В статье осуществляется политико-философский анализ военно-патриотических представлений современного российского студенчества на примере Республики Мордовия в контексте проводимой Российской Федерацией специальной военной операции (СВО) на Украине.
Материалы и методы. Теоретико-методологической базой данного исследования являются философские труды И. А. Ильина (1883-1954), посвященные военной проблематике и раскрывающие духовный смысл и основное нравственное противоречие войны на основе органической методологии. Для анализа украинского конфликта в контексте мировых общественно-политических процессов используется цивилизационная теория. Эмпирическая основа исследования - материалы анкетного опроса студентов-бакалавров I и II курсов направлений подготовки «Политология», «Социология» и «Социальная работа» Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва, проведенного в 2023 г. Результаты исследования. Осуществлена реконструкция понимания сущности духовных и нравственных сторон войны в работах религиозного философа И. А. Ильина для изучения военно-патриотических представлений современного студенчества. Выявлено актуальное методологическое значение положений трудов философа для аналитики современной вой-ны. Обобщенно их суть такова: духовное развитие невозможно в условиях порабощения, и ответ «духовно живого народа» на внешнее нападение «есть… противостояние… принудительному цивилизованию», в благодарность за которое необходимо «предоставить себя…для экономической эксплуатации». Украинский конфликт рассмотрен в свете современной антиколониальной трактовки цивилизации, признающей равноправие всех цивилизаций, и представлен как фундаментальный вопрос о принципах обустройства нового мира. Данные методологические положения легли в основу разработки анкеты для проведения опроса студентов и анализа его результатов. Обсуждение и заключение. Исследование показало неоднозначность представлений студентов о духовно-смысловой и нравственной сторонах войны, о характере СВО России на Украине, об истинном патриотизме. В этой связи сформулированы выводы, которые важно учитывать в осуществлении учебно-воспитательного процесса в вузе. Необходимо активно формировать понимание войны, в которой народ защищает свое духовное достояние, в первую очередь как «духовной потребности, связанной с чувством родины», за которую человек добровольно готов «принять лишения, тяжелые физические мучения и смерть». Важно скорректировать у студентов отношение к войне с религиозной точки зрения: завет «не убий» не означает отрицания верующим исполнения патриотического долга и защиты страны, но предполагает принятие вины за убийство человека, когда у сражающегося нет никакого другого выбора для достижения целей войны. Актуально вырабатывать осмысление студентами экзистенциального значения и духовной оправданности СВО для нашего народа. В определенной корректировке нуждаются представления студентов о настоящем патриотизме как о «духовно осмысленном и христиански облагороженном».
Введение. Анализ комплекса вопросов, которые составляют смысловое ядро «новой этики», предполагает изучение различных явлений, часто противоречащих друг другу. Когда говорят о «новой этике», затрагивают проблему свободы выбора и самовыражения, жесткой детерминированности нравственных установок человека неким идеальным представлением о должном, социально приемлемом, одобряемом. Сторонники «новой этики» говорят о ней как о новом этапе в развитии морали, который бросает вызов традиционализму и тоталитаризму. Однако категоричность этого вызова оборачивается новым тоталитаризмом, как трикстер она меняет образ современной морали, создавая перевертыши добра и зла, свободы и несвободы, героев и антигероев.
Материалы и методы. Методологической основой анализа проблем «новой этики» является концепция антиидей А. И. Титаренко, а также концепции индивидуализации этики через отказ от коллективного Э. Нойманна и социальной интеракции Т. Лукмана. «Новая этика» как стремление обозначить и разрешить конфликты, возникающие в коммуникативном пространстве, обозначает потребность в поиске нормативных оснований для новых жизненных практик. Результаты исследования. «Новая этика», что уже отражено в названии, строится на противопоставлении и столкновении, стремлении отказаться от традиционных запретов и предписаний, заставить несогласных признать их несостоятельность, взять на себя ответственность за действия и оценки прошлого, исправлять допущенные ошибки. Концепция антиидей позволяет посмотреть на «новую этику» и общественный резонанс по ее поводу как своеобразную игру, в которой действуют не герои, а антигерои, а стремление отстоять права на практике становится новыми формами подавления и обратной дискриминацией. Формализованная ценность Другого, обозначенная в требовании соблюдать политкорректность, оборачивается новым тоталитаризмом, требованием приспособиться к мнению меньшинства. Границы этического подвижны, нормативное и ненормативное трудноразличимо, а результаты непредсказуемы. Обсуждение и заключение. Претензия «новой этики» на «новизну» является свидетельством того, что в обществе есть потребность в пересмотре моральных норм и ценностей, новых способах «борьбы за признание» индивидуальности, инаковости, своеобразной нравственной медиации между личной позицией, поступком и нравственной обоснованностью требований меняющего общества.
Введение. Отношения России и Индии в последние десятилетия бурно развиваются в политической и экономической сфере, однако в рамках культурно-цивилизационного взаимодействия два государства по-прежнему достаточно далеки друг от друга. В современных условиях Россия совершает «геополитический поворот на Восток», который открывает возможности для преодоления накопившихся стереотипов и поиска новых механизмов сотрудничества в духе диалога культур.
Материалы и методы. Исследование базируется на принципах системного и структурно-функционального подходов. Итоговые выводы были достигнуты благодаря применению сравнительно-исторического, проблемно-хронологического, диалектического и герменевтического методов. В качестве вспомогательного метода использовалось непосредственное наблюдение. Результаты исследования. Выявлены социокультурные основания и практические направления цивилизационного взаимодействия России и Индии. В работе предложены такие механизмы, как развитие научного сотрудничества в области лингвистики и изучения исторического прошлого, расширение представленности в российских кинотеатрах фильмов индийского производства, переориентация туристических маршрутов на ознакомление с культурными ценностями. В качестве перспективного направления сотрудничества рассматривается взаимное открытие центров культур Индии и России не только в столицах, но и в провинциальных городах. Обсуждение и заключение. В настоящий момент формирование образа российско-индийского культурного сотрудничества представляет собой целенаправленный проект, реализуемый большим числом органов государственной власти и институтов гражданского общества двух стран. Большое значение имеют обращение к прошлому опыту взаимодействия и повышенное внимание к фигурам исторических личностей, символизирующих дружбу Индии и России: Афанасия Никитина, Г. С. Лебедева, Л. Н. Толстого, Махатмы Ганди, семейства Рерихов. В современной России наблюдается интерес к восточной культуре, который следует использовать для повышения эффективности российско-индийского цивилизационного взаимодействия. Необходимо укреплять сотрудничество в духовно-религиозной сфере на основе общих мировоззренческих ценностей, однако оно не должно нарушать интересы традиционных конфессий.
Введение. Целью статьи является анализ формирования и боевого пути 314-й стрелковой дивизии, сформированной в 1941 г. на территории Казахской ССР. Актуальность исследования определялась необходимостью изучения истории формирования казахстанской дивизии со дня издания постановления Государственного комитета обороны СССР, выполнения этого постановления руководством Казахской ССР, участия органов военного управления республики в реализации намеченных целей на местах посредством организации взаимодействия между органами местного управления и военного управления, командованием дивизии, Средне-Азиатским военным округом, в территориальную ответственность которого входила республика.
Материалы и методы. Для решения научной задачи автором использован метод источниковедения. Изучением темы в разные годы занимались авторы советского периода, современного Казахстана и России. В работе использованы труды исследователей, посвященные истории Великой Отечественной войны, исторические документы Архива Президента Республики Казахстан (г. Алматы), Государственного архива города Алматы и Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (г. Подольск). Результаты исследования. Приводятся особенности проводимой работы по формированию 314-й стрелковой дивизии, обнаруживаются тенденции комплектования воинских частей дивизии начальствующим, младшим командным и рядовым составом подразделений. Раскрывается боевой путь казахстанской дивизии в годы войны, устанавливаются отдельные страницы героизма ее солдат и командиров на полях сражений, ставших личным примером для поднятия патриотических чувств советских граждан. Обсуждение и заключение. Делается вывод, что 314-я стрелковая дивизия из Казахстана внесла посильный вклад в достижение Победы СССР над фашистской Германией.
Введение. Актуальность исследования связана с ростом в современном обществе помимо рыночных механизмов роли внеэкономических, социокультурных факторов развития экономики. В 2013 г. учреждено звание Героя Труда Российской Федерации, что говорит о возрождении ценности труда в общественном сознании и официальном дискурсе.
Материалы и методы. Методологической основой исследования является теория модернизации, в которой учитываются не только экономические, но и социальные факторы развития производства, роль общественного сознания, умонастроений, менталитета работников в индустриальном развитии. Результаты исследования. Социалистическое соревнование стало одним из механизмов социальной мобилизации советского общества, формирующим коллективные настроения социального успеха и установку на созидательный труд. История Уральского оптико-механического завода показывает роль соцсоревнования в формировании трудовой мотивации, чувства социальной солидарности и социальной ответственности. Формами соревнования были стахановское движение, движение ударников, движение новаторов и рационализаторов производства, движение за звание ударника коммунистического труда, движение тысячников. Социалистическое соревнование способствовало повышению производительности и качества труда. Опора на внеэкономические стимулы к труду сочеталась с материальным поощрением работников. Обсуждение и заключение. Экономические успехи СССР в 1930-1960-е гг. определялись не только развитием производственной базы, инфраструктуры, научно-техническими открытиями, но и высокой сознательностью и трудовой мотивацией. Советская власть формировала в обществе культ труда, опираясь на энтузиазм и дух соревновательности. Наряду с планом и административными рычагами управления, соцсоревнование было неотъемлемой чертой советской экономики, не противоречащей индустриальной тенденции развития и органично вписавшейся в процесс модернизации.
Введение. Статья посвящена анализу территориального распространения антиправительственных изданий партией социалистов-революционеров на территории трех уездов Пензенской губернии в 1900-1904 гг.
Материалы и методы. В исследовании используются материалы центральных и региональных архивов. При проведении исследования использовались проблемно-хронологический метод и микроисторический подход. Результаты исследования. В статье указывается, что первоначально печатные издания эсеров проникали в мордовские уезды из-за пределов Пензенской губернии. Картина менялась с созданием губернской, а затем и местных партийных групп. Распространение нелегальной литературы превращалось в основной вид деятельности местных эсеров. Пик распространения агитационной продукции пришелся на 1903 г., что соотносится с общероссийским революционным подъемом. В рассматриваемый период времени было засвидетельствовано обнаружение более 300 разных наименований партийной литературы, но в пределах небольших расстояний от места их производства. Полиции также не удалось задержать ни одного агитатора, которые так и проходят по отчетам, как неизвестные лица. С разгромом местных партийных организаций число нелегальной литературы начало сокращаться и к 1904 г. стало минимальным. Обсуждение и заключение. Исследование показало, что лидером в плане обнаружения эсеровской литературы являлся Инсарский уезд, на территории которого работала самая активная в пропагандистском плане партийная группа. Однако агитация населения местными эсерами в рассматриваемый период не была прямой, партийные представители занимались лишь безадресным разбрасыванием брошюр и прокламаций.
Издательство
- Издательство
- МГУ им. Н. П. Огарёва
- Регион
- Россия, Саранск
- Почтовый адрес
- 430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68
- Юр. адрес
- 430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68
- ФИО
- Глушко Дмитрий Евгеньевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@adm.mrsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (834) 2222961
- Сайт
- https://mrsu.ru