Архив статей журнала
Введение. Актуальность рассматриваемой проблемы связана со стремительно растущей угрозой переосмысления преступлений фашизма, которая во многом объясняется утратой содержательной сущности данного явления. Аксиологические и нормативные искажения сути фашизма лишь провоцируют процесс сокрытия важнейших характеристик и подчеркивания второстепенных. Политико-психологический подход позволяет выявить природу фашизма и отсеять слои интерпретационных манипуляций вокруг этого понятия.
Методы. Исследование сконструировано на фундаменте психоаналитического и диалектического методов. Важное значение имело применение системного подхода.
Результаты и обсуждение. Глубинная природа фашизма восходит к внутриличностной дихотомии между индивидуализацией и массовым приобщением, между стремлением к свободе (негативной и позитивной) и конформным порабощением. Под влиянием идеологии человек растворяется в общем потоке массы (государства, нации и общества). Масштабное кризисное состояние итальянского и немецкого народов повлияло на концептуальное зарождение фашизма, сделавшего ставку на массовую подавленность, мстительность, страх и садомазохистскую склонность человеческой натуры.
Заключение. Фашизм во многом является конъюнктурным феноменом, на появление которого могут повлиять всеобщее национальное потрясение и несбыточность ложных надежд в период кризиса и упадка. Установление политической элитой автократической власти позволяет создать собственную реальность, выраженную в обострении ксенофобии, национализма, национальной исключительности, империализма, культа героизма, пассионарности, а также идеи «особой миссии во спасении мира и всего человечества».
Введение. Отношения России и Индии в последние десятилетия бурно развиваются в политической и экономической сфере, однако в рамках культурно-цивилизационного взаимодействия два государства по-прежнему достаточно далеки друг от друга. В современных условиях Россия совершает «геополитический поворот на Восток», который открывает возможности для преодоления накопившихся стереотипов и поиска новых механизмов сотрудничества в духе диалога культур.
Материалы и методы. Исследование базируется на принципах системного и структурно-функционального подходов. Итоговые выводы были достигнуты благодаря применению сравнительно-исторического, проблемно-хронологического, диалектического и герменевтического методов. В качестве вспомогательного метода использовалось непосредственное наблюдение. Результаты исследования. Выявлены социокультурные основания и практические направления цивилизационного взаимодействия России и Индии. В работе предложены такие механизмы, как развитие научного сотрудничества в области лингвистики и изучения исторического прошлого, расширение представленности в российских кинотеатрах фильмов индийского производства, переориентация туристических маршрутов на ознакомление с культурными ценностями. В качестве перспективного направления сотрудничества рассматривается взаимное открытие центров культур Индии и России не только в столицах, но и в провинциальных городах. Обсуждение и заключение. В настоящий момент формирование образа российско-индийского культурного сотрудничества представляет собой целенаправленный проект, реализуемый большим числом органов государственной власти и институтов гражданского общества двух стран. Большое значение имеют обращение к прошлому опыту взаимодействия и повышенное внимание к фигурам исторических личностей, символизирующих дружбу Индии и России: Афанасия Никитина, Г. С. Лебедева, Л. Н. Толстого, Махатмы Ганди, семейства Рерихов. В современной России наблюдается интерес к восточной культуре, который следует использовать для повышения эффективности российско-индийского цивилизационного взаимодействия. Необходимо укреплять сотрудничество в духовно-религиозной сфере на основе общих мировоззренческих ценностей, однако оно не должно нарушать интересы традиционных конфессий.