ISSN 2078-9823 · EISSN 2587-7879
Языки: ru · en

Статья: ПОЛИТИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ) (2024)

Читать онлайн

Введение. В статье осуществляется политико-философский анализ военно-патриотических представлений современного российского студенчества на примере Республики Мордовия в контексте проводимой Российской Федерацией специальной военной операции (СВО) на Украине.

Материалы и методы. Теоретико-методологической базой данного исследования являются философские труды И. А. Ильина (1883-1954), посвященные военной проблематике и раскрывающие духовный смысл и основное нравственное противоречие войны на основе органической методологии. Для анализа украинского конфликта в контексте мировых общественно-политических процессов используется цивилизационная теория. Эмпирическая основа исследования - материалы анкетного опроса студентов-бакалавров I и II курсов направлений подготовки «Политология», «Социология» и «Социальная работа» Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва, проведенного в 2023 г. Результаты исследования. Осуществлена реконструкция понимания сущности духовных и нравственных сторон войны в работах религиозного философа И. А. Ильина для изучения военно-патриотических представлений современного студенчества. Выявлено актуальное методологическое значение положений трудов философа для аналитики современной вой-ны. Обобщенно их суть такова: духовное развитие невозможно в условиях порабощения, и ответ «духовно живого народа» на внешнее нападение «есть… противостояние… принудительному цивилизованию», в благодарность за которое необходимо «предоставить себя…для экономической эксплуатации». Украинский конфликт рассмотрен в свете современной антиколониальной трактовки цивилизации, признающей равноправие всех цивилизаций, и представлен как фундаментальный вопрос о принципах обустройства нового мира. Данные методологические положения легли в основу разработки анкеты для проведения опроса студентов и анализа его результатов. Обсуждение и заключение. Исследование показало неоднозначность представлений студентов о духовно-смысловой и нравственной сторонах войны, о характере СВО России на Украине, об истинном патриотизме. В этой связи сформулированы выводы, которые важно учитывать в осуществлении учебно-воспитательного процесса в вузе. Необходимо активно формировать понимание войны, в которой народ защищает свое духовное достояние, в первую очередь как «духовной потребности, связанной с чувством родины», за которую человек добровольно готов «принять лишения, тяжелые физические мучения и смерть». Важно скорректировать у студентов отношение к войне с религиозной точки зрения: завет «не убий» не означает отрицания верующим исполнения патриотического долга и защиты страны, но предполагает принятие вины за убийство человека, когда у сражающегося нет никакого другого выбора для достижения целей войны. Актуально вырабатывать осмысление студентами экзистенциального значения и духовной оправданности СВО для нашего народа. В определенной корректировке нуждаются представления студентов о настоящем патриотизме как о «духовно осмысленном и христиански облагороженном».

Ключевые фразы: философия войны, ГИБРИДНАЯ ВОЙНА, патриотизм, цивилизация, и а ильин, специальная военная операция, военно-патриотические представления студенчества, Республика Мордовия
Автор (ы): Изергина Вера Павловна, Изергина Нина Ивановна
Журнал: ГУМАНИТАРИЙ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
101.1. Сущность философии. Философия как наука. Философия как искусство.
321.01. Общее учение о государстве. Теории государства. Теория(философия) власти. Сущность, понятие, задачи и функции государства. Государство и территория. Власть и сопротивление. Узурпация. Границы суверенитета
Для цитирования:
ИЗЕРГИНА В. П., ИЗЕРГИНА Н. И. ПОЛИТИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ) // ГУМАНИТАРИЙ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ. 2024. ТОМ 24 № 1 (65)
Текстовый фрагмент статьи