ISSN 2073-1426
Языки: ru · en

ВЕСТНИК КОСТРОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ. СОЦИОКИНЕТИКА

КОНЦЕПТ-КАРТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ВНУТРИДИСЦИПЛИНАРНЫХ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ (2024)

В статье рассматривается вопрос использования концептуальных карт в качестве средства реализации интегративного подхода к процессу обучения дисциплинам математического блока студентов бакалавриата по направлению «Информационная безопасность». Современные криптографические системы защиты информации основаны на алгебраических структурах, центральное место среди которых занимают кольца классов вычетов по модулю n. В работе предлагается концептуальное картирование в качестве визуального аналитического инструмента связей между различными алгебраическими структурами в рамках математических и профессиональных дисциплин. Построена концептуальная карта, в фокусе которой находится сложное для понимания студентов абстрактное понятие «кольцо классов вычетов по модулю n». В качестве программного обеспечения для создания карты была выбрана программа XMind. В процессе построения концептуальной карты выявились существующие внутридисциплинарные и междисциплинарные связи в рассматриваемой предметной области между дисциплинами дискретная математика, теория информации и кодирования, дополнительные главы высшей математики, математические основы криптологии, методы и средства криптографической защиты информации. Это позволило эффективно распределить теоретический и связанный с ним практический материал по рабочим программам дисциплин математического и профессионального блоков, продумать методику обучения, обеспечивающую интеграцию образовательного процесса.


The article considers the question of using concept maps as a means of implementing an integrative approach to the process of teaching mathematical disciplines to undergraduate students in the field of Information Security. Modern cryptographic information security systems are based on algebraic structures, the central place among which is occupied by rings of residue classes modulo n. The paper proposes concept mapping as a visual analytical tool of connections between various algebraic structures within the framework of mathematical and professional disciplines. A concept map has been constructed, which focuses on the abstract concept “ring of residue classes modulo n”, which is difficult for students to understand. The XMind program was chosen as the software for creating the map. In the process of constructing the concept map, the existing intrasubject and interdisciplinary connections in the subject area under consideration between the disciplines of discrete mathematics, information theory and coding, additional chapters of higher mathematics, mathematical foundations of cryptology, methods and means of cryptographic information protection were revealed. This made it possible to effectively distribute theoretical and related practical material according to the work programs of the disciplines of the mathematical and professional blocks, to think over the teaching methodology that ensures the integration of the educational process.

Тип: Статья
Автор (ы): Чередникова Алла Викторовна
Соавтор (ы): Землякова Ирина Владимировна
Ключевые фразы: КОГНИТИВНАЯ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ, КОНЦЕПТ-КАРТА, образовательный процесс, ВНУТРИДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ, МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ, ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ, ПРЕПОДАВАНИЕ МАТЕМАТИКИ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
378. Высшее образование. Высшая школа. Подготовка научных кадров
Префикс DOI
10.34216/2073-1426-2024-30-2-91-96
eLIBRARY ID
71312674
Текстовый фрагмент статьи