ISSN 2073-1426
Языки: ru · en

ВЕСТНИК КОСТРОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ. СОЦИОКИНЕТИКА

ПОНЯТИЙНЫЕ СПОСОБНОСТИ И ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ (2024)

Несмотря на значительный объем исследований, посвященных изучению жизнестойкости, отмечается противоречивость данных о взаимосвязи жизнестойкости с академической успешностью. С одной стороны, выявлена тесная связь жизнестойкости с биологически обусловленными свойствами темперамента, с другой стороны показано, что наибольший эффект оказывают когнитивные интервенции и жизнестойкость можно развивать. Опираясь на анализ литературных источников, можно предположить, что в качестве факторов, обусловливающих изменения жизнестойкости, могут выступать понятийные способности. Для проверки данной гипотезы было проведено исследование, в котором приняли участие 299 молодых людей, осваивающих социогуманитарные и экономические специальности в возрасте от 18 до 24 лет. Диагностический комплекс включал тесты понятийных способностей и опросники жизнестойкости и темперамента. Построенная модель связей показателей понятийных способностей и показателей жизнестойкости под контролем интеллектуальной активности и интеллектуальной эмоциональности показала, что интеллектуальная активность и интеллектуальная эмоциональность оказывает значимое влияние на жизнестойкость; влияние категориальных способностей на жизнестойкость проявляется по-разному на разных уровнях способности к элементарным логическим операциям.

Despite the significant amount of research devoted to the study of hardiness, the data on the relationship between hardiness and academic success is inconsistent. On one hand, there is a positive correlation between hardiness and biologically determined properties of temperament, on the other hand, it is shown that cognitive interventions have the greatest effect and that hardiness can be developed. Based on the literature analysis, we can assume that conceptual abilities can be factors contributing to changes in hardiness. To verify this hypothesis, a study was conducted that included 299 young people studying socio-humanitarian and economic faculties at the age between 18 and 24 years old. The diagnostic complex included tests of conceptual abilities and the questionnaire of hardiness and temperament. The model of relationships between the indicators of conceptual abilities and indicators of hardiness under the control of intellectual activity and intellectual emotionality showed that intellectual activity and intellectual emotionality have a significant influence on hardiness; the influence of categorical abilities on hardiness manifests itself differently at different levels of the ability to elementary logical operations.

Тип: Статья
Автор (ы): Волкова Наталья Эдуардовна
Ключевые фразы: ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ, ПОНЯТИЙНЫЕ (КАТЕГОРИАЛЬНЫЕ) СПОСОБНОСТИ, СПОСОБНОСТЬ К КЛАССИФИКАЦИИ, СПОСОБНОСТЬ К ЭЛЕМЕНТАРНЫМ ЛОГИЧЕСКИМ ОПЕРАЦИЯМ, КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ, ТЕМПЕРАМЕНТ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
159.922.7. Детская психология
Префикс DOI
10.34216/2073-1426-2024-30-2-55-63
eLIBRARY ID
71312669
Текстовый фрагмент статьи