Проведен обзор отечественной и преимущественно зарубежной литературы по вопросам проблемы несуицидального самоповреждающего поведения (НСП). Были отобраны и проанализированы статьи в базах MEDLINE/PubMed, Elibrary.ru, Scopus с 2000 по 2023 гг., международных медицинских журналах. Поиск проводился с использованием поисковых запросов различных вариантов указанных ключевых слов.
Актуальность изучения темы несуицидального самоповреждающего поведения, прежде всего, связана с тем, что данное поведение является одним из наиболее важных маркеров риска суицидального поведения, а также важным предиктором суицидальных попыток у подростков.
НСП представляет собой действия, направленные на членовредительство, совершаемые без какого-либо намерения умереть, и включают в себя такие действия, как царапание кожи, порезы, ожоги, удары головой, удары себя и т. д. Цели или функции НСП обычно заключаются в уменьшении или отвлечении от негативных эмоций, наказании себя и/или уменьшении чувства опустошённости.
Идентификаторы и классификаторы
Самоубийства являются серьезной проблемой общественного здравоохранения во всем мире. За последние 15 лет уровень самоубийств увеличился во всех возрастных группах; однако наибольший рост был отмечен у женщин в возрасте 10-14 лет (200%) [6], [31]. В 2020 г. в РФ погибли от самоубийства 17 тыс. человек (по данным Федеральной службы государственной статистики), или около 50 жертв ежедневно.
Список литературы
- Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В., Перевозкина Ю. М. Самоубийства: психология, психопатология, терапия. СПбГИПСР, 2016. C-1
- American Psychiatric Association: Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition.Arlington,VA: American Psychiatric Association, 2013. 10.1176/appi.books.9780890425596
- Andover MS. Non-suicidal self-injury disorder in a community sample of adults. Psychiatry Res. 2014;219(2):305–10. doi: 10.1016/j.psychres.2014.06.001.
- Asarnow JR, Porta G, Spirito A, et al.: Suicide attempts and nonsuicidal self-injury in the treatment of resistant depression in adolescents: findings from the TORDIA study. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 2011;50(8):772–81. 10.1016/j.jaac.2011.04.003
- Center for Disease Control and Prevention: 10 leading causes of death by age group, United States-2017.
- Curtin SC, Warner M, Hedegaard H: Increase in Suicide in the United States, 1999-2014. NCHS Data Brief. 2016; (241):1–8.
- Emerson LE. The case of miss a: A preliminary report of a psychoanalysis study and treatment of a case of self- mutilation. Psychoanalytic Rev. 1913:41- 54.
- Favazza AR. The Coming of Age of Self-Mutilation. The Journal of Nervous & Mental Disease. 1998;186(5):259-268. doi:10.1097/00005053-199805000-00001
- Gilman SL. From psychiatric symptom to diagnostic category: self-harm from the Victorians to DSM-5. History of Psychiatry. 2013;24(2):148-165. doi: 10.1177/0957154x13478082
- Gould GM, Pyle WL. Anomalies and curiosities of medicine : being an encyclopedic collection of rare and extraordinary cases, and of the most striking instances of abnormality in all branches of medicine and surgery. W.B. Saunders; 1901. https://doi.org/10.5962/bhl.title.132830 11. Hawton K., Saunders K.E., O’Connor R.C. Self-harm and suicide in adolescents. Lancet. 2012;379:2373–2382. doi: 10.1016/S0140-6736(12)60322-5. 12. Heffernan E.B., Andersen K.C., Dev A., Kinner S. Prevalence of mental illness among Aboriginal and Torres Strait Islander people in Queensland prisons. Med. J. Aust. 2012;197:37–41. doi: 10.5694/mja11.11352.
- Kaess M, Parzer P, Mattern M, Plener PL, Bifulco A, Resch F, et al. Adverse childhood experiences and their impact on frequency, severity, and the individual function of nonsuicidal self-injury in youth. Psychiatry Res. 2013;206(2-3):265–72. doi: 10.1016/j.psychres.2012.10.012.
- Kahan J, Pattison EM. Proposal for a Distinctive Diagnosis: the Deliberate Self-Harm Syndrome (DSH). Suicide and Life-Threatening Behavior. 1984; 14(1):17-35. https://doi.org/10.1111/j.1943-278x.1984.tb00334.x
- Kann L, McManus T, Harris WA, et al.: Youth Risk Behavior Surveillance - United States, 2017. MMWR Surveill Summ. 2018;67(8):1–114. 10.15585/mmwr.ss6708a1 16. Kapur N., Steeg S., Webb R., Haigh M., Bergen H., Hawton K., Ness J., Waters K., Cooper J. Does clinical management improve outcomes following self-harm? Results from the multicentre study of self-harm in England. PLoS ONE. 2013;8:e70434. doi: 10.1371/journal.pone.0070434.
- Klonsky ED: The functions of deliberate self-injury: a review of the evidence. Clin Psychol Rev. 2007;27(2):226–39. 10.1016/j.cpr.2006.08.002
- Lawrence D., Johnson S., Hafekost J., Boterhoven de Haan K., Sawyer M., Ainley J., Zubrick S.R. The Mental Health of Children and Adolescents: Report on the Second Australian Child and Adolescent Survey of Mental Health and Wellbeing. Department of Health; Canberra, ACT, Australia: 2015.
- Leonard W., Pitts M., Mitchell A., Lyons A., Smith A., Patel S., Murray C., Barrett A. Private Lives 2: The Second National Survey of the Health and Wellbeing of Gay, Lesbian, Bisexual and Transgender (LGBT) Australians. The Australian Research Centre in Sex, Health & Society, La Trobe University; Melbourne, VIC, Australia: 2012.
- Meerwijk EL, Parekh A, Oquendo MA, et al.: Direct versus indirect psychosocial and behavioural interventions to prevent suicide and suicide attempts: a systematic review and meta-analysis. Lancet Psychiatry. 2016;3(6):544–54. 10.1016/S2215-0366(16)00064-X
- Monto MA, McRee N, Deryck FS: Nonsuicidal Self-Injury Among a Representative Sample of US Adolescents, 2015. Am J Public Health. 2018;108(8):1042–8. 10.2105/AJPH.2018.304470 22. Moran P., Coffey C., Romaniuk H., Olsson C., Borschmann R., Carlin J.B., Patton G.C. The natural history of self-harm from adolescence to young adulthood: A population-based cohort study. Lancet. 2012;379:236–243. doi: 10.1016/S0140-6736(11)61141-0.
- Muehlenkamp JJ, Claes L, Havertape L, Plener PL. International prevalence of adolescent non-suicidal self-injury and deliberate self-harm. Child Adolesc Psychiatry Ment Health. 2012;6:10. doi: 10.1186/1753-2000-6-10.
- Nock MK, Green JG, Hwang I, et al.: Prevalence, correlates, and treatment of lifetime suicidal behavior among adolescents: results from the National Comorbidity Survey Replication Adolescent Supplement. JAMA Psychiatry. 2013;70(3):300–10. 10.1001/2013.jamapsychiatry.55
- Nock MK, Joiner TE, Jr, Gordon KH, et al.: Non-suicidal self-injury among adolescents: diagnostic correlates and relation to suicide attempts. Psychiatry Res. 2006;144(1):65–72. 10.1016/j.psychres.2006.05.010
- NockMK: Self-Injury. AnnuRevClinPsychol. 2010;6:339–63. 10.1146/annurev.clinpsy.121208.131258
- Ougrin D, Tranah T, Leigh E, et al.: Practitioner review: Self-harm in adolescents. J Child Psychol Psychiatry. 2012;53(4):337–50. 10.1111/j.1469-7610.2012.02525.x
- Plener P, Schumacher T, Munz L, Groschwitz R. The longitudinal course of non-suicidal self-injury and deliberate self-harm: a systematic review of the literature. Borderline Personal Disord Emot Dysregul. 2015;2(1):2. doi: 10.1186/s40479-014-0024-3.
- Ross S, Heath N. A study of the frequency of self-mutilation in a community sample of adolescents. J Youth Adolesc. 2002;31:67–77. doi: 10.1023/A:1014089117419. 30. Rowe S.L., French R.S., Henderson C., Ougrin D., Slade M., Moran P. Help-seeking behaviour and adolescent self-harm: A systematic review. Aust. N. Z. J. Psychiatry. 2014;48:1083–1095. doi: 10.1177/0004867414555718.
- Ruch DA, Sheftall AH, Schlagbaum P, et al.: Trends in Suicide Among Youth Aged 10 to 19 Years in the United States, 1975 to 2016. JAMA Netw Open. 2019;2(5):e193886. 10.1001/jamanetworkopen.2019.3886
- Stroch D. Self-Castration. JAMA: The Journal of the American Medical Association. 1901;XXXVI(4):270. doi:10.1001/jama.1901.02470040048018 33. Strauss P., Cook A., Winter S., Watson V., Wright Toussaint D., Lin A. Trans Pathways: The Mental Health Experiences and Care Pathways of Trans Young People. Summary of Results. Telethon Kids Institute; Perth, WA, Australia: 2017.
- Swannell SV, Martin GE, Page A, Hasking P, St John NJ. Prevalence of nonsuicidal self-injury in nonclinical samples: systematic review, meta-analysis and meta-regression. Suicide Life Threat Behav. 2014;44(3):273–303. doi: 10.1111/sltb.12070.
- Wilkinson P, Kelvin R, Roberts C, et al.: Clinical and psychosocial predictors of suicide attempts and nonsuicidal self-injury in the Adolescent Depression Antidepressants and Psychotherapy Trial (ADAPT). Am J Psychiatry. 2011;168(5):495–501. 10.1176/appi.ajp.2010.10050718
- Zetterqvist M. The DSM-5 diagnosis of nonsuicidal self-injury disorder: a review of the empirical literature. Child Adolesc Psychiatry Ment Health. 2015;9:31. doi: 10.1186/s13034-015-0062-7.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье раскрывается понятие мультисенсорных технологий и их использование при обучении иностранным языкам. Современный процесс обучения напрямую связан с разноканальными потоками информации. Усложнение программы, снижение мотивации школьников, способность воспринимать и удерживать в памяти только ограниченное количество учебного материала неизбежно приводит к появлению сложностей в изучении иностранных языков уже на начальном этапе. Данная статья предлагает практические шаги по использованию теории множественного интеллекта и классификацию декстрипторов умений и когнитивных способностей учащихся. Учет данных характеристик позволяет создать комфортное образовательное пространство для изучения иностранных языков в школе, обеспечить педагогические условия, способствующие достижению высоких показателей предметных результатов по иностранному языку. Мультисенсорные технологии позволяют максимально эффективно усваивать, перерабатывать и использовать иноязычный материал, способствуют становлению активной лексики в речи и закрепления умения говорения.
Автор изучает специфику данных технологий в контексте формирования различных лингвистических компетенций: свободного говорения, аудирования, чтения, умения организации коммуникации в иноязычной среде.
Целью работы является изучение содержания мультисенсорных технологий в процессе обучения иностранным языкам. Объект исследования — это содержание обучения иностранным языкам, предмет- использование в изучении иностранного языка мультисенсорных технологий.
В этой статье исследуется эффективность проектного обучения как метода целостного образования в старших классах. Уделяя особое внимание практическому обучению, ориентированному на учащихся, проектное обучение способствует вовлечению обучающихся в интерактивное взаимодействие, становлению критического мышления, формированию навыков решения проблем и сотрудничества. Данная работа отражает специфику указанного метода в контексте научной базы, а также практического его применения. Метод проектного обучения исследуется как инструмент активизации учебной позиции обучающихся и способ создания интересных творческих и научно- исследовательских продуктов. Автор рассматривает содержание проектного обучения как компонента целостного образования в старших классах и способа педагогического воздействия на обучающихся с целью формирования универсальных компетенций.
В статье также подчеркивается важность персонализированного обучения, аутентичной оценки и интеграции контекстов реального мира для улучшения результатов обучения. Изучая проектное обучение как эффективный метод целостного образования, преподаватели и иные специалисты школы могут получить представление о внедрении подходов, ориентированных на учащихся, которые способствуют всестороннему развитию и готовят учащихся к будущему успеху.
Целью данной работы мы определили исследование особенностей проектного обучения в контексте целостного образования старшеклассников. Объектом изучения выделен процесс целостного образования учащихся старших классов. Предмет- включение в данный процесс проектного обучения.
В статье рассматривается проблема интеграции учебного и воспитательного процессов в высшей школе. Ретроспективный анализ позволяет сделать вывод о том, что в последние полтора столетия проблема интеграции обучения и воспитания возникает особенно остро в периоды кардинальных социальных перемен. Решение данной проблемы на разных исторически этапах способствовало не только появлению новых форм, методов в преподавании дисциплин, но и разработке новых психолого–педагогических способов социализации личности. В настоящий момент, на фоне кардинальных социальных изменений, информационной революции, отсутствия государственной идеологии и политического плюрализма, интеграция процесса обучения в Вузе дает возможность не только сохранить равновесие между индивидуальной личностью и сообществом, но и применять теоретические знания, полученные в процессе профессиональной подготовки в практической жизнедеятельности, правильно реагировать на изменения, происходящие в обществе, что в конечном итоге является целью процесса социализации.
В данной статье представлены результаты исследования, посвященного практической апробации методики создания педагогических условий для подготовки будущих педагогов физической культуры в контексте этнопедагогического воспитания. На теоретическом этапе проведения исследования авторами были выдвинуты ряд педагогических условий, которые предполагают целенаправленное воздействие на студента. В ходе исследования было выявлено, что учебно-воспитательная работа со студентами способствовала эффективной актуализации компонента этнопедагогики в образовательном процессе. Этнопедагогика играет важную роль в формировании и развитии мировоззрения подрастающего поколения. Она представляет собой систему образовательных методов и приемов, основанных на учете национальных и этнических особенностей отдельной культуры. Главная цель этнопедагогики – сохранение и популяризация культурного наследия, передача традиций и ценностей, развитие гражданской и этнической идентичности у детей и подростков. Однако современный период в развитии общества, характеризующийся утверждением основных принципов и структур, которые лежат в основе его функционирования показал, что далеко не все педагоги осознают специфику этого процесса и даже, если и осознают, то не обладают достаточным уровнем подготовленности для создания вышеупомянутых педагогических условий.
В статье приведено теоретическое обоснование особенностей формирования профессионального «Я - образа» у женщин, занимающих руководящие роли в организациях. Описаны результаты эмпирического исследования, проводимого в образовательной организации среднего профессионального образования. Целью данного исследования было предположение о том, существуют различия в сформированности качеств, которые входят в структуру профессионального «образа Я». К исследованию были привлечены женщины, занимающие руководящие должности в колледже и женщины, не занимающие руководящих должностей в данной образовательной организации. В ходе исследования были выяснены статусы профессиональной идентичности у обеих категорий респондентов, изучены типы поведенческой активности и исследованы типы деловой направленности личности (направленность на себя, направленности на общение, направленность на деятельность). По результатам исследования все сотрудницы колледжа, принявшие участие в диагностике, показали сформированность профессионального «образа Я».
Проблема подготовки высококвалифицированных специалистов была актуальна во все времена. Особенно остро требования в подготовке специалистов были обозначены в последнее десятилетие, с учетом запроса современного общества. Именно модернизация образования позволила формировать компетентностного специалиста, отвечающего современным стандартам времени. Эти требования касаются как личностного развития, так и профессионального. В связи с этим, проблема личностного и профессионального неразрывно связаны между собой. В статье представлен теоретический анализ трудов отечественных и зарубежных ученых, занимающихся вопросами личностно-профессионального становления студентов вуза. В процессе анализа литературы выявлена необходимость разработки системы психологического сопровождения личностно-профессионального становления студентов вуза с целью предотвращения негативных профессиональных и личностных изменений личности в профессии. Обозначены направления психологического сопровождения личностно-профессионального становления студентов в вузе.
Добровольческая деятельность является одним из важнейших факторов социализации молодежи, она способствует формированию лидерских качеств, усвоению гуманистических ценностей милосердия, справедливости, отзывчивости, доброты, духовному становлению личности. Участие студенческой молодежи в добровольческой деятельности приводит к позитивным изменениям личности – развитию коммуникативных умений, повышению эмпатии, творческого потенциала, стимулированию социальной и гражданской активности. В статье рассматриваются результаты эмпирического изучения ряда психологического профиля студентов, участвующих в волонтерской деятельности. В исследовании была выявлена специфика социально-психологических установок, терминальных и инструментальных ценностей, типов межличностных отношений среди студентов-волонтеров. Было установлено, что волонтеры, в отличие от студентов, не участвующих в волонтерской деятельности, располагают более выраженными альтруистическими установками; меньшей склонностью к проявлениям эгоизма, ориентацией на такие личностные ценности, как саморазвитие, свобода, активная жизненная позиция, высоконравственные принципы социального поведения; готовностью к гуманистическому формату межличностного общения.
Пандемия ВИЧ-инфекции безусловно является определяющей проблемой здравоохранения нашего поколения и входит в число величайших инфекционных заболеваний в истории (Урываев Л. В. и др., 2012; Супотницкий М.В., 2014). С тех пор как мир впервые узнал о СПИДе летом 1981 года, болезнь распространилась последовательными волнами в различных регионах по всему миру. За последние 20 лет число смертности возросло в 13 раз, а зараженных в мире насчитывается 37,7 млн человек. Лечение ВИЧ-инфекции представляет собой многокомпонентное явление. В нем принимают участие сам пациент, его окружение, социум, врач и фармацевт. Однако появление инфекции, вызванной вирусом иммунодефицита человека, потребовало от медицинских работников пересмотра прежних профессиональных стереотипов, в том числе связанных с назначением и проведением лечения. Важно отметить, что проблема приверженности с точки зрения индивидуально-личностных особенностей ВИЧ-инфицированного слабо разработана в российской и зарубежной психологической науке, но является актуальной на современном уровне культурного и духовного развития общества и всего человечества и при преобладающих в настоящее время показателях здоровья населения земного шара. Таким образом, ВИЧ-инфекция — это глобальная проблема мирового значения, которая требует изучения и расширения знаний во всех областях для комплексной помощи больных.
В представленном обзоре обозначена проблема диагностики аффективных расстройств при шизофрении, особенно при первом психотическом эпизоде. Акцентируется внимание на изучение психологических механизмов формирования патологии, которые рассматриваются в комплексе с традиционными взглядами «эндогенного (биологически детерминированного) процесса». Психологические механизмы развития депрессии в первом эпизоде шизофрении, обусловленные прежде всего, стрессогенной реакцией пациента на факт болезни и на психотический опыт, обозначают значимость психологической работы с копингом и самостигматизацией, что в конечном итоге повысит качество терапии пациентов и их реабилитации, а также поможет предотвратить обострение и инвалидизацию.
Издательство
- Издательство
- ИЗДАТЕЛЬСТВО "МАНУСКРИПТ"
- Регион
- Россия, Ростов-на-Дону
- Почтовый адрес
- 344114, Ростовская обл, г Ростов-на-Дону, ул Боряна, д 20, кв 24
- Юр. адрес
- 344114, Ростовская обл, г Ростов-на-Дону, ул Боряна, д 20, кв 24
- ФИО
- Алагаева Джамиля Юсуповна (ДИРЕКТОР)
- Сайт
- https://naukavak.ru/