№ 8 (48), Том 10 (2023)

Статьи в выпуске: 10

МУЛЬТИСЕНСОРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ (2023)
Авторы: Яшунькина Александра Сергеевна

В статье раскрывается понятие мультисенсорных технологий и их использование при обучении иностранным языкам. Современный процесс обучения напрямую связан с разноканальными потоками информации. Усложнение программы, снижение мотивации школьников, способность воспринимать и удерживать в памяти только ограниченное количество учебного материала неизбежно приводит к появлению сложностей в изучении иностранных языков уже на начальном этапе. Данная статья предлагает практические шаги по использованию теории множественного интеллекта и классификацию декстрипторов умений и когнитивных способностей учащихся. Учет данных характеристик позволяет создать комфортное образовательное пространство для изучения иностранных языков в школе, обеспечить педагогические условия, способствующие достижению высоких показателей предметных результатов по иностранному языку. Мультисенсорные технологии позволяют максимально эффективно усваивать, перерабатывать и использовать иноязычный материал, способствуют становлению активной лексики в речи и закрепления умения говорения.

Автор изучает специфику данных технологий в контексте формирования различных лингвистических компетенций: свободного говорения, аудирования, чтения, умения организации коммуникации в иноязычной среде.

Целью работы является изучение содержания мультисенсорных технологий в процессе обучения иностранным языкам. Объект исследования — это содержание обучения иностранным языкам, предмет- использование в изучении иностранного языка мультисенсорных технологий.

Сохранить в закладках
ИЗУЧЕНИЕ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОГО МЕТОДА ЦЕЛОСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ (2023)
Авторы: Кузьмина Ольга Алексеевна

В этой статье исследуется эффективность проектного обучения как метода целостного образования в старших классах. Уделяя особое внимание практическому обучению, ориентированному на учащихся, проектное обучение способствует вовлечению обучающихся в интерактивное взаимодействие, становлению критического мышления, формированию навыков решения проблем и сотрудничества. Данная работа отражает специфику указанного метода в контексте научной базы, а также практического его применения. Метод проектного обучения исследуется как инструмент активизации учебной позиции обучающихся и способ создания интересных творческих и научно- исследовательских продуктов. Автор рассматривает содержание проектного обучения как компонента целостного образования в старших классах и способа педагогического воздействия на обучающихся с целью формирования универсальных компетенций.

В статье также подчеркивается важность персонализированного обучения, аутентичной оценки и интеграции контекстов реального мира для улучшения результатов обучения. Изучая проектное обучение как эффективный метод целостного образования, преподаватели и иные специалисты школы могут получить представление о внедрении подходов, ориентированных на учащихся, которые способствуют всестороннему развитию и готовят учащихся к будущему успеху.

Целью данной работы мы определили исследование особенностей проектного обучения в контексте целостного образования старшеклассников. Объектом изучения выделен процесс целостного образования учащихся старших классов. Предмет- включение в данный процесс проектного обучения.

Сохранить в закладках
ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОГО И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССОВ В ВУЗЕ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (2023)
Авторы: Кузьмина Елена Егоровна, Полетаева Надежда Владимировна, Ермолова Ольга Викторовна

В статье рассматривается проблема интеграции учебного и воспитательного процессов в высшей школе. Ретроспективный анализ позволяет сделать вывод о том, что в последние полтора столетия проблема интеграции обучения и воспитания возникает особенно остро в периоды кардинальных социальных перемен. Решение данной проблемы на разных исторически этапах способствовало не только появлению новых форм, методов в преподавании дисциплин, но и разработке новых психолого–педагогических способов социализации личности. В настоящий момент, на фоне кардинальных социальных изменений, информационной революции, отсутствия государственной идеологии и политического плюрализма, интеграция процесса обучения в Вузе дает возможность не только сохранить равновесие между индивидуальной личностью и сообществом, но и применять теоретические знания, полученные в процессе профессиональной подготовки в практической жизнедеятельности, правильно реагировать на изменения, происходящие в обществе, что в конечном итоге является целью процесса социализации.

Сохранить в закладках
МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (2023)
Авторы: Доронбаева Нурзада Орунбековна, Манашева Кенже Пазыловна, Таджибаева Уркуя Кочкоровна, Токсонбаев Рыскелди Нурманбетович

В данной статье представлены результаты исследования, посвященного практической апробации методики создания педагогических условий для подготовки будущих педагогов физической культуры в контексте этнопедагогического воспитания. На теоретическом этапе проведения исследования авторами были выдвинуты ряд педагогических условий, которые предполагают целенаправленное воздействие на студента. В ходе исследования было выявлено, что учебно-воспитательная работа со студентами способствовала эффективной актуализации компонента этнопедагогики в образовательном процессе. Этнопедагогика играет важную роль в формировании и развитии мировоззрения подрастающего поколения. Она представляет собой систему образовательных методов и приемов, основанных на учете национальных и этнических особенностей отдельной культуры. Главная цель этнопедагогики – сохранение и популяризация культурного наследия, передача традиций и ценностей, развитие гражданской и этнической идентичности у детей и подростков. Однако современный период в развитии общества, характеризующийся утверждением основных принципов и структур, которые лежат в основе его функционирования показал, что далеко не все педагоги осознают специфику этого процесса и даже, если и осознают, то не обладают достаточным уровнем подготовленности для создания вышеупомянутых педагогических условий.

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО Я-ОБРАЗА РУКОВОДИТЕЛЕЙ-ЖЕНЩИН (2023)
Авторы: Загайнов Игорь Александрович, Баланчук Ольга Евгеньевна, Калмыкова Ольга Владимировна

В статье приведено теоретическое обоснование особенностей формирования профессионального «Я - образа» у женщин, занимающих руководящие роли в организациях. Описаны результаты эмпирического исследования, проводимого в образовательной организации среднего профессионального образования. Целью данного исследования было предположение о том, существуют различия в сформированности качеств, которые входят в структуру профессионального «образа Я». К исследованию были привлечены женщины, занимающие руководящие должности в колледже и женщины, не занимающие руководящих должностей в данной образовательной организации. В ходе исследования были выяснены статусы профессиональной идентичности у обеих категорий респондентов, изучены типы поведенческой активности и исследованы типы деловой направленности личности (направленность на себя, направленности на общение, направленность на деятельность). По результатам исследования все сотрудницы колледжа, принявшие участие в диагностике, показали сформированность профессионального «образа Я».

Сохранить в закладках
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ В ВУЗЕ (2023)
Авторы: Иванова Наталья Георгиевна

Проблема подготовки высококвалифицированных специалистов была актуальна во все времена. Особенно остро требования в подготовке специалистов были обозначены в последнее десятилетие, с учетом запроса современного общества. Именно модернизация образования позволила формировать компетентностного специалиста, отвечающего современным стандартам времени. Эти требования касаются как личностного развития, так и профессионального. В связи с этим, проблема личностного и профессионального неразрывно связаны между собой. В статье представлен теоретический анализ трудов отечественных и зарубежных ученых, занимающихся вопросами личностно-профессионального становления студентов вуза. В процессе анализа литературы выявлена необходимость разработки системы психологического сопровождения личностно-профессионального становления студентов вуза с целью предотвращения негативных профессиональных и личностных изменений личности в профессии. Обозначены направления психологического сопровождения личностно-профессионального становления студентов в вузе.

Сохранить в закладках
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТОВ-ВОЛОНТЕРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ТЕХНОСФЕРНАЯ И ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» (2023)
Авторы: Бочкарева Людмила Петровна, Виноградов Олег Станиславович, Виноградова Наталья Александровна, Корнилова Анастасия Викторовна

Добровольческая деятельность является одним из важнейших факторов социализации молодежи, она способствует формированию лидерских качеств, усвоению гуманистических ценностей милосердия, справедливости, отзывчивости, доброты, духовному становлению личности. Участие студенческой молодежи в добровольческой деятельности приводит к позитивным изменениям личности – развитию коммуникативных умений, повышению эмпатии, творческого потенциала, стимулированию социальной и гражданской активности. В статье рассматриваются результаты эмпирического изучения ряда психологического профиля студентов, участвующих в волонтерской деятельности. В исследовании была выявлена специфика социально-психологических установок, терминальных и инструментальных ценностей, типов межличностных отношений среди студентов-волонтеров. Было установлено, что волонтеры, в отличие от студентов, не участвующих в волонтерской деятельности, располагают более выраженными альтруистическими установками; меньшей склонностью к проявлениям эгоизма, ориентацией на такие личностные ценности, как саморазвитие, свобода, активная жизненная позиция, высоконравственные принципы социального поведения; готовностью к гуманистическому формату межличностного общения.

Сохранить в закладках
ПРОБЛЕМА НЕСУИЦИДАЛЬНОГО САМОПОВРЕЖДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ: СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД И ЕГО СУЩНОСТЬ (ОБЗОРНАЯ СТАТЬЯ) (2023)
Авторы: Султанова Аклима Накиповна, Мамедов Темирлан Низамиевич

Проведен обзор отечественной и преимущественно зарубежной литературы по вопросам проблемы несуицидального самоповреждающего поведения (НСП). Были отобраны и проанализированы статьи в базах MEDLINE/PubMed, Elibrary.ru, Scopus с 2000 по 2023 гг., международных медицинских журналах. Поиск проводился с использованием поисковых запросов различных вариантов указанных ключевых слов.

Актуальность изучения темы несуицидального самоповреждающего поведения, прежде всего, связана с тем, что данное поведение является одним из наиболее важных маркеров риска суицидального поведения, а также важным предиктором суицидальных попыток у подростков.

НСП представляет собой действия, направленные на членовредительство, совершаемые без какого-либо намерения умереть, и включают в себя такие действия, как царапание кожи, порезы, ожоги, удары головой, удары себя и т. д. Цели или функции НСП обычно заключаются в уменьшении или отвлечении от негативных эмоций, наказании себя и/или уменьшении чувства опустошённости.

Сохранить в закладках
АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПРИНЯТИЕ ДИАГНОЗА С ДЛИТЕЛЬНЫМ АНАМНЕЗОМ ВИЧ-ИНФИЦИРОВАНИЯ (2023)
Авторы: Султанова Аклима Накиповна, Грязнова Анна Сергеевна

Пандемия ВИЧ-инфекции безусловно является определяющей проблемой здравоохранения нашего поколения и входит в число величайших инфекционных заболеваний в истории (Урываев Л. В. и др., 2012; Супотницкий М.В., 2014). С тех пор как мир впервые узнал о СПИДе летом 1981 года, болезнь распространилась последовательными волнами в различных регионах по всему миру. За последние 20 лет число смертности возросло в 13 раз, а зараженных в мире насчитывается 37,7 млн человек. Лечение ВИЧ-инфекции представляет собой многокомпонентное явление. В нем принимают участие сам пациент, его окружение, социум, врач и фармацевт. Однако появление инфекции, вызванной вирусом иммунодефицита человека, потребовало от медицинских работников пересмотра прежних профессиональных стереотипов, в том числе связанных с назначением и проведением лечения. Важно отметить, что проблема приверженности с точки зрения индивидуально-личностных особенностей ВИЧ-инфицированного слабо разработана в российской и зарубежной психологической науке, но является актуальной на современном уровне культурного и духовного развития общества и всего человечества и при преобладающих в настоящее время показателях здоровья населения земного шара. Таким образом, ВИЧ-инфекция — это глобальная проблема мирового значения, которая требует изучения и расширения знаний во всех областях для комплексной помощи больных.

Сохранить в закладках
ДЕПРЕССИЯ ПРИ ШИЗОФРЕНИИ КАК ТРАНСДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ПЕРВОГО ПСИХОТИЧЕСКОГО ЭПИЗОДА (2023)
Авторы: Антохин Евгений Юрьевич

В представленном обзоре обозначена проблема диагностики аффективных расстройств при шизофрении, особенно при первом психотическом эпизоде. Акцентируется внимание на изучение психологических механизмов формирования патологии, которые рассматриваются в комплексе с традиционными взглядами «эндогенного (биологически детерминированного) процесса». Психологические механизмы развития депрессии в первом эпизоде шизофрении, обусловленные прежде всего, стрессогенной реакцией пациента на факт болезни и на психотический опыт, обозначают значимость психологической работы с копингом и самостигматизацией, что в конечном итоге повысит качество терапии пациентов и их реабилитации, а также поможет предотвратить обострение и инвалидизацию.

Сохранить в закладках