ДЕПРЕССИЯ ПРИ ШИЗОФРЕНИИ КАК ТРАНСДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ПЕРВОГО ПСИХОТИЧЕСКОГО ЭПИЗОДА (2023)
В представленном обзоре обозначена проблема диагностики аффективных расстройств при шизофрении, особенно при первом психотическом эпизоде. Акцентируется внимание на изучение психологических механизмов формирования патологии, которые рассматриваются в комплексе с традиционными взглядами «эндогенного (биологически детерминированного) процесса». Психологические механизмы развития депрессии в первом эпизоде шизофрении, обусловленные прежде всего, стрессогенной реакцией пациента на факт болезни и на психотический опыт, обозначают значимость психологической работы с копингом и самостигматизацией, что в конечном итоге повысит качество терапии пациентов и их реабилитации, а также поможет предотвратить обострение и инвалидизацию.
Идентификаторы и классификаторы
Распространенность депрессии при шизофрении, по данным ряда авторов, составляет около 40%, однако данный показатель значительно варьирует в зависимости от стадии заболевания (первые эпизоды, повторные эпизоды), этапа течения (продром, острый период, постприступный период) [3, 24].
Список литературы
- Антохин Е.Ю., Будза В.Г., Ерзин А.И., Крюкова Е.М. Постприступная депрессия при первом эпизоде шизофрении (типология и патопсихология): монография. - Оренбург: Изд-во ОрГМУ, 2019. 268 с.
- Кананович П.С. Феномен ангедонии в структуре расстройств аффективного и шизофренического спектра. Психиатрия. 2015: 4 (68):37-41.
- Костюкова Е.Г. Вопросы диагностики и терапии депрессий в рамках различных нозологических категорий. Современная терапия психических расстройств. 2017; 2:44-56.
- Мазо Г.Э., Горбачев С.Е. Депрессия при шизофрении: опыт и подходы практических врачей к диагностике и терапии. Социальная и клиническая психиатрия. 2009; 4:5-14.
- Маслеников Н.В., Цукарзи Э.Э., Мосолов С.Н. Алгоритм биологической терапии депрессии при шизофрении. Современная терапия психических расстройств. 2019; 2:31-40.
- Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике /Перевод на русский язык под редакцией: Ю.Л.Нуллера, С.Ю.Циркина. Всемирная организация здравоохранения. Россия. Санкт-Петербург «Оверлайд», 1994. – 304 с.
- Мосолов С.Н., Ялтонская П.А. Развитие концепции, классификация и клиническая дифференциация негативных симптомов при шизофрении. Современная терапия психических расстройств. 2020; 1:2-14.
- Незнанов Н.Г., Мартынихин И.А., Мосолов С.Н. Диагностика шизофрении в России: результаты онлайн опроса врачей-психиатров. Часть 1. Использование МКБ-10. Современная терапия психических расстройств. 2019; 1: 2-19.
- Психиатрия: национальное руководство/гл. ред. Ю.А.Александровский, Н.Г.Незнанов. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 1008 с.: ил.
- Смулевич А.Б., Германова К.Н., Читлова В.В. Психогенные депрессии и эндогенный процесс (к проблеме реактивной шизофрении). Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова. 2016; 116, 5: 4-12.
- Тювина Н.А., Магомедова Д.О., Морозова В.Д. Типология и клинические особенности депрессий в период ремиссии при приступообразной шизофрении. Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2017; 3:24-30.
- American Psychiatric Association. DSM 5. Arlington, VA: American Psychiatric Association; 2013.
- Andreasen N.C. Symptoms, signs, and diagnosis of schizophrenia. Lancet. 1995; 346 (8973): 477–481.
- Arnone D., McKie S., Elliott R. et al. State-dependent changes in hippocampal grey matter in depression. Mol. Psychiatry. 2013; 18:1265–1272.
- Barnes T., Curson A., Liddle F., Patel M. The nature and prevalence of depression in chronic schizophrenic in-patients. Brit. J. Psychiatry. 1989; 154:486–491.
- Beck A.T. The core problem in depression: the cognitive triad. Depression: Theories and Therapies. 1970:47–55.
- Birchwood M., Iqbal Z., Chadwick P., Trower P. Cognitive approach to depression and suicidal thinking in psychosis. 1. Ontogeny of post-psychotic depression. Br J Psychiatry. 2000; 177:516–521.
- Birchwood M., Iqbal Z., Upthegrove R. Psychological pathways to depression in schizophrenia: studies in acute psychosis, post psychotic depression and auditory hallucinations. Eur. Arch. Psychiatry Clin. Neurosci. 2005; 255:202–212.
- Bogers J. P. A. M., Hambarian G., Michiels M. et al. Risk factors for psychotic relapse after dose reduction or discontinuation of antipsychotics in patients with chronic schizophrenia. A systematic review and meta-analysis. Schizophrenia Bulletin. 2020. doi:10.1093/schizbullopen/sgaa002
- Bosanac P., Castle D. Schizophrenia and depression. Med. J. Aust. 2012; 9:36–39.
- Broome M.R., He Z., Iftikhar M. et al. Neurobiological and behavioural studies of affective instability in clinical populations: a systematic review. Neurosci. Biobehav Rev. 2015; 51:243–254.
- Catone G., Marwaha S., Kuipers E. et al. Bullying victimisation and risk of psychotic phenomena: analyses of British national survey data. Lancet Psychiatry. 2015; 2:618–624.
- Chuang J-Y., Murray G.K., Metastasio A. et al. Brain structural signatures of negative symptoms in depression and schizophrenia. Front. Psychiatry. 2014; 5:116.
- Conley R.R., Ascher-Svanum H., Zhu B. et al. The burden of depressive symptoms in the long-term treatment of patients with schizophrenia. Schizophr. Res. 2007; 90:186–197.
- Dutta R., Murray R.M., Allardyce J. et al. Early risk factors for suicide in an epidemiological first episode psychosis cohort. Schizophr. Res. 2011;126:11–19.
- Fusar-Poli P., Borgwardt S., Bechdolf A. et al. The psychosis high-risk state: a comprehensive state-of-the-art review. JAMA Psychiatry. 2013;70:107–120.
- Fusar-Poli P., Nelson B., Valmaggia L. et al. Comorbid depressive and anxiety disorders in 509 individuals with an at-risk mental state: impact on psychopathology and transition to psychosis. Schizophr. Bull. 2014; 40:120–131.
- Gardsjord E.S., Romm K.L., Friis S. et al. Subjective quality of life in first-episode psychosis. A ten year follow-up study. Schizophr. Res. 2016; 172:23–38.
- Helfer B., Samara M.T., Huhn M. et al. Efficacy and safety of antidepressants added to antipsychotics for schizophrenia: a systematic review and meta-analysis. Am J Psychiatry.2016; 173:9:876-886.
- Horan W.P., Blanchard J.J. Emotional responses to psychosocial stress in schizophrenia: the role of individual diff erences in aff ective traits and coping. Schiz. Res. 2003; 60:271–283.
- Kelleher I., Corcoran P., Keeley H. et al. Psychotic symptoms and population risk for suicide attempt: a prospective cohort study. JAMA Psychiatry. 2013; 70:940–948.
- Kumari V., Peters E., Guinn A. et al. Mapping depression in schizophrenia: a functional magnetic resonance imaging study. Schizophr. Bull. 2016; 42:802–813.
- Lako I., Taxis K., Bruggeman R. et al. The course of depressive symptoms and prescribing patterns of antidepressants in schizophrenia in a one-year follow-up study. Eur Psychiatry. 2012; 27:240–244.
- Lataster T., Valmaggia L., Lardinois M. et al.. Increased stress reactivity: a mechanism specifically associated with the positive symptoms of psychotic disorder. Psychol. Med. 2013;43:1389–1400.
- Lee S-H., Niznikiewicz M., Asami T. et al. Initial and progressive gray matter abnormalities in insular gyrus and temporal pole in first-episode schizophrenia contrasted with first-episode affective psychosis. Schizophr. Bull. 2016; 42:3: 790–801.
- Matheson S., Shepherd A., Pinchbeck R., Laurens K., Carr V. Childhood adversity in schizophrenia: a systematic meta-analysis. Psychol. Med. 2013;43:225–238.
- Mondelli V., Cattaneo A., Murri M.B. et al. Stress and inflammation reduce brain-derived neurotrophic factor expression in first-episode psychosis: a pathway to smaller hippocampal volume. J. Clin. Psychiatry. 2011;72:1478–1684.
- NICE Clinical Guideline 178: Psychosis and Schizophrenia in Adults: Treatment and Management 2014. http://www.nice.org.uk/guidance/cg178/evidence/cg178-psychosis-and- schizophrenia-in-adults-full-guideline3 Accessed April 3, 2016
- Noto C., Ota V.K., Santoro M.L. et al. Effects of depression on the cytokine profile in drug naive first-episode psychosis. Schizophr. Res. 2015;164:53–58.
- Reininghaus U., Priebe S., Bentall R.P. Testing the psychopathology of psychosis: evidence for a general psychosis dimension. Schizophr. Bull. 2013;39:884–895.
- Sandhu A., Ives J., Birchwood M., Upthegrove R. The subjective experience and phenomenology of depression following first episode psychosis: a qualitative study using photo-elicitation. J. Affect. Disord. 2013;149:166–174.
- Siris S.G. Depression in schizophrenia: perspective in the era of “Atypical” antipsychotic agents. Am. J. Psychiatry. 2000;157:1379–1389.
- Strauss G.P., Gold J.M. A new perspective on anhedonia in schizophrenia. Am J Psychiatry. 2012; 169:364–373.
- Thompson A., Marwaha S., Nelson B. et al. Do affective or dissociative symptoms mediate the association between childhood sexual trauma and transition to psychosis in an ultra-high risk cohort? Psychiatr Res. 2016; 236:182–185.
- Upthegrove R., Birchwood M., Ross K. et al. The evolution of depression and suicidality in first episode psychosis. Acta Psychiatr. Scand. 2010;122:211–218.
- Upthegrove R., Manzanares-Teson N., Barnes N.M. Cytokine function in medication-naive first episode psychosis: a systematic review and meta-analysis. Schizophr. Res. 2014; 155:101–108.
- Upthegrove R., Ross K., Brunet K. et al. Depression in first episode psychosis: the role of subordination and shame. Psychiatry Res. 2014; 217:177–184.
- Upthegrove R., Broome M.R., Caldwell K. et al. How we understand hallucinations; a systematic review of current evidence. Acta Psych. Scand. 2016; 133:352– 357.
- Velthorst E., Nieman D.H., Becker H.E. et al. Baseline differences in clinical symptomatology between ultra high risk subjects with and without a transition to psychosis. Schizophr. Res. 2009; 109:60–65.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье раскрывается понятие мультисенсорных технологий и их использование при обучении иностранным языкам. Современный процесс обучения напрямую связан с разноканальными потоками информации. Усложнение программы, снижение мотивации школьников, способность воспринимать и удерживать в памяти только ограниченное количество учебного материала неизбежно приводит к появлению сложностей в изучении иностранных языков уже на начальном этапе. Данная статья предлагает практические шаги по использованию теории множественного интеллекта и классификацию декстрипторов умений и когнитивных способностей учащихся. Учет данных характеристик позволяет создать комфортное образовательное пространство для изучения иностранных языков в школе, обеспечить педагогические условия, способствующие достижению высоких показателей предметных результатов по иностранному языку. Мультисенсорные технологии позволяют максимально эффективно усваивать, перерабатывать и использовать иноязычный материал, способствуют становлению активной лексики в речи и закрепления умения говорения.
Автор изучает специфику данных технологий в контексте формирования различных лингвистических компетенций: свободного говорения, аудирования, чтения, умения организации коммуникации в иноязычной среде.
Целью работы является изучение содержания мультисенсорных технологий в процессе обучения иностранным языкам. Объект исследования — это содержание обучения иностранным языкам, предмет- использование в изучении иностранного языка мультисенсорных технологий.
В этой статье исследуется эффективность проектного обучения как метода целостного образования в старших классах. Уделяя особое внимание практическому обучению, ориентированному на учащихся, проектное обучение способствует вовлечению обучающихся в интерактивное взаимодействие, становлению критического мышления, формированию навыков решения проблем и сотрудничества. Данная работа отражает специфику указанного метода в контексте научной базы, а также практического его применения. Метод проектного обучения исследуется как инструмент активизации учебной позиции обучающихся и способ создания интересных творческих и научно- исследовательских продуктов. Автор рассматривает содержание проектного обучения как компонента целостного образования в старших классах и способа педагогического воздействия на обучающихся с целью формирования универсальных компетенций.
В статье также подчеркивается важность персонализированного обучения, аутентичной оценки и интеграции контекстов реального мира для улучшения результатов обучения. Изучая проектное обучение как эффективный метод целостного образования, преподаватели и иные специалисты школы могут получить представление о внедрении подходов, ориентированных на учащихся, которые способствуют всестороннему развитию и готовят учащихся к будущему успеху.
Целью данной работы мы определили исследование особенностей проектного обучения в контексте целостного образования старшеклассников. Объектом изучения выделен процесс целостного образования учащихся старших классов. Предмет- включение в данный процесс проектного обучения.
В статье рассматривается проблема интеграции учебного и воспитательного процессов в высшей школе. Ретроспективный анализ позволяет сделать вывод о том, что в последние полтора столетия проблема интеграции обучения и воспитания возникает особенно остро в периоды кардинальных социальных перемен. Решение данной проблемы на разных исторически этапах способствовало не только появлению новых форм, методов в преподавании дисциплин, но и разработке новых психолого–педагогических способов социализации личности. В настоящий момент, на фоне кардинальных социальных изменений, информационной революции, отсутствия государственной идеологии и политического плюрализма, интеграция процесса обучения в Вузе дает возможность не только сохранить равновесие между индивидуальной личностью и сообществом, но и применять теоретические знания, полученные в процессе профессиональной подготовки в практической жизнедеятельности, правильно реагировать на изменения, происходящие в обществе, что в конечном итоге является целью процесса социализации.
В данной статье представлены результаты исследования, посвященного практической апробации методики создания педагогических условий для подготовки будущих педагогов физической культуры в контексте этнопедагогического воспитания. На теоретическом этапе проведения исследования авторами были выдвинуты ряд педагогических условий, которые предполагают целенаправленное воздействие на студента. В ходе исследования было выявлено, что учебно-воспитательная работа со студентами способствовала эффективной актуализации компонента этнопедагогики в образовательном процессе. Этнопедагогика играет важную роль в формировании и развитии мировоззрения подрастающего поколения. Она представляет собой систему образовательных методов и приемов, основанных на учете национальных и этнических особенностей отдельной культуры. Главная цель этнопедагогики – сохранение и популяризация культурного наследия, передача традиций и ценностей, развитие гражданской и этнической идентичности у детей и подростков. Однако современный период в развитии общества, характеризующийся утверждением основных принципов и структур, которые лежат в основе его функционирования показал, что далеко не все педагоги осознают специфику этого процесса и даже, если и осознают, то не обладают достаточным уровнем подготовленности для создания вышеупомянутых педагогических условий.
В статье приведено теоретическое обоснование особенностей формирования профессионального «Я - образа» у женщин, занимающих руководящие роли в организациях. Описаны результаты эмпирического исследования, проводимого в образовательной организации среднего профессионального образования. Целью данного исследования было предположение о том, существуют различия в сформированности качеств, которые входят в структуру профессионального «образа Я». К исследованию были привлечены женщины, занимающие руководящие должности в колледже и женщины, не занимающие руководящих должностей в данной образовательной организации. В ходе исследования были выяснены статусы профессиональной идентичности у обеих категорий респондентов, изучены типы поведенческой активности и исследованы типы деловой направленности личности (направленность на себя, направленности на общение, направленность на деятельность). По результатам исследования все сотрудницы колледжа, принявшие участие в диагностике, показали сформированность профессионального «образа Я».
Проблема подготовки высококвалифицированных специалистов была актуальна во все времена. Особенно остро требования в подготовке специалистов были обозначены в последнее десятилетие, с учетом запроса современного общества. Именно модернизация образования позволила формировать компетентностного специалиста, отвечающего современным стандартам времени. Эти требования касаются как личностного развития, так и профессионального. В связи с этим, проблема личностного и профессионального неразрывно связаны между собой. В статье представлен теоретический анализ трудов отечественных и зарубежных ученых, занимающихся вопросами личностно-профессионального становления студентов вуза. В процессе анализа литературы выявлена необходимость разработки системы психологического сопровождения личностно-профессионального становления студентов вуза с целью предотвращения негативных профессиональных и личностных изменений личности в профессии. Обозначены направления психологического сопровождения личностно-профессионального становления студентов в вузе.
Добровольческая деятельность является одним из важнейших факторов социализации молодежи, она способствует формированию лидерских качеств, усвоению гуманистических ценностей милосердия, справедливости, отзывчивости, доброты, духовному становлению личности. Участие студенческой молодежи в добровольческой деятельности приводит к позитивным изменениям личности – развитию коммуникативных умений, повышению эмпатии, творческого потенциала, стимулированию социальной и гражданской активности. В статье рассматриваются результаты эмпирического изучения ряда психологического профиля студентов, участвующих в волонтерской деятельности. В исследовании была выявлена специфика социально-психологических установок, терминальных и инструментальных ценностей, типов межличностных отношений среди студентов-волонтеров. Было установлено, что волонтеры, в отличие от студентов, не участвующих в волонтерской деятельности, располагают более выраженными альтруистическими установками; меньшей склонностью к проявлениям эгоизма, ориентацией на такие личностные ценности, как саморазвитие, свобода, активная жизненная позиция, высоконравственные принципы социального поведения; готовностью к гуманистическому формату межличностного общения.
Проведен обзор отечественной и преимущественно зарубежной литературы по вопросам проблемы несуицидального самоповреждающего поведения (НСП). Были отобраны и проанализированы статьи в базах MEDLINE/PubMed, Elibrary.ru, Scopus с 2000 по 2023 гг., международных медицинских журналах. Поиск проводился с использованием поисковых запросов различных вариантов указанных ключевых слов.
Актуальность изучения темы несуицидального самоповреждающего поведения, прежде всего, связана с тем, что данное поведение является одним из наиболее важных маркеров риска суицидального поведения, а также важным предиктором суицидальных попыток у подростков.
НСП представляет собой действия, направленные на членовредительство, совершаемые без какого-либо намерения умереть, и включают в себя такие действия, как царапание кожи, порезы, ожоги, удары головой, удары себя и т. д. Цели или функции НСП обычно заключаются в уменьшении или отвлечении от негативных эмоций, наказании себя и/или уменьшении чувства опустошённости.
Пандемия ВИЧ-инфекции безусловно является определяющей проблемой здравоохранения нашего поколения и входит в число величайших инфекционных заболеваний в истории (Урываев Л. В. и др., 2012; Супотницкий М.В., 2014). С тех пор как мир впервые узнал о СПИДе летом 1981 года, болезнь распространилась последовательными волнами в различных регионах по всему миру. За последние 20 лет число смертности возросло в 13 раз, а зараженных в мире насчитывается 37,7 млн человек. Лечение ВИЧ-инфекции представляет собой многокомпонентное явление. В нем принимают участие сам пациент, его окружение, социум, врач и фармацевт. Однако появление инфекции, вызванной вирусом иммунодефицита человека, потребовало от медицинских работников пересмотра прежних профессиональных стереотипов, в том числе связанных с назначением и проведением лечения. Важно отметить, что проблема приверженности с точки зрения индивидуально-личностных особенностей ВИЧ-инфицированного слабо разработана в российской и зарубежной психологической науке, но является актуальной на современном уровне культурного и духовного развития общества и всего человечества и при преобладающих в настоящее время показателях здоровья населения земного шара. Таким образом, ВИЧ-инфекция — это глобальная проблема мирового значения, которая требует изучения и расширения знаний во всех областях для комплексной помощи больных.
Издательство
- Издательство
- ИЗДАТЕЛЬСТВО "МАНУСКРИПТ"
- Регион
- Россия, Ростов-на-Дону
- Почтовый адрес
- 344114, Ростовская обл, г Ростов-на-Дону, ул Боряна, д 20, кв 24
- Юр. адрес
- 344114, Ростовская обл, г Ростов-на-Дону, ул Боряна, д 20, кв 24
- ФИО
- Алагаева Джамиля Юсуповна (ДИРЕКТОР)
- Сайт
- https://naukavak.ru/