СОПОСТАВЛЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В РАЗНЫХ КУЛЬТУРАХ И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ТРУДОВУЮ АКТИВНОСТЬ ЖЕНЩИН (2023)
В статье рассматривается влияние гендерных стереотипов на участие женщин в трудовой деятельности в различных культурах. Цель исследования — проанализировать, как культурные различия в гендерных ролях, религиозных убеждениях, семейных отношениях и представлениях о женственности и мужественности способствуют стереотипному мышлению. Гипотезой исследования является тезис о том, что различные вариации гендерных стереотипов в разных культурах существенно влияют на карьерные устремления женщин, выбор работы и трудовую деятельность. Методология исследования включает применение гендерного подхода и сравнительный анализ существующей литературы, исследований и примеров из традиционных, коллективистских, индивидуалистических и эгалитарных культур. Результаты показывают, что гендерные стереотипы существенно влияют на выбор женщинами карьеры, возможности трудоустройства, перспективы карьерного роста, образовательные решения и уровень баланс между работой и личной жизнью. Гендерные стереотипы приводят к появлению барьеров, которые препятствуют прогрессу женщин на рынке труда, способствуя профессиональной сегрегации, гендерному разрыву в оплате труда и ограниченному представительству на руководящих должностях. Понимая нюансы культурных различий и уровень их влияния, мы тем самым расширяем окно возможностей для определения стратегий, которые помогут нивелировать гендерные стереотипы, способствуя большему гендерному равенству в трудовой деятельности.
Идентификаторы и классификаторы
Гендерные стереотипы — это широко распространенные убеждения и предположения о характеристиках, социальных ролях и поведенческих особенностях, которые считаются подходящими для людей в зависимости от их пола [1]. Стереотипы зачастую упрощают и обобщают различия между мужчинами и женщинами.
Список литературы
- Капиян А.Ю., Заболотская Е.А. Теория гендерной идентичности с учетом гендерных стереотипов в обществе // Научный аспект. – 2022. – Т. 2. № 1. – С. 206-211.
- Савинская О.Б., Лебедева Н.В., Вилкова К.А. Гендерные стереотипы и женские стратегии в высшем STEM-образовании: обзор междисциплинарного поля // Журнал исследований социальной политики. – 2022. – Т. 20. № 3. – С. 505-520.
- Черчес Т.Е., Святохо Л.В. Гендерные стереотипы и гендерная идентичность как факторы выбора профессии в различных профессиональных группах // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. – 2022. – № 3 (86). – С. 116-120.
- Dabiriyan Tehrani H., Yamini S. Gender differences concerning the horizontal and vertical individualism and collectivism: A meta-analysis // Psychological Studies. – 2022. – Vol. 67. – №. 1. – P. 11-27.
- Obioma I. F., Hentschel T., Hernandez Bark A. S. Gender stereotypes and self‐characterizations in Germany and Nigeria: A cross‐cultural comparison // Journal of Applied Social Psychology. – 2022. – Vol. 52. – №. 8. – P. 764-780.
- Richardson M. A., Roberts R. Modern women and traditional gender stereotypes: An examination of the roles women assume in Thailand’s agricultural system // Journal of International Agricultural and Extension Education. – 2020. – Vol. 27. – №. 4. – P. 7-21.
- Segovia‐Pérez M. et al. Being a woman in an ICT job: an analysis of the gender pay gap and discrimination in Spain // New Technology, Work and Employment. – 2020. – Vol. 35. – №. 1. – P. 20-39.
- Silander C. et al. Nordic research on gender equality in academic careers: a literature review // European Journal of Higher Education. – 2022. – Vol. 12. – №. 1. – P. 72-97.
- Stone K. Motherhood and waged work: West Indian, Asian and white mothers compared //One Way Ticket. – Routledge, 2022. – P. 33-52.
- Tremmel M., Wahl I. Gender stereotypes in leadership: Analyzing the content and evaluation of stereotypes about typical, male, and female leaders // Frontiers in Psychology. – 2023. – Vol. 14. doi: 10.3389/fpsyg.2023.1034258
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматривается проблема развития фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста с дизартрией посредством логопедических занятий. Описаны основные виды нарушений, возникающих при стертой дизартрии у дошкольников, а также их влияние на состояние фонематического восприятия. Отмечено, что нарушения в фонематическом восприятии детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией обусловлены нарушениями нервно-мышечной иннервации органов артикуляции. Автор считает, что логопедическая работа должна строится на основе индивидуального и комплексного подходов. Комплексный подход организуется через медицинский (физическая реабилитация, массаж, применение лекарств); психолого-педагогический (развитие сенсорных функций, улучшение ВПФ, развитие графомоторных навыков) и собственно логопедический (индивидуальная работа по формированию фонематического восприятия). Для коррекции фонематического восприятия автор предлагает классическую схему, состоящую из пяти этапов: различение неречевых звуков, анализ высоты и силы голоса, различение сходных по составу слов, выделение гласных и согласных звуков в словах, определение одинаковых звуков в словах. В конце заключении статьи сделан вывод о том, что развитие фонематического восприятия у дошкольников со стертой дизартрией – сложный и многоэтапный процесс, требующий от ребенка и логопеда неустанной работы. Однако, правильный подход и систематическая работа помогут ребенку преодолеть речевые трудности и добиться положительного результата.
В статье исследуются основные особенности педагогической деятельности на базе центров помощи детям, направленной на трудоустройство выпускников. Уделяется внимание также и работе иных учреждений для детей-сирот, направленной на подготовку выпускников к самостоятельной жизни по окончании средних или средних специальных учебных заведений. Также рассматриваются проблемы, возникающие во время трудовой социализации выпускников рассматриваемых учреждений, вследствие достаточно позднего изъятия детей из неблагополучных семей, в которых родители могли подавать им исключительно примеры деструктивного асоциального поведения. Только оказавшись в системе государственной поддержки детства, такие дети получают возможность составить себе развернутое представление о позитивных моделях трудовой социализации, и следовать одной из наиболее приемлемых для каждого из них в процессе профессионального самоопределения. Неотъемлемой в процессе трудовой социализации выпускников является роль центров занятости населения, которые помогают выпускникам в их профессиональном самоопределении. Объединенные программы центров помощи детям, некоммерческих организаций и центров занятости, как правило, пользуются популярностью среди выпускников, что позволяет достичь максимально высоких результатов в дальнейшем трудоустройстве представителей данной целевой группы.
В статье исследуется критическая роль ценностно-когнитивного компонента инклюзивной компетентности учителя в успешной реализации инклюзивной образовательной практики. Рассматриваются составляющие данного компонента, их понятия, функции, аспекты. Анализируется влияние ценностных убеждений учителей на их мотивацию и отношение к работе в условиях инклюзии. В работе также объясняется значимость когнитивных компетенций педагога в вопросе организации обучения. Автор подчеркивает важность теоретических знаний (понимание принципов инклюзии, потребностей учащихся с различными особенностями) и умение применять их на практике (адаптация образовательного процесса в соответствии с возможностями учеников). Результаты исследования показывают, что развитие ценностно-когнитивного компонента следует считать ключевым условием для повышения эффективности образования в условиях инклюзии.
В настоящей статье рассматриваются основные идеи воспитательной системы Антона Семёновича Макаренко, подчеркивается их актуальность для современной системы образования; обосновывается значимая роль семейного, трудового и игрового воспитания, роль организации самоуправления. Авторы сопоставляют указ Президента Российской Федерации № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» с принципами педагогической системы А. С. Макаренко.
Данная работа раскрывает специфику разработки и реализации социально- психологических моделей управления организованными преступными сообществами. Автор исследует особенности структуры и функционирования преступных группировок, роль лидера в преступной деятельности и его социально- психологические характеристики. Это необходимо для того, чтобы выявить способы и модели максимально эффективного управления организованно- преступными сообществами.
В работе анализируется личность лидера- организатора сообщества, его влияние на остальных членов группы, а также способы взаимодействия участников сообщества между собой.
В контексте вышесказанного целью нашей статьи является исследование социально- психологических моделей управления организованно- преступными сообществами. Объектом выступают преступные сообщества, предметом исследования являются модели, способы и приемы управления их деятельностью.
Учитывая важность для специалиста по управлению персоналом и менеджмента организации выявления детерминант эффективного управления персоналом, в данной статье внимание уделено роли доверия и справедливости в формировании и поддержании психологического контракта в организации. На основании данных категорий предложена типология психологического контракта, также представлен инструментарий для исследования состояния психологического контракта. Данная статья может иметь значение для исследователей, для руководителей организаций, менеджеров, специалистов управления персоналом в целях достижения вовлечённости и максимальной эффективности команды, а также снижения текучести кадров.
В статье рассматриваются теоретические основы повышения адаптивности иностранцев к успешному обучению и жизни в Россию в тесной взаимосвязи с их личностными качествами, такими как жизнестойкость, толерантность и культурный интеллект. Готовность студентов к определённой деятельности требует различных степеней развития этих, как и других качеств. Цель исследования – определить эффективные пути адаптации иностранных студентов на уровне психологической подготовки для реализации их целей приезда в Россию. Научная новизна заключается в теоретическом анализе и определении эффективности результатов тренировочного процесса с опорой на индивидуальные особенности студентов для повышения уровня личностных ресурсов и адаптационного потенциала. Выводы: По итогам наблюдения и рассмотрения теоретического материала, нами был определён ряд личностных особенностей, которые формируют положительную динамику для определения эффективных путей психологической готовности студентов, к адаптации.
В статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования психологических барьеров учебно-профессиональной деятельности студентов университета. Уточнено понятие психологических барьеров учебно-профессиональной деятельности и предпринята попытка классифицировать их по группам. Результаты проведенного эмпирического исследования свидетельствуют о том, что у студентов возникают разные психологические барьеры учебно-профессиональной деятельности. Студенты подтверждены депрессивным состояниям, они сталкиваются с отсутствием поддержки со стороны окружения, есть студенты, для которых актуальны сниженная мотивация, стресс, усталость, страх, тревожность, недовольство собой. Все эти студенты нуждаются в специально организованной психолого-педагогической помощи.
Данная работа направлена на выявление специфики стрессоустойчивости студентов вузов различных специальностей. Авторы исследуют механизмы социально- психологической адаптации и стрессоустойчивости студентов, выявляя наиболее проблемные моменты. В статье подчеркивается, что стресс, по мнению ряда авторов, является неотъемлемой частью обучения и поэтому очень важно формировать стрессоустойчивость студентов с первых курсов обучения по различным направлениям.
Объектом исследования в данном случае является стрессоустойчивость студентов, предметом̶ специфика механизмов стрессоустойчивости в зависимости от специальностей и направлений подготовки.
На базе ряда вузов автором проведено практическое исследование, отражающее цель и содержание данной работы и на основании его результатов предложены рекомендации по психолого- педагогической работе со студентами.
В данной статье рассмотрены ключевые аспекты деятельности психологической службы МЧС России. Описано влияние чрезвычайных ситуаций на психическое здоровье граждан и обоснована целесообразность оказания экстренной психологической помощи пострадавшим. Авторы выделили основные организационные принципы, на которых строится обеспечение психологической помощи в условиях чрезвычайной ситуации, и проанализировали новейшие разработки в этой области. Кроме того, в работе подробно представлен теоретический базис экстренной психологической помощи как научной дисциплины: описана специфика типов экстренных ситуаций и каждого из этапов процесса оказания помощи пострадавшим в результате этих ситуаций; приведена типология лиц, выступающих субъектами экстремальной ситуации при оказании психологической помощи. Рассматривая актуальное состояние системы психологической помощи в структуре МЧС России, авторами выделены направления ее совершенствования и отмечена особая роль межведомственного взаимодействия отечественных силовых структур в деле развития служб экстренных психологов в силовых структурах, что, в частности, нашло отражение в инициативах состоявшегося в 2023 году IV Всероссийского съезда психологов силовых структур Российской Федерации, а именно – создании единого свода методических рекомендаций для психологов, подготовке проекта Федерального закона «Об основах регулирования психологической помощи в Российской Федерации» и формировании Федерального реестра психологов.
В статье показано, что для выявления механизма того, как современных студентов-медиков справляются со стрессами и противостоят эмоциональному выгоранию на этапе снятия ограничений, связанных с пандемией Covid-19, в начале учебного семестра было проведено исследование среди 143 студентов-медиков, обучающихся по специальности «лечебное дело». Эмпирические данные были получены с помощью теста эмоциональное выгорание Маслач, Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой, теста на определение факторов и проявлений учебного стресса В.Ю. Щербатых, теста копинг-поведение в стрессовых ситуациях Нормана, Эндлера, Джеймса, Паркера в адаптации Т.Н. Крюковой, теста смысложизненных ориентаций. С помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена оценивались взаимосвязи между эмоциональным выгоранием, факторами и проявлениями стресса и копингами, смысложизненными ориентациями студентов-медиков. Выявлено, что у каждого третьего студента наблюдается высокий уровень эмоционального выгорания. У студентов младших и старших курсов преобладают симптомы эмоционального истощения, у студентов средних курсов также наблюдаются симптомы деперсонализации. При этом более высокие значения эмоционального выгорания коррелируют с высокими значениями эмоционально ориентированного копинга, низкими значениями проблемно-ориентированного копинга, поиском социальной поддержки и низкими значениями смысложизненных ориентаций. Эмоционально-ориентированный копинг также связан с проявлениями стресса у студентов, с беспокойством из-за пандемии Covid-19, использования дистантных форм обучения и низкими значениями смысложизненных ориентаций. Следовательно, в качестве мишени психологической помощи студентам выступает формирование проблемно-ориентированного копинга и смысложизненных ориентаций.
В психологии ценностные ориентации играют важную роль в понимании личности и ее поведения. Особенную роль приобретает вопрос изучения ценностных ориентиров в профессиональной деятельности, характеризующейся ярко-выраженными специфичными характеристиками. На основании теоретического анализа научной литературы были рассмотрены подходы к пониманию ценностных ориентаций, мотивации и профессионального выгорания, их особенностей среди сотрудников уголовно-исполнительной системы. В эмпирической части исследования проведена диагностика ценностных ориентаций, мотивации и профессионального выгорания контролёров ФСИН России, а также раскрыты особенности взаимосвязи рассматриваемых явлений. Выборку исследования составили 32 контролёра ФСИН России, исполняющих свои обязанности по надзору за осужденными в ЗКИ ООО «Универсал». По результатам диагностики ценностных ориентаций, мотивации и профессионального выгорания у контролёров ФСИН было определено, что большинство обследуемых имеют средний уровень ценностных ориентаций на доминирование и средний уровень ценностных ориентаций на ресурсы, большая часть обследуемых имеют высокий уровень мотивации к достижению успеха, а также преобладающее количество человек в выборке имеют низкую мотивацию к избеганию неудач, большинство сотрудников имеют средний уровень профессионального выгорания. С использованием коэффициента корреляции Пирсона было определено, что чем выше ценностные ориентации самоутверждения «Доминирование» и «Ресурсы», тем ниже мотивация к достижению цели, выше мотивация к избеганию неудачи и выше профессиональное выгорание.
Целью исследования является выявить различия в представлениях о религии в обыденном сознании между группами воцерковленных и невоцерковленных людей. Представления о религии выступают составляющими инвариантных образов мира, более того являются их ядром (мировоззрением) и выражают сходства образов мира в группах сравнения. Поэтому правомерно говорить о сходствах и различиях, которые в ходе исследования были выявлены в представлениях о религии в группах воцерковленных и невоцерковленных людей. Эмпирическое исследование проведено на выборке жителей городов Дальневосточного региона. В исследовании применялся метод психосемантики – семантический дифференциал (на материале русской лексики: слово-стимул: православная христианская религия). Методом обработки данных выступил факторный анализ. Обобщая результаты проведенного исследования, делаются следующие выводы: подтверждается, что для большинства невоцерковленных людей религия представляется средством национальной самоидентификации. В то же время в этой группе выявляются противоречия обыденного сознания: религия здесь неактуальна, далека от реализма, характеризуется заблуждением и зависимостью. Напротив, для воцерковленных людей религия представляется осмысленной, упорядоченной, свободной, простой, послушной, рациональной и др., что говорит о цельности и непротиворечивости религиозных представлений в данной группе.
В возникновении рецидивов атопического дерматита участвуют множество факторов – генетических, аллергических, средовых. Но особое место занимает влияние психологического воздействия на течение заболевания. Не смотря на обширный спектр проведенных исследований по вопросу изучения влияния психологических стимулов на возникновение рецидивов заболевания обнаруживается непропорциональный такому количеству исследований недостаток в разработке методов психологической коррекции. Следовательно, данный факт делает актуальным текущее исследование в виде создания авторской программы психологической коррекции на основании выявленных мишеней воздействия на течение атопического дерматита – в частности, неконструктивного и стагнационного характера устойчивости жизненного мира и присущих им психологических особенностях индивида. В апробации программы принимало участие 17 человек, кроме того были сформированы две контрольные группы – здоровых участников и пациентов с атопическим дерматитом, не участвовавших в прохождении программы психологической коррекции, в состав которых входило так же по 17 участников для отслеживания динамики эффективности воздействия тренингов программы психологической коррекции. Данная разработка показала свою эффективность, что подтверждается статистическими данными. Таким образом, можно предполагать, что внедрение данной программы коррекции психологических особенностей, влияющих на течение заболевания у пациентов с атопическим дерматитом в практику оказания медико-психологической помощи, поспособствует снижению количества рецидивов заболевания и улучшению уровня психологического благополучия и качества жизни пациентов.
В настоящее время до сих пор нет определенности по поводу эмоциональной привязанности у больных шизофрении. Анализ научной литературы за разные годы показывает разносторонний взгляд на эмоциональную природу отношений больных к членам своей семьи и окружающим. По большему счету можно выделить две противоположные точки зрения. С одной стороны, ряд авторов выступает за идею снижения и даже отсутствия эмоциональной привязанности у больных к членам своей семьи. С другой стороны, другой ряд авторов говорит в пользу сохранения привязанности у больных на протяжении длительного течения заболевания. В решении данной спорной точки нами уже был предпринят ряд исследований, показавший, что у женщин больных шизофренией определяется нарушения эмоциональной привязанности, что напрямую сказывается на характере их взаимоотношений с близким окружением. Однако остаются еще много вопросов относительно специфики эмоциональной привязанности у больных к членам семьи, что определяет актуальность данного исследования.
В данном исследовании были проанализированы особенности эмоциональной привязанности у женщин больных шизофренией параноидной формы к членам семьи при помощи «Тематического апперцептивного теста» (сорк. ТАТ). Была предложена схема диагностики с использованием ряда таблиц на тему семейных взаимоотношений (1, 2, 6GF, 7GF) и двух таблиц с фрустрирующим стимулом (11 и 16). Показано, что группа женщин больных шизофренией была более чувствительны к фрустрируещему воздействию, что отражается в содержаниях рассказов на белую таблицу. Они становятся уязвимыми в момент наличия фрустрирующего воздействия во время контакта с другим человеком, что актуализирует одновременно потребность в любви, поддержке и защите, а также и противопоставление себя окружающим.
В целом полученные данные говорят в пользу современного психоаналитического понимания данного феномена. Большинство женщин больных шизофренией характеризуется нарушенной эмоциональной привязанностью к матери по типу избегания, что может отражаться в глобальном чувстве недоверием к окружающему миру. Полученные данные также согласуются с предыдущими данными наших исследований с использованием других проективных методик.
Статья посвящена изучению влияния ценностных ориентаций на психологическую устойчивость военнослужащих. Обследовано 686 курсантов в возрасте от 18 до 26 лет. Ценностные ориентации исследовались с помощью методики «Семантический дифференциал». По результатам анкеты динамического наблюдения обследованные разделены на 2 группы: в группу «Психологически устойчивые» вошло 604 курсанта, в группу «Неустойчивые» – 82 человека. Предикторами психологической устойчивости военнослужащих является сочетание показателей личного эмоционального отношения к понятиям: воинский коллектив, риск, ответственность, карьера и семья. У «психологически устойчивых» курсантов достоверно более выражено личное эмоциональное отношение к понятиям: воинский коллектив, риск, ответственность, а у «неустойчивых» – к понятиям карьера и семья. Получена модель прогноза психологической устойчивости: Лямбда Уилкса: 0,92938 прибл. F (5,680)=10,334, p<0,0001. Точность модели равна 0,9, чувствительность – 0,44, специфичность – 0,99, что позволяет применять ее в мероприятиях медико-психологического сопровождения курсантов военного вуза.
Актуальность исследования определяется практическим отсутствием психологических исследований пациенток косметологической клиники при очевидной стрессогенности и значимости дефектов кожи для психоэмоционального и психосоциального статуса женщин. Цель исследования состояла в изучение динамики эмоционального состояния женщин с косметологическими проблемами кожи лица в процессе нехирургической коррекции. С помощью стандартизованных методов психологической диагностики «Уровень невротизации» (УН) [7], «Шкала воспринимаемого стресса-10» (ШВС-10) [1], «Опросник удовлетворенности качеством жизни» (КЖ) (Водопьянова Н.Е., 2005), а также авторского клинико-психологического интервью исследовано 193 пациентки косметологической клиники (средний возраст 39,19+0,80 лет) в периоды до и после нехирургической коррекции, длящейся в среднем 3 месяца. Данные обработаны с помощью SPSS v. 25.0 с использованием χ2 Пирсона и Z-критерия Уилкоксона. Результаты показали статистически значимое снижение (увеличение положительного значения показателя УН) уровня невротизации (р=0,034), общего показателя ШВС-10 (р=0,007), отражающего уровень субъективно переживаемого эмоционального стресса, а также показателя субшкалы «Перенапряжение» (р=0,00); получено статистически значимое увеличение 6 из 10 показателей удовлетворенности качеством жизни, относящихся к сферам социального взаимодействия и психологического состояния. Полученные данные соответствуют и развивают результаты зарубежных динамических исследований в области субъективной оценки психологического статуса пациенток косметологической клиники и могут быть учтены в профессиональной деятельности врачами-косметологами, а также клиническими психологами, работающими в области эстетической медицины. Перспективы исследования связаны с расширением спектра изучаемых психологических факторов косметологии, а также их связи с клиническими характеристиками пациенток.
Издательство
- Издательство
- ИЗДАТЕЛЬСТВО "МАНУСКРИПТ"
- Регион
- Россия, Ростов-на-Дону
- Почтовый адрес
- 344114, Ростовская обл, г Ростов-на-Дону, ул Боряна, д 20, кв 24
- Юр. адрес
- 344114, Ростовская обл, г Ростов-на-Дону, ул Боряна, д 20, кв 24
- ФИО
- Алагаева Джамиля Юсуповна (ДИРЕКТОР)
- Сайт
- https://naukavak.ru/