Архив статей журнала

ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ (2022)
Выпуск: № 3 (35), Том 9 (2022)
Авторы: Иванова Наталья Георгиевна

В статье представлен теоретический обзор литературы по проблеме изучения личностно-профессионального становления специалистов. Проанализированы труды выдающихся отечественных и зарубежных ученых (Е.А. Климова, Деркач А.А., Зеер Е.Ф., Марковой А.К., Д. Спьюпера, Вудкока, Д. Френсиса и др.), работающих в этой области науки и рассматривающих различные точки зрения относительно понимания сущности и этапов становления профессионала. При анализе термина профессионального становления мы установили, что ученые дают различные трактования пониманию данного понятия. Однако, при этом, все сходились во мнении, что профессиональное становление необходимо рассматривать, прежде всего, как процесс развития личности. В связи с чем, нет четкого разграничения понятий «становление» и «развитие». Процесс личностно-профессионального становления приходится, в том числе, на период обучения будущего студента в вузе. Центральным звеном становления, которого, выступает процесс профессионального самоопределения, задающий вектор профессионального развития личности. Личностно-профессиональное становление будущего специалиста возможно объяснить с точки зрения субъектного и деятельностного подходов, т.к. именно данные подходы позволяют рассматривать данный процесс через взаимосвязь личностного и профессионального развития, становления его личности.

Сохранить в закладках
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ В ВУЗЕ (2023)
Выпуск: № 8 (48), Том 10 (2023)
Авторы: Иванова Наталья Георгиевна

Проблема подготовки высококвалифицированных специалистов была актуальна во все времена. Особенно остро требования в подготовке специалистов были обозначены в последнее десятилетие, с учетом запроса современного общества. Именно модернизация образования позволила формировать компетентностного специалиста, отвечающего современным стандартам времени. Эти требования касаются как личностного развития, так и профессионального. В связи с этим, проблема личностного и профессионального неразрывно связаны между собой. В статье представлен теоретический анализ трудов отечественных и зарубежных ученых, занимающихся вопросами личностно-профессионального становления студентов вуза. В процессе анализа литературы выявлена необходимость разработки системы психологического сопровождения личностно-профессионального становления студентов вуза с целью предотвращения негативных профессиональных и личностных изменений личности в профессии. Обозначены направления психологического сопровождения личностно-профессионального становления студентов в вузе.

Сохранить в закладках
СОПОСТАВЛЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В РАЗНЫХ КУЛЬТУРАХ И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ТРУДОВУЮ АКТИВНОСТЬ ЖЕНЩИН (2023)
Выпуск: № 5 (45), Том 10 (2023)
Авторы: Роднина Кристина Андреевна

В статье рассматривается влияние гендерных стереотипов на участие женщин в трудовой деятельности в различных культурах. Цель исследования — проанализировать, как культурные различия в гендерных ролях, религиозных убеждениях, семейных отношениях и представлениях о женственности и мужественности способствуют стереотипному мышлению. Гипотезой исследования является тезис о том, что различные вариации гендерных стереотипов в разных культурах существенно влияют на карьерные устремления женщин, выбор работы и трудовую деятельность. Методология исследования включает применение гендерного подхода и сравнительный анализ существующей литературы, исследований и примеров из традиционных, коллективистских, индивидуалистических и эгалитарных культур. Результаты показывают, что гендерные стереотипы существенно влияют на выбор женщинами карьеры, возможности трудоустройства, перспективы карьерного роста, образовательные решения и уровень баланс между работой и личной жизнью. Гендерные стереотипы приводят к появлению барьеров, которые препятствуют прогрессу женщин на рынке труда, способствуя профессиональной сегрегации, гендерному разрыву в оплате труда и ограниченному представительству на руководящих должностях. Понимая нюансы культурных различий и уровень их влияния, мы тем самым расширяем окно возможностей для определения стратегий, которые помогут нивелировать гендерные стереотипы, способствуя большему гендерному равенству в трудовой деятельности.

Сохранить в закладках