Архив статей журнала

К ПРОБЛЕМЕ АДАПТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ (2022)
Выпуск: № 4 (36), Том 9 (2022)
Авторы: Маришин Сергей Васильевич

В статье раскрыты результаты исследования адаптации учащихся десятых классов общеобразовательной школы. Проведен обзор научных публикаций, отражающих исследование многогранных аспектов адаптации учащихся школы на различных этапах обучения. В основу исследования была положена концепция общего адаптационного синдрома, разработанная Г. Селье и подход, предложенный Н. А. Всеволодовой, отражающий взаимосвязь адаптивных способностей личности с ее самооценкой. Для проведения исследования были использованы следующие методики: «Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы» Ч. Д. Спилбергера в модификации А. Д. Андреевой; Опросник Спилбергера-Ханина; «Методика исследования общей самооценки личности» Дембо-Рубинштейн (в модификации А. М. Прихожан); дополнительно использовалась индивидуальная беседа.

В ходе эмпирического исследования были получены результаты, которые могут быть использованы педагогами-психологами при организации психологического сопровождения учащихся старших классов в период их адаптации к условиям учебного процесса. У учащихся, проходящих процесс адаптации, выявлено низкое проявление продуктивной мотивации к учебной деятельности, значительно ниже стремление к познанию нового, высокая тревожность, низкая способность руководить своим поведением в экстремальных ситуациях. При самооценке учащиеся отмечают нереалистичность достижения счастья. Проведен анализ и интерпретация результатов исследования.

Сохранить в закладках
ДЕПРЕССИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ ДЕМОНСТРАТИВНОГО ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ (2023)
Выпуск: № 6 (46), Том 10 (2023)
Авторы: Султанова Аклима Накиповна, Чут Ульяна Юрьевна

Эмоционально-поведенческие нарушения подросткового возраста – актуальная проблема современности. В настоящей статье впервые исследуется проблематика подростковой депрессии, которая не соответствует основным критериям депрессивного эпизода по патопсихологическим маркёрам – на фоне стойкого снижения настроения и признаков дезадаптации отсутствие изменений протекания высших психических функций. Предъявляемая подростками симптоматика затрагивает уровень антивитальных переживаний, проявляясь самоповреждающим поведением и суицидальной активностью. В представленной работе анализируется характер протекания высших психических функций подростков с «неистинной депрессией», а также особенности актуального эмоционального состояния, учитывая пролонгированное негативное влияние на становление идентичности подростка.

Сохранить в закладках
СОПОСТАВЛЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В РАЗНЫХ КУЛЬТУРАХ И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ТРУДОВУЮ АКТИВНОСТЬ ЖЕНЩИН (2023)
Выпуск: № 5 (45), Том 10 (2023)
Авторы: Роднина Кристина Андреевна

В статье рассматривается влияние гендерных стереотипов на участие женщин в трудовой деятельности в различных культурах. Цель исследования — проанализировать, как культурные различия в гендерных ролях, религиозных убеждениях, семейных отношениях и представлениях о женственности и мужественности способствуют стереотипному мышлению. Гипотезой исследования является тезис о том, что различные вариации гендерных стереотипов в разных культурах существенно влияют на карьерные устремления женщин, выбор работы и трудовую деятельность. Методология исследования включает применение гендерного подхода и сравнительный анализ существующей литературы, исследований и примеров из традиционных, коллективистских, индивидуалистических и эгалитарных культур. Результаты показывают, что гендерные стереотипы существенно влияют на выбор женщинами карьеры, возможности трудоустройства, перспективы карьерного роста, образовательные решения и уровень баланс между работой и личной жизнью. Гендерные стереотипы приводят к появлению барьеров, которые препятствуют прогрессу женщин на рынке труда, способствуя профессиональной сегрегации, гендерному разрыву в оплате труда и ограниченному представительству на руководящих должностях. Понимая нюансы культурных различий и уровень их влияния, мы тем самым расширяем окно возможностей для определения стратегий, которые помогут нивелировать гендерные стереотипы, способствуя большему гендерному равенству в трудовой деятельности.

Сохранить в закладках
СПЕЦИФИКА ПОНЯТИЯ УСПЕШНОСТИ У ПОДРОСТКОВ В КОНТЕКСТЕ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (2023)
Выпуск: № 4 (44), Том 10 (2023)
Авторы: Боровицкая Юлия Витальевна

В работе автор исследует особенности понимания подростками понятия «успешность» в процессе освоения программ основного и дополнительного образования. Статья раскрывает основные содержательные компоненты данного понятия, подходы отечественных и зарубежных авторов к его структуре, а также особенности становления успешности в дополнительном образовании (кружки и секции).
Исследование конкретизирует понятия личностной, академической и социальной успешности и дифференцирует их. При этом определяется взаимосвязь между данными видами успешности и положения теоретико- методологического изучения данной проблематики, которая отражена в результатах диагностического исследования.
Целью работы возможно определить выявление специфики понятия успешности у подростков в контексте освоения программ дополнительного образования. Объект исследования̶ дополнительное образование, предмет̶ понятие успешности.

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ И ЧЛЕНОВ ОРГАНИЗОВАННЫХ ГРУПП (2024)
Выпуск: № 4 (52), Том 11 (2024)
Авторы: Бакиров Рамиль Равилович

Публикация отражает изучение специфики поведения двух особенных групп субъектов преступной деятельности: осужденных и членов организованных групп. Данные группы отличаются по ряду психологических и социальных признаков, что формирует особенности поведения заключенных и участников организованных преступных групп (ОПГ). Рассматривая поведение как внешнее выражение мотивации и личностных качеств, необходимо выявить конкретные его проявления, а также те установки, которые влияют на формирование подобного поведения. Данная работа изучает личностные психологические особенности осужденных и членов ОПГ, являющиеся факторами становления преступного поведения, а также выражающиеся в конкретных поступках. Кроме того, значительным является изучение структуры группы, ее динамики и взаимоотношений между членами и выявление взаимозависимости между организованностью группы и стабильностью преступного поведения. Сложность и многогранность преступных деяний раскрывается через специфику противоправной деятельности, а также структурную иерархию группы, функции и роли каждого члена. Основной целью данной работы является изучение особенностей поведения осужденных и членов организованных групп. Объектом работы являются особенности категорий осужденных и членов ОПГ, предметом- поведение данных субъектов преступных деяний.

Сохранить в закладках