ВЛИЯНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ (2024)
На экономический рост в стране влияет высокий уровень образования. С точки зрения производственной функции образовательную область с различными видами деятельности можно отнести к огромной индустрии с экономическим потенциалом, так как она располагает значительными научными и человеческими ресурсами. Образовательная деятельность в сфере экономики рассматривается в двух направлениях: потребительский аспект, то есть краткосрочная, и инвестиционно-содержащий долгосрочный процесс развития. Непрекращающийся образовательный процесс активно стимулирует рост экономики, при котором обучающееся молодое поколение студентов получает современные знания, компетенции и навыки, обеспечивающие в будущем динамичное развитие страны. Эпоха цифровизации изменила механизмы взаимодействия экономических структур между собой, в связи с чем образование должно быть движущей силой развития, поэтому оно находится у истоков новых инновационных технологий обучения. Это необходимо для того, чтобы занимать главные позиции в области научно-технического прогресса. Высшие образовательные учреждения и их деятельность стали отраслью с ведущей экономической парадигмой. Смена парадигмы происходит небеспричинно. Чтобы образование не только существовало, но и находилось на достойном уровне, оставаясь основой развития экономического потенциала и общества, необходимо сделать науку базой, фундаментом всех преобразований. Принцип «управлять образованием по-деловому, по-научному, не превращая образование в бизнес» стал главным в контексте трансформирования образовательной отрасли в современную, инновационную сферу, отвечающую требованиям и потребностям эволюционирующего цифрового времени.
The economic growth of a country is influenced by the high level of education. From the point of view of production function, the educational field with various activities can be categorised as a large industry with economic potential because it has significant scientific and human resources. The educational activity in the economic sphere is considered in two directions - the consumer aspect (short-term) and the investment-containing long-term development process. The ongoing educational process actively stimulates the economic growth when the young generation of students acquires modern knowledge, competencies and skills that ensure the future dynamic development of the country. The era of digitalisation has changed the mechanisms of interaction between economic structures, and therefore education should be a driving force of development. Consequently, it is at the origin of new innovative technologies of training. This is necessary to occupy the main positions in the field of scientific and technological progress. Higher education institutions and their activities have become a sector with a leading economic paradigm. The paradigm shift is causal. In order for education not only to exist, but also to be at a decent level, remaining the basis for the development of economic potential and society, it is necessary to make science the base, the foundation of all changes. The principle of “managing education in a business-like, scientific way, without turning it into a business” has become the main one in the context of transforming the educational sector into a modern, innovative sphere, meeting the requirements and needs of the evolving digital time.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.26425/1816-4277-2024-5-129-136
- eLIBRARY ID
- 67903376
Роль образования оказывает большое влияние на национальную экономику страны и на весь ее потенциал. Теоретические знания, компетентность, приобретенные навыки, применяемые во всех отраслях, – все это результаты успешной образовательной деятельности, над усвоением и приобретением которых работают преподаватели, студенты и все научные сообщества. Необходимо отметить, что особое внимание в сфере образовательной деятельности уделяется развитию профессиональных, интеллектуальных, нравственных способностей, а также совершенствованию проявившихся в процессе учебы талантов. Можно сказать, что система образования в стране прямо пропорциональна темпам экономического роста и благосостояния жителей страны. Система высшего и среднего специального образования подготавливает высококвалифицированных молодых специалистов1.
Российская Федерация (далее – РФ, Россия), как и многие другие страны, открыли доступ в сферу образования большому количеству иностранных студентов, потому что они после окончания учебы привносят новые идеи в экономическую жизнь и создают базу для дальнейшего внедрения и продвижения инновационных проектов за пределами страны. К примеру, Соединенные Штаты Америки, Канада, Великобритания и другие экономически развитые государства уже давно принимают иностранных студентов, уделяя пристальное внимание их образованию, расширяя доступ к высшему и иному научно-педагогическому, экономическому образованию [1]. В университетах, институтах, колледжах поддерживают
актуальность инновационных программ, рассматривая будущих студентов как потенциальных специалистов, несущих передовые технологии, и применяя программы как в странах, где они обучались, так и за их пределами.
Список литературы
-
Капелюшников Р.И. Образовательный потенциал и его связь с характеристиками рынка труда: российский опыт. М.: ГУ ВШЭ; 2006. 64 с. EDN: QVFLQP
-
Коблева А.Л. Развитие человеческого капитала в сфере образования: учебное пособие для вузов. М.: Юрайт; 2024. 153 c. EDN: VINMVG
-
Марцинкевич В.И. Инвестиции в человека: экономическая наука и российская экономика. (Что скрывается за термином “человеческий капитал”). Мировая экономика и международные отношения. 2005;9:29-39. EDN: HSTXTD
-
Маниковская М.А. Цифровизация образования: вызовы традиционным нормам и принципам морали. Власть и управление на Востоке России. 2019;2(87):100-106. EDN: AUQMUA
-
Нестерова Д.В. Инвестиции в образование как фактор экономического роста. Научные труды профессоров Уральского института экономики, управления и права. 2004;1:61-70.
-
Горшкова О.В. Активные методы обучения: формы и цели применения. Научно-методический электронный журнал “Концепт”. 2017;S3:10-15. EDN: XRHQLF
-
Черкезов С.Е., Ефимова Е.В., Рутта Н.А., Шарыпова Т.Н., Шейдаков Н.Е. Адаптивность профессионального образования к экономическим кризисам на основе информационных технологий. Мир науки. Педагогика и психология. 2020;4(8).
-
Кизиль Е.В., Тимошенко А.Н. Математическая модель поиска оптимального варианта государственной поддержки инновационного развития экономики региона. Инновации. 2016;10(216):119-125. EDN: VYJNHP
-
Галифанов Г. Инновационная экономика: проблемы и решения. Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2019;10:63-77. EDN: NATXMW
-
Гордеева Е.В., Мурадян Ш.Г., Жажоян А.С. Цифровизация в образовании. Экономика и бизнес: теория и практика. 2021;4-1(74):112-115. DOI: 10.24412/2411-0450-2021-4-1-112-115 EDN: TNRTIL
Выпуск
Другие статьи выпуска
Целью данной исследовательской работы является выявление особенностей профессиональной идентичности российских студентов гуманитарного, технического, а также экономического направлений профессиональной подготовки. Теоретический анализ научных трудов, в рамках которых рассматривается проблема профессиональной идентичности российских студентов, позволил заключить, что большинство из них статично и изолированно, что в значительной степени отражается на содержательности выводов. Эмпирическое исследование статусов профессиональной идентичности 245 студентов Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, основанное на методике Дж.Э. Марсиа, предоставило возможность для применения инструментов описательной и аналитической статистики. Благодаря частотному анализу результатов эмпирического исследования выявлено преобладание состояния достигнутой идентичности в общей структуре респондентов. Однако в ходе более детального межгруппового рассмотрения за счет критерия согласия Пирсона было доказано, что вместе с переходом от специальностей характера «человек - знак» к специальностям характера «человек - человек» численность студентов, обладающих статусом достигнутой профессиональной идентичности, снижается. При этом возрастает численность обучающихся, для которых свойственен мораторий профессиональной идентичности. Научная новизна данной работы заключена в сравнительном подходе к исследованию профессиональной идентичности студентов высших образовательных заведений.
В статье рассматривается формирование самостоятельности у подростков под влиянием эмоционального принятия со стороны родителей во Вьетнаме и в России. Эмоциональное принятие родителей помогает подросткам обрести уверенность в себе и не испытывать трудности, когда они принимают решения и справляются с проблемами, тем самым развивая самостоятельность в мышлении и поведении. С помощью методик «Поведение родителей и отношение подростков к ним» Е. Шафера и «Диагностика самостоятельности учащихся» Л.А. Сергиенко в статье анализируется зависимость между эмоциональным принятием, исходящим от влиятельных родителей, и уровнем независимости подростка. Кроме того, влияние отцов и матерей на подростковую самостоятельность различно. Результаты показывают, что эмоциональное принятие от обоих родителей помогает подросткам развить независимость лучше, чем эмоциональное принятие только от одного человека. Кроме того, уровень эмоциональной поддержки выше у российских родителей, чем у вьетнамских, и это приводит к тому, что российские подростки более самостоятельны, чем вьетнамские. Эмоциональное принятие со стороны родителей играет важную роль в развитии независимости у детей, поэтому родителям необходимо создавать с ними здоровые отношения.
В статье рассматриваются примеры сильных (SV > 0,7) простейших нелинейных зависимостей в задаче для 114 показателей 9 психодиагностических методик, которые представляют исключения в контексте многих конкретных задач по изучению статистических связей, когда две взаимообратные зависимости, Y(X) и X(Y), являются сильными. Таких зависимостей в модели для квинт независимой переменной в рамках очень слабых и слабых корреляций нашлось только четыре (всего 180 сильных простейших нелинейных зависимостей). В статье количественно проанализированы и качественно проинтерпретированы зависимости для трех пар переменных: «16PF-E: Подчиненность - доминантность» опросника Р.Б. Кеттелла и «Соревнование» методики К.У. Томаса (SV = 0,78 и SV’ = 0,72 при r = 0,15); «16PF-Q3: Низкий самоконтроль - высокий самоконтроль» и «16PF-L: Доверчивость - подозрительность» опросника Р.Б. Кеттелла (SV = 1,17 и SV’ = 0,91 при r = 0,28); «Психастения» методики Миннесотского многоаспектного личностного опросника и «Подозрительный тип» методики Т.Ф. Лири (SV = 0,84 и SV’ = 0,73 при r = 0,19). Для пары переменных «Низкий самоконтроль - высокий самоконтроль» и «Доверчивость - подозрительность» рассмотрены также модели линейной регрессии, которая строится на основе зависимости, далекой от линейной, что показывает коэффициент слабой корреляции Пирсона, равный 0,28. При этом, на основании широко используемого в психологическом сообществе правила интерпретации абсолютной величины коэффициента корреляции для выборки объемом 120 испытуемых, он указывает на значимость связи при уровне p = 0,01, которая неизбежно требует линейной интерпретации. Для наглядности обсуждаемая в статье информация иллюстрируется графическими представлениями рассматриваемых зависимостей.
В условиях геополитической нестабильности, глобализации информационного пространства, культурологических и цифровых трансформаций особое внимание необходимо уделять проблемам сохранения идентичности и формирования государственно-ориентированной активной гражданской позиции студенческой молодежи, в том числе на основе использования социокоммуникативных технологий управления институциональным доверием органам власти. Предмет исследования - элементы коммуникативной политики представителей органов власти, общественных организаций, средств массовой информации, направленные на студенческую молодежь. Цель работы - разработка комплекса современных технологий повышения уровня институционального доверия студентов органам власти. Методология исследования базируется на теоретико-методических положениях социологии, социальной психологии, политологии для определения феноменов институционального и социального доверия, а также концепции единого информационного пространства. В результате эмпирического исследования был определен уровень доверия обучающихся высших и средних профессиональных образовательных организаций региональным и федеральным органам власти, отдельным социально-экономическим и политическим институтам; выявлены причины низкой степени информированности и вовлеченности студенческой молодежи в общественные процессы регионального развития, участия в деятельности специализированных всероссийских и региональных молодежных организаций. В качестве рекомендаций предложены технологии повышения эффективности взаимодействия органов власти со студентами, в том числе в сетевом информационном пространстве.
Целью научной статьи является представление исследования архитектуры рекомендательного сервиса, разработанного для помощи абитуриентам в выборе направления подготовки в вузе. Главной функцией сервиса выступает предоставление абитуриентам персонализированных рекомендаций по подготовке на основе их предпочтений, интересов, академических достижений и рейтинга учебного заведения. Архитектура базируется на принципе клиент-серверного взаимодействия, когда клиенты могут получать персонализированные рекомендации и взаимодействовать с сервисом через веб-интерфейс. В статье были решены следующие задачи: выполнены архитектурная декомпозиция и описание основных компонентов сервиса; представлен метод машинного обучения, включая алгоритм коллаборативной фильтрации, который применяется в сервисе и позволяет учитывать предпочтения и предложения других абитуриентов с похожими интересами и образовательным профилем; разработаны рекомендации по выбору пользовательского интерфейса для удобного взаимодействия с сервисом; проведены контрольные примеры с целью оценки эффективности работы рекомендательного сервиса. Исследование показывает, что использование метода коллаборативной фильтрации в архитектуре сервиса позволяет достичь высокой точности и удовлетворения абитуриентов при предоставлении рекомендаций по выбору направления подготовки в вузе. Статья имеет практическую значимость, так как представляет собой реальное применение метода машинного обучения и архитектуры сервиса для помощи абитуриентам в выборе направления подготовки. Результаты исследования могут быть полезными для разработки подобных сервисов в образовательной сфере.
Авторы проанализировали систему мер федерального и местного уровней, направленных на повышение уровня жизни населения в таких направлениях, как развитие транспортной системы, доступное жилье, демография, медицина, заработная плата. Было проведено эмпирическое исследование методом опроса с целью определения удовлетворенности жителей Магнитогорска Челябинской области качеством жизни в городе и выявления наиболее актуальных вопросов, решение которых будет способствовать повышению уровня жизни населения города. В опросе (в форме анкетирования) приняли участие 330 взрослых мужчин и женщин, жителей Магнитогорска, отличающихся по социальному положению. В конечном счете авторы пришли к заключению, что качество жизни в Магнитогорске невысокое. Многие жители недовольны экологической ситуацией в городе, качеством медицинской помощи и финансовыми доходами. Это свидетельствует о том, что необходимо проводить социальную политику, направленную на решение данных проблем. Вместе с тем большинство респондентов высоко оценивают возможности для комфортной жизни: относительно дешевая недвижимость, достаточное количество мест в детских садах и школах, довольно высокий уровень профессионального образования, возможности трудоустройства и построения карьеры.
В статье рассмотрены подходы к определению понятия «буллинг». Установлены некоторые особенности толкования буллинга. Он часто соотносится с социализацией, девиантным поведением и охраной здоровья именно подрастающих поколений. В ходе изучения истории возникновения изучаемого явления как объекта научного исследования выявлено, что в первом определении, предложенном в 1993 г. норвежским психологом Д. Ольвеусом, буллинг - это преднамеренное, систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы. Позже произошло разделение на буллинг и моббинг. В первом случае речь идет о школьном насилии над детьми, во втором - о насилии над взрослым населением. Рассмотрение буллинга в качестве объекта статистического исследования определило, что в настоящее время статистика буллинга фактически находится на начальной стадии своего развития, не позволяя всесторонне, подробно и адекватно оценивать столь специфический объект исследования. В работе предложены разработка концепции системы показателей статистики буллинга, выделение и обоснование ее ключевых разделов, а также последовательное наполнение последних индикаторами, которые соответствуют определенным принципам (открытость, доступность и др.). В заключение крайне важно отметить, что буллинг - неадекватные, аморальные и в сущности асоциальные попытки личностного самоутверждения, которые возводят рассматриваемое явление в ранг крайне негативного феномена, возникшего исторически и продолжающего существовать и активно развиваться в школьной среде, что требует дальнейшего изучения и проработки.
В качестве предмета настоящего исследования выделяется множество условий, которые способствуют возникновению кризисных явлений в финансовой и экономической сферах. Цель статьи - изучение причин, последствий и возможностей предотвращения финансовых кризисов. К используемой в рамках исследования методологии можно отнести изучение интернет-ресурсов, соответствующих теме статьи, их синтез и обобщение. Среди основных результатов исследования выделяются проведение детального анализа понятия и причин финансовых кризисов, а также систематизация информации о возможностях их недопущения. Полученные результаты могут быть применены в рамках разработки методик и рекомендаций по предотвращению финансовых кризисов с учетом современной ситуации, а также в учебном процессе. К перспективам дальнейших исследований по заданной тематике относятся: определение динамики и специфики развития финансовых кризисов, основные этапы развития, разработка прогнозов об их возникновении в тех или иных отраслях экономики. В заключение отметим, что, во-первых, финансовые кризисы представляют собой один из неотъемлемых этапов развития экономических отношений как в отдельно взятой стране, так и в мире. Во-вторых, причины появления финансового кризиса могут быть объяснены при помощи использования определенной теоретической базы с учетом современных явлений и, как правило, представляют собой результат внедрения новых инструментов, методов и способов хозяйствования. В-третьих, для увеличения результативности нивелирования негативного воздействия кризиса важным представляется применение комплексного подхода, который включает в себя осуществление превентивных мероприятий не только в рамках страны, но и на уровне компаний.
Статья представляет анализ основных тенденций и перспектив развития центральных банковских цифровых валют (англ. central bank digital currency, далее - CBDC) в мировом контексте и в Российской Федерации (далее - РФ, Россия), сопоставляя их с криптовалютами и традиционными фиатными валютами. Особое внимание уделяется выявлению преимуществ цифровых валют перед обычными, таких как независимость, защищенность, прозрачность и возможность использования смарт-контрактов. Однако CBDC, в отличие от криптовалют, подчинены контролю и зависят от действий центральных банков. Статья включает обзор опыта различных стран, таких как Россия, Китай, Индия, Объединенные Арабские Эмираты, Франция и Нигерия. Также проведен анализ соотношения комиссионных и процентных доходов в деятельности банков РФ. Был сделан вывод о важности комиссионных доходов в банковской сфере и оценено влияние внедрения цифрового рубля Центральным банком России на банковскую систему. В заключение предложены рекомендации по внедрению цифрового рубля в повседневную деятельность российских банков, включая учет сложностей для них и активное привлечение клиентов, а также необходимость создания отдельной организации для контроля над операциями цифрового рубля.
Аукционные продажи живописи в России имеют признаки развивающегося рынка, не всегда следующего мировым трендам. Учитывая, что потенциал изучения национального арт-рынка раскрыт недостаточно, автор поставил следующие цели настоящей статьи - изучить особенности инвестирования в произведения российских художников авангардного течения и построить эконометрическую модель (на примере общества «Бубновый валет»). Русский авангард впервые рассматривается как область, образующая общие, свойственные ей одной тенденции ценообразования. В статье проанализированы особенности и тенденции спроса на авангардную живопись в 2000-2021 гг., охарактеризованы география аукционных продаж и уровень ликвидности арт-активов, приведена ценовая динамика национального и мирового рынков. Для поставленных целей применяются статистический анализ и визуализация, построена эконометрическая модель с использованием цензурированной регрессии Хекмана (Tobit-2). Методом повторных продаж рассчитана средняя доходность масляной живописи М.З. Шагала. Номинальная оценка доходности его произведений, по расчетам автора, составила 5,1 %, существенно отставая от аналогичного показателя финансовых активов. Инвестирование в живопись рассмотрено как комплексное явление с уникальными свойствами, отличающими арт-рынок от других инвестиций. Статья представляет интерес для инвестиционных менеджеров и управляющих, работников банковского сектора, коллекционеров, оценщиков, специалистов в области экономики искусства.
Современный фондовый рынок представляет собой постоянно меняющуюся систему, быстро реагирующую на изменения внешней среды. События последних лет резко повысили степень непредсказуемости и изменчивости процессов мирового развития, что значительно повлияло на активность становления такого сегмента этого рынка, как социально-ответственное инвестирование (далее - СОИ). В статье рассмотрена динамика развития зарубежного рынка СОИ, проанализированы основные формы государственной поддержки СОИ в зарубежных странах как наиболее значащие компоненты эффективного функционирования экосистемы СОИ, выделены главные проблемы этого рынка на текущем этапе. Показано, что в настоящее время одной из ключевых проблем развития рынка СОИ является отсутствие общепринятой комплексной методологии, стандартов и методик оценки и учета отнесения ценных бумаг и использования доходов от них именно в связи с ESG-повесткой (англ. еnvironmental, social, and governance - экологическое, социальное и корпоративное управление). Это приводит к сложностям в оценке эффективности СОИ, нецелевому использованию инвестиций (англ. greenwashing), к снижению доверия к инструментам рынка СОИ. Выработка унифицированного подхода к системе оценки эффективности СОИ, формирование общих критериев и принципов работы в области ответственного инвестирования будут способствовать улучшению социальной жизни общества, решению экологических задач, более продуктивному экономическому развитию стран.
Целями исследования являются анализ конкурентоспособности и разработка рекомендаций по ее повышению при освоении производства новой продукции. При ознакомлении с известными работами, в которых исследовалась конкурентоспособность, автором было изучено влияние изменений на макроуровне на процессы освоения новой продукции предприятиями. В статье автором проведен анализ различных подходов к определению конкурентоспособности. Рассмотрено воздействие односторонних санкций на конкурентоспособность при освоении производства новой продукции. При этом отмечается, что санкции как инструмент силового давления не могут применяться в качестве инструмента повышения успешности предприятий на справедливом конкурентном рынке. Поэтому автор указывает на то, что классическая теория о конкурентном и неконкурентном рынках не вполне применима в текущей обстановке. В работах некоторых ученых анализировалась конкурентоспособность предприятия в условиях рынка, не соответствующего настоящим реалиям, соответственно, такие исследования неприменимы в условиях необходимого справедливого конкурентного рынка. Автором предложены способы определения как текущей конкурентоспособности, так и ее показателей в прошедших и будущих периодах. Трансфер технологий предлагается перестраивать с внутреннего на международный с дружественными странами, переходя от простой торговли и обмена товарами на совместное развитие продуктов. Внутри страны также необходимы условия для масштабирования идей и новых разработок. В условиях неконкурентного рынка слияние или объединение компаний для проведения исследований, разработок и освоения производства новых продуктов может быть одним из способов обхода санкций. При этом данный способ в большей степени применим для технологий с высоким уровнем цифровой и технологической защиты в режиме ноу-хау.
В настоящее время все большую популярность в электроэнергетике набирают квалифицированные генерирующие станции, работающие на возобновляемых источниках энергии (далее - ВИЭ). Самыми распространенными в современном мире стали ветроэнергетические станции и солнечные генерирующие панели. Россия - страна, обладающая огромной территорией, разные части которой представляют собой потенциальные места для размещения ВИЭ-объектов. Особое внимание привлекают арктические зоны. Однако, выбрав потенциальное место строительства объектов ВИЭ-генерации, необходимо провести анализ эффективности и возможности реализации инвестиционного проекта. Целью исследования является рассмотрение состояния существующей энергетической системы Мурманской области для дальнейшего определения вероятности развития там новых энергетических проектов. Таким образом, оценен ветроэнергетический потенциал региона и проведен прогноз электропотребления на период 2024-2029 гг. Проанализированы обоснования и возможности строительства ветроэнергетических установок на территории Кольского полуострова как альтернативы станциям, работающим на углеводород ном топливе. Выявлено, что существующие возможности субъекта России располагают к строительству на его территории новых ветропарков. В результате проведения сравнительного анализа Мурманской области и соседних регионов определено, что данная область наиболее предрасположена к реализации подобных инвестиционных проектов.
Целями данного исследования являются определение теоретических основ и проведение тщательного анализа, связанного с созданием особых экономических зон (далее - ОЭЗ) и с выявлением их ключевых особенностей. Для достижения поставленных целей рассмотрены теоретические аспекты ОЭЗ относительно России, в результате чего выявляются основные виды и отличительные характеристики ОЭЗ, которые считаются одним из инструментов экономического развития, способствующего быстрому экономическому росту благодаря налоговым, таможенным и валютным привилегиям. В статье исследуется процесс расширения сетей ОЭЗ, способных выступать катализатором изменчивого прогресса, а также изучаются их дальнейшие перспективы становления. Основные результаты исследования - новые знания о зонах особого экономического типа, достигнутые с помощью анализа принципов создания ОЭЗ и сбора информации о них как о зонах, которые способствуют улучшению внешнеэкономических связей и развитию торговых отношений в целом. Следующим направлением исследований данной темы становится дальнейшее внедрение гибких способов подготовки новейших ветвей развития в области изучения ОЭЗ, которые в настоящее время имеют достаточно большое значение.
В статье проведен сравнительный анализ структуры источников финансирования национального проекта «Экология». Выполнена комплексная оценка промежуточных результатов реализации региональных проектов в Вологодской области в составе указанного национального проекта методом освоенного объема. В результате выявлено расхождение в структуре финансового обеспечения реализации национального проекта в федеральном и региональном масштабах как по источникам, так и по направлениям расходов, что объясняется спецификой целей и полномочий разных уровней управления. В Вологодской области обнаружена низкая вовлеченность органов местного самоуправления и частного сектора в разработку национального проекта «Экология». В качестве весомой причины доказанной высокой эффективности использования финансовых ресурсов при реализации региональных проектов указано занижение целевых значений результатов проектной деятельности. Для совершенствования стратегического экологического управления предложено применять стимулирующие меры по расширению количества стейкхолдеров и объема финансирования, использовать сценарный подход. В целом выявленные проблемы характерны для многих субъектов Российской Федерации, поэтому авторские рекомендации для их решения могут найти широкое применение и позволят повысить эффективность природоохранной деятельности и качество исполнения национального проекта «Экология».
В настоящей статье проанализированы общие проблемы процессов внедрения BIM-технологий (англ. building information model - информационная модель объекта) в строительную отрасль экономики развивающихся стран. Определено влияние понятия научно-технического прогресса на развитие информационного моделирования в строительстве. Отражено влияние внедрения информационных BIM-технологий в процессы строительства на различных этапах застройки инвестиционного проекта - от разработки и проектирования до ввода в эксплуатацию, последующего использования и, если возникает подобная необходимость, сноса объекта. Представлены аргументы, обосновывающие необходимость развития BIM-моделирования в инвестиционных процессах строительства и проектирования. Дана современная трактовка понятия информационного моделирования в строительной отрасли развивающихся стран. Автором были описаны основные мероприятия, способствующие развитию процессов внедрения BIM-технологий в сферах строительства и в целом в отечественном бизнесе. Рассмотрены и систематизированы цели и задачи проведения цифровизации экономики, в том числе в строительстве. Также обсуждаются функции проектирования в строительстве, перспективные вариации повышения качества строительных объектов и снижения уровня рисков и затрат по проекту.
В статье анализируется роль иммерсивных технологий в повышении производительности труда на предприятиях. Рост экономики обусловливается не только производительными силами, но и рациональным использованием труда человека и достижениями научно-технологического прогресса. Автор рассмотрел опыт применения актуальных для рынка цифровых инструментов повышения производительности труда - виртуальной и дополненной реальности. Данные технологии оказывают значимое воздействие на производительность труда и способствуют улучшению показателей эффективности выполнения производственных операций. Мировая практика применения иммерсивных технологий на предприятиях демонстрирует широкий охват областей их использования. Так, технологии дополненной и виртуальной реальности востребованы в машиностроении, добыче энергии, логистике, в проектировании объектов и производственных линий. В сущности они расширяют границы возможностей человека во взаимодействии с виртуальным и дополненным пространствами, предоставляя уникальные управленческие инструменты для решения задач различной сложности, и имеют значительный потенциал в контексте повышения производительности труда. По результатам анализа определены ключевые функции технологий дополненной и виртуальной реальности в промышленности, разработана структура функционального использования иммерсивных технологий для повышения производительности труда.
В данной статье рассматривается и сравнивается опыт зарубежных и российских компаний, использующих беспилотные летательные аппараты (далее - БПЛА, дрон) в логистической отрасли. Проводится SWOT-анализ (англ. strengths - сильные стороны, weaknesses - слабые стороны, opportunities - возможности, threats - угрозы), в котором выявляются сильные и слабые стороны, возможности и угрозы использования БПЛА. Более того, в связи с существованием в настоящее время большого числа запретов и ограничений на применение данной технологии, указываются проблемы использования дронов в логистике. Благодаря БПЛА компаниям удается сокращать затраты, снижать вероятность появления человеческой ошибки в работе и тем самым повышать эффективность путем автоматизации процессов. Именно с помощью этих устройств можно добиться оптимизации процесса и совершенствования логистических операций на предприятии. БПЛА - будущее не только логистики, но и технологической отрасли в целом. С увеличением масштаба деятельности каждая компания старается находить и создавать новые технологии, привлекающие потребителей и делающие ее деятельность более уникальной. Внедрение дронов может стать именно тем средством, с помощью которого организации смогут не только улучшить свою работу, оптимизировав и модернизировав процессы, но и повысить ее узнаваемость и масштаб.
Цель данной статьи состоит в рассмотрении перспектив интеграции блокчейна и искусственного интеллекта (далее - ИИ) в качестве инновационного подхода к модернизации различных отраслей экономики. Авторы анализируют возможности применения данного технологического слияния для оптимизации бизнес-процессов, повышения прозрачности и для снижения операционных издержек в разных секторах, включая финансы, здравоохранение, транспорт, энергетику и др. Особое внимание уделяется преимуществам синергии между ИИ и технологией распределенного реестра, позволяющей создать более эффективные и устойчивые системы управления данными и активами. Объект исследования этой статьи - процесс интеграции блокчейна и ИИ. Предмет исследования - эффективность модернизации различных отраслей экономики через объединение указанных технологий. Методом исследования является аналитический обзор научных публикаций и успешных реализованных проектов. Результаты данной статьи состоят в анализе преимуществ интеграции блокчейна и ИИ, а также в прогнозировании дальнейших перспектив развития настоящего направления. Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для разработки стратегий и планов по внедрению данной интеграции технологий в отечественный бизнес.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с теоретико-методологическими основами исследования формирования когнитивных и коммуникативных компетенций в проектно-ориентированном обучении (далее - ПОО) вуза, с позиций концепции неклассического компетентностного подхода. Изучаются основные концепции и модели интеллекта как теоретико-методологическая основа разработки системы KPI (англ. key performance indicators - ключевые показатели), характеризующей целостную модель компетенций. Прежде всего это метакомпетенции ПОО (проектного обучения) и новая концепция управленческого проектирования (англ. system management competitions - системное управление компетенциями в проекте). Авторами предлагается новый подход, основанный на концепции атрибутивности и ориентированный, в отличие от классического целевого планирования и управления, на развитие собственных возможностей участников проектов. Цель исследования - дать теоретико-методологическое обоснование формирования и развития метакомпетенций с позиций неклассического компетентностного подхода и современных концепций управленческого проектирования. Задачи: дать краткий обзор существующих теорий и моделей интеллекта (факторных, когнитивных, смешанных); выделить наиболее перспективную модель (модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда), подходящую для формирования гибридной системы моделей; дать краткий анализ технологии ПОО на основе расширения понятия «проект» в постнеклассической концепции управленческого проектирования. При изучении данной темы были использованы: метод теоретического анализа источников исследуемой проблемы, иллюстративно-графический, сравнительный методы, постнеклассическая концепция управленческого проектирования, современные концепции знания (Т.С. Кун, В.С. Степин), а также существующие типы моделей интеллекта.
В современном мире криптовалюты широко используются в различных отраслях экономики. Одним из преимуществ применения данного вида валюты является возможность проведения быстрых и безопасных финансовых операций без привлечения посредников. Криптовалюта может стать стимулом для развития новых моделей бизнеса и создания новых возможностей для малых и средних предпринимателей. Цель исследования - определение потенциала применения криптовалют в творческих индустриях, а также вероятности использования их преимуществ. Почти каждый в обществе является пользователем и потенциальным создателем интеллектуальной деятельности, а ее защита с помощью системы национальных и международных правил, называемых правами интеллектуальной собственности, необходима для обеспечения финансирования инноваций и творчества, что в свою очередь приводит к экономическому, культурному и социальному прогрессу. Защита интеллектуальной собственности также способствует производству и распространению знаний и широкого спектра качественных товаров и услуг. Авторское право является главным методом профилактики пиратства и кражи интеллектуальной собственности. Исследование перспектив использования криптовалюты при продюсировании в творческих индустриях необходимо для возможности ее становления в качестве важного инструмента в этой области.
Недружественные действия в отношении России со стороны стран «глобального Севера» предопределяют необходимость не только укрепления обороноспособности и экономического суверенитета, но и расширения международного сотрудничества с другими государствами. Сильные бренды государственных корпораций, у которых есть известные успехи на мировом уровне, могут помочь решению этих задач. Цели статьи - сформулировать концептуальные цели брендирования научно-производственных государственных корпораций и оценить их существующие бренд-коммуникации. На основе теоретического и правового анализа определено, что такими целями должны быть: создание и поддержание сильного корпоративного бренда, бренда ответственного работодателя, бренда России как высокотехнологичной страны с развитой наукой и образованием, заботящейся о развитии населения и территорий. Эти бренды должны формировать у граждан уверенность в силе государства, патриотизм. Эмпирический и контентный анализ показал, что государственные корпорации, такие как «Росатом», «Ростех», «Роскосмос», создают системы бренд-коммуникаций, направленные на формирование сильных корпоративных брендов и позитивного образа государства. Они включают широкий спектр контактов с аудиториями. Выявлены определенные различия бренд-коммуникаций у каждой из государственных корпораций, связанные с акцентами миссий и целевых аудиторий. Сделан вывод о необходимости более глубокой оценки эффективности брендирования.
В настоящей статье рассматривается подход к формированию принципов проектного управления в условиях влияния изменений сред реализации проекта. Представлено рассмотрение среды возникновения изменений, влияющих на реализацию проекта, а именно внутренняя среда реализации проекта, внутренняя и внешняя среды родительской (постоянной) организации. Приведены примеры адаптации организаций к трансформациям бизнес-сред. В части появляющихся изменений сред реализации проекта охарактеризована трассировка единичного изменения от формализованного множества изменений той или иной среды до области знаний согласно методологии классической теории проектного управления. Исходя из принципов и методологии теории систем формализована обобщенная схема управления задачами, возникающими в ходе реализации проекта, приведена математическая запись элементов указанной схемы с учетом их взаимного влияния. Отдельное внимание уделено такому понятию, как ошибка управления. Дан пример, касающийся реализации одной из задач управления проектом, с указанием соответствия теории системного управления. Рассмотрены примеры трансформационных и диверсификационных процессов родительской (постоянной) организации проекта. В завершении представленного исследования автором сформулированы 5 принципов управления проектом в условиях изменения сред реализации.
Актуальность анализа цифровой зрелости регионов обусловлена стремлением страны к трансформации в соответствии с концепцией цифровой экономики. В статье представлен подход, позволяющий оценить и сравнить уровни цифровой зрелости различных субъектов России. В процессе оценки используется множество показателей, включающих как инфраструктурные аспекты (доступность и качество интернета, уровень развития телекоммуникаций), так и социальные (степень освоения цифровых навыков населением, интеграция цифровых технологий в образовательный процесс и бизнес). Методология оценки базируется на сборе и анализе статистических данных, опросах экспертов и населения, а также на изучении лучших практик цифровизации на региональном уровне. В статье описаны критерии отбора, используемые для классификации и ранжирования регионов по уровню их цифровой зрелости. Важной частью исследования является анализ проблем, с которыми сталкиваются регионы на пути к цифровой зрелости. В статье обсуждаются барьеры, такие как недостаточное финансирование, отсутствие квалифицированных кадров, недоразвитость инфраструктуры и низкий уровень цифровой грамотности населения. На основе данного анализа формируются рекомендации для ускорения процесса цифровизации регионов и повышения их цифровой зрелости. Результаты исследования предлагают практические решения и пути оптимизации региональных политик, способствующие повышению качества жизни в регионах и обеспечивающие переход к инновационной модели экономики.
Издательство
- Издательство
- Государственный университет управления
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- Рязанский просп., 99, стр. 1
- Юр. адрес
- 109542, г Москва, р-н Выхино-Жулебино, Рязанский пр-кт, д 99
- ФИО
- Строев Владимир Витальевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- inf@guu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 3778914
- Сайт
- https://guu.ru