ВЕСТНИК УНИВЕРСИТЕТА
Архив статей журнала
На экономический рост в стране влияет высокий уровень образования. С точки зрения производственной функции образовательную область с различными видами деятельности можно отнести к огромной индустрии с экономическим потенциалом, так как она располагает значительными научными и человеческими ресурсами. Образовательная деятельность в сфере экономики рассматривается в двух направлениях: потребительский аспект, то есть краткосрочная, и инвестиционно-содержащий долгосрочный процесс развития. Непрекращающийся образовательный процесс активно стимулирует рост экономики, при котором обучающееся молодое поколение студентов получает современные знания, компетенции и навыки, обеспечивающие в будущем динамичное развитие страны. Эпоха цифровизации изменила механизмы взаимодействия экономических структур между собой, в связи с чем образование должно быть движущей силой развития, поэтому оно находится у истоков новых инновационных технологий обучения. Это необходимо для того, чтобы занимать главные позиции в области научно-технического прогресса. Высшие образовательные учреждения и их деятельность стали отраслью с ведущей экономической парадигмой. Смена парадигмы происходит небеспричинно. Чтобы образование не только существовало, но и находилось на достойном уровне, оставаясь основой развития экономического потенциала и общества, необходимо сделать науку базой, фундаментом всех преобразований. Принцип «управлять образованием по-деловому, по-научному, не превращая образование в бизнес» стал главным в контексте трансформирования образовательной отрасли в современную, инновационную сферу, отвечающую требованиям и потребностям эволюционирующего цифрового времени.
В настоящей статье проанализированы общие проблемы процессов внедрения BIM-технологий (англ. building information model - информационная модель объекта) в строительную отрасль экономики развивающихся стран. Определено влияние понятия научно-технического прогресса на развитие информационного моделирования в строительстве. Отражено влияние внедрения информационных BIM-технологий в процессы строительства на различных этапах застройки инвестиционного проекта - от разработки и проектирования до ввода в эксплуатацию, последующего использования и, если возникает подобная необходимость, сноса объекта. Представлены аргументы, обосновывающие необходимость развития BIM-моделирования в инвестиционных процессах строительства и проектирования. Дана современная трактовка понятия информационного моделирования в строительной отрасли развивающихся стран. Автором были описаны основные мероприятия, способствующие развитию процессов внедрения BIM-технологий в сферах строительства и в целом в отечественном бизнесе. Рассмотрены и систематизированы цели и задачи проведения цифровизации экономики, в том числе в строительстве. Также обсуждаются функции проектирования в строительстве, перспективные вариации повышения качества строительных объектов и снижения уровня рисков и затрат по проекту.
Изучается процесс трансформации ревности в романтических отношениях под влиянием цифровизации. Автором рассмотрены такие дефиниции, как «цифровая ревность», «цифровая измена», «виртуальный секс», сформулировано определение цифровой ревности, рассмотрены эмоциональные и поведенческие реакции при переживании ревности под влиянием событий и факторов цифровой среды. По результатам контент-анализа выявлены поведенческие маркеры, которые могут быть расценены партнером как свидетельство цифровой измены и/или вызвать цифровую ревность. В качестве специфических характеристик цифровой ревности выделены ее существование в условиях квазиреальности, диффузность, развернутость во времени и пространстве, отчужденность от факта физической измены, виртуальная репрезентация. Автором отмечается связь интенсивности переживания цифровой ревности и субъективной значимости виртуального пространства, представленности в нем. Амбивалентность переживания цифровой ревности выражается восприятием ее возникновения, с одной стороны, как предиктора физической измены, а с другой - как манифестации кризиса в романтических отношениях, эмоционального отдаления партнеров. Выявлено, что ревность в цифровом пространстве обусловлена во многом чувством собственности по отношению ко времени и вниманию партнера и связана с общей трансформацией романтических отношений в современном обществе.
Рассматривается актуальная тема взаимодействия государственного управления и масс-медиа в контексте цифровизации. Цифровизация определена как глобальный тренд, меняющий социально-политическую реальность. Подробно анализируются понятия «масс-медиа» и «массовая коммуникация», выявляются особенности их сотрудничества в условиях расширения цифровой аудитории. В реалиях XXI в., когда цифровизация имеет значительное влияние, государство трансформирует свои функции, начиная активно взаимодействовать с обществом и гражданами, создавая равноправные отношения в обновленной политической системе. Важным звеном, объединяющим информацию, выступают средства массовой информации (далее - СМИ), которые тесно сотрудничают с государственными органами власти и всей системой управления. Через СМИ государственные органы согласуют и координируют усилия различных социальных групп и организаций без применения принуждения, определяя основные направления и стратегии социально-политических инициатив и действий. В статье освещается использование масс-медиа как политического инструмента и способа организации диалога между государством и гражданским обществом, а также анализируется влияние масс-медиа как четвертой ветви власти. Автор делает вывод о необходимости комплексного изучения проблемы взаимодействия государственного управления и масс-медиа для более эффективного функционирования обоих институтов. Это означает, что в условиях цифровизации нужно принимать во внимание изменения в медиа-сфере и разрабатывать новые подходы к медиаполитике с учетом современных вызовов и тенденций.
Активное внедрение цифровых технологий хозяйствующими субъектами не только стремительно меняет их внешнюю и внутреннюю среду, но и влияет на суть экономики, формируя в ней качественные структурные изменения, которые должны отражаться в терминологическом аппарате. Цели данной работы - произвести анализ современных тенденций в толковании цифровой экономики; рассмотреть понятийно терминологическую ситуацию, сложившуюся в управлении организацией в контексте использования цифровых технологий; предложить обоснованный набор терминологических понятий, отражающий градацию управления по степени применения цифровых технологий. Исследование выполнено в рамках системного информационно-кибернетического научного подхода. При этом использованы такие научные методы, как анализ, синтез, обобщение, сравнение и т.п. Данные взяты из открытых источников. Анализ и обобщение подходов к толкованию цифровой экономики позволили их сгруппировать и выделить следующие подходы: технократический, специфический, научно-отраслевой, секторально-отраслевой, информационно-пространственный, эволюционный. Руководствуясь родовым понятием «цифровая экономика», автор предложил и обосновал для дифференциации понятия «управление организацией» по степени использования цифровых технологий применение такого набора терминов: аналоговое управление, цифровизированное управление и цифровое управление. В работе показаны целесообразность этой градации (включая смысловое содержание и терминологическую преемственность), ее целостность, полнота, непротиворечивость и соответствие современным научным знаниям. Предложено использовать в теории и практике введенную градацию для описания различных социально-экономических явлений, процессов и объектов.