КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ НА РЫНКЕ ПРИ ОСВОЕНИИ НОВОЙ ПРОДУКЦИИ (2024)

Целями исследования являются анализ конкурентоспособности и разработка рекомендаций по ее повышению при освоении производства новой продукции. При ознакомлении с известными работами, в которых исследовалась конкурентоспособность, автором было изучено влияние изменений на макроуровне на процессы освоения новой продукции предприятиями. В статье автором проведен анализ различных подходов к определению конкурентоспособности. Рассмотрено воздействие односторонних санкций на конкурентоспособность при освоении производства новой продукции. При этом отмечается, что санкции как инструмент силового давления не могут применяться в качестве инструмента повышения успешности предприятий на справедливом конкурентном рынке. Поэтому автор указывает на то, что классическая теория о конкурентном и неконкурентном рынках не вполне применима в текущей обстановке. В работах некоторых ученых анализировалась конкурентоспособность предприятия в условиях рынка, не соответствующего настоящим реалиям, соответственно, такие исследования неприменимы в условиях необходимого справедливого конкурентного рынка. Автором предложены способы определения как текущей конкурентоспособности, так и ее показателей в прошедших и будущих периодах. Трансфер технологий предлагается перестраивать с внутреннего на международный с дружественными странами, переходя от простой торговли и обмена товарами на совместное развитие продуктов. Внутри страны также необходимы условия для масштабирования идей и новых разработок. В условиях неконкурентного рынка слияние или объединение компаний для проведения исследований, разработок и освоения производства новых продуктов может быть одним из способов обхода санкций. При этом данный способ в большей степени применим для технологий с высоким уровнем цифровой и технологической защиты в режиме ноу-хау.

The purposes of the study are to analyse competitiveness and develop recommendations for improving it when mastering production of new products. When reviewing well-known works where competitiveness has been studied, the author has examined the impact of changes at the macro level on the processes of developing new products by enterprises. In the article, the author has analysed various approaches to determining competitiveness. The influence of unilateral sanctions on competitiveness in the development of new products has been considered. At the same time, it is noted that sanctions as a tool of forceful pressure cannot be used as a tool for increasing success of enterprises in a fair competitive market. Therefore, the author highlights that the classical theory of competitive and non-competitive markets is not fully applicable in the current situation. In the works of some scientists, the competitiveness of an enterprise in the market that does not correspond to present realities has been analysed, and accordingly, such studies are not applicable in the conditions of a necessary fair competitive market. The author has suggested ways to determine both current competitiveness and its indicators in past and future periods. It is proposed to restructure the domestic technology transfer to the international one with friendly countries, moving from simple trade and exchange of goods to joint product development. Conditions are also needed within the country for scaling ideas and new designs. In an uncompetitive market, merging or associating companies for research, development and mastery the production of new products may be one of the ways to circumvent sanctions. Thus, the method is more applicable to technologies with a high level of digital and technological protection in the know-how mode.

Тип: Статья
Автор (ы): Чернов Роман Викторович
Ключевые фразы: КОНКУРЕНТНЫЙ РЫНОК, НОВЫЙ ПРОДУКТ, инновации, НОУ-ХАУ, санкции, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ, БРИКС, ВТО

Идентификаторы и классификаторы

УДК
338.2. Экономическая политика. Управление и планирование в экономике
Префикс DOI
10.26425/1816-4277-2024-5-137-148
eLIBRARY ID
67903377
Текстовый фрагмент статьи