БУЛЛИНГ КАК ОБЪЕКТ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (2024)

В статье рассмотрены подходы к определению понятия «буллинг». Установлены некоторые особенности толкования буллинга. Он часто соотносится с социализацией, девиантным поведением и охраной здоровья именно подрастающих поколений. В ходе изучения истории возникновения изучаемого явления как объекта научного исследования выявлено, что в первом определении, предложенном в 1993 г. норвежским психологом Д. Ольвеусом, буллинг - это преднамеренное, систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы. Позже произошло разделение на буллинг и моббинг. В первом случае речь идет о школьном насилии над детьми, во втором - о насилии над взрослым населением. Рассмотрение буллинга в качестве объекта статистического исследования определило, что в настоящее время статистика буллинга фактически находится на начальной стадии своего развития, не позволяя всесторонне, подробно и адекватно оценивать столь специфический объект исследования. В работе предложены разработка концепции системы показателей статистики буллинга, выделение и обоснование ее ключевых разделов, а также последовательное наполнение последних индикаторами, которые соответствуют определенным принципам (открытость, доступность и др.). В заключение крайне важно отметить, что буллинг - неадекватные, аморальные и в сущности асоциальные попытки личностного самоутверждения, которые возводят рассматриваемое явление в ранг крайне негативного феномена, возникшего исторически и продолжающего существовать и активно развиваться в школьной среде, что требует дальнейшего изучения и проработки.

The article discusses approaches to the definition of the “bullying” concept. Some peculiarities of interpretation of bullying have been established. It is often correlated with socialisation, deviant behaviour and health protection of the younger generations. In the course of examining the history of the given phenomenon as an object of scientific research, it was revealed that according to the first definition proposed in 1993 by the Norwegian psychologist D. Olweus, bullying is deliberate, systematically repeated aggressive behavior that includes inequality of social power or physical strength. Later, there was a division into bullying and mobbing. In the first case, it is about school violence against children, in the second - violence against the adult population. Consideration of bullying as an object of statistical research has determined that at present, bullying statistics are actually at an early stage of development, not allowing to assess such a specific object of research comprehensively, thoroughly and adequately. The paper proposes the concept development for a system of indicators of bullying statistics, identification and justification of its key sections and consistent filling of the latter with indicators that correspond to certain principles (openness, accessibility, etc.). In conclusion, it is extremely important to note that bullying is inadequate, immoral and, in fact, asocial attempts of personal self-affirmation, which bring the phenomenon in question to the level of extremely negative ones that arose historically and continues to exist and actively develop in the school environment. All in all, it requires further study and elaboration.

Тип: Статья
Автор (ы): Давлетшина Лейсан Анваровна
Соавтор (ы): Карманов Михаил Владимирович
Ключевые фразы: БУЛЛИНГ, ШКОЛЬНАЯ ТРАВЛЯ, ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, социальное явление, ОБЪЕКТ НАБЛЮДЕНИЯ, СИСТЕМА СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
316.4. Социальные процессы. Социальная динамика
Префикс DOI
10.26425/1816-4277-2024-5-195-201
eLIBRARY ID
67903382
Текстовый фрагмент статьи