РЫНОК РУССКОЙ АВАНГАРДНОЙ ЖИВОПИСИ: ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ АУКЦИОННЫХ ПРОДАЖ (2024)

Аукционные продажи живописи в России имеют признаки развивающегося рынка, не всегда следующего мировым трендам. Учитывая, что потенциал изучения национального арт-рынка раскрыт недостаточно, автор поставил следующие цели настоящей статьи - изучить особенности инвестирования в произведения российских художников авангардного течения и построить эконометрическую модель (на примере общества «Бубновый валет»). Русский авангард впервые рассматривается как область, образующая общие, свойственные ей одной тенденции ценообразования. В статье проанализированы особенности и тенденции спроса на авангардную живопись в 2000-2021 гг., охарактеризованы география аукционных продаж и уровень ликвидности арт-активов, приведена ценовая динамика национального и мирового рынков. Для поставленных целей применяются статистический анализ и визуализация, построена эконометрическая модель с использованием цензурированной регрессии Хекмана (Tobit-2). Методом повторных продаж рассчитана средняя доходность масляной живописи М.З. Шагала. Номинальная оценка доходности его произведений, по расчетам автора, составила 5,1 %, существенно отставая от аналогичного показателя финансовых активов. Инвестирование в живопись рассмотрено как комплексное явление с уникальными свойствами, отличающими арт-рынок от других инвестиций. Статья представляет интерес для инвестиционных менеджеров и управляющих, работников банковского сектора, коллекционеров, оценщиков, специалистов в области экономики искусства.

In Russia, art trading on auctions is considered to have features of the developing market that does not always follow global trends. Given that the potential of studying the national art market is not sufficiently fulfilled, the author has set the following purposes in this article: to study characteristics of investing in the Russian avant-garde artists and to build an econometric model (on the example of the “Knave of Diamonds” society). The Russian avantgarde is for the first time examined as an area forming general and unique pricing trends. The article analyses the peculiarities and trends of demand for avant-garde painting in 2000-2021, describes the geography of auction sales as well as the level of liquidity of art assets and provides price dynamics of the national and world markets. For these purposes, statistical analysis and visualisation are used, an econometric model is built using censored Heckman regression (Tobit-2). The average yield of M.Z. Chagall’s oil painting has been calculated in the article with the method of repeat sales. The nominal yield of his works, according to the author’s calculations, is 5.1 % which significantly lags behind the same indicator of financial assets. Investing in painting is viewed as a complex phenomenon with unique properties that distinguish the art market from other investments. The article is addressed to investment managers, bankers, collectors, appraisers, and specialists in economy of art.

Тип: Статья
Автор (ы): Морозова Дарья Леонидовна
Ключевые фразы: АУКЦИОН, ЦЕНЗУРИРОВАННАЯ РЕГРЕССИЯ, МОДЕЛЬ ХЕКМАНА, ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА, доходность, ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ, ЛОТ, МОДЕЛИРОВАНИЕ СПРОСА, РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ, АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ, КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
330.322.5. Рентабельность инвестиций. Эффективность инвестиций
519.866.2. Модели ценообразования
Префикс DOI
10.26425/1816-4277-2024-5-158-172
eLIBRARY ID
67903379
Текстовый фрагмент статьи