ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАКОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ТЕХНОСОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА (2024)

В статье рассматриваются вопросы, связанные с теоретико-методологическими основами исследования формирования когнитивных и коммуникативных компетенций в проектно-ориентированном обучении (далее - ПОО) вуза, с позиций концепции неклассического компетентностного подхода. Изучаются основные концепции и модели интеллекта как теоретико-методологическая основа разработки системы KPI (англ. key performance indicators - ключевые показатели), характеризующей целостную модель компетенций. Прежде всего это метакомпетенции ПОО (проектного обучения) и новая концепция управленческого проектирования (англ. system management competitions - системное управление компетенциями в проекте). Авторами предлагается новый подход, основанный на концепции атрибутивности и ориентированный, в отличие от классического целевого планирования и управления, на развитие собственных возможностей участников проектов. Цель исследования - дать теоретико-методологическое обоснование формирования и развития метакомпетенций с позиций неклассического компетентностного подхода и современных концепций управленческого проектирования. Задачи: дать краткий обзор существующих теорий и моделей интеллекта (факторных, когнитивных, смешанных); выделить наиболее перспективную модель (модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда), подходящую для формирования гибридной системы моделей; дать краткий анализ технологии ПОО на основе расширения понятия «проект» в постнеклассической концепции управленческого проектирования. При изучении данной темы были использованы: метод теоретического анализа источников исследуемой проблемы, иллюстративно-графический, сравнительный методы, постнеклассическая концепция управленческого проектирования, современные концепции знания (Т.С. Кун, В.С. Степин), а также существующие типы моделей интеллекта.

The article discusses issues related to the theoretical and methodological foundations of studying the formation of cognitive and communicative competencies in project-oriented training (hereinafter referred to as POT) of higher education institutions from the standpoint of the concept of a non-classical competence approach. The main concepts and models of intelligence are considered as the theoretical and methodological basis for the development of the KPI (key performance indicators) system which characterises the holistic model of competencies. First of all, it is meta-competencies of POT (project-based training) and the new concept of managerial design (system management competitions). The authors propose a new approach based on the concept of attribution and focused, unlike the classical target planning and management, on the development of the project participants’ own capabilities. The research purpose is to provide a theoretical and methodological justification of the formation and development of meta-competence from the standpoint of a non-classical competence approach and modern concepts of management design. The objectives are the following: to give a brief overview of existing theories and models of intelligence (factorial, cognitive, mixed); to identify the most promising model (J.P. Guilford’s structure of intellect) suitable for the formation of a hybrid system of models; to give a brief analysis of the POT technology on the basis of the expansion of the “project” concept in the post-non-classical concept of managerial design. While studying this topic, the following methods were used: the method of theoretical analysis of the sources devoted to the investigated problem, illustrative-graphical and comparative methods, post-non-classical concept of managerial design, modern concepts of knowledge (Th.S. Kuhn, V.S. Styopin) as well as existing types of models of intelligence.

Тип: Статья
Автор (ы): Каменева Татьяна Николаевна
Соавтор (ы): Шевырев Виктор Анатольевич
Ключевые фразы: ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ, ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ, НЕКЛАССИЧЕСКИЙ КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД, АТРИБУТИВНЫЙ КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД, МЕТАКОМПЕТЕНЦИИ, ЦЕЛОСТНАЯ МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНЦИЙ, ГИБРИДНАЯ СИСТЕМА МОДЕЛЕЙ, АНАЛИЗ КОМПЕТЕНЦИЙ, УПРАВЛЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИЯМИ, КОНЦЕПЦИИ ИНТЕЛЛЕКТА, МОДЕЛИ ИНТЕЛЛЕКТА, ЦИФРОВОЕ СЕТЕВОЕ ПРОСТРАНСТВО, УЧЕБНЫЕ СИТУАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
316. Социология
Префикс DOI
10.26425/1816-4277-2024-5-43-53
eLIBRARY ID
67903368
Текстовый фрагмент статьи