СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ КОНСТРУКТИВНОГО ПАТРИОТИЗМА ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ: СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ (2024)
Проблема и цель. С позиций социальной психологии изучается проблема конструктивного патриотизма, основанного на позитивной национальной идентификации и привязанности к своей стране, выражающейся в готовности к реализации просоциального поведения, рассматриваемого как вклад в благополучие страны.
Цель исследования - систематизация данных о социально-психологических предпосылках формирования конструктивных патриотических установок подростков и молодежи. Методология. Проведен систематический обзор эмпирических исследований, посвященных анализу социально-психологических предпосылок конструктивного патриотизма, опубликованных в период 2000-2023 гг. Обзор осуществлен в 2023 г. с использованием электронных библиографических баз Google Scholar и РИНЦ. В анализ включались статьи, имеющие полнотекстовые русскоязычные или англоязычные аннотации, содержащие результаты оригинальных эмпирических исследований социально-психологических коррелятов и предикторов конструктивного патриотизма. Из 2047 проанализированных источников соответствующими критериям отбора были признаны 30 статей, составивших корпус проанализированных публикаций.
Результаты. Выделено пять групп социально-психологических предпосылок конструктивного патриотизма в подростковой и молодежной среде: национальная идентичность (позитивное восприятие собственной нации, основанное на символической привязанности и осмыслении перспектив развития своей страны); другие компоненты социальной идентичности (глобальная и гражданская идентичность); ценности (в первую очередь ценности роста, характеризующиеся как индивидуалистической, так и социальной ориентацией); социальные установки (ориентация на социальную справедливость и альтруизм); особенности обработки социальной информации (рефлексивность, рациональность в противоположность интуитивности, критическое мышление). Отмечен косвенный вклад в конструктивный патриотизм таких социально-демографических переменных, как образование и место проживания.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 159.947.5. Намерения. Мотивы. Желания
172.15. Патриотизм. Национализм. Шовинизм. Джингоизм
316.628. Мотивация человеческого поведения. Потребности. Притязания и ожидания - Префикс DOI
- 10.15293/2658-6762.2401.03
- eLIBRARY ID
- 62497908
Конструктивный и слепой виды патриотизма опосредованы характеристиками идентичности, составляющей основу привязанности к своей стране. Данные виды патриотизмав большинстве случаев изучаются в логике теории социальной идентичности в контексте соотношения различных аспектов идентичности, чаще всего национальной. Ряд исследований показывает позитивные связи национальной идентичности и с конструктивным, и со слепым патриотизмом. Так, в исследовании, в котором принимали участие 351 студент малазийских университетов (средний возраст не указан), обнаружены значимые положительные взаимосвязи между обеими формами патриотизма и национальной идентичностью, операционализируемой в параметрах привязанности и любви к своей стране [47]. Аналогичные результаты были получены при опросе студентов американских университетов (n = 263, средний возраст –18,6 лет) [48], а также в нашем эмпирическом исследовании, к участию в котором привлекались учащиеся средней и старшей школы (n =510, возраст – от 14 до 18 лет) [49]. Эти исследования указывают на сходство тех предпосылок конструктивного и слепого патриотизма, которые связаны с идентичностью.
Вместе с тем показано, что конструктивный и слепой виды патриотизма различаются по характеристикам восприятия собственной нации.
Список литературы
1. | Журавлев А. Л., Юревич А. В. Патриотизм как объект изучения психологической науки // Психологический журнал. - 2016. - Т. 37, № 3. - С. 88-98. URL: item.asp?id=26153425. EDN: WAIEZP | |
---|---|---|
2. | Хухлаев О. Е. Психология национализма в зарубежных исследованиях // Социальная психология и общество. - 2012. - № 4. - С. 15-29. URL: item.asp?id=18361692. EDN: PLVARF | |
3. | Шульгина Т. А., Кетова Н. А., Непочатых Е. П. К вопросу о гражданской идентичности и патриотических установках современной российской молодежи // Общество: социология, психология, педагогика. - 2018. - № 12. - С. 20-28. 10.24158/spp.2018.12.2 URL: item.asp?id=36743396. DOI: 10.24158/spp.2018.12.2URL EDN: YTGJCH | |
4. | Kosterman R., Feshbach S. Toward a measure of patriotic and nationalistic attitudes // Political Psychology. - 1989. - Vol. 10. - P. 257-274. DOI: 10.2307/3791647 | |
5. | Livi S., Leone L. Falgares G., Lombardo F. Values, ideological attitudes and patriotism // Personality and Individual Differences. - 2014. - Vol. 64. - Р. 141-146. DOI: 10.1016/j.paid.2014.02.040 | |
6. | Faiz M., Karasu Avci E. The Patriotic Attitudes of the Prospective Teachers // International Journal of Psychology and Educational Studies. - 2020. - Vol. 7 (1). - P. 124-134. DOI: 10.17220/ijpes.2020.01.012 | |
7. | Bækken H. Patriotic disunity: limits to popular support for militaristic policy in Russia // Post-Soviet Affairs. - 2021. - Vol. 37 (3). - P. 261-275. DOI: 10.1080/1060586X.2021.1905417 EDN: JATVES | |
8. | Суменков И. А. Критерии сформированности патриотизма и гражданственности у студентов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. - 2019. - Т. 8, № 3. - С. 278-283. 10.18500/2304-9790-2019-8-3-278-283 URL: item.asp?id=41388139. DOI: 10.18500/2304-9790-2019-8-3-278-283URL EDN: POMXNG | |
9. | Гогиберидзе Г. М. Модернизация патриотического воспитания в современной школе на основе принципов позитивной психологии // Психология человека в образовании. - 2023. - Т. 5, № 3. - С. 366-375. 10.33910/2686-9527-2023-5-3-366-375 URL: item.asp?edn=. DOI: 10.33910/2686-9527-2023-5-3-366-375URL EDN: BWPJSF | |
10. | Карнышев А. Д., Карнышева О. А. Патриотизм как идентификация с группой и варианты сочетания в нём личных и общественных интересов // Мир науки. Педагогика и психология. - 2018. - Т. 6, № 5. - С. 51. URL: item.asp?id=36775497. EDN: YTUYZN | |
11. | Шнейдер Л. Б. Аттитюды патриотизма в оценке желания и возможности отъезда из своей страны: кросс-культурное исследование // Актуальные проблемы психологического знания. - 2018. - № 3. - С. 101-112. URL: item.asp?id=36587463. EDN: YQNJSX | |
12. | Schatz R. T., Staub E., Lavine H. G. On the Varieties of National Attachment: Blind Versus Constructive Patriotism // Political Psychology. - 1999. - Vol. 20 (1). - P. 151-174. DOI: 10.1111/0162-895X.00140 | |
13. | Papastephanou M. Inward and outward patriotism // Review of European Studies. - 2013. - Vol. 5. - P. 20-32. DOI: 10.5539/res.v5n2p20 | |
14. | Westheimer J. Politics and Patriotism in Education // Phi Delta Kappan. - 2006. - Vol. 87 (8). - P. 608-620. 10.1177/003172170608700817 URL: https://www.jstor.org/stable/20442097. DOI: 10.1177/003172170608700817URL | |
15. | Calhoun C. J. Imagining Solidarity: Cosmopolitanism, Constitutional Patriotism, and the Public Sphere // Public Culture. - 2002. - Vol. 14 (1). - P. 147-171. DOI: 10.1215/08992363-14-1-147 | |
16. | Huddy L., Khatib N. American Patriotism, National Identity, and Political Involvement // American Journal of Political Science. - 2007. - Vol. 51 (1). - P. 63-77. DOI: 10.1111/j.1540-5907.2007.00237.x | |
17. | Roccas S., Klar Y., Liviatan I. The paradox of group-based guilt: Modes of national identification, conflict vehemence, and reactions to the in-group’s moral violations // Journal of Personality and Social Psychology. - 2006. - Vol. 91 (4). - P. 698-711. DOI: 10.1037/0022-3514.91.4.698 | |
18. | Gangl K., Torgler B., Kirchler E. Patriotism’s Impact on Cooperation with the State: An Experimental Study on Tax Compliance // Political Psychology. - 2015. - Vol. 37 (6). - P. 867-881. DOI: 10.1111/pops.12294 EDN: YWHOYD | |
19. | Druckman D. Nationalism, Patriotism, and Group Loyalty: A Social Psychological Perspective // Mershon International Studies Review. - 1994. - Vol. 38. - P. 43-68. URL: https://typeset.io/papers/nationalism-patriotism-and-group-loyalty-a-social-28ls2awkfa. | |
20. | Osborne D. Milojev P., Sibley C. G. Authoritarianism and national identity: Examining the longitudinal effects of SDO and RWA on nationalism and patriotism // Personality and Social Psychology Bulletin. - 2017. - Vol. 43 (8). - P. 1086-1099. DOI: 10.1177/0146167217704196 EDN: YGFVTU | |
21. | Nincic M., Ramos J. Dynamics of Patriotism. - APSA Toronto Meeting Paper, 2009. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=1450500. | |
22. | Transue J. E. Identity Salience, Identity Acceptance, and Racial Policy Attitudes: American National Identity as a Uniting Force // American Journal of Political Science. - 2007. - Vol. 51 (1). - P. 78-91. DOI: 10.1111/j.1540-5907.2007.00238.x | |
23. | Sahar G. Patriotism, Attributions for the 9/11 Attacks, and Support for War: Then and Now // Basic and Applied Social Psychology. - 2008. - Vol. 30 (3). - P. 189-197. DOI: 10.1080/01973530802374956 | |
24. | Spry C., Hornsey M. The influence of blind and constructive patriotism on attitudes toward multiculturalism and immigration // Australian Journal of Psychology. - 2007. - Vol. 59 (3). - P. 151-158. DOI: 10.1080/00049530701449489 | |
25. | Finell E., Zogmaister C. Blind and constructive patriotism, national symbols and outgroup attitudes // Scandinavian Journal of Psychology. - 2015. - Vol. 56 (2). - P. 189-197. DOI: 10.1111/sjop.12193 | |
26. | Gershon S. A., Pantoja A. D. Patriotism and language loyalties: Comparing Latino and Anglo attitudes toward English-Only legislation // Ethnic and Racial Studies. - 2011. - Vol. 34. - P. 1522-1542. DOI: 10.1080/01419870.2010.535549 | |
27. | Vincent A. Patriotism and human rights: An argument for unpatriotic patriotism // Journal of Ethics. - 2009. - Vol. 13 (4). - P. 347-364. DOI: 10.1007/s10892-009-9066-y | |
28. | Шашкова Я. Ю., Асеев С. Ю. Соотношение структуры идентичности и моделей патриотизма у старших школьников сибирских регионов // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. - 2023. - № 2. - C. 49-60. 10.22204/2587-8956-2023-113-02-49-60 URL: item.asp?id=54279661. DOI: 10.22204/2587-8956-2023-113-02-49-60URL EDN: TLIWMM | |
29. | Schatz R. T. A Review and Integration of Research on Blind and Constructive Patriotism // Handbook of Patriotism / M. Sardoc (eds). - Springer Nature Switzerland, 2018. - P. 1-19. DOI: 10.1007/978-3-319-30534-9_30-1 | |
30. | Mummendy A., Klink A., Brown R. Nationalism and patriotism: national identification and outgroup rejection // British Journal of Social Psychology. - 2001. - Vol. 40 (2). - P. 159-172. DOI: 10.1348/014466601164740 | |
31. | Aydin E., Bagci S. C., Kelesoglu İ. Love for the globe but also the country matter for the environment: Links between nationalistic, patriotic, global identification and pro-environmentalism // Journal of Environmental Psychology. - 2022. - Vol. 80. - P. 101755. DOI: 10.1016/j.jenvp.2021.101755 EDN: NLGJVK | |
32. | Makeel R., Ashraf J., Ariyesti F. R., Ali S. How does patriotism and institutional support affect the social entrepreneurial orientation (SEO) in the presence of social valuation and experiential learning for social ventures // Journal of Enterprising Communities: People and Places in the Global Economy. - 2022. - Vol. 17 (6). - P. 1315-1337. DOI: 10.1108/JEC-04-2022-0058 EDN: IZEDFV | |
33. | Nazaruddin I. The Role of Religiosity and Patriotism in Improving Taxpayer Compliance // Journal of Accounting and Investment. - 2019. - Vol. 20 (1). - P. 115-129. DOI: 10.18196/jai.2001111 | |
34. | Konrad K. A., Qari S. The Last Refuge of a Scoundrel? Patriotism and Tax Compliance // Economica. - 2012. - Vol. 79 (315). - P. 516-533. DOI: 10.1111/j.1468-0335.2011.00900.x | |
35. | Van Bavel J. J., Cichocka A., Capraro V. et al. National identity predicts public health supportduring a global pandemic // Nature Communications. - 2022. - Vol. 13 (1). - P. 517. 10.1038/s41467-021-27668-9 URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/35082277. DOI: 10.1038/s41467-021-27668-9URL | |
36. | Rupar M., Jamróz-Dolińska K., Kołeczek M., Sekerdej M. Is patriotism helpful to fight the crisis? The role of constructive patriotism, conventional patriotism, and glorification amid the COVID-19 pandemic // European Journal of Social Psychology. - 2021. - Vol. 51 (6). - P. 862-877. DOI: 10.1002/ejsp.2777 | |
37. | Ariely G. National Identity During Covid-19: Evidence from the Vaccinated and the Unvaccinated in Israel // Nationalism and Ethnic Politics. - 2023. - Vol. 29 (3). - P. 334-351. DOI: 10.1080/13537113.2023.2237288 EDN: QCFQWH | |
38. | Finell E., Stevenson C.Interpersonal bonds with fellow nationals, blind patriotism and preference for Immigrants’ acculturation // Scandinavian Journal of Psychology. - 2022. - Vol. 63. - P. 383-392. DOI: 10.1111/sjop.12817 EDN: JPKQZI | |
39. | Satherley N., Yogeeswaran K., Osborne D., Sibley C. G., Differentiating between pure patriots and nationalistic patriots: A model of national attachment profiles and their socio-political attitudes // International Journal of Intercultural Relations. - 2019. - Vol. 72. - P. 13-24. DOI: 10.1016/j.ijintrel.2019.06.005 EDN: LMAKDR | |
40. | Esqueda C. W, Schlosser M. J. The implications of threat for blind and constructive patriots and immigration attitudes // Journal of Applied Social Psychology. - 2021. - Vol. 51 (8). - P. 850-860. DOI: 10.1111/jasp.12805 | |
41. | Qu Z., Cao X., Ge H., Liu Y. How does national image affect tourists’ civilized tourism behavior? The mediating role of psychological ownership // Journal of Hospitality and Tourism Management. - 2021. - Vol. 47. - P. 468-475. DOI: 10.1016/j.jhtm.2021.04.019 | |
42. | Jamróz-Dolińska K., Sekerdej M., Rupar M., Kołeczek M. Do Good Citizens Look to the Future? The Link Between National Identification and Future Time Perspective and Their Role in Explaining Citizens’ Reactions to Conflicts Between Short-Term and Long-Term National Interests // Personality and Social Psychology Bulletin. - 2023. - Vol. Online First. DOI: 10.1177/01461672231176337 | |
43. | Magasu O., Lungu L., Kamboni L., Jive L., Chilfya L. Youth and Patriotism in Zambia: is Voting the Only Way to Show Patriotism? // Asian Journal of Education and Social Studies. - 2022. - Vol. 27 (2). - P. 40-46. DOI: 10.9734/AJESS/2022/v27i230653 EDN: NQFDGP | |
44. | Rupar M., Sekerdej M., Jamróz-Dolińska K. The role of national identification inexplaining political and social civic engagement // Group Processes & Intergroup Relations. - 2021. - Vol. 24 (8). - P. 1515-1537. DOI: 10.1177/1368430220967975 | |
45. | Kaya M. M. Blind patriotism is out and constructive patriotism is in: Critical thinking is the key to global citizenship // Journal of Social Studies Education Research. - 2022. - Vol. 13 (2). - P. 103-124. URL: https://jsser.org/index.php/jsser/article/view/4074. | |
46. | Marzęcki R. Constructive emotions? Patriotism as a predictor of civic activity in Poland // Italian Political Science Review / Rivista Italiana Di Scienza Politica. - 2020. - Vol. 50 (1). - P. 33-51. DOI: 10.1017/ipo.2019.15 | |
47. | Basir S. N. M., Ismail F., Othman N. Z., Hassan J. Using Multiple Regression Approach to Study Youth’s Patriotism Tendency // International Journal of Academic Research in Business and Social Sciences. - 2021. - Vol. 11 (7). - P. 710-719. DOI: 10.6007/IJARBSS/v11-i7/10529 | |
48. | de Zavala A. G., Cichocka A., Eidelson R., Jayawickreme N. Collective narcissism and its social consequences // Journal of Personality and Social Psychology. - 2009. - Vol. 97 (6). - P. 1074-1096. DOI: 10.1037/a0016904 | |
49. | Васильева С. В., Микляева А. В. Опросник конструктивного патриотизма (подростковая версия): психометрические характеристики // Психология человека в образовании. - 2023. - Т. 5, № 3. - C. 458-472. 10.33910/2686-9527-2023-5-3-458-472 URL: item.asp?id=54917065. DOI: 10.33910/2686-9527-2023-5-3-458-472URL EDN: XZSZYP | |
50. | Ercan H. Self-Construal and Demographic Variables as Predictors of Blind and Constructive Patriotism in University Students // International Journal of Higher Education. - 2017. - Vol. 6 (6). - P. 170. DOI: 10.5430/ijhe.v6n6p170 | |
51. | Wamsler S. Violated entitlement and the nation: How feelings of relative deprivation shape nationalism and constructive patriotism // International Journal of Comparative Sociology. - 2022. - Online First. 10.1177/00207152221103123 URL: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/00207152221103123. DOI: 10.1177/00207152221103123URL EDN: CBESFJ | |
52. | Sekerdej M., Roccas S. Love versus loving criticism: Disentangling conventional and constructive patriotism // British Journal of Social Psychology. - 2016. - Vol. 55 (3). - P. 499-521. DOI: 10.1111/bjso.12142 | |
53. | Sekerdej M., Rupar M., Jamróz-Dolińska K., Kołeczek M. Greater expectations or less sugar-coating? Perceptual underpinnings of constructive patriotism // British Journal of Social Psychology. - 2023. - Vol. 62 (3). - P. 1330-1345. 10.1111/bjso.12634 URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/36810780. DOI: 10.1111/bjso.12634URL EDN: YBMZFE | |
54. | Kilinc E., Tarman B. Global citizenship versus patriotism. The Correlation Between Turkish Preservice Teachers’ Perception of Patriotism and Global Citizenship // Competing frameworks: global and national in citizenship education. - Charlotte, NC: Information Age Publishing, 2018. - P. 217-238. URL: https://avesis.gazi.edu.tr/yayin/c15c681c-a3e5-47be-9a97-1da0b5988f1a/global-citizenship-versus-patriotism-the-correlation-between-turkish-preservice-teachers-perception-of-patriotism-and-global-citizenship. | |
55. | Rothì D. M., Lyons E., Chryssochoou X. National attachment and patriotism in a European nation: A British study // Political Psychology. - 2005. - Vol. 26 (1). - P. 135-155. DOI: 10.1111/j.1467-9221.2005.00412.x | |
56. | Hanson K., O’Dwyer E. Patriotism and Nationalism, Left and Right: A Q-Methodology Study of American National Identity // Political Psychology. - 2019. - Vol. 40 (4). - P. 777-795. DOI: 10.1111/pops.12561 | |
57. | Schwartz S. H., Caprara G. V., Vecchione M. Basic Personal Values, Core Political Values, and Voting: A Longitudinal Analysis // Political Psychology. - 2010. - Vol. 31 (3). - P. 421-452. DOI: 10.1111/j.1467-9221.2010.00764.x | |
58. | Yazıcı F. The values predicting patriotism attitudes in Turkey // Current Psychology. - 2022. - Vol. 41 (1). - P. 135-145. DOI: 10.1007/s12144-019-00559-5 | |
59. | Elban M., Aslan S. The role of constructive patriotism in the relationship of basic human values and active citizenship for emerging adults in Türkiye // BMC Psychology. - 2023. - Vol. 11 (1). - P. 206. DOI: 10.1186/s40359-023-01233-z EDN: GWGOPF | |
60. | Гулевич О. А., Некрасова Е. А., Неврюев А. Н. Вера в справедливый мир, гражданская идентичность и социальная установка по отношению к войне (на примере гражданской войны в Cирии) // Психологический журнал. - 2018. - T. 39, № 4. - C. 17-26. 10.31857/S020595920000066-8 URL: item.asp?id=35744927. DOI: 10.31857/S020595920000066-8URL EDN: YBTWXB | |
61. | Börü N., Yılmaz S. Determining the level of patriotism attitudes of the education faculty students // Journal of Social and Humanities Sciences Research. - 2020. - Vol. 7 (56). - P. 2119-2125. DOI: 10.26450/jshsr.1961 | |
62. | Iceland J., Silver E., Goff K. For whom is patriotism blind? Examining the roles of moral intuitions and system justification // Social Science Research. - 2023. - Vol. 112. - P. 102811. DOI: 10.1016/j.ssresearch.2022.102811 EDN: NLUQAK | |
63. | Rizaie M. E., Horsey E. M., Ge Z., Ahmad N. The role of organizational citizenship behavior and patriotism in sustaining public health employees’ performance // Frontiers in Psychology. - 2023. - Vol. 13. - P. 997643. DOI: 10.3389/fpsyg.2022.997643 EDN: AZAYOS | |
64. | Hellmann D. M., Fiedler S., Glöckner A. Altruistic Giving Toward Refugees: Identifying Factors That Increase Citizens’ Willingness to Help // Frontiers in Psychology. - 2021. - Vol. 12. - P. 689184. DOI: 10.3389/fpsyg.2021.689184 | |
65. | Williams R. L., Foster L. N., Krohn K. R. Relationship of patriotism measures to critical thinking and emphasis on civil liberties versus national security // Analyses of Social Issues and Public Policy. - 2008. - Vol. 8 (1). - P. 139-156. DOI: 10.1111/j.1530-2415.2008.00165.x | |
66. | Yazıcı F., Pamuk A., ve Yıldırım T. The relationship between attitudes of pre-service history teachers toward multiculturalism and patriotism // Turkish Studies International Periodical for the Languages, Literature and History of Turkish or Turkic. - 2016. - Vol. 11 (9). - P. 947-964. DOI: 10.7827/TurkishStudies.9510 | |
67. | Syuhada Ginting A., Joebagio H., Dyah C. The Effect of Constructive Patriotism on Constructive Thinking Ability in Historical Learning at Students of Senior High School Muhammadiyah Karanganyar Indonesia // ASEAN Journal of Education. - 2019. - Vol. 5 (2). - P. 32-37. URL: https://so01.tci-thaijo.org/index.php/AJE/article/view/269783. | |
68. | Kołeczek M., Jamróz-Dolińska K., Rupar M., Sekerdej M. Thinking like a patriot: Criticising the country and the nation is linked to the differences in thinking style and cognitive ability // Personality and Individual Differences. - 2022. - Vol. 195. - P. 111670. DOI: 10.1016/j.paid.2022.111670 EDN: LEAJHZ | |
69. | Tonga D., Aksoy B. Evaluation of the patriotic attitudes of the prospective teachers according to various variables // International Journal of Academic Research. - 2014. - Vol. 6 (1). - P. 172-178. /10.7813/2075-4124.2014/6-2/B.24 URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED553152.pdf. DOI: 10.7813/2075-4124.2014/6-2/B.24URL | |
70. | Ercan M. B.-R. Patriotic Attıtudes of High School Students // Journal of Turkish Studies. - 2020. - Vol. 15 (5). - P. 2209-2228. DOI: 10.7827/TurkishStudies.43839 | |
71. | Sumino T. My Country, Right or Wrong: Education, Accumulated Democratic Experience, and Political Socialization of Blind Patriotism // Political Psychology. - 2021. - Vol. 42 (6). - P. 923-940. DOI: 10.1111/pops.12723 | |
72. | Baş M. The evaluation of the university students patriotism levels according to gender, age, family structure and sports activities // European Journal of Education Studies. - 2016. - Vol. 2 (2). - P. 34-43. DOI: 10.5281/zenodo.59800 | |
73. | Гордякова О. В., Лебедев А. Н. Чувство патриотизма и типы патриотического поведения молодых граждан России // Психологические и психоаналитические исследования / под ред. А. А. Демидова, Л. И. Сурата. Ежегодник 2017. - М.: Московский институт психоанализа, 2017. - C. 307-327. URL: item.asp?id=32854778. EDN: YXBRRT | |
74. | Bar-Tal D., Staub E. Patriotism: its scope and meaning // Bar-Tal D., Staub E. (eds.). Patriotism in the life of individuals and nations. - Chicago: Nelson Hall, 1997. - P. 1-19. URL: https://www.gbv.de/dms/sub-hamburg/194726800.pdf. |
Выпуск
Другие статьи выпуска
Проблема и цель. Актуальная и не до конца решенная проблема сохранения культурного наследия и языкового разнообразия в мире может получить дополнительные способы решения с помощью современных технологий, в частности активно осваиваемых возможностей искусственного интеллекта. Цель статьи - анализ полученных к настоящему моменту данных о возможности сохранения языкового разнообразия с помощью искусственного интеллекта и предварительная оценка их эффективности с учетом тенденций к языковым трансформациям, влияющим на само развитие искусственного интеллекта. Методология. Исследование носит обзорно-аналитический характер и направлено на изучение имеющихся в научной литературе данных о возможностях искусственного интеллекта в деле сохранения языкового разнообразия и существующих ограничениях в случае его применения к редким и исчезающим языкам.
Результаты. Поиск информации по заявленной проблеме показал, что обращение к технологиям искусственного интеллекта как инструменту, способному реализовать задачу сохранения языкового разнообразия, пока остается предметом дискуссии преимущественно в медийной и общественной сферах и крайне скупо представлено в академических научных кругах. В числе вызовов, не связанных напрямую с потенциальными возможностями искусственного интеллекта, упоминается языковая пристрастность многих систем самого искусственного интеллекта, которая коренится в данных используемых для их обучения, что может способствовать дальнейшему закреплению социального и языкового неравенства отдельных этнических групп и создавать сложности в построении образовательных моделей для обучения этим языкам с помощью искусственного интеллекта. Авторами отмечается, что системы искусственного интеллекта могут быть обучены распознавать и анализировать лингвистические паттерны языков, которые были недостаточно изучены или находятся под угрозой исчезновения, в том числе строить образовательные модели на родном языке для малочисленных этнических групп, рискующих утратить язык общения.
Проблема и цель. В статье исследуется проблема использования глобальной цифровой среды в качестве ресурса информации о концептах немецкой лингвокультуры. Цель статьи - исследование возможностей глобальной цифровой среды для институционального и самостоятельного ознакомления с культурно-концептной информацией. Методология. Исследование цифровой среды проводилось в течение двух семестров в 12 учебных группах, изучающих немецкий язык в МГИМО МИД России. В процессе исследования применялись следующие методы: опрос и изучение письменных и устных высказываний студентов в процессе их погружения в цифровую среду, анализ и систематизация накопленного опыта по обучению концептам немецкой культуры.
Результаты. В статье обобщен опыт исследования глобальной цифровой среды в качестве ресурса культурно-концептной информации. Определены функции среды, используемой в обучении иностранному языку: информационная, образовательная, мотивирующая, диагностирующая. Выявлены перспективы институционального и самостоятельного ознакомления с информацией о ключевых концептах культуры. Обоснованы критерии отбора медиатекстов, используемых в качестве ресурса культурно-концептной информации: наличие данных об изучаемых концептах, соответствие ценностным ориентирам российского общества, актуальность и новизна материалов, соразмерность языковому уровню студентов-международников.
Заключение. В результате проведенного исследования были изучены возможности цифровой среды для ознакомления с культурно-концептной информацией. Имплементация положений исследования в практику преподавания будет способствовать эффективному использованию виртуального культурно-языкового пространства и позволит повысить качество языковой и профессиональной подготовки специалистов-международников.
Проблема и цель. Авторы исследуют проблему повышения коммуникативной культуры будущих экономистов в условиях цифровой трансформации и взаимодействия с системами искусственного интеллекта. Цель статьи - выявить роль педагога-продюсера в организации педагогического взаимодействия в системе экономического образования (школа - вуз), а также оценить функции педагогического продюсирования, необходимые для повышения уровня коммуникативной культуры будущих экономистов в эпоху цифровизации. Методология. В качестве методологической основы исследования используется принцип Парето: 20 % педагогических ресурсов обеспечивают 80 % образовательного результата. В ходе исследования выполнен социологический опрос студентов и преподавателей Финансового университета при Правительстве РФ, Астраханского государственного университета, Государственного социально-гуманитарного университета (г. Коломна), школьников профильных классов (г. Омск).
Результаты. Результаты анализа эмпирических данных демонстрируют актуальность роли педагога-продюсера в системе экономического образования в эпоху цифровизации, а также позитивное отношение молодого поколения к перспективам внедрения искусственного интеллекта. Выделены функции педагогического продюсирования с учетом цифровой специфики современного экономического образования. Использование принципа Парето подтверждает, что владение функциями педагогического продюсирования (информационная, коммуникативная, организаторская) в системе экономического образования, составляющими около 20 % компонентного состава педагогических функций, определяет 80 % образовательного результата в части повышения уровня коммуникативной культуры будущих экономистов в условиях цифровизации.
Заключение. В заключении на основе анализа результатов исследования обобщаются функции педагогического продюсирования с учетом цифровой специфики современного экономического образования.
Проблема и цель. В статье рассматривается проблема проектирования и применения фондов оценочных средств в контексте объективной оценки образовательных результатов по программам высшего образования.
Цель статьи - выявить особенности проектирования и применения оценочных средств в современных условиях цифрового развития для осуществления объективной оценки достигаемых образовательных результатов. Методология. Для достижения цели статьи авторы использовали теоретические (анализ теоретических источников) и эмпирические (опрос 222 преподавателей) методы.
Полученные данные были подвергнуты количественному и качественному анализу.
Результаты. Авторами проанализированы подходы к трактовке оценочных процедур и средств в теоретических исследованиях и нормативных документах. Основные результаты исследования позволили выявить ряд проблем разработки фондов оценочных средств: подмена предмета оценки на знаниевую составляющую; ориентация на разработку оценочных материалов на уровне дисциплины; оценка валидности и надежности проектируемых оценочных средств; оценка трудозатрат преподавателя; соотношение применяемых шаблонных оценочных средств и заданий практического характера; сложности в проектировании междисциплинарных фондов оценочных средств и оценки компетентности в целом; недооценка возможностей цифровой среды в разработке и применении оценочных средств. Оценка преподавателями проблем проектирования и применения фондов оценочных средств зависела от предметной области, к которой относятся преподаваемые ими дисциплины, и наличия опыта участия в разработке фондов оценочных средств различных уровней. Зависимость от стажа профессиональной деятельности и занимаемой должности выявить не удалось.
Заключение. По результатам исследования сделаны выводы о типах проблем проектирования и применения фондов оценочных средств в современных условиях, предложены рекомендации.
Проблема и цель. В настоящее время профессиональное обучение зачастую не базируется на природных задатках человека, их развитии с последующей экстраполяцией в выбранную сферу деятельности, что не только является важной научной проблемой в сфере качественной подготовки специалистов различного профиля, но и не способствует всестороннему распредмечиванию природной многомерной целостности человека, ее масштабному развертыванию своей природной сущности в той или иной сфере социальной деятельности и межсферного пространства, в которых человеку предстоит профессионально расти, развиваться, строить себя и свои жизненные перспективы. В статье в философско-культурологическом контексте представлен теоретизированный обзор генезиса профессионального образования в различные исторические эпохи, начиная с древнейших цивилизаций до настоящего времени. По мнению авторов, этот обзор послужит теоретической базой для понимания особенностей становления профессионального образования в России, путей его реформирования в настоящее время, поиска перспективных направлений этих трансформаций, появления инновационных профессий, профессионального целеполагания, развития и реализации многомерных проявлений природной целостности задатков человека как субъекта профессиональной деятельности, повышения качества его жизни и удовлетворенности профессией. Исследовательская цель статьи заключается в анализе философско-культурологического генезиса становления системы профессионального образования в истории человеческого бытия. Обосновывается позиция о том, что профессиональное образование должно выступать одним из способов раскрытия многомерной целостности природных задатков человека, а профессия рассматриваться как самостоятельный род занятий, обусловленный природным началом, а затем и общественным разделением трудовых операций, социальными вызовами и заказами.
Проблема и цель. Исследуется проблема изменения онтологических и методологических оснований философии образования в современных условиях.
Цель статьи - выявить историцистские основания и специфику акторно-сетевой интерпретации феноменов и актуальных проблем образования. Методология. Работа опирается на комплексный и междисциплинарный подходы. Источниковым материалом для проблемного исследования служат научные публикации 2000-2023 гг. в специализированных изданиях, которые развивают акторно-сетевую теорию в педагогике и философии образования. С целью сравнительного анализа актуальных дискуссий используются методы типологизации, компаративные методы, контекстуальный и текстовый анализ.
Результаты. В результате исследования современных работ выявлены основания и определена специфика акторно-сетевой интерпретации феноменов и проблем образования. Вскрыт фундамент акторно-сетевой педагогики - историцистская онтология, снимающая оппозицию классического историзма и релятивизма. Продемонстрировано влияние пересмотра онтологических и методологических оснований на терминологический аппарат философии образования. В связи с этим контекстуализирован концепт «образовательная пространственность», позволяющий комплексно проанализировать сложную сеть образовательных практик. Охарактеризован потенциал инструментария акторно-сетевой теории для исследования образовательных моделей в исторической перспективе, в материально и контекстуально разнородных сетях. Обоснован тезис о том, что акторно-сетевая теория может быть успешно использована в проблематизации феноменов образования и для разработки стратегий преподавания в силу своей полидисциплинарности.
Заключение. Продемонстрировано, что акторно-сетевая теория, благодаря опоре на новую модель историзма, может обеспечить полидисциплинарную ориентацию педагогики и ее лабильность в отношении современной ситуации.
Проблема и цель. Основная научная проблема статьи выражается в потребности получения актуального знания о состоянии и возможностях реализации научно-исследовательской деятельности студентов вузов страны с учетом необходимости в повышении значения такой деятельности в структуре подготовки специалистов и развития личности будущих профессионалов научной сферы.
Цель статьи - выявление особенностей мотивации студентов разных уровней высшего образования к участию в научно-исследовательской деятельности на основе инновационной модели подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Методология. Методология исследования основана на идеях личностно ориентированного подхода. Были применены теоретические и практические методы научного исследования: теоретический анализ, синтез, классификация; метод онлайн-анкетирования, с помощью которого выявлялись различные аспекты мотивации студентов к участию в научно-исследовательской деятельности, математические методы обработки результатов.
Проблема и цель. В статье исследуется проблема формирования способности и готовности обучающихся решать профессиональные задачи.
Цель исследования состоит в выявлении особенностей проектирования системы практической подготовки обучающихся в условиях трансформации образования.
Методология. Основными методами исследования выступают анкетирование студентов (159 человек) и преподавателей (98 человек), наблюдение за образовательным процессом, анализ нормативных документов и научной литературы по проблеме исследования, фокус-групповое обсуждение с участием работодателей, студентов, преподавателей и руководителей практик.
Результаты. Авторы выделили сущностные компоненты практической подготовки и представили комплексную характеристику данного понятия. Выявили особенности проектирования системы практической подготовки обучающихся в условиях трансформации образования. Обосновали целесообразность модульной и поэтапной технологии проектирования системы практической подготовки, нацеленной на формирование способности и готовности обучающихся решать профессиональные задачи.
Заключение. Выделенные особенности проектирования системы практической подготовки обучающихся могут рассматриваться как основа успешной проектировочной деятельности с целью развития профессиональных компетенций обучающихся и усиления тенденций к практико-ориентированному обучению.
Издательство
- Издательство
- НГПУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- Юр. адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- ФИО
- Герасёв Алексей Дмитриевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@nspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2441161
- Сайт
- https://nspu.ru/