ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОЦЕНКА ФУНКЦИЙ ПЕДАГОГА-ПРОДЮСЕРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ЭКОНОМИСТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ (2024)
Проблема и цель. Авторы исследуют проблему повышения коммуникативной культуры будущих экономистов в условиях цифровой трансформации и взаимодействия с системами искусственного интеллекта. Цель статьи - выявить роль педагога-продюсера в организации педагогического взаимодействия в системе экономического образования (школа - вуз), а также оценить функции педагогического продюсирования, необходимые для повышения уровня коммуникативной культуры будущих экономистов в эпоху цифровизации. Методология. В качестве методологической основы исследования используется принцип Парето: 20 % педагогических ресурсов обеспечивают 80 % образовательного результата. В ходе исследования выполнен социологический опрос студентов и преподавателей Финансового университета при Правительстве РФ, Астраханского государственного университета, Государственного социально-гуманитарного университета (г. Коломна), школьников профильных классов (г. Омск).
Результаты. Результаты анализа эмпирических данных демонстрируют актуальность роли педагога-продюсера в системе экономического образования в эпоху цифровизации, а также позитивное отношение молодого поколения к перспективам внедрения искусственного интеллекта. Выделены функции педагогического продюсирования с учетом цифровой специфики современного экономического образования. Использование принципа Парето подтверждает, что владение функциями педагогического продюсирования (информационная, коммуникативная, организаторская) в системе экономического образования, составляющими около 20 % компонентного состава педагогических функций, определяет 80 % образовательного результата в части повышения уровня коммуникативной культуры будущих экономистов в условиях цифровизации.
Заключение. В заключении на основе анализа результатов исследования обобщаются функции педагогического продюсирования с учетом цифровой специфики современного экономического образования.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 316.75. Нормативные и оценочные аспекты культуры. Идеология
331.102. Труд по отдельным критериям
378.14. Организация учебной работы - Префикс DOI
- 10.15293/2658-6762.2401.07
- eLIBRARY ID
- 62497913
Значительная часть исследований посвящена преимуществам и недостаткам цифровизации образования. Ученые выделяют равенство доступа к образованию [1], разнообразие образовательных программ [4] и возможность построения индивидуальной образовательной траектории [12] в качестве основных положительных последствий цифровизации. В работах, которые изучают отношение обучающихся к цифровизации образования, показана их позитивная оценка данного процесса.
Студенты становятся активными участниками обучения, приобретая знания посредством поиска ответов на вопросы, сбора информации, решения проблем и создания физического или интеллектуального продукта, который могут увидеть, оценить и использовать другие люди [6]. По мнению самих обучающихся, это ведет к повышению качества образования и дает им конкурентное преимущество [17]. К недостаткам цифровизации образования можно отнести проблемы с мотивацией, осуществлением контроля и коммуникацией [20]. Ученые отмечают утрату у обучающихся способности к восприятию сложных текстов, длительной концентрации внимания [3], творчеству [13]. Постоянный доступ к интернету, возможность без усилий найти информацию или сгенерировать ответ с помощью ИИ формируют чувство ложной компетенции [7
Список литературы
1. | Billon M., Lera-Lopez F., Marco R. Differences in digitalization levels: a multivariate analysis studying the global digital divide // Review of World Economics. - 2010. - Vol. 146. - P. 39-73. DOI: 10.1007/s10290-009-0045-y EDN: GXRWDS | |
---|---|---|
2. | Chimalakonda S., Nori K. V. A family of software product lines in educational technologies // Computing. - 2020. - Vol. 102 (8). - P. 1765-1792. DOI: 10.1007/s00607-019-00772-x | |
3. | Engin A. The cognitive ability and working memory framework: Interpreting cognitive reflection test results in the domain of the cognitive experiential theory // Central European Journal of Operations Research. - 2021. - Vol. 29 (1). - P. 227-245. DOI: 10.1007/s10100-020-00721-6 | |
4. | Frolova E. V., Rogach O. V., Kuleshov S. M., Shikhgafizov P. S. Digitalization of higher education: new trends and the factors that are associated students’ grades // European Journal of Contemporary Education. - 2022. - Vol. 11 (1). - P. 59-69. 10.13187/ejced.2022.59 URL: item.asp?id=49243983. DOI: 10.13187/ejced.2022.59URL EDN: WFBVEU | |
5. | Hurajova A., Kollarova D., Huraj L. Trends in education during the pandemic: modern online technologies as a tool for the sustainability of university education in the field of media and communication studies // Heliyon. - 2022. - Vol. 8 (5). - P. e09367. DOI: 10.1016/j.heliyon.2022.e09367 EDN: WPQVYA | |
6. | Karumbaiah S., Ocumpaugh J., Baker R. S. Context Matters: Differing Implications of Motivation and Help-Seeking in Educational Technology // Artificial Intelligence in Education. - 2022. - Vol. 32 (3). - P. 685-724. DOI: 10.1007/s40593-021-00272-0 EDN: GJGQUJ | |
7. | Kowalczuk Z., Czubenko M. Cognitive motivations and foundations for building intelligent decision-making systems // Artificial Intelligence in Education. - 2022. - Vol. 56 (4). - P. 3445-3472. DOI: 10.1007/s10462-022-10255-9 EDN: QCJSDM | |
8. | Madani Y., Ezzikouri H., Erritali M., Hssina B. Finding optimal pedagogical content in an adaptive e-learning platform using a new recommendation approach and reinforcement learning // Journal of Ambient Intelligence and Humanized Computing. - 2020. - Vol. 11 (10). - P. 3921-3936. DOI: 10.1007/s12652-019-01627-1 EDN: OZRBIQ | |
9. | Marone V., Heinsfeld B. D. “Everyone pursuing their dreams”. Google’s and Microsoft’s discourse one educational technology // Computers and Education Open. - 2023. - Vol. 4. 100138. DOI: 10.1016/j.caeo.2023.100138 EDN: PASBHH | |
10. | Novak E., McDaniel K., Li J. Factors that impact student frustration in digital learning environments // Computers and Education Open. - 2023. - Vol. 5. - P. 100153. DOI: 10.1016/j.caeo.2023.100153 EDN: NHKPJJ | |
11. | Ronzhina N., Kondyurina I., Voronina A., Igishev K., Loginova N. Digitalization of modern education: problems and solutions // International Journal of Emerging Technologies in Learning. - 2021. - Vol. 16 (4), pp. 122-135. 10.3991/ijet.v16i04.18203 URL: item.asp?id=46807178. DOI: 10.3991/ijet.v16i04.18203URL EDN: GMGIEC | |
12. | Ullah M. S., Hoque Md. R., Aziz M. A., Islam M. Analyzing students e-learning usage and post-usage outcomes in higher education // Computers and Education Open. - 2023. - Vol. 5. - P. 100146. DOI: 10.1016/j.caeo.2023.100146 EDN: PAZHDA | |
13. | Гаирбекова П. И. Актуальные проблемы цифровизации образования в России // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 2. - P. 65. 10.17513/spno.30673 URL: item.asp?id=45687515. DOI: 10.17513/spno.30673URL EDN: BRVVHE | |
14. | Иванченко И. С. Оценка перспектив применения искусственного интеллекта в системе высшего образования // Science for Education Today. - 2023. - № 4. - С. 170-194. 10.15293/2658-6762.2304.08 URL: item.asp?id=54390178. DOI: 10.15293/2658-6762.2304.08URL EDN: ZGCXNI | |
15. | Илалтдинова Е. Ю., Фролова С. В. Роль педагога в цифровом мире образования // Нижегородское образование. - 2019. - № 2. - C. 34-39. URL: item.asp?id=38979358. EDN: ALGJOI | |
16. | Носкова А. В., Голоухова Д. В., Кузьмина Е. И. Неравенства в образовании и перспективы цифрового обучения в оценках студентов // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2021. - № 62. - С. 29-39. Х/62/3 URL: item.asp?id=46673595. DOI: 10.17223/1998863 EDN: QBYYDD | |
17. | Носкова А. В., Голоухова Д. В., Проскурина А. С., Нгуен Е. Х. Цифровизация образовательной среды: оценки студентами России и Вьетнама рисков дистанционного обучения // Высшее образование в России. - 2021. - Т. 30, № 1. - С. 156-167. 10.31992/0869-3617-2021-30-1-156-167 URL: item.asp?id=44609924. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-1-156-167URL EDN: CIWVPQ | |
18. | Рахметов А. Т. Основные функции педагогической деятельности педагога-продюсера // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 1. - С. 153-154. URL: URL: item.asp?id=32542652. EDN: YQXWED | |
19. | Рахметов А. Т. Психолого-педагогические позиции продюсерской деятельности педагога-продюсера в вузах // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 2. - С. 264-265. URL: ite m.asp?id=34904382. EDN: XNBHPV | |
20. | Ронжина Н. В. Обучающаяся личность в мире цифровизации и (или) гуманизации образования // Ноосферные исследования. - 2020. - № 3. - С. 69-75. 10.46726/NOOS.2020.3.69-75 URL: item.asp?id=44431948. DOI: 10.46726/NOOS.2020.3.69-75URL EDN: IYAHYJ | |
21. | Шульга И. И. Особенности профессиональной деятельности учителя в условиях цифровой трансформации образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. - 2022. - Т. 6, № 3. - С. 216-221. 10.21603/2542-1840-2022-6-3-216-221 URL: item.asp?id=49521966. DOI: 10.21603/2542-1840-2022-6-3-216-221URL EDN: YPQKUG | |
22. | Хуторской А. В. Педагогика. - СПб.: Питер, 2019. - 608 с. | |
23. | Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М.: ИЧП “Издательство Магистр”, 1997. - 224 с. EDN: OLZMBZ | |
24. | Сайгушев Н. Я., Веденеева О. А., Валеев А. С. К вопросу о функциях педагогической деятельности // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - Вып. 64. - С. 196-199. EDN: AFPZQC | |
25. | Шумляковский О. С. Продюсирование образовательной деятельности школьников как проблема индивидуализации образования // Горизонты образования: материалы III Международной научно-практической конференции. - Омск, 2022. - С. 265-267. URL: item.asp?id=49743199. EDN: AHGOFT | |
26. | Парето В. Учебник политической экономии. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2022. - 592 с. URL: https://znanium.com/catalog/document?id=394265. | |
Выпуск
Другие статьи выпуска
Проблема и цель. Актуальная и не до конца решенная проблема сохранения культурного наследия и языкового разнообразия в мире может получить дополнительные способы решения с помощью современных технологий, в частности активно осваиваемых возможностей искусственного интеллекта. Цель статьи - анализ полученных к настоящему моменту данных о возможности сохранения языкового разнообразия с помощью искусственного интеллекта и предварительная оценка их эффективности с учетом тенденций к языковым трансформациям, влияющим на само развитие искусственного интеллекта. Методология. Исследование носит обзорно-аналитический характер и направлено на изучение имеющихся в научной литературе данных о возможностях искусственного интеллекта в деле сохранения языкового разнообразия и существующих ограничениях в случае его применения к редким и исчезающим языкам.
Результаты. Поиск информации по заявленной проблеме показал, что обращение к технологиям искусственного интеллекта как инструменту, способному реализовать задачу сохранения языкового разнообразия, пока остается предметом дискуссии преимущественно в медийной и общественной сферах и крайне скупо представлено в академических научных кругах. В числе вызовов, не связанных напрямую с потенциальными возможностями искусственного интеллекта, упоминается языковая пристрастность многих систем самого искусственного интеллекта, которая коренится в данных используемых для их обучения, что может способствовать дальнейшему закреплению социального и языкового неравенства отдельных этнических групп и создавать сложности в построении образовательных моделей для обучения этим языкам с помощью искусственного интеллекта. Авторами отмечается, что системы искусственного интеллекта могут быть обучены распознавать и анализировать лингвистические паттерны языков, которые были недостаточно изучены или находятся под угрозой исчезновения, в том числе строить образовательные модели на родном языке для малочисленных этнических групп, рискующих утратить язык общения.
Проблема и цель. В статье исследуется проблема использования глобальной цифровой среды в качестве ресурса информации о концептах немецкой лингвокультуры. Цель статьи - исследование возможностей глобальной цифровой среды для институционального и самостоятельного ознакомления с культурно-концептной информацией. Методология. Исследование цифровой среды проводилось в течение двух семестров в 12 учебных группах, изучающих немецкий язык в МГИМО МИД России. В процессе исследования применялись следующие методы: опрос и изучение письменных и устных высказываний студентов в процессе их погружения в цифровую среду, анализ и систематизация накопленного опыта по обучению концептам немецкой культуры.
Результаты. В статье обобщен опыт исследования глобальной цифровой среды в качестве ресурса культурно-концептной информации. Определены функции среды, используемой в обучении иностранному языку: информационная, образовательная, мотивирующая, диагностирующая. Выявлены перспективы институционального и самостоятельного ознакомления с информацией о ключевых концептах культуры. Обоснованы критерии отбора медиатекстов, используемых в качестве ресурса культурно-концептной информации: наличие данных об изучаемых концептах, соответствие ценностным ориентирам российского общества, актуальность и новизна материалов, соразмерность языковому уровню студентов-международников.
Заключение. В результате проведенного исследования были изучены возможности цифровой среды для ознакомления с культурно-концептной информацией. Имплементация положений исследования в практику преподавания будет способствовать эффективному использованию виртуального культурно-языкового пространства и позволит повысить качество языковой и профессиональной подготовки специалистов-международников.
Проблема и цель. В статье рассматривается проблема проектирования и применения фондов оценочных средств в контексте объективной оценки образовательных результатов по программам высшего образования.
Цель статьи - выявить особенности проектирования и применения оценочных средств в современных условиях цифрового развития для осуществления объективной оценки достигаемых образовательных результатов. Методология. Для достижения цели статьи авторы использовали теоретические (анализ теоретических источников) и эмпирические (опрос 222 преподавателей) методы.
Полученные данные были подвергнуты количественному и качественному анализу.
Результаты. Авторами проанализированы подходы к трактовке оценочных процедур и средств в теоретических исследованиях и нормативных документах. Основные результаты исследования позволили выявить ряд проблем разработки фондов оценочных средств: подмена предмета оценки на знаниевую составляющую; ориентация на разработку оценочных материалов на уровне дисциплины; оценка валидности и надежности проектируемых оценочных средств; оценка трудозатрат преподавателя; соотношение применяемых шаблонных оценочных средств и заданий практического характера; сложности в проектировании междисциплинарных фондов оценочных средств и оценки компетентности в целом; недооценка возможностей цифровой среды в разработке и применении оценочных средств. Оценка преподавателями проблем проектирования и применения фондов оценочных средств зависела от предметной области, к которой относятся преподаваемые ими дисциплины, и наличия опыта участия в разработке фондов оценочных средств различных уровней. Зависимость от стажа профессиональной деятельности и занимаемой должности выявить не удалось.
Заключение. По результатам исследования сделаны выводы о типах проблем проектирования и применения фондов оценочных средств в современных условиях, предложены рекомендации.
Проблема и цель. В настоящее время профессиональное обучение зачастую не базируется на природных задатках человека, их развитии с последующей экстраполяцией в выбранную сферу деятельности, что не только является важной научной проблемой в сфере качественной подготовки специалистов различного профиля, но и не способствует всестороннему распредмечиванию природной многомерной целостности человека, ее масштабному развертыванию своей природной сущности в той или иной сфере социальной деятельности и межсферного пространства, в которых человеку предстоит профессионально расти, развиваться, строить себя и свои жизненные перспективы. В статье в философско-культурологическом контексте представлен теоретизированный обзор генезиса профессионального образования в различные исторические эпохи, начиная с древнейших цивилизаций до настоящего времени. По мнению авторов, этот обзор послужит теоретической базой для понимания особенностей становления профессионального образования в России, путей его реформирования в настоящее время, поиска перспективных направлений этих трансформаций, появления инновационных профессий, профессионального целеполагания, развития и реализации многомерных проявлений природной целостности задатков человека как субъекта профессиональной деятельности, повышения качества его жизни и удовлетворенности профессией. Исследовательская цель статьи заключается в анализе философско-культурологического генезиса становления системы профессионального образования в истории человеческого бытия. Обосновывается позиция о том, что профессиональное образование должно выступать одним из способов раскрытия многомерной целостности природных задатков человека, а профессия рассматриваться как самостоятельный род занятий, обусловленный природным началом, а затем и общественным разделением трудовых операций, социальными вызовами и заказами.
Проблема и цель. Исследуется проблема изменения онтологических и методологических оснований философии образования в современных условиях.
Цель статьи - выявить историцистские основания и специфику акторно-сетевой интерпретации феноменов и актуальных проблем образования. Методология. Работа опирается на комплексный и междисциплинарный подходы. Источниковым материалом для проблемного исследования служат научные публикации 2000-2023 гг. в специализированных изданиях, которые развивают акторно-сетевую теорию в педагогике и философии образования. С целью сравнительного анализа актуальных дискуссий используются методы типологизации, компаративные методы, контекстуальный и текстовый анализ.
Результаты. В результате исследования современных работ выявлены основания и определена специфика акторно-сетевой интерпретации феноменов и проблем образования. Вскрыт фундамент акторно-сетевой педагогики - историцистская онтология, снимающая оппозицию классического историзма и релятивизма. Продемонстрировано влияние пересмотра онтологических и методологических оснований на терминологический аппарат философии образования. В связи с этим контекстуализирован концепт «образовательная пространственность», позволяющий комплексно проанализировать сложную сеть образовательных практик. Охарактеризован потенциал инструментария акторно-сетевой теории для исследования образовательных моделей в исторической перспективе, в материально и контекстуально разнородных сетях. Обоснован тезис о том, что акторно-сетевая теория может быть успешно использована в проблематизации феноменов образования и для разработки стратегий преподавания в силу своей полидисциплинарности.
Заключение. Продемонстрировано, что акторно-сетевая теория, благодаря опоре на новую модель историзма, может обеспечить полидисциплинарную ориентацию педагогики и ее лабильность в отношении современной ситуации.
Проблема и цель. С позиций социальной психологии изучается проблема конструктивного патриотизма, основанного на позитивной национальной идентификации и привязанности к своей стране, выражающейся в готовности к реализации просоциального поведения, рассматриваемого как вклад в благополучие страны.
Цель исследования - систематизация данных о социально-психологических предпосылках формирования конструктивных патриотических установок подростков и молодежи. Методология. Проведен систематический обзор эмпирических исследований, посвященных анализу социально-психологических предпосылок конструктивного патриотизма, опубликованных в период 2000-2023 гг. Обзор осуществлен в 2023 г. с использованием электронных библиографических баз Google Scholar и РИНЦ. В анализ включались статьи, имеющие полнотекстовые русскоязычные или англоязычные аннотации, содержащие результаты оригинальных эмпирических исследований социально-психологических коррелятов и предикторов конструктивного патриотизма. Из 2047 проанализированных источников соответствующими критериям отбора были признаны 30 статей, составивших корпус проанализированных публикаций.
Результаты. Выделено пять групп социально-психологических предпосылок конструктивного патриотизма в подростковой и молодежной среде: национальная идентичность (позитивное восприятие собственной нации, основанное на символической привязанности и осмыслении перспектив развития своей страны); другие компоненты социальной идентичности (глобальная и гражданская идентичность); ценности (в первую очередь ценности роста, характеризующиеся как индивидуалистической, так и социальной ориентацией); социальные установки (ориентация на социальную справедливость и альтруизм); особенности обработки социальной информации (рефлексивность, рациональность в противоположность интуитивности, критическое мышление). Отмечен косвенный вклад в конструктивный патриотизм таких социально-демографических переменных, как образование и место проживания.
Проблема и цель. Основная научная проблема статьи выражается в потребности получения актуального знания о состоянии и возможностях реализации научно-исследовательской деятельности студентов вузов страны с учетом необходимости в повышении значения такой деятельности в структуре подготовки специалистов и развития личности будущих профессионалов научной сферы.
Цель статьи - выявление особенностей мотивации студентов разных уровней высшего образования к участию в научно-исследовательской деятельности на основе инновационной модели подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Методология. Методология исследования основана на идеях личностно ориентированного подхода. Были применены теоретические и практические методы научного исследования: теоретический анализ, синтез, классификация; метод онлайн-анкетирования, с помощью которого выявлялись различные аспекты мотивации студентов к участию в научно-исследовательской деятельности, математические методы обработки результатов.
Проблема и цель. В статье исследуется проблема формирования способности и готовности обучающихся решать профессиональные задачи.
Цель исследования состоит в выявлении особенностей проектирования системы практической подготовки обучающихся в условиях трансформации образования.
Методология. Основными методами исследования выступают анкетирование студентов (159 человек) и преподавателей (98 человек), наблюдение за образовательным процессом, анализ нормативных документов и научной литературы по проблеме исследования, фокус-групповое обсуждение с участием работодателей, студентов, преподавателей и руководителей практик.
Результаты. Авторы выделили сущностные компоненты практической подготовки и представили комплексную характеристику данного понятия. Выявили особенности проектирования системы практической подготовки обучающихся в условиях трансформации образования. Обосновали целесообразность модульной и поэтапной технологии проектирования системы практической подготовки, нацеленной на формирование способности и готовности обучающихся решать профессиональные задачи.
Заключение. Выделенные особенности проектирования системы практической подготовки обучающихся могут рассматриваться как основа успешной проектировочной деятельности с целью развития профессиональных компетенций обучающихся и усиления тенденций к практико-ориентированному обучению.
Издательство
- Издательство
- НГПУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- Юр. адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- ФИО
- Герасёв Алексей Дмитриевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@nspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2441161
- Сайт
- https://nspu.ru/