АКТОРНО-СЕТЕВАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ФЕНОМЕНОВ И АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОРИЦИСТСКИЕ ОСНОВАНИЯ И СПЕЦИФИКА (2024)

Проблема и цель. Исследуется проблема изменения онтологических и методологических оснований философии образования в современных условиях.

Цель статьи - выявить историцистские основания и специфику акторно-сетевой интерпретации феноменов и актуальных проблем образования. Методология. Работа опирается на комплексный и междисциплинарный подходы. Источниковым материалом для проблемного исследования служат научные публикации 2000-2023 гг. в специализированных изданиях, которые развивают акторно-сетевую теорию в педагогике и философии образования. С целью сравнительного анализа актуальных дискуссий используются методы типологизации, компаративные методы, контекстуальный и текстовый анализ.

Результаты. В результате исследования современных работ выявлены основания и определена специфика акторно-сетевой интерпретации феноменов и проблем образования. Вскрыт фундамент акторно-сетевой педагогики - историцистская онтология, снимающая оппозицию классического историзма и релятивизма. Продемонстрировано влияние пересмотра онтологических и методологических оснований на терминологический аппарат философии образования. В связи с этим контекстуализирован концепт «образовательная пространственность», позволяющий комплексно проанализировать сложную сеть образовательных практик. Охарактеризован потенциал инструментария акторно-сетевой теории для исследования образовательных моделей в исторической перспективе, в материально и контекстуально разнородных сетях. Обоснован тезис о том, что акторно-сетевая теория может быть успешно использована в проблематизации феноменов образования и для разработки стратегий преподавания в силу своей полидисциплинарности.

Заключение. Продемонстрировано, что акторно-сетевая теория, благодаря опоре на новую модель историзма, может обеспечить полидисциплинарную ориентацию педагогики и ее лабильность в отношении современной ситуации.

Тип: Статья
Автор (ы): Власова Ольга Александровна, Корниенко Алексей Геннадиевич
Ключевые фразы: ИСТОРИЦИСТСКИЕ ОСНОВАНИЯ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ, ПОЛИДИСЦИПЛИНАРНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОСТРАНСТВЕННОСТЬ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
37.013.46. Теоретическая педагогика
Префикс DOI
10.15293/2658-6762.2401.04
eLIBRARY ID
62497909
Текстовый фрагмент статьи