АКТОРНО-СЕТЕВАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ФЕНОМЕНОВ И АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОРИЦИСТСКИЕ ОСНОВАНИЯ И СПЕЦИФИКА (2024)
Проблема и цель. Исследуется проблема изменения онтологических и методологических оснований философии образования в современных условиях.
Цель статьи - выявить историцистские основания и специфику акторно-сетевой интерпретации феноменов и актуальных проблем образования. Методология. Работа опирается на комплексный и междисциплинарный подходы. Источниковым материалом для проблемного исследования служат научные публикации 2000-2023 гг. в специализированных изданиях, которые развивают акторно-сетевую теорию в педагогике и философии образования. С целью сравнительного анализа актуальных дискуссий используются методы типологизации, компаративные методы, контекстуальный и текстовый анализ.
Результаты. В результате исследования современных работ выявлены основания и определена специфика акторно-сетевой интерпретации феноменов и проблем образования. Вскрыт фундамент акторно-сетевой педагогики - историцистская онтология, снимающая оппозицию классического историзма и релятивизма. Продемонстрировано влияние пересмотра онтологических и методологических оснований на терминологический аппарат философии образования. В связи с этим контекстуализирован концепт «образовательная пространственность», позволяющий комплексно проанализировать сложную сеть образовательных практик. Охарактеризован потенциал инструментария акторно-сетевой теории для исследования образовательных моделей в исторической перспективе, в материально и контекстуально разнородных сетях. Обоснован тезис о том, что акторно-сетевая теория может быть успешно использована в проблематизации феноменов образования и для разработки стратегий преподавания в силу своей полидисциплинарности.
Заключение. Продемонстрировано, что акторно-сетевая теория, благодаря опоре на новую модель историзма, может обеспечить полидисциплинарную ориентацию педагогики и ее лабильность в отношении современной ситуации.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.15293/2658-6762.2401.04
- eLIBRARY ID
- 62497909
В реализации системного и междисциплинарного подходов, в развитии контекстного анализа важное значение имеют компаративные методы. Они позволяют построить исследование в поле полидисциплинарности, преодолев традиционные рамки наук, теории и практики. Работа опирается на системный анализ актуальных специализированных исследований 2020–2023 гг., в сопоставлении и типологизации сводя тексты и проблемы. Текстовый анализ позволяет провести системное исследование и выделить наиболее важные новшества акторно-сетевой интерпретации в образовании.
Настоящая работа вписывается в широкий проблемный горизонт педагогики и философии образования последних лет, обращается к дискуссиям о технической стороне образования, статусе гуманитарных наук в университете, практической направленности образования, разработке его междисциплинарных траекторий, об особенностях дистантного взаимодействия и в целом к спорам о статусе педагога как актора образовательного процесса.
Список литературы
1. | Эмих Н. А., Фомина М. Н. Специфика новой парадигмы высшего образования в условиях его цифровизации // Science for Education Today. - 2023. - № 4. - С. 100-121. 10.15293/2658-6762.2304.05 URL: item.asp?id=54390175. DOI: 10.15293/2658-6762.2304.05URL EDN: BAYZWX | |
---|---|---|
2. | Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Оценка развития рефлексивных умений личности в условиях дистанционных образовательных технологий // Science for Education Today. - 2022. - № 4. - С. 92-118. 10.15293/2658-6762.2204.05 URL: item.asp?id=49425111. DOI: 10.15293/2658-6762.2204.05URL EDN: EEFUMJ | |
3. | Бордовский Г. А. Проблемы и задачи высшего педагогического образования на современном этапе развития страны // Высшее образование в России. - 2023. - Т. 32, № 6. - С. 9-18. 10.31992/0869-3617-2023-32-6-9-18 URL:item.asp?id=54145950. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-6-9-18URL EDN: JKLOHJ | |
4. | Фролова Е. В., Рябова Т. М., Рогач О. В., Зуйкина А. В. Конфликты в системе школьного образования: ключевые проблемы, специфика и факторы развития // Перспективы науки и образования. - 2019. - № 3. - С. 227-239. 10.32744/pse.2019.3.17 URL:item.asp?id=38545601. DOI: 10.32744/pse.2019.3.17URL EDN: XQLCAW | |
5. | Власова О. А. Дискуссии об историзме в педагогике и трансформация образовательных моделей // Science for Education Today. - 2022. - № 5. - С. 57-70. 10.15293/2658-6762.2205.04 URL: item.asp?id=49623128. DOI: 10.15293/2658-6762.2205.04URL EDN: QVXPVL | |
6. | Бегалинов А. С., Ашилова М. С., Бегалинова К. К. Об образе высшего образования в постковидную эпоху: формирование и развитие мышления нового порядка // Science for Education Today. - 2021. - Т. 11, № 1. - С. 110-123. 10.15293/2658-6762.2101.07 URL: item.asp?id=44849696. DOI: 10.15293/2658-6762.2101.07URL EDN: RXOKQL | |
7. | Денисова Г. С., Полонская И. Н., Сусименко Е. В. Акторно-сетевая теория: инновационные аспекты социологической методологии // Вестник Института социологии. - 2022. - Т. 13, № 2. - С. 137-158. 10.19181/vis.2022.13.2.797 URL: item.asp?id=49205254. DOI: 10.19181/vis.2022.13.2.797URL EDN: RLJOOB | |
8. | Ореховский П. А. “Акторно-сетевой подход” Б. Латура и “фактор культуры” в анализе экономических процессов // Общественные науки и современность. - 2017. - № 3, - C. 157-167. URL: item.asp?id=29333820. EDN: YRXSGL | |
9. | Вяткин Д. “Плазма в себе”: между онтологией и эпистемологией // Философско-литературный журнал “Логос”. - 2017. - № 3. - С. 57-82. 10.22394/0869-5377-2017-3-57-80 URL: item.asp?id=29077882. DOI: 10.22394/0869-5377-2017-3-57-80URL EDN: YMICET | |
10. | Соколов Б. Г. Постапокалипсис и постистория // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. - 2023. - Т. 39, № 2. - С. 274-288. 10.21638/spbu17.2023.206 URL: item.asp?id=54114857. DOI: 10.21638/spbu17.2023.206URL EDN: QWPCGC | |
11. | Фатенков А. Н. Онтология Бруно Латура как технологизированное берклианство // Философские науки. - 2019. - Т. 62, № 9. - С. 68-87. 10.30727/0235-1188-2019-62-9-68-87 URL: item.asp?id=41806766. DOI: 10.30727/0235-1188-2019-62-9-68-87URL EDN: DYPRBJ | |
12. | Hetland P. T. Fenwick and R. Edwards: Actor-Network Theory in Education // Nordic Journal of Digital Literacy. - 2012. - Vol. 7 (1). - P. 70-72. DOI: 10.18261/ISSN1891-943X-2012-01-06 | |
13. | Fenwick T., Edwards R. Actor-Network Theory in Education. - Routledge, 2010. - 200 p. DOI: 10.4324/9780203849088 EDN: DUIZLI | |
14. | Waltz S. Giving Artifacts a Voice? Bringing into Account Technology in Educational Analysis // Educational Theory. - 2004. - Vol. 54 (2). - P. 157-172. DOI: 10.1111/j.1741-5446.2004.00012.x | |
15. | Fenwick T., Edwards R. (eds.) Researching Education Through Actor-Network Theory. - Wiley-Blackwell, 2012. DOI: 10.1002/9781118275825 | |
16. | Fenwick T., Edwards R. (eds.) Revisiting Actor-Network Theory in Education. - Routledge, 2018. DOI: 10.4324/9781315114521 | |
17. | Nespor J. Devices and educational change // Researching Education Through Actor-Network Theory / (Eds) T. Fenwick, R. Edwards. Wiley-Blackwell. - 2012. - P. 1-22. 10.1002/9781118275825.ch1 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/9781118275825.ch1. DOI: 10.1002/9781118275825.ch1URL | |
18. | Mukhopadhyay R., Sriprakash A. Target-driven reforms: Education for All and the translations of equity and inclusion in India // Journal of Education Policy. - 2018. - Vol. 28 (3). - P. 306-321. 10.1080/02680939.2012.718362 URL: https://publications.azimpremjiuniversity.edu.in/361. DOI: 10.1080/02680939.2012.718362URL | |
19. | MсGregor J. Spatiality and the Place of the Material in Schools // Pedagogy, Culture and Society. - 2004. - Vol. 12 (3). - P. 347-372. DOI: 10.1080/14681360400200207 | |
20. | Leander K., Lovvorn J. Literacy Networks: Following the Circulation of Texts, Bodies, and Objects in the Schooling and Online Gaming of One Youth // Cognition and Instruction. - 2006. - Vol. 24 (3). - P. 291-340. DOI: 10.1207/s1532690xci2403_1 | |
21. | Tummons J. Education as a mode of existence: A Latourian inquiry into assessment validity in higher education // Educational Philosophy and Theory. - 2020. - Vol. 52 (1). - P. 45-54. DOI: 10.1080/00131857.2019.1586530 | |
22. | Tummons J. Ethnographies of Higher Education and Modes of Existence: using Latour’s philosophical anthropology to construct faithful accounts of higher education practice // Theory and method in higher education research. - Emerald Publishing Limited, Leeds, 2019. - Vol. 5. - P. 207-223. 10.1108/S2056-375220190000005013 URL: https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/S2056-375220190000005013/full/html. DOI: 10.1108/S2056-375220190000005013URL | |
23. | Tummons J. Higher education, theory, and modes of existence: thinking about universities with Latour // Higher Education Research and Development. - 2021. - Vol. 40 (6). - P. 1313-1325. DOI: 10.1080/07294360.2020.1804337 EDN: QYWQVH | |
24. | Fenwick T. (un)Doing Standards in Education with Actor-Network Theory // Journal of Education Policy. - 2010. - Vol. 25 (2). - P. 117-133. 10.1080/02680930903314277 URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/02680930903314277. DOI: 10.1080/02680930903314277URL | |
25. | Mulcahy D. Managing spaces: (Re)working relations of strategy and spatiality in vocational education and training // Studies in Continuing Education. - 2007. - Vol. 29 (2). - P. 143-162. DOI: 10.1080/01580370701403266 | |
26. | Park Eun J. For Technological Literacy Education: Comparing the Asymmetrical View of Heidegger and Symmetrical View of Latour on Technology // Studies in Philosophy and Education. - 2022. - Vol. 41 (5). - P. 551-565. DOI: 10.1007/s11217-022-09841-9 EDN: CKFOEP | |
27. | Portin F. The Diplomatic Teacher: The Purpose of the Teacher in Gert Biesta’s Philosophy of Education in Dialogue with the Political Philosophy of Bruno Latour // Studies in Philosophy and Education. - 2020. - Vol. 39 (5). - P. 533-548. DOI: 10.1007/s11217-020-09712-1 EDN: JHDGIY | |
28. | Czahajda R., Cairovic N., Cernko M. Live Online Education Efficiency Mediators From the Actor Network Theory Perspective // Frontiers in Education. - 2022. - Vol. 7. - P. 859783. DOI: 10.3389/feduc.2022.859783 EDN: SKHGHL | |
29. | Tatnall A. Researching Computers and Education Through Actor-Network Theory // 1st International Conference on Sustainable ICT, Education, and Learning (SUZA) / (Eds) A. Tatnall, N. Mavengere. Springer Cham - 2019. - P. 78-88. DOI: 10.1007/978-3-030-28764-1_10 | |
30. | Rowan L., Bigum C. Actor network theory and the study of online learning // Quality Education a Distance / (Eds) G. Davies, E. Stacey. Springer New York. - 2003. - P. 179-188. DOI: 10.1007/978-0-387-35700-3_33 | |
31. | Oral S. B. Thinking Education through Object-Oriented Philosophy: A triple pedagogical movement // Measuring Up: Proceedings of the 43rd PESA Annual Conference / (Eds.) R. S. Webster, S. Stolz. Philosophy of Education Society (PESA) - 2013. - P. 158-168. URL: https://pesa.org.au/images/papers/2013-papers/Thinking_Education_Through_Object-Oriented_Philosophy-_A_Triple_Pedagogical_Movement_Sevket_Benhur_Oral.pdf. | |
32. | Dickinson C. Bruno Latour and the myth of autonomous academic discipline: Rethinking education in the light of various modes of existence // Transformation in Higher Education. - 2019. - Vol. 4. - P. 75. DOI: 10.4102/the.v4i0.75 | |
33. | Латур Б. Пастер: война и мир микробов, с приложением “Несводимого” / пер. А. В. Дьякова. - СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2015. - С. 220. EDN: TWCDGB | |
Выпуск
Другие статьи выпуска
Проблема и цель. Актуальная и не до конца решенная проблема сохранения культурного наследия и языкового разнообразия в мире может получить дополнительные способы решения с помощью современных технологий, в частности активно осваиваемых возможностей искусственного интеллекта. Цель статьи - анализ полученных к настоящему моменту данных о возможности сохранения языкового разнообразия с помощью искусственного интеллекта и предварительная оценка их эффективности с учетом тенденций к языковым трансформациям, влияющим на само развитие искусственного интеллекта. Методология. Исследование носит обзорно-аналитический характер и направлено на изучение имеющихся в научной литературе данных о возможностях искусственного интеллекта в деле сохранения языкового разнообразия и существующих ограничениях в случае его применения к редким и исчезающим языкам.
Результаты. Поиск информации по заявленной проблеме показал, что обращение к технологиям искусственного интеллекта как инструменту, способному реализовать задачу сохранения языкового разнообразия, пока остается предметом дискуссии преимущественно в медийной и общественной сферах и крайне скупо представлено в академических научных кругах. В числе вызовов, не связанных напрямую с потенциальными возможностями искусственного интеллекта, упоминается языковая пристрастность многих систем самого искусственного интеллекта, которая коренится в данных используемых для их обучения, что может способствовать дальнейшему закреплению социального и языкового неравенства отдельных этнических групп и создавать сложности в построении образовательных моделей для обучения этим языкам с помощью искусственного интеллекта. Авторами отмечается, что системы искусственного интеллекта могут быть обучены распознавать и анализировать лингвистические паттерны языков, которые были недостаточно изучены или находятся под угрозой исчезновения, в том числе строить образовательные модели на родном языке для малочисленных этнических групп, рискующих утратить язык общения.
Проблема и цель. В статье исследуется проблема использования глобальной цифровой среды в качестве ресурса информации о концептах немецкой лингвокультуры. Цель статьи - исследование возможностей глобальной цифровой среды для институционального и самостоятельного ознакомления с культурно-концептной информацией. Методология. Исследование цифровой среды проводилось в течение двух семестров в 12 учебных группах, изучающих немецкий язык в МГИМО МИД России. В процессе исследования применялись следующие методы: опрос и изучение письменных и устных высказываний студентов в процессе их погружения в цифровую среду, анализ и систематизация накопленного опыта по обучению концептам немецкой культуры.
Результаты. В статье обобщен опыт исследования глобальной цифровой среды в качестве ресурса культурно-концептной информации. Определены функции среды, используемой в обучении иностранному языку: информационная, образовательная, мотивирующая, диагностирующая. Выявлены перспективы институционального и самостоятельного ознакомления с информацией о ключевых концептах культуры. Обоснованы критерии отбора медиатекстов, используемых в качестве ресурса культурно-концептной информации: наличие данных об изучаемых концептах, соответствие ценностным ориентирам российского общества, актуальность и новизна материалов, соразмерность языковому уровню студентов-международников.
Заключение. В результате проведенного исследования были изучены возможности цифровой среды для ознакомления с культурно-концептной информацией. Имплементация положений исследования в практику преподавания будет способствовать эффективному использованию виртуального культурно-языкового пространства и позволит повысить качество языковой и профессиональной подготовки специалистов-международников.
Проблема и цель. Авторы исследуют проблему повышения коммуникативной культуры будущих экономистов в условиях цифровой трансформации и взаимодействия с системами искусственного интеллекта. Цель статьи - выявить роль педагога-продюсера в организации педагогического взаимодействия в системе экономического образования (школа - вуз), а также оценить функции педагогического продюсирования, необходимые для повышения уровня коммуникативной культуры будущих экономистов в эпоху цифровизации. Методология. В качестве методологической основы исследования используется принцип Парето: 20 % педагогических ресурсов обеспечивают 80 % образовательного результата. В ходе исследования выполнен социологический опрос студентов и преподавателей Финансового университета при Правительстве РФ, Астраханского государственного университета, Государственного социально-гуманитарного университета (г. Коломна), школьников профильных классов (г. Омск).
Результаты. Результаты анализа эмпирических данных демонстрируют актуальность роли педагога-продюсера в системе экономического образования в эпоху цифровизации, а также позитивное отношение молодого поколения к перспективам внедрения искусственного интеллекта. Выделены функции педагогического продюсирования с учетом цифровой специфики современного экономического образования. Использование принципа Парето подтверждает, что владение функциями педагогического продюсирования (информационная, коммуникативная, организаторская) в системе экономического образования, составляющими около 20 % компонентного состава педагогических функций, определяет 80 % образовательного результата в части повышения уровня коммуникативной культуры будущих экономистов в условиях цифровизации.
Заключение. В заключении на основе анализа результатов исследования обобщаются функции педагогического продюсирования с учетом цифровой специфики современного экономического образования.
Проблема и цель. В статье рассматривается проблема проектирования и применения фондов оценочных средств в контексте объективной оценки образовательных результатов по программам высшего образования.
Цель статьи - выявить особенности проектирования и применения оценочных средств в современных условиях цифрового развития для осуществления объективной оценки достигаемых образовательных результатов. Методология. Для достижения цели статьи авторы использовали теоретические (анализ теоретических источников) и эмпирические (опрос 222 преподавателей) методы.
Полученные данные были подвергнуты количественному и качественному анализу.
Результаты. Авторами проанализированы подходы к трактовке оценочных процедур и средств в теоретических исследованиях и нормативных документах. Основные результаты исследования позволили выявить ряд проблем разработки фондов оценочных средств: подмена предмета оценки на знаниевую составляющую; ориентация на разработку оценочных материалов на уровне дисциплины; оценка валидности и надежности проектируемых оценочных средств; оценка трудозатрат преподавателя; соотношение применяемых шаблонных оценочных средств и заданий практического характера; сложности в проектировании междисциплинарных фондов оценочных средств и оценки компетентности в целом; недооценка возможностей цифровой среды в разработке и применении оценочных средств. Оценка преподавателями проблем проектирования и применения фондов оценочных средств зависела от предметной области, к которой относятся преподаваемые ими дисциплины, и наличия опыта участия в разработке фондов оценочных средств различных уровней. Зависимость от стажа профессиональной деятельности и занимаемой должности выявить не удалось.
Заключение. По результатам исследования сделаны выводы о типах проблем проектирования и применения фондов оценочных средств в современных условиях, предложены рекомендации.
Проблема и цель. В настоящее время профессиональное обучение зачастую не базируется на природных задатках человека, их развитии с последующей экстраполяцией в выбранную сферу деятельности, что не только является важной научной проблемой в сфере качественной подготовки специалистов различного профиля, но и не способствует всестороннему распредмечиванию природной многомерной целостности человека, ее масштабному развертыванию своей природной сущности в той или иной сфере социальной деятельности и межсферного пространства, в которых человеку предстоит профессионально расти, развиваться, строить себя и свои жизненные перспективы. В статье в философско-культурологическом контексте представлен теоретизированный обзор генезиса профессионального образования в различные исторические эпохи, начиная с древнейших цивилизаций до настоящего времени. По мнению авторов, этот обзор послужит теоретической базой для понимания особенностей становления профессионального образования в России, путей его реформирования в настоящее время, поиска перспективных направлений этих трансформаций, появления инновационных профессий, профессионального целеполагания, развития и реализации многомерных проявлений природной целостности задатков человека как субъекта профессиональной деятельности, повышения качества его жизни и удовлетворенности профессией. Исследовательская цель статьи заключается в анализе философско-культурологического генезиса становления системы профессионального образования в истории человеческого бытия. Обосновывается позиция о том, что профессиональное образование должно выступать одним из способов раскрытия многомерной целостности природных задатков человека, а профессия рассматриваться как самостоятельный род занятий, обусловленный природным началом, а затем и общественным разделением трудовых операций, социальными вызовами и заказами.
Проблема и цель. С позиций социальной психологии изучается проблема конструктивного патриотизма, основанного на позитивной национальной идентификации и привязанности к своей стране, выражающейся в готовности к реализации просоциального поведения, рассматриваемого как вклад в благополучие страны.
Цель исследования - систематизация данных о социально-психологических предпосылках формирования конструктивных патриотических установок подростков и молодежи. Методология. Проведен систематический обзор эмпирических исследований, посвященных анализу социально-психологических предпосылок конструктивного патриотизма, опубликованных в период 2000-2023 гг. Обзор осуществлен в 2023 г. с использованием электронных библиографических баз Google Scholar и РИНЦ. В анализ включались статьи, имеющие полнотекстовые русскоязычные или англоязычные аннотации, содержащие результаты оригинальных эмпирических исследований социально-психологических коррелятов и предикторов конструктивного патриотизма. Из 2047 проанализированных источников соответствующими критериям отбора были признаны 30 статей, составивших корпус проанализированных публикаций.
Результаты. Выделено пять групп социально-психологических предпосылок конструктивного патриотизма в подростковой и молодежной среде: национальная идентичность (позитивное восприятие собственной нации, основанное на символической привязанности и осмыслении перспектив развития своей страны); другие компоненты социальной идентичности (глобальная и гражданская идентичность); ценности (в первую очередь ценности роста, характеризующиеся как индивидуалистической, так и социальной ориентацией); социальные установки (ориентация на социальную справедливость и альтруизм); особенности обработки социальной информации (рефлексивность, рациональность в противоположность интуитивности, критическое мышление). Отмечен косвенный вклад в конструктивный патриотизм таких социально-демографических переменных, как образование и место проживания.
Проблема и цель. Основная научная проблема статьи выражается в потребности получения актуального знания о состоянии и возможностях реализации научно-исследовательской деятельности студентов вузов страны с учетом необходимости в повышении значения такой деятельности в структуре подготовки специалистов и развития личности будущих профессионалов научной сферы.
Цель статьи - выявление особенностей мотивации студентов разных уровней высшего образования к участию в научно-исследовательской деятельности на основе инновационной модели подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Методология. Методология исследования основана на идеях личностно ориентированного подхода. Были применены теоретические и практические методы научного исследования: теоретический анализ, синтез, классификация; метод онлайн-анкетирования, с помощью которого выявлялись различные аспекты мотивации студентов к участию в научно-исследовательской деятельности, математические методы обработки результатов.
Проблема и цель. В статье исследуется проблема формирования способности и готовности обучающихся решать профессиональные задачи.
Цель исследования состоит в выявлении особенностей проектирования системы практической подготовки обучающихся в условиях трансформации образования.
Методология. Основными методами исследования выступают анкетирование студентов (159 человек) и преподавателей (98 человек), наблюдение за образовательным процессом, анализ нормативных документов и научной литературы по проблеме исследования, фокус-групповое обсуждение с участием работодателей, студентов, преподавателей и руководителей практик.
Результаты. Авторы выделили сущностные компоненты практической подготовки и представили комплексную характеристику данного понятия. Выявили особенности проектирования системы практической подготовки обучающихся в условиях трансформации образования. Обосновали целесообразность модульной и поэтапной технологии проектирования системы практической подготовки, нацеленной на формирование способности и готовности обучающихся решать профессиональные задачи.
Заключение. Выделенные особенности проектирования системы практической подготовки обучающихся могут рассматриваться как основа успешной проектировочной деятельности с целью развития профессиональных компетенций обучающихся и усиления тенденций к практико-ориентированному обучению.
Издательство
- Издательство
- НГПУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- Юр. адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- ФИО
- Герасёв Алексей Дмитриевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@nspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2441161
- Сайт
- https://nspu.ru/