ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ГЛОБАЛЬНОЙ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО И САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОЗНАКОМЛЕНИЯ С КУЛЬТУРНО-КОНЦЕПТНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ (2024)
Проблема и цель. В статье исследуется проблема использования глобальной цифровой среды в качестве ресурса информации о концептах немецкой лингвокультуры. Цель статьи - исследование возможностей глобальной цифровой среды для институционального и самостоятельного ознакомления с культурно-концептной информацией. Методология. Исследование цифровой среды проводилось в течение двух семестров в 12 учебных группах, изучающих немецкий язык в МГИМО МИД России. В процессе исследования применялись следующие методы: опрос и изучение письменных и устных высказываний студентов в процессе их погружения в цифровую среду, анализ и систематизация накопленного опыта по обучению концептам немецкой культуры.
Результаты. В статье обобщен опыт исследования глобальной цифровой среды в качестве ресурса культурно-концептной информации. Определены функции среды, используемой в обучении иностранному языку: информационная, образовательная, мотивирующая, диагностирующая. Выявлены перспективы институционального и самостоятельного ознакомления с информацией о ключевых концептах культуры. Обоснованы критерии отбора медиатекстов, используемых в качестве ресурса культурно-концептной информации: наличие данных об изучаемых концептах, соответствие ценностным ориентирам российского общества, актуальность и новизна материалов, соразмерность языковому уровню студентов-международников.
Заключение. В результате проведенного исследования были изучены возможности цифровой среды для ознакомления с культурно-концептной информацией. Имплементация положений исследования в практику преподавания будет способствовать эффективному использованию виртуального культурно-языкового пространства и позволит повысить качество языковой и профессиональной подготовки специалистов-международников.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.15293/2658-6762.2401.08
Исследование потенциальных возможностей цифровой среды проводилось в течение двух семестров в 12 учебных группах (84 студента), изучающих немецкий как первый и второй иностранный язык в МГИМО МИД России. В процессе эмпирического исследования применялись следующие методы: анализ лингвистической, педагогической, методической литературы по проблеме статьи; анализ учебных материалов и текстов цифровой среды, отобранных в целях обучения; опрос студентов; анализ письменных и устных высказываний студентов, построенных на основе материалов иноязычной цифровой среды; анализ и систематизация накопленного опыта по обучению концептам немецкой культуры.
Список литературы
1. | Bonsen M. Veränderung von Schule und Unterricht - eine psychologische Perspektive // Psychologie in Erziehung und Unterricht. - 2019. - Vol. 66. - P. 69-71. DOI: 10.2378/peu2019.art05d | |
---|---|---|
2. | Bürger N., Haselmann S., Baumgart J., Prinz G., Girnat B., Meisert A., Menthe J., Schmidt-Thieme B., Wecker C. Beyond professional knowledge: A systematic literature review on attitude- and motivation-related factors influencing the use of digital technology in teaching [Jenseits von Professionswissen: Eine systematische Überblicksarbeit zu einstellungs- und motivationsbezogenen Einflussfaktoren auf die Nutzung digitaler Technologien im Unterricht] // Zeitschrift fur Erziehungswissenschaft. - 2021. - Vol. 24 (5). - P. 1087-1112. DOI: 10.1007/s11618-021-01050-3 | |
3. | Chambers D. Media and Moral Education: A Philosophy of Critical Engagement // Educational Theory. - 2020. - Vol. 70 (6). - P. 807-816. DOI: 10.1111/edth.12455 | |
4. | Cuervo Sánchez S. L., Foronda Rojo A., Rodríguez Martínez A., Medrano Samaniego C. Media and information literacy: a measurement instrument for adolescents // Educational Review. - 2021. - Vol. 73 (4). - P. 487-502. DOI: 10.1080/00131911.2019.1646708 | |
5. | Fandrych Ch., Meißner C., Wallner F. Gesprochene Sprache im DaF/DaZ-Unterricht: Zugänge zu authentischem sprachlichem Handeln mit ZuMult // Materialien Deutsch als Fremd- und Zweitsprache. - 2021. - Vol. 107. - P. 309-322. DOI: 10.17875/gup2021-1839 | |
6. | Guntersdorfer I. R. From the multilingual to the intercultural in the current German political, academic and pedagogical discourse // Journal of Multicultural Discourses. - 2019. - Vol. 14 (1). - P. 61-77. DOI: 10.1080/17447143.2019.1592176 | |
7. | Kytina V., Kharlamova M., Bartosh D. Criteria for authentic text in accordance with modern trends in the development of society and education // International Journal of Advanced Science and Technology. - 2020. - Vol. 29 (6). - P. 162-174. URL: item.asp?id=45465590. EDN: ZVZTLJ | |
8. | Lambton-Howard D., Kiaer J., Kharrufa A. ‘Social media is their space’: student and teacher use and perception of features of social media in language education // Behaviour & Information Technology. - 2021. - Vol. 40 (16). - P. 1700-1715. DOI: 10.1080/0144929X.2020.1774653 EDN: NBIYYV | |
9. | Liu Y. Research on Online and Offline Mixed Teaching Practice Based on College Film and Television Literature Course // Scientific Programming. - 2022. - Vol. 2022. - P. 3336282. DOI: 10.1155/2022/3336282 | |
10. | Lv Y. Cultivation of Teenagers’ Digital Media Literacy and Network Legal Literacy in the Era of Digital Virtual Technology // Scientific Programming. - 2022. - Vol. 2022. - P. 2978460. DOI: 10.1155/2022/2978460 | |
11. | Mirra N., Kelly L., Garcia A. Beyond fake news: Culturally relevant media literacies for a fractured civic landscape // Theory into Practice. - 2021. - Vol. 60 (4). - P. 340-349. DOI: 10.1080/00405841.2021.1983316 | |
12. | Peng X. Holistic Language Teaching Method in College English Vocabulary Teaching under Big Data and Multimedia Environment // Scientific Programming. - 2022. - Vol. 2022. - P. 4250202. DOI: 10.1155/2022/4250202 | |
13. | Polushkina T. A., Tareva E. G. Developing L2 prosodic competence online: Implications of the emergency remote teaching // XLinguae. - 2021. - Vol. 14 (1). - P. 38-48. 10.18355/XL.2021.14.01.03 URL: item.asp?id=46743367. DOI: 10.18355/XL.2021.14.01.03URL EDN: UAAQIB | |
14. | Shamov A. N., Guseva L. V. The role of evaluation tools kit in recording of foreign language learning results // Linguistic and Cultural Studies: Traditions and Innovations. - 2018. - Vol. 677. - P. 203-209. 10.1007/978-3-319-67843-6_25 URL: item.asp?id=31080592. DOI: 10.1007/978-3-319-67843-6_25URL EDN: XODEWL | |
15. | Simons M., Smits T., Janssenswillen P. Newspapers as teaching tools for media literacy education what makes teachers use newspapers in their classrooms? // Educational Media International. - 2020. - Vol. 57 (4). - P. 332-352. DOI: 10.1080/09523987.2020.1848510 | |
16. | Sysoyev P. V., Zavyalov V. V. Teaching English as a foreign language to law students based on content and language integrated learning approach // Advances in Intelligent Systems and Computing. - 2019. - Vol. 907. - P. 237-244. 10.1007/978-3-030-11473-2_26 URL: item.asp?id=36858603. DOI: 10.1007/978-3-030-11473-2_26URL EDN: YVGUMP | |
17. | Todescu V. Useful apps for teaching German as a foreign language [Nützliche apps für den daf-unterricht] // Journal of Linguistic and Intercultural Education. - 2019. - Vol. 12 (1). - P. 151-161. DOI: 10.29302/jolie.2019.12.1.11 | |
18. | Wu F., Huang Sh., Cheng L. Analyzing the Application of Multimedia Technology Assisted English Grammar Teaching in Colleges // Scientific Programming. - 2022. - Vol. 2022. - P. 4422754. DOI: 10.1155/2022/4422754 | |
19. | Xie C. Effectiveness of Computer-Aided Technology for Teaching English Courses in the Internet Era // Scientific Programming. - 2022. - Vol. 2022. - P. 2133028. DOI: 10.1155/2022/2133028 | |
20. | Yunjie J. Research on the practice of college English classroom teaching based on Internet and artificial intelligence // Journal of Intelligent & Fuzzy Systems. - 2021. - Vol. 6. - P. 1-10. DOI: 10.3233/jifs-219121 | |
21. | Безгодова С. А., Микляева А. В. Академический обман в цифровой среде: социально-психологический анализ // Science for Education Today. - 2021. - Т. 11, № 4. - С. 64-90. 10.15293/2658-6762.2104.04 URL: item.asp?id=46513826. DOI: 10.15293/2658-6762.2104.04URL EDN: TCQVMQ | |
22. | Воевода Е. В., Мутаф Г. Н. Роль социокультурных факторов в обучении студентов миноритарному языку // Высшее образование в России. - 2020. - Т. 29, № 3. - С. 127-135. 10.31992/0869-3617-2020-29-3-127-135. URL: item.asp?id=42615196. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-3-127-135.URL EDN: ZAYOVA | |
23. | Игнатова Е. М., Пивоварова Е. В. Орфографические особенности, семантические связи и способы перевода композитообразований концептосферы “Corona” (на материале немецкого языка) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2021. - Т. 14, № 4. - С. 1148-1154. 10.30853/phil210133 URL: item.asp?id=45633759. DOI: 10.30853/phil210133URL EDN: UUNYBU | |
24. | Мусифуллин С. Р. Формирование медиаграмотности студентов педагогического вуза в условиях трансформации образовательного процесса // Science for Education Today. - 2023. - Т. 13, № 1. - С. 7-27. 10.15293/2658-6762.2301.01 URL: item.asp?id=50355416. DOI: 10.15293/2658-6762.2301.01URL EDN: XJVTHE | |
25. | Мюллер Ю. Э. Принципы организации смешанного курса по немецкому языку как иностранному на платформе Moodle // Научный диалог. - 2018. - № 4. - С. 340-352. 10.24224/2227-1295-2018-4-340-352 URL: item.asp?id=32839150. DOI: 10.24224/2227-1295-2018-4-340-352URL EDN: TJAWJP | |
26. | Сафонова В. В. Философская бинарная оппозиция “диалог культур - не-диалог культур” в лингводидактическом рассмотрении // Преподаватель XXI век. - 2018. - № 2-1. - С. 20-39. URL: item.asp?id=35254911. EDN: XTEVWX | |
27. | Северова Н. Ю., Мюллер Ю. Э. Дидактические возможности цифровых ресурсов в обучении немецкому языку // Иностранные языки в школе. - 2020. - № 7. - С. 38-46. URL: item.asp?id=43461588. EDN: MGHZSN | |
28. | Чернышов С. В. Лингвоконцептодидактика как перспективное направление современных лингводидактических исследований // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2016. - № 2. - С. 130-135. URL: item.asp?id=26124769. EDN: VZRXCB | |
29. | Чигашева М. А., Елизарьева М. А., Ларина Т. С. Национально-культурная специфика политического языка лидеров блока ХДС/ХСС // Полис. Политические исследования. - 2020. - № 4. - С. 152-165. 10.17976/jpps/2020.04.11 URL: item.asp?id=43144454. DOI: 10.17976/jpps/2020.04.11URL EDN: JCAAVN | |
30. | Шамов А. Н., Шлыкова Ю. В. Речевая компетенция студентов поколения Z: особенности формирования // Иностранные языки в школе. - 2021. - № 12. - С. 70-77. URL: item.asp?id=47374257. EDN: QMEHHK | |
31. | Яковлева Т. А. Национально-культурная специфика австрийского немецкого в сферах экономики, политики и права // Филологические науки в МГИМО. - 2020. - № 3. - С. 131-137. 10.24833/2410-2423-2020-3-23-131-137 URL: item.asp?id=43934119. DOI: 10.24833/2410-2423-2020-3-23-131-137URL EDN: CQEQMC | |
32. | Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры: Опыт исследования. - М.: Школа “Языки русской культуры”, 1997. - С. 40-41. EDN: QOFIUL | |
33. | Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - Волгоград: Перемена, 2002. - 477 с. EDN: UGQAMP | |
34. | Кубрякова Е. С. [и др.] Краткий словарь когнитивных терминов. - М.: МГУ, 1996. - 245 с. EDN: OGVICE | |
35. | Попова З. Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика. - М.: АСТ: Восток-Запад, 2007. - 314 c. EDN: RUFSVD | |
36. | Чернышов С. В., Шамов А. Н. Роль виртуальной и дополненной реальностей в обучении иностранным языкам в условиях цифрового информационного пространства // Шатиловские чтения. Цифровизация иноязычного образования: сборник научных трудов. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2020. - С. 32-49. 10.18720/SPBPU/2/id20-264 URL: item.asp?id=44809871. DOI: 10.18720/SPBPU/2/id20-264URL EDN: MABNDJ | |
Шамов А. Н., Шимичев А. С. Лингвострановедческое событие и его моделирование в цифровой образовательной среде //Национальные языки и культуры: мышление и понимание в условиях глобализации: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, Армавир, 30 ноября 2021 года. - Армавир: Армавирский государственный педагогический университет, 2022. - С. 315-319. URL: item.asp?id=49820268. EDN: XUBZHS | ||
37. | Boyko M. V., Guseva L. V., Kim O. M., Pronina N. S., Shamov A. N. Foreign Language as Intellectual Resource and Value in Modern Conditions in Professional Activity of Manager // Scientific and Technical Revolution: Yesterday, Today and Tomorrow: Lecture Notes in Networks and Systems. - 2020. - Vol. 129. - P. 776-781. 10.1007/978-3-030-47945-9_82 URL: item.asp?id=43296679. DOI: 10.1007/978-3-030-47945-9_82URL EDN: ULEEVU | |
38. | Китайгородская Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам: теория и практика. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 2009. - 277 с. EDN: QTWEGR |
Выпуск
Другие статьи выпуска
Проблема и цель. Актуальная и не до конца решенная проблема сохранения культурного наследия и языкового разнообразия в мире может получить дополнительные способы решения с помощью современных технологий, в частности активно осваиваемых возможностей искусственного интеллекта. Цель статьи - анализ полученных к настоящему моменту данных о возможности сохранения языкового разнообразия с помощью искусственного интеллекта и предварительная оценка их эффективности с учетом тенденций к языковым трансформациям, влияющим на само развитие искусственного интеллекта. Методология. Исследование носит обзорно-аналитический характер и направлено на изучение имеющихся в научной литературе данных о возможностях искусственного интеллекта в деле сохранения языкового разнообразия и существующих ограничениях в случае его применения к редким и исчезающим языкам.
Результаты. Поиск информации по заявленной проблеме показал, что обращение к технологиям искусственного интеллекта как инструменту, способному реализовать задачу сохранения языкового разнообразия, пока остается предметом дискуссии преимущественно в медийной и общественной сферах и крайне скупо представлено в академических научных кругах. В числе вызовов, не связанных напрямую с потенциальными возможностями искусственного интеллекта, упоминается языковая пристрастность многих систем самого искусственного интеллекта, которая коренится в данных используемых для их обучения, что может способствовать дальнейшему закреплению социального и языкового неравенства отдельных этнических групп и создавать сложности в построении образовательных моделей для обучения этим языкам с помощью искусственного интеллекта. Авторами отмечается, что системы искусственного интеллекта могут быть обучены распознавать и анализировать лингвистические паттерны языков, которые были недостаточно изучены или находятся под угрозой исчезновения, в том числе строить образовательные модели на родном языке для малочисленных этнических групп, рискующих утратить язык общения.
Проблема и цель. Авторы исследуют проблему повышения коммуникативной культуры будущих экономистов в условиях цифровой трансформации и взаимодействия с системами искусственного интеллекта. Цель статьи - выявить роль педагога-продюсера в организации педагогического взаимодействия в системе экономического образования (школа - вуз), а также оценить функции педагогического продюсирования, необходимые для повышения уровня коммуникативной культуры будущих экономистов в эпоху цифровизации. Методология. В качестве методологической основы исследования используется принцип Парето: 20 % педагогических ресурсов обеспечивают 80 % образовательного результата. В ходе исследования выполнен социологический опрос студентов и преподавателей Финансового университета при Правительстве РФ, Астраханского государственного университета, Государственного социально-гуманитарного университета (г. Коломна), школьников профильных классов (г. Омск).
Результаты. Результаты анализа эмпирических данных демонстрируют актуальность роли педагога-продюсера в системе экономического образования в эпоху цифровизации, а также позитивное отношение молодого поколения к перспективам внедрения искусственного интеллекта. Выделены функции педагогического продюсирования с учетом цифровой специфики современного экономического образования. Использование принципа Парето подтверждает, что владение функциями педагогического продюсирования (информационная, коммуникативная, организаторская) в системе экономического образования, составляющими около 20 % компонентного состава педагогических функций, определяет 80 % образовательного результата в части повышения уровня коммуникативной культуры будущих экономистов в условиях цифровизации.
Заключение. В заключении на основе анализа результатов исследования обобщаются функции педагогического продюсирования с учетом цифровой специфики современного экономического образования.
Проблема и цель. В статье рассматривается проблема проектирования и применения фондов оценочных средств в контексте объективной оценки образовательных результатов по программам высшего образования.
Цель статьи - выявить особенности проектирования и применения оценочных средств в современных условиях цифрового развития для осуществления объективной оценки достигаемых образовательных результатов. Методология. Для достижения цели статьи авторы использовали теоретические (анализ теоретических источников) и эмпирические (опрос 222 преподавателей) методы.
Полученные данные были подвергнуты количественному и качественному анализу.
Результаты. Авторами проанализированы подходы к трактовке оценочных процедур и средств в теоретических исследованиях и нормативных документах. Основные результаты исследования позволили выявить ряд проблем разработки фондов оценочных средств: подмена предмета оценки на знаниевую составляющую; ориентация на разработку оценочных материалов на уровне дисциплины; оценка валидности и надежности проектируемых оценочных средств; оценка трудозатрат преподавателя; соотношение применяемых шаблонных оценочных средств и заданий практического характера; сложности в проектировании междисциплинарных фондов оценочных средств и оценки компетентности в целом; недооценка возможностей цифровой среды в разработке и применении оценочных средств. Оценка преподавателями проблем проектирования и применения фондов оценочных средств зависела от предметной области, к которой относятся преподаваемые ими дисциплины, и наличия опыта участия в разработке фондов оценочных средств различных уровней. Зависимость от стажа профессиональной деятельности и занимаемой должности выявить не удалось.
Заключение. По результатам исследования сделаны выводы о типах проблем проектирования и применения фондов оценочных средств в современных условиях, предложены рекомендации.
Проблема и цель. В настоящее время профессиональное обучение зачастую не базируется на природных задатках человека, их развитии с последующей экстраполяцией в выбранную сферу деятельности, что не только является важной научной проблемой в сфере качественной подготовки специалистов различного профиля, но и не способствует всестороннему распредмечиванию природной многомерной целостности человека, ее масштабному развертыванию своей природной сущности в той или иной сфере социальной деятельности и межсферного пространства, в которых человеку предстоит профессионально расти, развиваться, строить себя и свои жизненные перспективы. В статье в философско-культурологическом контексте представлен теоретизированный обзор генезиса профессионального образования в различные исторические эпохи, начиная с древнейших цивилизаций до настоящего времени. По мнению авторов, этот обзор послужит теоретической базой для понимания особенностей становления профессионального образования в России, путей его реформирования в настоящее время, поиска перспективных направлений этих трансформаций, появления инновационных профессий, профессионального целеполагания, развития и реализации многомерных проявлений природной целостности задатков человека как субъекта профессиональной деятельности, повышения качества его жизни и удовлетворенности профессией. Исследовательская цель статьи заключается в анализе философско-культурологического генезиса становления системы профессионального образования в истории человеческого бытия. Обосновывается позиция о том, что профессиональное образование должно выступать одним из способов раскрытия многомерной целостности природных задатков человека, а профессия рассматриваться как самостоятельный род занятий, обусловленный природным началом, а затем и общественным разделением трудовых операций, социальными вызовами и заказами.
Проблема и цель. Исследуется проблема изменения онтологических и методологических оснований философии образования в современных условиях.
Цель статьи - выявить историцистские основания и специфику акторно-сетевой интерпретации феноменов и актуальных проблем образования. Методология. Работа опирается на комплексный и междисциплинарный подходы. Источниковым материалом для проблемного исследования служат научные публикации 2000-2023 гг. в специализированных изданиях, которые развивают акторно-сетевую теорию в педагогике и философии образования. С целью сравнительного анализа актуальных дискуссий используются методы типологизации, компаративные методы, контекстуальный и текстовый анализ.
Результаты. В результате исследования современных работ выявлены основания и определена специфика акторно-сетевой интерпретации феноменов и проблем образования. Вскрыт фундамент акторно-сетевой педагогики - историцистская онтология, снимающая оппозицию классического историзма и релятивизма. Продемонстрировано влияние пересмотра онтологических и методологических оснований на терминологический аппарат философии образования. В связи с этим контекстуализирован концепт «образовательная пространственность», позволяющий комплексно проанализировать сложную сеть образовательных практик. Охарактеризован потенциал инструментария акторно-сетевой теории для исследования образовательных моделей в исторической перспективе, в материально и контекстуально разнородных сетях. Обоснован тезис о том, что акторно-сетевая теория может быть успешно использована в проблематизации феноменов образования и для разработки стратегий преподавания в силу своей полидисциплинарности.
Заключение. Продемонстрировано, что акторно-сетевая теория, благодаря опоре на новую модель историзма, может обеспечить полидисциплинарную ориентацию педагогики и ее лабильность в отношении современной ситуации.
Проблема и цель. С позиций социальной психологии изучается проблема конструктивного патриотизма, основанного на позитивной национальной идентификации и привязанности к своей стране, выражающейся в готовности к реализации просоциального поведения, рассматриваемого как вклад в благополучие страны.
Цель исследования - систематизация данных о социально-психологических предпосылках формирования конструктивных патриотических установок подростков и молодежи. Методология. Проведен систематический обзор эмпирических исследований, посвященных анализу социально-психологических предпосылок конструктивного патриотизма, опубликованных в период 2000-2023 гг. Обзор осуществлен в 2023 г. с использованием электронных библиографических баз Google Scholar и РИНЦ. В анализ включались статьи, имеющие полнотекстовые русскоязычные или англоязычные аннотации, содержащие результаты оригинальных эмпирических исследований социально-психологических коррелятов и предикторов конструктивного патриотизма. Из 2047 проанализированных источников соответствующими критериям отбора были признаны 30 статей, составивших корпус проанализированных публикаций.
Результаты. Выделено пять групп социально-психологических предпосылок конструктивного патриотизма в подростковой и молодежной среде: национальная идентичность (позитивное восприятие собственной нации, основанное на символической привязанности и осмыслении перспектив развития своей страны); другие компоненты социальной идентичности (глобальная и гражданская идентичность); ценности (в первую очередь ценности роста, характеризующиеся как индивидуалистической, так и социальной ориентацией); социальные установки (ориентация на социальную справедливость и альтруизм); особенности обработки социальной информации (рефлексивность, рациональность в противоположность интуитивности, критическое мышление). Отмечен косвенный вклад в конструктивный патриотизм таких социально-демографических переменных, как образование и место проживания.
Проблема и цель. Основная научная проблема статьи выражается в потребности получения актуального знания о состоянии и возможностях реализации научно-исследовательской деятельности студентов вузов страны с учетом необходимости в повышении значения такой деятельности в структуре подготовки специалистов и развития личности будущих профессионалов научной сферы.
Цель статьи - выявление особенностей мотивации студентов разных уровней высшего образования к участию в научно-исследовательской деятельности на основе инновационной модели подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Методология. Методология исследования основана на идеях личностно ориентированного подхода. Были применены теоретические и практические методы научного исследования: теоретический анализ, синтез, классификация; метод онлайн-анкетирования, с помощью которого выявлялись различные аспекты мотивации студентов к участию в научно-исследовательской деятельности, математические методы обработки результатов.
Проблема и цель. В статье исследуется проблема формирования способности и готовности обучающихся решать профессиональные задачи.
Цель исследования состоит в выявлении особенностей проектирования системы практической подготовки обучающихся в условиях трансформации образования.
Методология. Основными методами исследования выступают анкетирование студентов (159 человек) и преподавателей (98 человек), наблюдение за образовательным процессом, анализ нормативных документов и научной литературы по проблеме исследования, фокус-групповое обсуждение с участием работодателей, студентов, преподавателей и руководителей практик.
Результаты. Авторы выделили сущностные компоненты практической подготовки и представили комплексную характеристику данного понятия. Выявили особенности проектирования системы практической подготовки обучающихся в условиях трансформации образования. Обосновали целесообразность модульной и поэтапной технологии проектирования системы практической подготовки, нацеленной на формирование способности и готовности обучающихся решать профессиональные задачи.
Заключение. Выделенные особенности проектирования системы практической подготовки обучающихся могут рассматриваться как основа успешной проектировочной деятельности с целью развития профессиональных компетенций обучающихся и усиления тенденций к практико-ориентированному обучению.
Издательство
- Издательство
- НГПУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- Юр. адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- ФИО
- Герасёв Алексей Дмитриевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@nspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2441161
- Сайт
- https://nspu.ru/