ВОЗМОЖНОСТИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СОХРАНЕНИИ ЯЗЫКОВОГО РАЗНООБРАЗИЯ ДЛЯ БУДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ (2024)
Проблема и цель. Актуальная и не до конца решенная проблема сохранения культурного наследия и языкового разнообразия в мире может получить дополнительные способы решения с помощью современных технологий, в частности активно осваиваемых возможностей искусственного интеллекта. Цель статьи - анализ полученных к настоящему моменту данных о возможности сохранения языкового разнообразия с помощью искусственного интеллекта и предварительная оценка их эффективности с учетом тенденций к языковым трансформациям, влияющим на само развитие искусственного интеллекта. Методология. Исследование носит обзорно-аналитический характер и направлено на изучение имеющихся в научной литературе данных о возможностях искусственного интеллекта в деле сохранения языкового разнообразия и существующих ограничениях в случае его применения к редким и исчезающим языкам.
Результаты. Поиск информации по заявленной проблеме показал, что обращение к технологиям искусственного интеллекта как инструменту, способному реализовать задачу сохранения языкового разнообразия, пока остается предметом дискуссии преимущественно в медийной и общественной сферах и крайне скупо представлено в академических научных кругах. В числе вызовов, не связанных напрямую с потенциальными возможностями искусственного интеллекта, упоминается языковая пристрастность многих систем самого искусственного интеллекта, которая коренится в данных используемых для их обучения, что может способствовать дальнейшему закреплению социального и языкового неравенства отдельных этнических групп и создавать сложности в построении образовательных моделей для обучения этим языкам с помощью искусственного интеллекта. Авторами отмечается, что системы искусственного интеллекта могут быть обучены распознавать и анализировать лингвистические паттерны языков, которые были недостаточно изучены или находятся под угрозой исчезновения, в том числе строить образовательные модели на родном языке для малочисленных этнических групп, рискующих утратить язык общения.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 304.2. Социальные и культурные проблемы
372.881.1. Обучение языкам
811.93. Искуственные языки для использования машинами. Языки программирования. Компьютерные языки - Префикс DOI
- 10.15293/2658-6762.2401.09
По имеющимся сведениям, одним из наиболее многообещающих применений ИИ является машинное обучение, подмножество ИИ, которое включает в себя обучение компьютеров на основе загруженных данных и возможность получения решения без дополнительного программирования. Алгоритмы машинного обучения могут научиться распознавать и анализировать лингвистические паттерны, помогая исследователям документировать и понимать языки, которые были плохо изучены или находятся под угрозой исчезновения. Например, проект Google Euphonia использует ИИ для улучшения распознавания речи у людей с речевыми нарушениями. Данная технология может быть оптимизирована и обучена понимать различные речевые модели, акценты и диалекты, необходимые при коммуникации с представителями «непопулярных» и редких языков.
Еще одним значительным вкладом ИИ является область обработки естественного языка (NLP) – отрасль ИИ, которая делает акцент на взаимодействии между компьютерами и человеческим языком. NLP может быть использована для создания языковых конструктов, которые представляют собой математические модели, «описывающие» грамматику и лексику языка, редко используемого в онлайнкоммуникации.
Список литературы
1. | Белов С. Д., Зрелова Д. П., Зрелов П. В., Кореньков В. В. Обзор методов автоматической обработки текстов на естественном языке // Системный анализ в науке и образовании. - 2020. - № 3. - C. 8-22. 10.37005/2071-9612-2020-3-8-22 URL: item.asp?id=44288349. DOI: 10.37005/2071-9612-2020-3-8-22URL EDN: YJFAYK | |
---|---|---|
2. | Гойчета Л. И., Климова Д. А., Мазурова Д. А., Семенова А. Р., Позднякова А. А., Пономаренко А. С. Дискриминационная коммуникация или дискриминирующее речевое поведение. (обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 6: Языкознание. - 2023. - № 1. - С. 41-51. 10.31249/ling/2023.01.02 URL: item.asp?id=50082764. DOI: 10.31249/ling/2023.01.02URL EDN: FMWQOM | |
3. | Есионова Е. Ю. Искусственный интеллект как альтернативный ресурс для изучения иностранного языка // Гуманитарные и социальные науки. - 2019. - № 3. - С. 155-166. 10.23683/2070-1403-2019-74-3-155-166 URL: item.asp?id=39138327. DOI: 10.23683/2070-1403-2019-74-3-155-166URL EDN: XPLFAI | |
4. | Кармова М. Р., Логина М. В. Роль искусственного интеллекта в вопросе сохранения миноритарных языков (на примере абазинского языка) // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 4. - С. 251-254. 10.24412/1991-5497-2023-4101-251-254 URL: item.asp?id=54504954. DOI: 10.24412/1991-5497-2023-4101-251-254URL EDN: KSKPAO | |
5. | Опарина Е. О. Сосуществование языков в условиях глобализации // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 6: Языкознание. - 2020. - № 2. - С. 44-49. URL: item.asp?id=42854769. EDN: SRNLSL | |
6. | Berdasco A., López G., Diaz I., Quesada L., Guerrero L. A. User Experience Comparison of Intelligent Personal Assistants: Alexa, Google Assistant, Siri and Cortana // 13th International Conference on Ubiquitous Computing and Ambient Intelligence UCAmI 2019. - 2019. - Vol. 31 (1). - P. 51. DOI: 10.3390/proceedings2019031051 | |
7. | Beukeboom C. J. Mechanisms of linguistic bias: How words reflect and maintain stereotypic expectancies // Social Cognition and Communication /j. Laszlo, J. Forgas, & O. Vincze (Eds.). - New York, NY: Psychology Press., 2014. - P. 313-330. URL: https://www.taylorfrancis.com/chapters/edit//mechanisms-linguistic-bias-camiel-beukeboom. DOI: 10.4324/9780203744628-22 | |
8. | Cowls J., Morley J. The 2020 Yearbook of the Digital Ethics Lab // Digital Ethics Lab Yearbook /j. Cowls & J. Morley (Eds.). - Springer International Publishing, 2021. 10.1007/978-3-030-80083-3 URL: https://philpapers.org/rec/COWTY. DOI: 10.1007/978-3-030-80083-3URL | |
9. | Gerrand P. Estimating Linguistic Diversity on the Internet: A Taxonomy to Avoid Pitfalls and Paradoxes // Journal of Computer-Mediated Communication. - 2007. - Vol. 12 (4). - P. 1298-1321. DOI: 10.1111/j.1083-6101.2007.00374.x | |
10. | Kim D., Ruecker D., Kim D.-J. Mobile Assisted Language Learning Experiences // International Journal of Mobile and Blended Learning. - 2017. - Vol. 9 (1). - P. 49-66. DOI: 10.4018/IJMBL.2017010104 | |
11. | Lenci A., Padó S. Editorial: Perspectives for natural language processing between AI, linguistics and cognitive science // Frontiers in Artificial Intelligence. - 2022. - Vol. 5. - P. 1059998. 10.3389/frai.2022.1059998 URL: https://mic.org.ru/phocadownload/yazyk-mpr_2011.pdf. DOI: 10.3389/frai.2022.1059998URL EDN: OGBGEO | |
12. | Murphy R. F. Artificial Intelligence Applications to Support K-12 Teachers and Teaching: A Review of Promising Applications, Challenges, and Risks // RAND Corporation. - 2019. DOI: 10.7249/PE315 | |
13. | Reagan T. Why language endangerment and language death matter: “Took away our native tongue … And taught their English to our young” // Linguistic Legitimacy and Social Justice. - 2019. - P. 285-314. DOI: 10.1007/978-3-030-10967-7_9 | |
14. | Siu S. Ch. ChatGPT and GPT-4 for Professional Translators: Exploring the Potential of Large Language Models in Translation // SRN Electronic Journal. - 2023. 10.2139/ssrn.4448091 URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=4448091. DOI: 10.2139/ssrn.4448091URL | |
15. | Weinstein J. Viewpoint discrimination, hate speech, and political legitimacy: A reply // Constitutional Commentary. - 2017. - Vol. 32. - P. 715. URL: https://constitutionalcommentary.lib.umn.edu/article/viewpoint-discrimination-hate-speech-and-political-legitimacy-a-reply. | |
16. | Yano T., Resnik P., Smith N. A. Shedding (a thousand points of) light on biased language // Proceedings of the ACM on Human-Computer Interaction. - 2010. - Vol. 6. - P. 152-158. 10.5555/1866696.1866719 URL: https://dl.acm.org/doi/10.5555/1866696.1866719. DOI: 10.5555/1866696.1866719URL | |
17. | Zhang D. T., Mishra S., Brynjolfsson E., Etchemendy J., Ganguli D., Grosz B., Lyons T., Manyika J., Niebles J. C., Sellitto M., Shoham Y., Clark J., Perrault R. The AI Index 2021 Annual Report. - AI Index Steering Committee, Human-Centered AI Institute, Stanford University, Stanford, CA, March, 2021. - P. 110. DOI: 10.48550/arXiv.2103.06312 | |
18. | Российский комитет программы ЮНЕСКО “Информация для всех”. Усилия по сохранению многоязычия, предпринимаемые на международном уровне. URL:http://www.ifapcom.ru/projects/multiling1/576. | |
19. | Европейская хартия региональных языков или языковых меньшинств. Страсбург, 5 ноября 1992 г. (Издано на русском и английском языках) // URL: http://www.coe.int/t/dg4/education/minlang / Default_en.asp. | |
20. | Калюжный Д., Ермилова Е. Дело и Слово. Будущее России с точки зрения теории эволюции. Издательство: Эксмо Язык: Русский. - 2003. - 448 c. URL: https://www.livelib.ru/author/13946/latest-dmitrij-kalyuzhnyj. | |
21. | Калюжный Д., Ермилова Е. Дело и Слово. Будущее России с точки зрения теории эволюции. Издательство: Эксмо Язык: Русский. - 2003. - 448 c. URL: https://www.livelib.ru/author/13946/latest-dmitrij-kalyuzhnyj. | |
22. | Frackiewicz M. The Role of AI in Uncovering Lost Languages and Civilizations, 2023. URL: https://ts2.pl/en/the-role-of-ai-in-uncovering-lost-languages-and-civilizations/#gsc.tab=0. | |
23. | Roles for artificial intelligence in education. - 2016. URL: https://www.teachthought.com/the-future-of-learning/roles-for-artificial-intelligence-in-education. | |
24. | Языковое и культурное разнообразие в киберпространстве. Сборник материалов II Международной конференции (Якутск, 12-14 июля 2011 г.) / Сост. Кузьмин Е. И., Паршакова А. В. - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2013. - 384 с., 16 л. ил. URL:https://in-hub.cnews.ru/articles/2022-08-18_iskusstvennyj_intellekt_pomog_sohranit. | |
25. | Artificial Intelligence and the Preservation of Linguistic Diversity by Marcin Frąckiewiczin *DA, *NN, *RS, Artificial intelligence, Artificial intelligence, News on 5 September 2023) URL: https://ts2.space/en/artificial-intelligence-and-the-preservation-of-linguistic-diversity. | |
26. | KoigiBob, Embracing artificial intelligence to preserve dying languages (News on 17 November, 2020). URL: https://www.fairplanet.org/story/embracing-artificial-intelligence-to-preserve-dying-languages. | |
27. | Semantris от Google: как ИИ помогает учить английский играючи // Сообщество IT-специалистов Хабр [официальный сайт]. URL: https://habr.com/ru/company/englishdom/blog/520618. | |
28. | Школа английского языка Skyeng: Гугл в помощь: 7 сервисов от поисковика, которые помогают учить английский. - 2023. URL: https://skyeng.ru/magazine/gugl-v-pomosh-7-servisov-ot-poiskovika-kotorye-pomogayut-uchit-anglijskij. | |
Выпуск
Другие статьи выпуска
Проблема и цель. В статье исследуется проблема использования глобальной цифровой среды в качестве ресурса информации о концептах немецкой лингвокультуры. Цель статьи - исследование возможностей глобальной цифровой среды для институционального и самостоятельного ознакомления с культурно-концептной информацией. Методология. Исследование цифровой среды проводилось в течение двух семестров в 12 учебных группах, изучающих немецкий язык в МГИМО МИД России. В процессе исследования применялись следующие методы: опрос и изучение письменных и устных высказываний студентов в процессе их погружения в цифровую среду, анализ и систематизация накопленного опыта по обучению концептам немецкой культуры.
Результаты. В статье обобщен опыт исследования глобальной цифровой среды в качестве ресурса культурно-концептной информации. Определены функции среды, используемой в обучении иностранному языку: информационная, образовательная, мотивирующая, диагностирующая. Выявлены перспективы институционального и самостоятельного ознакомления с информацией о ключевых концептах культуры. Обоснованы критерии отбора медиатекстов, используемых в качестве ресурса культурно-концептной информации: наличие данных об изучаемых концептах, соответствие ценностным ориентирам российского общества, актуальность и новизна материалов, соразмерность языковому уровню студентов-международников.
Заключение. В результате проведенного исследования были изучены возможности цифровой среды для ознакомления с культурно-концептной информацией. Имплементация положений исследования в практику преподавания будет способствовать эффективному использованию виртуального культурно-языкового пространства и позволит повысить качество языковой и профессиональной подготовки специалистов-международников.
Проблема и цель. Авторы исследуют проблему повышения коммуникативной культуры будущих экономистов в условиях цифровой трансформации и взаимодействия с системами искусственного интеллекта. Цель статьи - выявить роль педагога-продюсера в организации педагогического взаимодействия в системе экономического образования (школа - вуз), а также оценить функции педагогического продюсирования, необходимые для повышения уровня коммуникативной культуры будущих экономистов в эпоху цифровизации. Методология. В качестве методологической основы исследования используется принцип Парето: 20 % педагогических ресурсов обеспечивают 80 % образовательного результата. В ходе исследования выполнен социологический опрос студентов и преподавателей Финансового университета при Правительстве РФ, Астраханского государственного университета, Государственного социально-гуманитарного университета (г. Коломна), школьников профильных классов (г. Омск).
Результаты. Результаты анализа эмпирических данных демонстрируют актуальность роли педагога-продюсера в системе экономического образования в эпоху цифровизации, а также позитивное отношение молодого поколения к перспективам внедрения искусственного интеллекта. Выделены функции педагогического продюсирования с учетом цифровой специфики современного экономического образования. Использование принципа Парето подтверждает, что владение функциями педагогического продюсирования (информационная, коммуникативная, организаторская) в системе экономического образования, составляющими около 20 % компонентного состава педагогических функций, определяет 80 % образовательного результата в части повышения уровня коммуникативной культуры будущих экономистов в условиях цифровизации.
Заключение. В заключении на основе анализа результатов исследования обобщаются функции педагогического продюсирования с учетом цифровой специфики современного экономического образования.
Проблема и цель. В статье рассматривается проблема проектирования и применения фондов оценочных средств в контексте объективной оценки образовательных результатов по программам высшего образования.
Цель статьи - выявить особенности проектирования и применения оценочных средств в современных условиях цифрового развития для осуществления объективной оценки достигаемых образовательных результатов. Методология. Для достижения цели статьи авторы использовали теоретические (анализ теоретических источников) и эмпирические (опрос 222 преподавателей) методы.
Полученные данные были подвергнуты количественному и качественному анализу.
Результаты. Авторами проанализированы подходы к трактовке оценочных процедур и средств в теоретических исследованиях и нормативных документах. Основные результаты исследования позволили выявить ряд проблем разработки фондов оценочных средств: подмена предмета оценки на знаниевую составляющую; ориентация на разработку оценочных материалов на уровне дисциплины; оценка валидности и надежности проектируемых оценочных средств; оценка трудозатрат преподавателя; соотношение применяемых шаблонных оценочных средств и заданий практического характера; сложности в проектировании междисциплинарных фондов оценочных средств и оценки компетентности в целом; недооценка возможностей цифровой среды в разработке и применении оценочных средств. Оценка преподавателями проблем проектирования и применения фондов оценочных средств зависела от предметной области, к которой относятся преподаваемые ими дисциплины, и наличия опыта участия в разработке фондов оценочных средств различных уровней. Зависимость от стажа профессиональной деятельности и занимаемой должности выявить не удалось.
Заключение. По результатам исследования сделаны выводы о типах проблем проектирования и применения фондов оценочных средств в современных условиях, предложены рекомендации.
Проблема и цель. В настоящее время профессиональное обучение зачастую не базируется на природных задатках человека, их развитии с последующей экстраполяцией в выбранную сферу деятельности, что не только является важной научной проблемой в сфере качественной подготовки специалистов различного профиля, но и не способствует всестороннему распредмечиванию природной многомерной целостности человека, ее масштабному развертыванию своей природной сущности в той или иной сфере социальной деятельности и межсферного пространства, в которых человеку предстоит профессионально расти, развиваться, строить себя и свои жизненные перспективы. В статье в философско-культурологическом контексте представлен теоретизированный обзор генезиса профессионального образования в различные исторические эпохи, начиная с древнейших цивилизаций до настоящего времени. По мнению авторов, этот обзор послужит теоретической базой для понимания особенностей становления профессионального образования в России, путей его реформирования в настоящее время, поиска перспективных направлений этих трансформаций, появления инновационных профессий, профессионального целеполагания, развития и реализации многомерных проявлений природной целостности задатков человека как субъекта профессиональной деятельности, повышения качества его жизни и удовлетворенности профессией. Исследовательская цель статьи заключается в анализе философско-культурологического генезиса становления системы профессионального образования в истории человеческого бытия. Обосновывается позиция о том, что профессиональное образование должно выступать одним из способов раскрытия многомерной целостности природных задатков человека, а профессия рассматриваться как самостоятельный род занятий, обусловленный природным началом, а затем и общественным разделением трудовых операций, социальными вызовами и заказами.
Проблема и цель. Исследуется проблема изменения онтологических и методологических оснований философии образования в современных условиях.
Цель статьи - выявить историцистские основания и специфику акторно-сетевой интерпретации феноменов и актуальных проблем образования. Методология. Работа опирается на комплексный и междисциплинарный подходы. Источниковым материалом для проблемного исследования служат научные публикации 2000-2023 гг. в специализированных изданиях, которые развивают акторно-сетевую теорию в педагогике и философии образования. С целью сравнительного анализа актуальных дискуссий используются методы типологизации, компаративные методы, контекстуальный и текстовый анализ.
Результаты. В результате исследования современных работ выявлены основания и определена специфика акторно-сетевой интерпретации феноменов и проблем образования. Вскрыт фундамент акторно-сетевой педагогики - историцистская онтология, снимающая оппозицию классического историзма и релятивизма. Продемонстрировано влияние пересмотра онтологических и методологических оснований на терминологический аппарат философии образования. В связи с этим контекстуализирован концепт «образовательная пространственность», позволяющий комплексно проанализировать сложную сеть образовательных практик. Охарактеризован потенциал инструментария акторно-сетевой теории для исследования образовательных моделей в исторической перспективе, в материально и контекстуально разнородных сетях. Обоснован тезис о том, что акторно-сетевая теория может быть успешно использована в проблематизации феноменов образования и для разработки стратегий преподавания в силу своей полидисциплинарности.
Заключение. Продемонстрировано, что акторно-сетевая теория, благодаря опоре на новую модель историзма, может обеспечить полидисциплинарную ориентацию педагогики и ее лабильность в отношении современной ситуации.
Проблема и цель. С позиций социальной психологии изучается проблема конструктивного патриотизма, основанного на позитивной национальной идентификации и привязанности к своей стране, выражающейся в готовности к реализации просоциального поведения, рассматриваемого как вклад в благополучие страны.
Цель исследования - систематизация данных о социально-психологических предпосылках формирования конструктивных патриотических установок подростков и молодежи. Методология. Проведен систематический обзор эмпирических исследований, посвященных анализу социально-психологических предпосылок конструктивного патриотизма, опубликованных в период 2000-2023 гг. Обзор осуществлен в 2023 г. с использованием электронных библиографических баз Google Scholar и РИНЦ. В анализ включались статьи, имеющие полнотекстовые русскоязычные или англоязычные аннотации, содержащие результаты оригинальных эмпирических исследований социально-психологических коррелятов и предикторов конструктивного патриотизма. Из 2047 проанализированных источников соответствующими критериям отбора были признаны 30 статей, составивших корпус проанализированных публикаций.
Результаты. Выделено пять групп социально-психологических предпосылок конструктивного патриотизма в подростковой и молодежной среде: национальная идентичность (позитивное восприятие собственной нации, основанное на символической привязанности и осмыслении перспектив развития своей страны); другие компоненты социальной идентичности (глобальная и гражданская идентичность); ценности (в первую очередь ценности роста, характеризующиеся как индивидуалистической, так и социальной ориентацией); социальные установки (ориентация на социальную справедливость и альтруизм); особенности обработки социальной информации (рефлексивность, рациональность в противоположность интуитивности, критическое мышление). Отмечен косвенный вклад в конструктивный патриотизм таких социально-демографических переменных, как образование и место проживания.
Проблема и цель. Основная научная проблема статьи выражается в потребности получения актуального знания о состоянии и возможностях реализации научно-исследовательской деятельности студентов вузов страны с учетом необходимости в повышении значения такой деятельности в структуре подготовки специалистов и развития личности будущих профессионалов научной сферы.
Цель статьи - выявление особенностей мотивации студентов разных уровней высшего образования к участию в научно-исследовательской деятельности на основе инновационной модели подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Методология. Методология исследования основана на идеях личностно ориентированного подхода. Были применены теоретические и практические методы научного исследования: теоретический анализ, синтез, классификация; метод онлайн-анкетирования, с помощью которого выявлялись различные аспекты мотивации студентов к участию в научно-исследовательской деятельности, математические методы обработки результатов.
Проблема и цель. В статье исследуется проблема формирования способности и готовности обучающихся решать профессиональные задачи.
Цель исследования состоит в выявлении особенностей проектирования системы практической подготовки обучающихся в условиях трансформации образования.
Методология. Основными методами исследования выступают анкетирование студентов (159 человек) и преподавателей (98 человек), наблюдение за образовательным процессом, анализ нормативных документов и научной литературы по проблеме исследования, фокус-групповое обсуждение с участием работодателей, студентов, преподавателей и руководителей практик.
Результаты. Авторы выделили сущностные компоненты практической подготовки и представили комплексную характеристику данного понятия. Выявили особенности проектирования системы практической подготовки обучающихся в условиях трансформации образования. Обосновали целесообразность модульной и поэтапной технологии проектирования системы практической подготовки, нацеленной на формирование способности и готовности обучающихся решать профессиональные задачи.
Заключение. Выделенные особенности проектирования системы практической подготовки обучающихся могут рассматриваться как основа успешной проектировочной деятельности с целью развития профессиональных компетенций обучающихся и усиления тенденций к практико-ориентированному обучению.
Издательство
- Издательство
- НГПУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- Юр. адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- ФИО
- Герасёв Алексей Дмитриевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@nspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2441161
- Сайт
- https://nspu.ru/