ВЫБРОСЫ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ ПО ПОТРЕБЛЕНИЮ: ОТ РАСЧЕТОВ К ПОЛИТИЧЕСКИМ РЕШЕНИЯМ (2024)
И в национальных целях по сокращению выбросов парниковых газов, и в рамках международного климатического режима учитываются выбросы по производству (или территориальные выбросы). Такой подход к учету возлагает основную ответственность за глобальные выбросы на ведущие страны с развивающейся экономикой, где размещено большинство углеродоемких производств. Он также провоцирует утечку углерода: жесткая климатическая политика в одной юрисдикции может привести к переносу производства и соответствующих выбросов в другие страны, где компании несут меньшие издержки от климатического регулирования. Как следствие, возникает асимметрия: большинство развитых стран постепенно сокращают свои выбросы, а в развивающихся странах они растут, при этом существенного прогресса в снижении глобальных выбросов не наблюдается. В данной статье рассматривается альтернативный способ учета выбросов - по потреблению. Так, выбросы соотносятся с потребителем готовой продукции, независимо от того, где именно географически эти выбросы были осуществлены. Такой способ учета предполагает, что выбросы крупных развивающихся экономик - это не их собственный выбор, а результат международного разделения труда и спроса на углеродоемкие товары, возникающего в крупных центрах потребления в развитых странах. Регулярный подсчет и раскрытие информации о выбросах по потреблению (наряду с выбросами по производству) и их постепенное включение в процесс установления целей по сокращению эмиссии (1) позволит по-новому взглянуть на разделение ответственности за выбросы; (2) предотвратит утечку углерода и наглядно продемонстрирует необходимость международного климатического сотрудничества между экспортерами и импортерами углеродоемких товаров; (3) расширит охват выбросов, подпадающих под углеродное регулирование; (4) предоставит странам возможность использовать более широкий спектр инструментов декарбонизации. В частности, возникает возможность вовлечения домохозяйств в усилия по сокращению выбросов, а также использования таких инструментов, которые лучше увязывают цену на углерод с уровнем потребления домохозяйств, что важно для преодоления углеродного неравенства и обеспечения климатической справедливости.
Идентификаторы и классификаторы
Глобальные выбросы парниковых газов растут. По данным Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), по сравнению с 2010 и 1990 гг. в 2019 г. они увеличились на 12 и 54% соответственно. Наибольшая доля приходится на выбросы углекислого газа (CO 2), которые в основном обусловлены сжиганием ископаемого топлива [IPCC, 2023]. Глобальные усилия по сокращению выбросов CO 2 для борьбы с изменением климата представляют собой важнейший вызов, и для обеспечения более безопасного и устойчивого будущего срочно требуется принятие более амбициозных целей по сокращению выбросов, дальнейшее ускорение энергетического перехода и повышение эффективности использования энергоресурсов на глобальном уровне. В этой связи подход к подсчету выбросов, которые каждая страна выделяет в атмосферу, имеет огромное значение для более четкого понимания того, как государства должны распределять ответственность за сокращение выбросов, для объективной оценки климатической политики, проводимой в той или иной юрисдикции, для разработки и внедрения соответствующих инструментов углеродного регулирования, а также для точной оценки того, насколько успешно страна сокращает выбросы в сравнении с другими государствами [Chen et al., 2018].
Список литературы
- Aichele R., Felbermayr G. (2013) Estimating the Effects of Kyoto on Bilateral Trade Flows Using Matching Econometrics. The World Economy, vol. 36, issue 3, pp. 303-30. Available at:. DOI: 10.1111/twec.12053
- Aichele R., Felbermayr G. (2015) Kyoto and Carbon Leakage: An Empirical Analysis of the Carbon Content of Bilateral Trade. The Review of Economics and Statistics, vol. 97, no 1, pp. 104-15. Available at: https://www.jstor.org/stable/43554982.
- Allwood J. M., Cullen J. M., Milford R. L. (2010) Options for Achieving a 50% Cut in Industrial Carbon Emissions by 2050. Environmental Science & Technology, vol. 44, issue 6, pp. 1888-94. Available at:. DOI: 10.1021/es902909k EDN: OBSWTP
- Antoci A., Borghesi S., Iannucci G., Sodini M. (2021) Should I Stay or Should I Go? Carbon Leakage and ETS in an Evolutionary Model. Energy Economics, vol. 103, 105561. Available at:. DOI: 10.1016/j.eneco.2021.105561
- Assogbavi K. K. E., Dées S. (2023) Environmental Policy and the CO2 Emissions Embodied in International Trade. Environmental and Resource Economics, vol. 84, issue 2, pp. 507-27. Available at:. DOI: 10.1007/s10640-022-00734-6 EDN: NIBJQL
- Atkinson G., Hamilton K., Ruta G., Mensbrugghe D. van der (2011) Trade in “Virtual Carbonˮ: Empirical Results and Implications for Policy. Global Environmental Change, vol. 21, issue 2, pp. 563-74. Available at:. DOI: 10.1016/j.gloenvcha.2010.11.009
- Barrett J., Peters G., Wiedmann T., Scott K., Lenzen M., Roelich K., Le Quéré C. (2013) ConsumptionBased GHG Emission Accounting: A UK Case Study. Climate Policy, vol. 13, issue 4, pp. 451-70. Available at:. DOI: 10.1080/14693062.2013.788858
- Bataille C., Åhman M., Neuhoff K., Nilsson L. J., Fischedick M., Lechtenböhmer S., Solano-Rodriquez B., Denis-Ryan A., Stiebert S., Waisman H., Sartor O., Rahbar S. (2018) A Review of Technology and Policy Deep Decarbonization Pathway Options for Making Energy-Intensive Industry Production Consistent With the Paris Agreement. Journal of Cleaner Production, vol. 187, pp. 960-73. Available at:. DOI: 10.1016/j.jclepro.2018.03.107
- Bataille C. G. F. (2020) Physical and Policy Pathways to Net-Zero Emissions Industry. WIREs Climate Change, vol. 11, issue 2, e633. Available at:. DOI: 10.1002/wcc.633 EDN: MDFVTQ
-
Borghesi S., Franco C., Marin G. (2020) Outward Foreign Direct Investment Patterns of Italian Firms in the European Union's Emission Trading Scheme. The Scandinavian Journal of Economics, vol. 122, issue 1, pp. 219-56. Available at:. DOI: 10.1111/sjoe.12323
-
Branger F., Quirion P. (2014) Would Border Carbon Adjustments Prevent Carbon Leakage and Heavy Industry Competitiveness Losses? Insights From a Meta-Analysis of Recent Economic Studies. Ecological Economics, vol. 99, pp. 29-39. Available at:. DOI: 10.1016/j.ecolecon.2013.12.010
-
Brunner F., Kurz V., Bryngelsson D., Hedenus F. (2018) Carbon Label at a University Restaurant: Label Implementation and Evaluation. Ecological Economics, vol. 146, pp. 658-67. Available at:. DOI: 10.1016/j.ecolecon.2017.12.012
-
Carbone J. C., Rivers N. (2017) The Impacts of Unilateral Climate Policy on Competitiveness: Evidence From Computable General Equilibrium Models. Review of Environmental Economics and Policy, vol. 11, no 1, pp. 24-42. Available at:. DOI: 10.1093/reep/rew025
-
Castro-Santa J., Drews S., Bergh J. van den (2023) Nudging Low-Carbon Consumption Through Advertising and Social Norms. Journal of Behavioral and Experimental Economics, vol. 102, 101956. Available at:. DOI: 10.1016/j.socec.2022.101956
-
Chancel L. (2022) Global Carbon Inequality Over 1990-2019. Nature Sustainability, vol. 5, issue 11, pp. 931-8. Available at:. DOI: 10.1038/s41893-022-00955-z EDN: SZSLIA
-
Chen Y. (2009) Does a Regional Greenhouse Gas Policy Make Sense? A Case Study of Carbon Leakage and Emissions Spillover. Energy Economics, vol. 31, issue 5, pp. 667-75. Available at:. DOI: 10.1016/j.eneco.2009.02.003
-
Chen Z.-M., Ohshita S., Lenzen M., Wiedmann T., Jiborn M., Chen B., Lester L., Guan D., Meng J., Xu S., Chen G., Zheng X., Xue J., Alsaedi A., Hayat T., Liu Z. (2018) Consumption-Based Greenhouse Gas Emissions Accounting With Capital Stock Change Highlights Dynamics of Fast-Developing Countries. Nature Communications, vol. 9, issue 1, 3581. Available at:. DOI: 10.1038/s41467-018-05905-y EDN: CVRXVN
-
Cosbey A., Droege S., Fischer C., Munnings C. (2019) Developing Guidance for Implementing Border Carbon Adjustments: Lessons, Cautions, and Research Needs From the Literature. Review of Environmental Economics and Policy, vol. 13, no 1, pp. 3-22. Available at:. DOI: 10.1093/reep/rey020
-
Creutzig F. et al. (2018) Towards Demand-Side Solutions for Mitigating Climate Change. Nature Climate Change, vol. 8, issue 4, pp. 260-63. Available at:. DOI: 10.1038/s41558-021-01219-y
-
Creutzig F. et al. (2022) Demand-Side Solutions to Climate Change Mitigation Consistent With High Levels of Well-Being. Nature Climate Change, vol. 12, issue 1, pp. 36-46. Available at:. DOI: 10.1038/s41558021-01219-y
-
Davis S. J., Caldeira K. (2010) Consumption-Based Accounting of CO2 Emissions. Proceedings of the National Academy of Sciences, vol. 107, issue 12, pp. 5687-92. Available at:. DOI: 10.1073/pnas.0906974107
-
Dietzenbacher E., Cazcarro I., Arto I. (2020) Towards a More Effective Climate Policy on International Trade. Nature Communications, vol. 11, issue 1, 1130. Available at:. DOI: 10.1038/s41467-020-14837-5 EDN: OKTGRS
-
Domingos T., Zafrilla J. E., López L. A. (2016) Consistency of Technology-Adjusted Consumption-Based Accounting. Nature Climate Change, vol. 6, issue 8, pp. 729-30. Available at:. DOI: 10.1038/nclimate3059
-
Friedlingstein P. et al. (2023) Global Carbon Budget 2023. Earth System Science Data (ESSD): Atmosphere/ Energy and Emissions. Available at:. DOI: 10.5194/essd-2023-409
-
Füssel H.-M. (2010) How Inequitable Is the Global Distribution of Responsibility, Capability, and Vulnerability to Climate Change: A Comprehensive Indicator-Based Assessment. Global Environmental Change, vol. 20, issue 4, pp. 597-611. Available at:. DOI: 10.1016/j.gloenvcha.2010.07.009
-
Ghosh M., Agarwal M. (2014) Production-Based Versus Consumption-Based Emission Targets: Implications for Developing and Developed Economies. Environment and Development Economics, vol. 19, issue 5, pp. 585- 606. Available at:. DOI: 10.1017/S1355770X13000582
-
Grigoryev L., Makarov I., Sokolova A., Pavlyushina V., Stepanov I. (2020) Climate Change and Inequality: How to Solve These Problems Jointly? International Organisations Research Journal, vol. 15, issue 1, pp. 7-30. Available at:. DOI: 10.17323/1996-7845-2020-01-01 EDN: FNXVIQ
-
Grubb M., Jordan N. D., Hertwich E., Neuhoff K., Das K., Bandyopadhyay K. R., Asselt H. van, Sato M., Wang R., Pizer W. A., Oh H. (2022) Carbon Leakage, Consumption, and Trade. Annual Review of Environment and Resources, vol. 47, issue 1, pp. 753-95. Available at:. DOI: 10.1146/annurev-environ-120820-053625 EDN: OKOMJO
-
Hertwich E. G., Wood R. (2018) The Growing Importance of Scope 3 Greenhouse Gas Emissions From Industry. Environmental Research Letters, vol. 13, no 10, 104013. Available at:. DOI: 10.1088/1748-9326/aae19a
-
Huang Y. A., Lenzen M., Weber C. L., Murray J., Matthews H. S. (2009) The Role of Input-Output Analysis for the Screening of Corporate Carbon Footprints. Economic Systems Research, vol. 21, issue 3, pp. 217-42. Available at:. DOI: 10.1080/09535310903541348
-
International Energy Agency (IEA) (2020) Energy Technology Perspectives 2020. Available at: https://www.iea.org/reports/energy-technology-perspectives-2020 (accessed 5 March 2024).
-
Inomata S., Owen A. (2014) Comparative Evaluation of MRIO Databases. Economic Systems Research, vol. 26, issue 3, pp. 239-44. Available at:. DOI: 10.1080/09535314.2014.940856
-
Intergovernmental Panel on Climate Change (IPCC) (2023) Climate Change 2023: AR6 Synthesis Report. Summary for Policymakers. Available at: https://www.ipcc.ch/report/ar6/syr/ (accessed 27 December 2023).
-
Jakob M. (2021) Why Carbon Leakage Matters and What Can Be Done Against It. One Earth, vol. 4, issue 5, pp. 609-14. Available at:. DOI: 10.1016/j.oneear.2021.04.010
-
Kander A., Jiborn M., Moran D. D., Wiedmann T. O. (2015) National Greenhouse-Gas Accounting for Effective Climate Policy on International Trade. Nature Climate Change, vol. 5, issue 5, pp. 431-5. Available at:. DOI: 10.1038/nclimate2555
-
Kanemoto K., Moran D., Lenzen M., Geschke A. (2014) International Trade Undermines National Emission Reduction Targets: New Evidence From Air Pollution. Global Environmental Change, vol. 24, pp. 52-9. Available at:. DOI: 10.1016/j.gloenvcha.2013.09.008
-
Karakaya E., Yilmaz B., Alataş S. (2019) How Production-Based and Consumption-Based Emissions Accounting Systems Change Climate Policy Analysis: The Case of CO2 Convergence. Environmental Science and Pollution Research, vol. 26, issue 16, pp. 16682-94. Available at:. DOI: 10.1007/s11356-019-05007-2 EDN: LKZCNO
-
Karstensen J., Peters G. P., Andrew R. M. (2018) Trends of the EU's Territorial and Consumption-Based Emissions From 1990 to 2016. Climatic Change, vol. 151, issue 2, pp. 131-42. Available at:. DOI: 10.1007/s10584-018-2296-x EDN: PSUUJF
-
Lenzen M., Murray J., Sack F., Wiedmann T. (2007) Shared Producer and Consumer Responsibility: Theory and Practice. Ecological Economics, vol. 61, issue 1, pp. 27-42. Available at:. DOI: 10.1016/j.ecolecon.2006.05.018
-
Makarov I., Alataş S. (2023) Production and Consumption-Based Accounting of Emissions. Reference Module in Social Sciences. Elsevier.
-
Marcu A., Egenhofer C., Roth S., Stoefs W. (2013) Carbon Leakage: An Overview. CEPS Special Report No 79, Centre for European Policy Studies. Available at: http://aei.pitt.edu/46163/1/Special_Report_No_79_Carbon_Leakage.pdf (accessed 5 March 2024).
-
Marques A., Rodrigues J., Lenzen M., Domingos T. (2012) Income-Based Environmental Responsibility. Ecological Economics, vol. 84, issue C, pp. 57-65. Available at:. DOI: 10.1016/j.ecolecon.2012.09.010
-
Meng J., Huo J., Zhang Z., Liu Y., Mi Z., Guan D., Feng K. (2023) The Narrowing Gap in Developed and Developing Country Emission Intensities Reduces Global Trade's Carbon Leakage. Nature Communications, vol. 14, issue 1, 3775. Available at:. DOI: 10.1038/s41467-023-39449-7 EDN: UDRJRZ
-
Moran D., Wood R. (2014) Convergence Between the EORA, WIOD, EXIOBASE, and OPENEU's Consumption-Based Carbon Accounts. Economic Systems Research, vol. 26, issue 3, pp. 245-61. Available at:. DOI: 10.1080/09535314.2014.935298
-
Naegele H., Zaklan A. (2019) Does the EU ETS Cause Carbon Leakage in European Manufacturing? Journal of Environmental Economics and Management, vol. 93, pp. 125-47. Available at:. DOI: 10.1016/j.jeem.2018.11.004
-
Ozawa-Meida L., Brockway P., Letten K., Davies J., Fleming P. (2013) Measuring Carbon Performance in a UK University Through a Consumption-Based Carbon Footprint: De Montfort University Case Study. Journal of Cleaner Production, vol. 56, pp. 185-98. Available at:. DOI: 10.1016/j.jclepro.2011.09.028
-
Page E. A. (2008) Distributing the Burdens of Climate Change. Environmental Politics, vol. 17, issue 4, pp. 556-75. Available at:. DOI: 10.1080/09644010802193419
-
Panzone L. A., Auch N., Zizzo D. J. (2024) Nudging the Food Basket Green: The Effects of Commitment and Badges on the Carbon Footprint of Food Shopping. Environmental and Resource Economics, vol. 87, pp. 89-133. Available at:. DOI: 10.1007/s10640-023-00814-1 EDN: PVAKCZ
-
Peters G. P. (2008) From Production-Based to Consumption-Based National Emission Inventories. Ecological Economics, vol. 65, issue 1, pp. 13-23. Available at:. DOI: 10.1016/j.ecolecon.2007.10.014
-
Peters G. P., Hertwich E. G. (2008) CO2 Embodied in International Trade With Implications for Global Climate Policy. Environmental Science & Technology, vol. 42, issue 5, pp. 1401-7. Available at:. DOI: 10.1021/es072023k
-
Peters G. P., Minx J. C., Weber C. L., Edenhofer O. (2011) Growth in Emission Transfers via International Trade From 1990 to 2008. Proceedings of the National Academy of Sciences, vol. 108, issue 21, pp. 8903-8. Available at:. DOI: 10.1073/pnas.1006388108
-
Ponssard J. P., Walker N. (2008) EU Emissions Trading and the Cement Sector: A Spatial Competition Analysis. Climate Policy, vol. 8, issue 5, pp. 467-93. Available at:. DOI: 10.3763/cpol.2007.0500
-
Quirion P., Demailly D. (2008) Changing the Allocation Rules in the EU ETS: Impact on Competitiveness and Economic Efficiency. FEEM Working Paper No 89, Fondazione Eni Enrique Mattei. Available at:. DOI: 10.2139/ssrn.1302768
-
Ringius L., Torvanger A., Underdal A. (2002) Burden Sharing and Fairness Principles in International Climate Policy. International Environmental Agreements: Politics, Law and Economics, vol. 2, pp. 1-22. Available at: https://doi.org/10.1023/A:1015041613785. EDN: AUWDBD
-
Romanovskaya A. A., Federici S. (2019) How Much Greenhouse Gas Can Each Global Inhabitant Emit While Attaining the Paris Agreement Temperature Limit Goal? The Equity Dilemma in Sharing the Global Climate Budget to 2100. Carbon Management, vol. 10, issue 4, pp. 361-77. Available at: 10.1080/17583 004.2019.1620037. DOI: 10.1080/17583004.2019.1620037 EDN: MGLBRN
-
Steininger K., Lininger C., Droege S., Roser D., Tomlinson L., Meyer L. (2014) Justice and Cost Effectiveness of Consumption-Based Versus Production-Based Approaches in the Case of Unilateral Climate Policies. Global Environmental Change, vol. 24, pp. 75-87. Available at:. DOI: 10.1016/j.gloenvcha.2013.10.005
-
Steininger K. W., Munoz P., Karstensen J., Peters G. P., Strohmaier R., Velázquez E. (2018) Austria's Consumption-Based Greenhouse Gas Emissions: Identifying Sectoral Sources and Destinations. Global Environmental Change, vol. 48, pp. 226-42. Available at:. DOI: 10.1016/j.gloenvcha.2017.11.011
-
Sudmant A., Gouldson A., Millward-Hopkins J., Scott K., Barrett J. (2018) Producer Cities and Consumer Cities: Using Productionand Consumption-Based Carbon Accounts to Guide Climate Action in China, the UK, and the US. Journal of Cleaner Production, vol. 176, pp. 654-62. Available at:. DOI: 10.1016/j.jclepro.2017.12.139
-
Tautorat P., Lalin B., Schmidt T. S., Steffen B. (2023) Directions of Innovation for the Decarbonization of Cement and Steel Production: A Topic Modeling-Based Analysis. Journal of Cleaner Production, vol. 407, 137055. Available at:. DOI: 10.1016/j.jclepro.2023.137055
-
Tukker A., Dietzenbacher E. (2013) Global Multiregional Input-Output Frameworks: An Introduction and Outlook. Economic Systems Research, vol. 25, issue 1, pp. 1-19. Available at: 10.1080/09535 314.2012.761179. DOI: 10.1080/09535314.2012.761179
-
Wei T. et al. (2012) Developed and Developing World Responsibilities for Historical Climate Change and CO2 Mitigation. Proceedings of the National Academy of Sciences, vol. 109, no 32, pp. 12911-5. Available at: https://www.jstor.org/stable/41685652. EDN: SSVFAH
-
Wiedmann T. (2009) A Review of Recent Multi-Region Input-Output Models Used for Consumption-Based Emission and Resource Accounting. Ecological Economics, vol. 69, issue 2, pp. 211-22. Available at:. DOI: 10.1016/j.ecolecon.2009.08.026
-
Wood R., Grubb M., Anger-Kraavi A., Pollitt H., Rizzo B., Alexandri E., Stadler K., Moran D., Hertwich E., Tukker A. (2020) Beyond Peak Emission Transfers: Historical Impacts of Globalization and Future Impacts of Climate Policies on International Emission Transfers. Climate Policy, vol. 20, issue sup1, pp. S14-27. Available at:. DOI: 10.1080/14693062.2019.1619507
-
Wood R., Neuhoff K., Moran D., Simas M., Grubb M., Stadler K. (2020) The Structure, Drivers and Policy Implications of the European Carbon Footprint. Climate Policy, vol. 20, sup1, pp. S39-57. Available at:. DOI: 10.1080/14693062.2019.1639489
-
World Bank (2017) Report of the High-Level Commission on Carbon Prices. Available at: https://www.carbonpricingleadership.org/report-of-the-highlevel-commission-on-carbon-prices (accessed 5 March 2024).
-
World Bank (2023) State and Trends of Carbon Pricing 2023. Available at: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/39796 (accessed 5 March 2023).
-
World Resources Institute and World Business Council for Sustainable Development (2004) The Greenhouse Gas Protocol. Available at: https://ghgprotocol.org/sites/default/files/standards/ghg-protocol-revised.pdf (accessed 5 March 2024).
-
World Trade Organization (WTO) (2021) Trade and Climate Change. Information Brief No 4: The Carbon Content of International Trade. Available at: https://www.wto.org/english/news_e/news21_e/clim_03nov214_e.pdf (accessed 5 March 2024).
-
Xu Z., Huang L., Liao M., Xue J., Yoshida Y., Long Y. (2022) Quantifying Consumption-Based Carbon Emissions of Major Economic Sectors in Japan Considering the Global Value Chain. Structural Change and Economic Dynamics, vol. 63, pp. 330-41. Available at:. DOI: 10.1016/j.strueco.2022.10.008 EDN: FWEYTC
Выпуск
Другие статьи выпуска
Авторы представляют обзор учебного пособия «Евразийская экономическая интеграция: теория и практика», подготовленного коллективом авторов Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Пособие содержит анализ различных аспектов евразийской экономический интеграции и нацелено на формирование комплексного представления у читателей о ключевых институтах и направлениях деятельности ЕАЭС.
Глобальное изменение климата - один из главных вызовов современности. Рост температур угрожает стабильности экологических, социально-экономических и политических систем государств мира. Страны Глобального Юга несут наибольшие материальные потери от изменения климата, не оказывая при этом существенного влияния на него. Высокая уязвимость группы наименее развитых стран (НРС) для климатических изменений вкупе с социальной и экономической отсталостью, бедностью населения, отсутствием средств для адаптации определяют ее особый ранг и статус в международной климатической политике. В ней группа НРС выступает единым актором. На протяжении более 30 лет существования климатической политики НРС инициировали принятие ряда важнейших документов и создание фундаментальных для международной климатической политики структур. Одновременно происходили заметные преобразования по адаптации и декарбонизации национальных структур НРС. Цель данной статьи - показать роль группы НРС в формировании климатической повестки ООН, институциональных структур и международных механизмов, их усилия по восстановлению глобальной климатической справедливости, а также охарактеризовать современную национальную климатическую политику по принятым в НРС нормативно-правовым документам. Методологическую основу образуют исторический, сравнительный подходы. Основной задачей статьи стало изучение траекторий климатической политики группы НРС, выделение этапов ее эволюции, демонстрация центр-периферических отношений по восстановлению климатической справедливости и внутренней политики государств НРС. Политические инициативы НРС сыграли непосредственную роль в формировании климатических финансовых фондов, группы экспертов по наименее развитым странам (ГЭН), национальных программ и планов по адаптации государств к климатическим изменениям. В заключительном разделе представлен вывод о наличии двух этапов развития климатической политики НРС, делается предположение, что использование международных механизмов по адаптации и декарбонизации может стать инструментом экономической и технологической модернизации НРС, достижения ими целей устойчивого развития - 2030. Главными препятствиями для этого являются недостаточное финансирование имеющихся фондов из стран Глобального Севера, высокие процентные ставки по кредитам и задолженность НРС.
За три десятилетия Китай ликвидировал абсолютную бедность и вышел на средний уровень развития. На этом пути он пересек границы ряда кластеров и обогнал такие страны, как ЮАР и Бразилия. Достижения Китая базировались на развитии рыночных институтов, возможностей мирового рынка и поддержании исключительно высокой нормы накопления в ВВП. Высокий темп изменений, демографическая политика, решение инфраструктурных задач создали определенные проблемы. Отметим значительное социальное неравенство, экологические проблемы, рост закредитованности семей, финансовые трудности в сфере недвижимости, которые в значительной мере представляют собой последствия огромной социальной программы. Переход к «новой нормальности» с пониженными (но высокими) темпами роста во многом напоминает известный эффект ловушки среднего уровня развития. Страна проходит ожидаемые этапы, но быстрее и по-своему. На горизонте 2035 г. Китай планирует войти в категорию развитых стран - достичь современного уровня стран Южной и Восточной Европы.
Введение западными странами экономических санкций в отношении России стимулировало процесс переориентации российских экономических связей на рынки партнеров, занявших нейтральную позицию, в частности в направлении Турции и Китая. Цель данного исследования состоит в том, чтобы оценить, насколько российско-турецкое сотрудничество становится более весомым фактором нейтрализации влияния санкций на российскую экономику, а также сравнить относительную значимость Турции и Китая как торговых партнеров для России в санкционный период. В статье раскрыт сравнительный потенциал российско-турецкого и российско-китайского сотрудничества. Китай и Турция играют роль ключевых партнеров России по преодолению негативных последствий санкций. Авторы пришли к выводу, что в начале периода применения жестких санкций в 2022-2023 гг. роль Турции во внешнеэкономических связях России росла более быстрыми темпами, чем роль Китая по целому ряду областей экономического взаимодействия. Это подтверждалось и более быстрыми темпами роста торгового оборота, и более активным сотрудничеством в области энергетики и туризма, и выходом Турции на сопоставимые с Китаем объемы прямых инвестиций. Несмотря на это, Китай продолжает оставаться наиболее значимой страной внешнего контура экономических связей для России. К тому же давление Запада на Китай в рамках политики санкций в области торговли в течение 2023-2024 гг. ощущалось в меньшей степени, чем в отношении Турции. Это привело к тому, что по итогам 2023 г. темпы прироста торговли Китая с Россией опять стали опережать соответствующие темпы роста торговли России с Турцией. В целом же выстроенную антисанкционную конструкцию внешних связей, в которой торговля с указанными странами играет более важную роль, чем инвестиции, можно характеризовать как относительно хрупкую, так как вероятность сворачивания связей под давлением стран Запада остается высокой, что частично подтверждается изменением динамики торгового оборота России с Турцией в 2023-2024 гг.
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), созданная более двух десятилетий назад, на данный момент может считаться одной из важнейших международных организаций незападного мира. Притягивая интерес многих игроков в регионе, ШОС все же находится в постоянном поиске направления своей деятельности, создавая новые форматы и подписывая новые документы. Особенно этот процесс стал актуален в текущей стремительно меняющейся геополитической обстановке, требующей все более осмысленных ответов на ключевые вопросы безопасности, экономики, развития научной и социальной сферы и т.д. В данной статье авторы попытались выявить ключевые направления развития ШОС, к которым они относят трек обеспечения безопасности, блок развития экономики, проекты по укреплению сотрудничества в сфере энергетических ресурсов, сотрудничество в области культуры и образования, а также ряд направлений по общественному обеспечению деятельности организации, прежде всего в научно-экспертной сфере. В статье также анализируется роль ШОС в становлении Большой Евразии. На основе анализа деятельности ШОС авторы приходят к выводу о том, что ШОС обладает значительным потенциалом на рассматриваемых направлениях, а на некоторых из них, прежде всего в области обеспечения безопасности, достигла определенных успехов. В то же время ШОС не хватает качественного воплощения принятых ею документов и определенной слаженности в совместном исполнении решений. Несмотря на это, по мнению авторов, ШОС уже смогла стать важным инструментом не только взаимодействия между государствами-членами, но и поддержания безопасности в Евразии в целом.
Страны БРИКС неоднократно выражали приверженность целям многосторонних договоренностей в сфере климата и экологии, таким как Рамочная конвенция ООН об изменении климата, Парижское соглашение, а также Повестка дня в сфере устойчивого развития ООН. Крупные развивающиеся экономики играют важную роль в глобальных усилиях в климатической сфере. Их потенциальный вклад в эти усилия будет лишь расти по мере увеличения доли этих стран в мировой экономике, структуре потребления ресурсов и выбросов парниковых газов. В статье проводится анализ повестки дня БРИКС и национальной политики пяти стран, входивших в объединение до расширения (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), в эколого-климатической сфере. Рассматривается институциональный (коллективный), а также национальный вклад каждой из стран «пятерки» в сравнении с динамикой показателей в сфере экологии и климата. Это позволило выявить как точки наибольшего прогресса, так и сферы, нуждающиеся в дополнительных усилиях, в том числе посредством расширения взаимодействия по линии БРИКС.
Около десяти лет назад мировое сообщество осознало, что прогресс в обеспечении устойчивого развития во многом зависит от мобилизации ресурсов частного сектора. Однако бизнес пока не готов взять на себя основную роль - особенно в проблемных юрисдикциях - в том числе из-за повышенных политических рисков. Цель статьи - выявить константы и переменные в восприятии деловыми кругами политических рисков в 2010-2020-е годы с опорой на материалы серийных докладов, обобщающих результаты ежегодных опросов представителей бизнес-сообщества. В роли ключевых источников выступают прошедшие строгий отбор доклады «Барометр рисков» от страховой компании Allianz и доклады «Как ведущие компании управляют актуальными политическими рисками», которые консалтинговое агентство Oxford Analytica готовит по заказу страховой компании Willis, Tower & Watson (WTW).Статья состоит из трех разделов. Первый раздел посвящен выявлению долговременных паттернов и трендов, проявивших себя в 2010-е годы, второй и третий - анализу воздействия на них пандемии COVID-19 и ускорения глобальной турбулентности на фоне начала Россией специальной военной операции на Украине в феврале 2022 г. В ходе исследования подтверждена гипотеза о наличии определенных констант в восприятии бизнесом политических рисков, несмотря на постоянные изменения в их географии. В качестве устойчивых и одновременно парадоксальных особенностей восприятия определены: 1) явная недооценка политических рисков в сравнении с другими категориями; 2) деприоритизация рисков «экстралегального» происхождения и межгосударственных конфликтов по отношению к «легально-правительственным» рискам, не связанным с применением вооруженного насилия; 3) слабая способность бизнеса предугадывать наиболее значимые политические риски любого типа. К слому этих паттернов не привели ни пандемия COVID-19, ни эскалация конфликта вокруг Украины и ее последствия. Объяснение этому можно искать как в сохраняющемся дефиците внутрикорпоративных компетенций в области политических рисков и недостаточном привлечении внешней экспертизы, так и в преобладании в пуле респондентов представителей развитых стран. Повышение качества управления политическими рисками и востребованности специализированных инструментов страхования со временем может повысить эффективность мобилизации частного капитала на цели развития. В то же время в условиях обострения межгосударственного соперничества межгосударственного соперничества более выраженная склонность компаний из конкурирующих держав к инвестициям в высокорисковые юрисдикции будет создавать дополнительные узлы напряженности в странах Глобального Юга - так же как и увеличение объемов официального финансирования международного развития. Отдельно обозначены варианты масштабирования фундаментальных и прикладных исследований политических рисков (в том числе в их взаимосвязи с политикой содействия международному развитию) с использованием опросов представителей бизнеса для получения значимых для российской внешней и внешнеэкономической политики результатов.
Задачи экономической интеграции предполагают общность подходов к их реализации. В частности, посткризисное восстановление продемонстрировало безальтернативность стандартов и рекомендаций «Базеля III» для защиты от внешних шоков и укрепления стрессоустойчивости банков. Кроме того, в межгосударственных объединениях интеграционного типа (например, в Европейском союзе (ЕС)) «Базель III» фактически стал основой унификации регулятивной политики. В ЕАЭС же интеграционные процессы пока еще не сопровождаются сближением в финансовой сфере. При этом разнорежимность оказывает давление на потенциал интеграции и тормозит процесс формирования наднациональной регулятивной архитектуры, угрожая обострением системных рисков и в конечном итоге - эрозией стратегических ориентиров как в рамках формирования единого финансового рынка ЕАЭС, так и интеграции в целом. В статье предпринимается попытка сформулировать перспективы регулятивного сближения в ЕАЭС на основе «Базеля III» и достижения консенсуса в формате «мини-Базель III», который способствовал бы дальнейшему укреплению экономического базиса интеграционных процессов, включая минимизацию системных рисков и финансовую стабильность. На основе анализа стандартов банковского надзора в государствах - членах ЕАЭС и их количественных значений в 2015-2024 гг. (то есть с момента поэтапного внедрения «Базеля III» в ЕАЭС) мы пришли к выводу о разнорежимности как основном источнике системных рисков, в то время как сближение способствует их минимизации при условии перехода к формату «мини-Базель III». Кроме того, с учетом возрастающей неопределенности и рискогенности на евразийском финансовом рынке нами сформулированы сценарии интеграционных процессов, основанных на «мини-Базеле III» и без него. В то же время превалирование неявных и зачастую мнимых преимуществ разнорежимности над «мини-Базелем III», а также санкционные ограничения в отношении России и угроза вторичных санкций в отношении остальных государств - членов ЕАЭС будут и впредь препятствовать переходу к «мини-Базелю III». Предложенная концепция «мини-Базеля III» может быть использована регуляторами для формирования наднационального механизма банковского регулирования в ЕАЭС, в том числе с целью регулирования будущего регионального банковского союза.
По мере распространения глобализации и технологических инноваций растущая комплексность глобальных вызовов получила более широкий пространственно-временной размах. В сфере международных отношений наблюдается усиление влияния негосударственных акторов, создающих запрос на эффективные и своевременные меры противодействия глобальным кризисам. Трансправительственное сетевое управление, в осуществлении которого принимают участие негосударственные акторы, действующие в условиях децентрализации и устойчивых центробежных тенденций, сформировалось как разноплановая и гибкая модель управления, функционирующая за рамками сложившихся схем взаимодействия государств. Наблюдается процесс формирования международных режимов, фактором чего является усиление сотрудничества на уровне субъединиц. Несмотря на то что в некоторых сферах сохраняются управленческие лакуны, крупные международные игроки активно участвуют в формировании структур трансправительственного сетевого управления, утверждая свое положение в качестве ключевых акторов. Проведенное исследование указывает на то, что в тех областях, в которых функционирует несколько трансправительственных сетей управления, характер взаимодействия по вопросам управления может балансировать между сотрудничеством и конкуренцией, что представляет собой сущность модели соконкуренции в трансправительственном сетевом управлении. На многих уровнях анализа подобные характеристики указывают на значительный потенциал для роста, экспансии и трансформации.
Издательство
- Издательство
- ВШЭ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20
- Юр. адрес
- 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20
- ФИО
- Анисимов Никита Юрьевич (Ректор)
- E-mail адрес
- hse@hse.ru
- Сайт
- https://www.hse.ru/