РОЛЬ ТУРЦИИ И КИТАЯ В СИСТЕМЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ (2024)
Введение западными странами экономических санкций в отношении России стимулировало процесс переориентации российских экономических связей на рынки партнеров, занявших нейтральную позицию, в частности в направлении Турции и Китая. Цель данного исследования состоит в том, чтобы оценить, насколько российско-турецкое сотрудничество становится более весомым фактором нейтрализации влияния санкций на российскую экономику, а также сравнить относительную значимость Турции и Китая как торговых партнеров для России в санкционный период. В статье раскрыт сравнительный потенциал российско-турецкого и российско-китайского сотрудничества. Китай и Турция играют роль ключевых партнеров России по преодолению негативных последствий санкций. Авторы пришли к выводу, что в начале периода применения жестких санкций в 2022-2023 гг. роль Турции во внешнеэкономических связях России росла более быстрыми темпами, чем роль Китая по целому ряду областей экономического взаимодействия. Это подтверждалось и более быстрыми темпами роста торгового оборота, и более активным сотрудничеством в области энергетики и туризма, и выходом Турции на сопоставимые с Китаем объемы прямых инвестиций. Несмотря на это, Китай продолжает оставаться наиболее значимой страной внешнего контура экономических связей для России. К тому же давление Запада на Китай в рамках политики санкций в области торговли в течение 2023-2024 гг. ощущалось в меньшей степени, чем в отношении Турции. Это привело к тому, что по итогам 2023 г. темпы прироста торговли Китая с Россией опять стали опережать соответствующие темпы роста торговли России с Турцией. В целом же выстроенную антисанкционную конструкцию внешних связей, в которой торговля с указанными странами играет более важную роль, чем инвестиции, можно характеризовать как относительно хрупкую, так как вероятность сворачивания связей под давлением стран Запада остается высокой, что частично подтверждается изменением динамики торгового оборота России с Турцией в 2023-2024 гг.
Идентификаторы и классификаторы
В последнее время тема санкций является одним из центральных вопросов в мировой
экономике и международных отношениях. Термин «санкции» встречается довольно часто, что объясняется чередой событий, которые повлекли за собой применение странами разных ограничительных мер в виде санкций. В основном речь идет о событиях на Украине и пакетах санкций, которые были введены против России со стороны Европейского союза, США и других стран (Канада, Австралия, Япония и др.).
Список литературы
- Avatkov V., Likhachev V., Makhmutov T., Masumova N., Mamedov R., Starodubcev I. (2016) New Stage of Russia-Turkey Economic Relations. RIAC Report No 28, Russian International Affairs Council. Available at: https://russiancouncil.ru/upload/Russia-Turkey-Report28-en.pdf (accessed 5 November 2023).
- Bank of Russia (2021) Statistika vneshnego sektora [External Sector Statistics]. Available at: https://www.cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/ (accessed 5 November 2023). (in Russian).
- Council of Foreign Relations (CFR) (2022) What to Know About Sanctions on North Korea. Backgrounder, 27 July. Available at: https://www.cfr.org/backgrounder/north-korea-sanctions-un-nuclear-weapons (accessed 5 November 2023).
- Devitt P., Jadhav R., Liu S. (2023) Analysis: To Cut Reliance on China, Russia Turns to India for Aluminium Feedstock. Reuters, 14 September. Available at: https://www.reuters.com/markets/commodities/cut-reliancechina-russia-turns-india-aluminium-feedstock-2023-09-14/ (accessed 5 November 2023).
- European Commission (2023) EU Agrees 10th Package of Sanctions Against Russia. Press Release, 25 February 2023. Available at: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_23_1185 (accessed 5 November 2023).
- European Council - Council of the European Union (n.d.a) EU Sanctions Against Russia Explained. Available at: https://www.consilium.europa.eu/en/policies/sanctions/restrictive-measures-against-russia-overukraine/sanctions-against-russia-explained/ (accessed 5 November 2023).
- European Council - Council of the European Union (n.d.b) EU Restrictive Measures Against Russia Over Ukraine. Available at: https://www.consilium.europa.eu/en/policies/sanctions/restrictive-measures-againstrussia-over-ukraine/ (accessed 5 November 2023).
- Federal State Statistics Service (n.d.) Turizm [Tourism]. Available at: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm (accessed 5 November 2023). (in Russian).
- General Administration of Customs People’s Republic of China (GACC) (2023a) China’s Total Export & Import Values by Country/Region, August 2023 (in USD). Available at: http://english.customs.gov.cn/Statics/c860ca6d-30da-4ea0-ad79-18db3ffcb092.html (accessed 5 November 2023).
-
General Administration of Customs People's Republic of China (GACC) (2023b) China's Total Export & Import Values by Country/Region, August 2022 (in USD). Available at: http://english.customs.gov.cn/Statics/039f4962-4b2f-4087-bcd0-4e6fdd9bf104.html (accessed 5 November 2023).
-
Gilchrist K. (2023) How Surging Trade With China Is Boosting Russia's War. CNBC, 28 September. Available at: https://www.cnbc.com/2023/09/28/how-surging-trade-with-china-is-boosting-russias-war.html (accessed 5 November 2023).
-
Tatar-Inform (2023) Isakov: Turciya vkladyvaet v Tatarstan chetvert investicii predostavlyaemyx rossii [Isakov: Turkey Is Investing a Quarter of the Investment Provided to Russia in Tatarstan]. 10 July. Available at: https://www.tatar-inform.ru/news/iskakov-turciya-vkladyvaet-v-tatarstan-cetvert-investicii-predostavlyaemyx-rossii-5912202 (accessed 5 November 2023). (in Russian).
-
International Trade Center (ITC) (n.d.a) Bilateral Trade Between Türkiye and Russian Federation. Available at: https://www.trademap.org/Bilateral_TS.aspx?nvpm=1 (accessed 5 November 2023).
-
International Trade Center (ITC) (n.d.b) Bilateral Trade Between China and Russian Federation. Available at: https://www.trademap.org/Bilateral_TS.aspx?nvpm1 (accessed 5 November 2023).
-
Milkin V. (2023) Postavki gaza v Evrosojuz po "Tureckomu potoku" snizilis' do minimuma za god [Gas Supplies to the European Union via the "Turkish Stream" Decreased to a Minimum for the Year]. Vedomosti, 6 June. Available at: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2023/06/06/978798-postavki-gaza-v-evrosoyuz-po-turetskomu-potoku-snizilis (accessed 5 November 2023). (in Russian).
-
Mukhametshina E., Gasimov N. (2023) Kak proshli peregovory Putina i Jerdogana v Sochi [How Did the Negotiations Between Putin and Erdogan in Sochi Go]. Vedomosti, 5 September. Available at: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2023/09/05/993444-kak-proshli-peregovori-putina-i-erdogana-v-sochi (accessed 5 November 2023). (in Russian).
-
RBC (2023) Kylychdaroglu zajavil o zavisimosti Turcii ot Rossii iz-za gazovogo haba [Kılıçdaroğlu Stated the Dependence of Turkey on Russia Due to the Gas Hub]. RBC, 25 May. Available at: https://www.rbc.ru/politics/25/05/2023/646eca899a7947733583af55 (accessed 5 November 2023). (in Russian).
-
Ministry of Foreign Affairs of Turkey (n.d.) Relations Between Türkiye and the Russian Federation. Available at: https://www.mfa.gov.tr/relations-between-turkey-and-the-russian-federation.en.mfa (accessed 5 November 2023).
-
Ministry of Energy and Natural Resource (n.d.) Elektrik [Electricity]. Available at: https://enerji.gov.tr/bilgimerkezi-enerji-elektrik#lindedir (accessed 5 November 2023) (in Turkish).
-
RIA News (2023) Rossija i Kitaj zakljuchili soglashenie v oblasti atomnoj jenergetiki [Russia and China Have Signed an Agreement in the Field of Nuclear Energy]. RIA News, 21 March. Available at: https://ria.ru/20230321/reaktor-1859591913.html (accessed 5 November 2023). (in Russian).
-
Romanova L. (2023) V FTS nazvali osnovnyh torgovyh partnerov Rossii po itogam 2022 goda [The Federal Customs Service Named Russia's Main Trading Partners for 2022]. Vedomosti, 18 January. Available at: https:// www.vedomosti.ru/economics/articles/2023/01/18/959445-v-fts-nazvali-osnovnih-torgovih-partnerov# (accessed 5 November 2023). (in Russian).
-
Roskongress (2023) Tureckaja jekonomika. V ozhidanii velikolepnogo veka [Turkish Economy: Expecting a Splendid Era]. Research, 12 May. Available at: https://roscongress.org/materials/turetskaya-ekonomika-vozhidanii-velikolepnogo-veka-/ (accessed 5 November 2023). (in Russian).
-
Centre for Research on Energy and Clean Air (CREA) (n.d.) Russia Fossil Tracker. Payments to Russia for Fossil Fuels Since 24 February 2022. Available at: https://www.russiafossiltracker.com/ (accessed 5 November 2023).
-
Seelke C. R. (2023) Venezuela: Overview of U.S. Sanctions. CRS Report IF10715, Congressional Research Service. Available at: https://crsreports.congress.gov/product/pdf/IF/IF10715 (accessed 5 November 2023).
-
Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom Rossijskoj Federacii i Pravitel'stvom Tureckoj Respubliki o sotrudnichestve v sfere stroitel'stva i jekspluatacii atomnoj jelektrostancii na ploshhadke "Akkuju" v Tureckoj Respublike (Soglashenie) (2010) [Agreement Between the Government of the Russian Federation and the Government of the Republic of Turkey ]. Available at: https://docs.cntd.ru/document/902258012. (in Russian).
-
Spivak V., Gabuev A. (2021) The Ice Age: Russia and China's Energy Cooperation in the Arctic. Carnegie Endowment for International Peace, 31 December. Available at: https://carnegiemoscow.org/commentary/86100 (accessed 5 November 2023).
-
Stecklow S., Gauthier-Villars D., Tamman M. (2022) Special Report: The Supply Chain That Keeps Tech Flowing to Russia. Reuters, 13 December. Available at: https://jp.reuters.com/article/ukraine-crisis-russiatech-middlemen-idUSL8N3332RB (accessed 5 November 2023).
-
TASS (2016) Rossija vvodit zapret na postavki fruktov, ovoshhej, mjasa pticy iz Turcii [Russia Imposes a Ban on the Import of Fruits, Vegetables, and Poultry Meat from Turkey]. 1 January. Available at: https://tass.ru/ekonomika/2567473 (accessed 5 November 2023). (in Russian).
-
TASS (2022) Tourist Flow From Russia to Europe Down 90-95% This Summer Compared to 2019. 12 September. Available at: https://tass.com/society/1506433 (accessed 5 November 2023).
-
TASS (2023a) Proficit torgovogo balansa Rossii v 2022 godu vyros pochti v 1,7 raza [Russiaʼs Trade Balance Surplus in 2022 Increased by Almost 1.7 Times]. 13 March. Available at: https://tass.ru/ekonomika/17248283 (accessed 5 November 2023). (in Russian).
-
TASS (2023b) Ceremonija zavoza pervoj partii jadernogo topliva dlja AJeS "Akkuju" nachalas' v Turcii [The Ceremony for the Arrival of the First Batch of Nuclear Fuel for the Akkuyu Nuclear Power Plant Has Begun in Turkey]. 27 April. Available at: https://tass.ru/ekonomika/17629301 (accessed 5 November 2023). (in Russian).
-
Timofeev I. (2018) Pirrova pobeda? Opyt sankcionnoj vojny protiv Irana [Pyrrhic Victory? Experience of the Sanctions War Against Iran]. Valdi Notes, Russia in Foreign Affairs. Available at: https://globalaffairs.ru/articles/pirrova-pobeda-opyt-sankczionnoj-vojny-protiv-irana/ (accessed 5 November 2023). (in Russian).
-
Tostensen A., Bull B. (2002) Are Smart Sanctions Feasible? World Politics, vol. 54, issue 3, pp. 373-403. Available at:. DOI: 10.1353/wp.2002.0010 EDN: HAZZWP
-
Turkish Statistical Institute (n.d.) Foreign Trade. Available at: https://data.tuik.gov.tr/Kategori/GetKategori?p=dis-ticaret-104&dil=2 (accessed 5 November 2023).
-
Wang W. (2022) Economic Relations Between China and Russia Are Based on the Principles of Mutual Respect. HSE University News, 4 October. Available at: https://www.hse.ru/en/news/research/779439423.html (accessed 5 November 2023).
-
Yale School of Management (2024) Over 1,000 Companies Have Curtailed Operations in Russia -But Some Remain. 28 January. Available at: https://som.yale.edu/story/2022/over-1000-companies-have-curtailed-operations-russia-some-remain (accessed 7 March 2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Авторы представляют обзор учебного пособия «Евразийская экономическая интеграция: теория и практика», подготовленного коллективом авторов Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Пособие содержит анализ различных аспектов евразийской экономический интеграции и нацелено на формирование комплексного представления у читателей о ключевых институтах и направлениях деятельности ЕАЭС.
Глобальное изменение климата - один из главных вызовов современности. Рост температур угрожает стабильности экологических, социально-экономических и политических систем государств мира. Страны Глобального Юга несут наибольшие материальные потери от изменения климата, не оказывая при этом существенного влияния на него. Высокая уязвимость группы наименее развитых стран (НРС) для климатических изменений вкупе с социальной и экономической отсталостью, бедностью населения, отсутствием средств для адаптации определяют ее особый ранг и статус в международной климатической политике. В ней группа НРС выступает единым актором. На протяжении более 30 лет существования климатической политики НРС инициировали принятие ряда важнейших документов и создание фундаментальных для международной климатической политики структур. Одновременно происходили заметные преобразования по адаптации и декарбонизации национальных структур НРС. Цель данной статьи - показать роль группы НРС в формировании климатической повестки ООН, институциональных структур и международных механизмов, их усилия по восстановлению глобальной климатической справедливости, а также охарактеризовать современную национальную климатическую политику по принятым в НРС нормативно-правовым документам. Методологическую основу образуют исторический, сравнительный подходы. Основной задачей статьи стало изучение траекторий климатической политики группы НРС, выделение этапов ее эволюции, демонстрация центр-периферических отношений по восстановлению климатической справедливости и внутренней политики государств НРС. Политические инициативы НРС сыграли непосредственную роль в формировании климатических финансовых фондов, группы экспертов по наименее развитым странам (ГЭН), национальных программ и планов по адаптации государств к климатическим изменениям. В заключительном разделе представлен вывод о наличии двух этапов развития климатической политики НРС, делается предположение, что использование международных механизмов по адаптации и декарбонизации может стать инструментом экономической и технологической модернизации НРС, достижения ими целей устойчивого развития - 2030. Главными препятствиями для этого являются недостаточное финансирование имеющихся фондов из стран Глобального Севера, высокие процентные ставки по кредитам и задолженность НРС.
За три десятилетия Китай ликвидировал абсолютную бедность и вышел на средний уровень развития. На этом пути он пересек границы ряда кластеров и обогнал такие страны, как ЮАР и Бразилия. Достижения Китая базировались на развитии рыночных институтов, возможностей мирового рынка и поддержании исключительно высокой нормы накопления в ВВП. Высокий темп изменений, демографическая политика, решение инфраструктурных задач создали определенные проблемы. Отметим значительное социальное неравенство, экологические проблемы, рост закредитованности семей, финансовые трудности в сфере недвижимости, которые в значительной мере представляют собой последствия огромной социальной программы. Переход к «новой нормальности» с пониженными (но высокими) темпами роста во многом напоминает известный эффект ловушки среднего уровня развития. Страна проходит ожидаемые этапы, но быстрее и по-своему. На горизонте 2035 г. Китай планирует войти в категорию развитых стран - достичь современного уровня стран Южной и Восточной Европы.
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), созданная более двух десятилетий назад, на данный момент может считаться одной из важнейших международных организаций незападного мира. Притягивая интерес многих игроков в регионе, ШОС все же находится в постоянном поиске направления своей деятельности, создавая новые форматы и подписывая новые документы. Особенно этот процесс стал актуален в текущей стремительно меняющейся геополитической обстановке, требующей все более осмысленных ответов на ключевые вопросы безопасности, экономики, развития научной и социальной сферы и т.д. В данной статье авторы попытались выявить ключевые направления развития ШОС, к которым они относят трек обеспечения безопасности, блок развития экономики, проекты по укреплению сотрудничества в сфере энергетических ресурсов, сотрудничество в области культуры и образования, а также ряд направлений по общественному обеспечению деятельности организации, прежде всего в научно-экспертной сфере. В статье также анализируется роль ШОС в становлении Большой Евразии. На основе анализа деятельности ШОС авторы приходят к выводу о том, что ШОС обладает значительным потенциалом на рассматриваемых направлениях, а на некоторых из них, прежде всего в области обеспечения безопасности, достигла определенных успехов. В то же время ШОС не хватает качественного воплощения принятых ею документов и определенной слаженности в совместном исполнении решений. Несмотря на это, по мнению авторов, ШОС уже смогла стать важным инструментом не только взаимодействия между государствами-членами, но и поддержания безопасности в Евразии в целом.
Страны БРИКС неоднократно выражали приверженность целям многосторонних договоренностей в сфере климата и экологии, таким как Рамочная конвенция ООН об изменении климата, Парижское соглашение, а также Повестка дня в сфере устойчивого развития ООН. Крупные развивающиеся экономики играют важную роль в глобальных усилиях в климатической сфере. Их потенциальный вклад в эти усилия будет лишь расти по мере увеличения доли этих стран в мировой экономике, структуре потребления ресурсов и выбросов парниковых газов. В статье проводится анализ повестки дня БРИКС и национальной политики пяти стран, входивших в объединение до расширения (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), в эколого-климатической сфере. Рассматривается институциональный (коллективный), а также национальный вклад каждой из стран «пятерки» в сравнении с динамикой показателей в сфере экологии и климата. Это позволило выявить как точки наибольшего прогресса, так и сферы, нуждающиеся в дополнительных усилиях, в том числе посредством расширения взаимодействия по линии БРИКС.
И в национальных целях по сокращению выбросов парниковых газов, и в рамках международного климатического режима учитываются выбросы по производству (или территориальные выбросы). Такой подход к учету возлагает основную ответственность за глобальные выбросы на ведущие страны с развивающейся экономикой, где размещено большинство углеродоемких производств. Он также провоцирует утечку углерода: жесткая климатическая политика в одной юрисдикции может привести к переносу производства и соответствующих выбросов в другие страны, где компании несут меньшие издержки от климатического регулирования. Как следствие, возникает асимметрия: большинство развитых стран постепенно сокращают свои выбросы, а в развивающихся странах они растут, при этом существенного прогресса в снижении глобальных выбросов не наблюдается. В данной статье рассматривается альтернативный способ учета выбросов - по потреблению. Так, выбросы соотносятся с потребителем готовой продукции, независимо от того, где именно географически эти выбросы были осуществлены. Такой способ учета предполагает, что выбросы крупных развивающихся экономик - это не их собственный выбор, а результат международного разделения труда и спроса на углеродоемкие товары, возникающего в крупных центрах потребления в развитых странах. Регулярный подсчет и раскрытие информации о выбросах по потреблению (наряду с выбросами по производству) и их постепенное включение в процесс установления целей по сокращению эмиссии (1) позволит по-новому взглянуть на разделение ответственности за выбросы; (2) предотвратит утечку углерода и наглядно продемонстрирует необходимость международного климатического сотрудничества между экспортерами и импортерами углеродоемких товаров; (3) расширит охват выбросов, подпадающих под углеродное регулирование; (4) предоставит странам возможность использовать более широкий спектр инструментов декарбонизации. В частности, возникает возможность вовлечения домохозяйств в усилия по сокращению выбросов, а также использования таких инструментов, которые лучше увязывают цену на углерод с уровнем потребления домохозяйств, что важно для преодоления углеродного неравенства и обеспечения климатической справедливости.
Около десяти лет назад мировое сообщество осознало, что прогресс в обеспечении устойчивого развития во многом зависит от мобилизации ресурсов частного сектора. Однако бизнес пока не готов взять на себя основную роль - особенно в проблемных юрисдикциях - в том числе из-за повышенных политических рисков. Цель статьи - выявить константы и переменные в восприятии деловыми кругами политических рисков в 2010-2020-е годы с опорой на материалы серийных докладов, обобщающих результаты ежегодных опросов представителей бизнес-сообщества. В роли ключевых источников выступают прошедшие строгий отбор доклады «Барометр рисков» от страховой компании Allianz и доклады «Как ведущие компании управляют актуальными политическими рисками», которые консалтинговое агентство Oxford Analytica готовит по заказу страховой компании Willis, Tower & Watson (WTW).Статья состоит из трех разделов. Первый раздел посвящен выявлению долговременных паттернов и трендов, проявивших себя в 2010-е годы, второй и третий - анализу воздействия на них пандемии COVID-19 и ускорения глобальной турбулентности на фоне начала Россией специальной военной операции на Украине в феврале 2022 г. В ходе исследования подтверждена гипотеза о наличии определенных констант в восприятии бизнесом политических рисков, несмотря на постоянные изменения в их географии. В качестве устойчивых и одновременно парадоксальных особенностей восприятия определены: 1) явная недооценка политических рисков в сравнении с другими категориями; 2) деприоритизация рисков «экстралегального» происхождения и межгосударственных конфликтов по отношению к «легально-правительственным» рискам, не связанным с применением вооруженного насилия; 3) слабая способность бизнеса предугадывать наиболее значимые политические риски любого типа. К слому этих паттернов не привели ни пандемия COVID-19, ни эскалация конфликта вокруг Украины и ее последствия. Объяснение этому можно искать как в сохраняющемся дефиците внутрикорпоративных компетенций в области политических рисков и недостаточном привлечении внешней экспертизы, так и в преобладании в пуле респондентов представителей развитых стран. Повышение качества управления политическими рисками и востребованности специализированных инструментов страхования со временем может повысить эффективность мобилизации частного капитала на цели развития. В то же время в условиях обострения межгосударственного соперничества межгосударственного соперничества более выраженная склонность компаний из конкурирующих держав к инвестициям в высокорисковые юрисдикции будет создавать дополнительные узлы напряженности в странах Глобального Юга - так же как и увеличение объемов официального финансирования международного развития. Отдельно обозначены варианты масштабирования фундаментальных и прикладных исследований политических рисков (в том числе в их взаимосвязи с политикой содействия международному развитию) с использованием опросов представителей бизнеса для получения значимых для российской внешней и внешнеэкономической политики результатов.
Задачи экономической интеграции предполагают общность подходов к их реализации. В частности, посткризисное восстановление продемонстрировало безальтернативность стандартов и рекомендаций «Базеля III» для защиты от внешних шоков и укрепления стрессоустойчивости банков. Кроме того, в межгосударственных объединениях интеграционного типа (например, в Европейском союзе (ЕС)) «Базель III» фактически стал основой унификации регулятивной политики. В ЕАЭС же интеграционные процессы пока еще не сопровождаются сближением в финансовой сфере. При этом разнорежимность оказывает давление на потенциал интеграции и тормозит процесс формирования наднациональной регулятивной архитектуры, угрожая обострением системных рисков и в конечном итоге - эрозией стратегических ориентиров как в рамках формирования единого финансового рынка ЕАЭС, так и интеграции в целом. В статье предпринимается попытка сформулировать перспективы регулятивного сближения в ЕАЭС на основе «Базеля III» и достижения консенсуса в формате «мини-Базель III», который способствовал бы дальнейшему укреплению экономического базиса интеграционных процессов, включая минимизацию системных рисков и финансовую стабильность. На основе анализа стандартов банковского надзора в государствах - членах ЕАЭС и их количественных значений в 2015-2024 гг. (то есть с момента поэтапного внедрения «Базеля III» в ЕАЭС) мы пришли к выводу о разнорежимности как основном источнике системных рисков, в то время как сближение способствует их минимизации при условии перехода к формату «мини-Базель III». Кроме того, с учетом возрастающей неопределенности и рискогенности на евразийском финансовом рынке нами сформулированы сценарии интеграционных процессов, основанных на «мини-Базеле III» и без него. В то же время превалирование неявных и зачастую мнимых преимуществ разнорежимности над «мини-Базелем III», а также санкционные ограничения в отношении России и угроза вторичных санкций в отношении остальных государств - членов ЕАЭС будут и впредь препятствовать переходу к «мини-Базелю III». Предложенная концепция «мини-Базеля III» может быть использована регуляторами для формирования наднационального механизма банковского регулирования в ЕАЭС, в том числе с целью регулирования будущего регионального банковского союза.
По мере распространения глобализации и технологических инноваций растущая комплексность глобальных вызовов получила более широкий пространственно-временной размах. В сфере международных отношений наблюдается усиление влияния негосударственных акторов, создающих запрос на эффективные и своевременные меры противодействия глобальным кризисам. Трансправительственное сетевое управление, в осуществлении которого принимают участие негосударственные акторы, действующие в условиях децентрализации и устойчивых центробежных тенденций, сформировалось как разноплановая и гибкая модель управления, функционирующая за рамками сложившихся схем взаимодействия государств. Наблюдается процесс формирования международных режимов, фактором чего является усиление сотрудничества на уровне субъединиц. Несмотря на то что в некоторых сферах сохраняются управленческие лакуны, крупные международные игроки активно участвуют в формировании структур трансправительственного сетевого управления, утверждая свое положение в качестве ключевых акторов. Проведенное исследование указывает на то, что в тех областях, в которых функционирует несколько трансправительственных сетей управления, характер взаимодействия по вопросам управления может балансировать между сотрудничеством и конкуренцией, что представляет собой сущность модели соконкуренции в трансправительственном сетевом управлении. На многих уровнях анализа подобные характеристики указывают на значительный потенциал для роста, экспансии и трансформации.
Издательство
- Издательство
- ВШЭ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20
- Юр. адрес
- 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20
- ФИО
- Анисимов Никита Юрьевич (Ректор)
- E-mail адрес
- hse@hse.ru
- Сайт
- https://www.hse.ru/