EISSN 2686-9527
Языки: ru · en

Статья: ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ И КОМПОНЕНТОВ ПАРЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ САМОРАЗВИТИЮ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ (2024)

Читать онлайн

Введение. Подготовка будущих педагогов включает в себя не только формирование учебных компетенций и навыков преподавания, но и развитие так называемых «soft skills», включающих в себя, помимо прочего, стрессоустойчивость и навыки быстрой адаптации и гибкости в сложных ситуациях. Это актуализирует изучение психологической резильентности, исследования которой пока недостаточно представлены в русскоязычном сегменте. В то же время ряд авторов указывает на то, что данный феномен является одной из детерминант готовности к профессиональной деятельности и будущему профессиональному саморазвитию, что особенно важно для педагогов, от которых в современных условиях требуется повышенная гибкость и адаптивность.

Материалы и методы. На базе Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины было проведено исследование взаимосвязи психологической резильентности и парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию у студентов педагогических специальностей. Участие в исследовании приняли студенты филологического факультета и факультета физической культуры (n = 90). Была использована русскоязычная версия краткой шкалы резильентности Brief Resilience Scale в адаптации В. И. Марковой (Маркова и др. 2022) и опросник «Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию» (Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.) (Фетискин и др. 2002, 294-297).

Результаты исследования. В рамках проведенного исследования была выявлена слабая прямая связь между уровнем психологической резильентности и мотивационным и нравственно-волевым компонентами готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию, а также между уровнем психологической резильентности и способностью к самоуправлению в педагогической деятельности.

Заключение. Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности разработки коррекционно-развивающих программ, направленных на повышение уровня психологической резильентности, что будет способствовать также повышению способности к самоуправлению и развитию нравственно-волевых качеств будущих педагогов. Кроме того, полученные результаты расширяют теоретические знания о психологической резильентности и особенностях ее взаимосвязи с профессиональной готовностью будущих специалистов, что может быть использовано для дальнейшего углубления исследований.

Introduction. Future teachers need to acquire not only academic competencies and teaching skills, but also soft skills, such as stress resistance, rapid adaptation and flexibility in difficult situations. It has been argued that psychological resilience is a determinant of readiness for professional activity and future professional self-development, which is especially important for teachers, as teachers are required to have increased flexibility and adaptability in modern conditions. This makes psychological resilience an important research topic, which, however, is insufficiently addressed by Russian-language research. Materials and Methods. The study focused on the relationship between psychological resilience and partial readiness for professional self-development in education students. The respondents were education students (n = 90) of the Faculty of Philology and the Faculty of Physical Culture of Francisk Skorina Gomel State University. The methods included the Russian-language version of the Brief Resilience Scale adapted by V. I. Markova (Markova et al. 2022) and the Partial Readiness for Professional and Pedagogical Self- Development Questionnaire by N. P. Fetiskin, V. V. Kozlov and G. M. Manuilov (Fetiskin et al. 2002). Results. The study revealed a weak direct relationship between the level of psychological resilience and the moral and volitional dimension of the readiness for professional self-development in education students, as well as between the level of psychological resilience and the ability for self-government in teaching work. Conclusions. The results can be used to create correctional and developmental programs aimed at increasing the level of psychological resilience - such programs will also improve the ability for self-government and contribute to the development of moral and volitional qualities of future teachers. The results expand theoretical knowledge about psychological resilience and its relationship with professional readiness, which can be used as a groundwork for further and deeper research.

Ключевые фразы: резильентность, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ, студенты, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, готовность к саморазвитию
Автор (ы): Ярошевич Анна Сергеевна
Журнал: ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОБРАЗОВАНИИ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
159.9.075. Обработка и анализ результатов
Префикс DOI
10.33910/2686-9527-2024-6-2-191-198
eLIBRARY ID
72801810
Для цитирования:
ЯРОШЕВИЧ А. С. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ И КОМПОНЕНТОВ ПАРЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ САМОРАЗВИТИЮ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ // ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОБРАЗОВАНИИ. 2024. Т. 6 № 2
Текстовый фрагмент статьи