Введение. Социальная тематика научных работ представляется общественно значимым полем исследовательской деятельности, поскольку она ориентирована и является отражением существующих в обществе трендов, процессов и социальных запросов. Исследование тематической структуры отечественных диссертационных исследований по психологическим наукам, имеющих явную выраженность социальной тематики, представляется актуальным направлением научной рефлексии, ориентированной на выявление современных тенденций, проблем и перспектив развития научной психологии в России.
Материалы и методы. В работе осуществлен экспертный анализ кандидатских и докторских диссертаций по психологическим наукам на социальную тематику, рассмотренных Экспертным советом ВАК по педагогике и психологии в 2023 г. В фокусе анализа находятся количественные и содержательные аспекты диссертаций на социальную тематику в разрезе различных психологических специальностей.
Результаты. Количественный анализ показывает высокую частоту встречаемости социальной тематики по всем научным специальностям. Качественный анализ показал, что во многих работах прослеживается стремление к изучению избранной в качестве предмета исследования феноменологии на стыке разных направлений научной психологии, а также значимую выраженность практической направленности работ. Вместе с тем можно констатировать, что недостаточно проявлен уровень обобщения с выходом на методологические выводы, что объясняется небольшим количеством диссертаций, представленных на соискание ученой степени доктора наук.
Обсуждение и выводы. В рамках обсуждения обозначается, что требует внимания недостаточное количество защищаемых диссертаций в отдельных областях психологического знания (когнитивной психологии, психологии безопасности, психофизиологии, коррекционной психологии и других), а также подчеркивается необходимость не только привлечения к научной деятельности молодых ученых, но и включения их в исследовательскую деятельность на базе масштабных проектов, организуемых на базе ведущих научных и образовательных организаций или проектов на стыке смежных специальностей (например, психологии и педагогики, психологии и биологии, психологии и медицины и др.). По результатам анализа сформулирован ряд задач развития отечественной психологической науки, среди которых разработка перечня актуальных тематик диссертационных исследований в области психологии, необходимость руководствоваться Программой фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021-2030 гг.), интенсификация исследований, ориентированных на разрешение крупных научных проблем, связанных с актуальными и прогнозируемыми запросами общества.
Introduction. Social trends, processes and expectations constitute an important area of psychology research, which results in a large number of doctoral and postdoctoral theses in psychology that focus on social topics. The article examines the range of issues addressed by Russian doctoral and postdoctoral psychology theses on social topics. The authors also aim to identify modern trends, problems and prospects in the development of psychology as a science. Materials and Methods. The authors as members of the Expert Council for Pedagogy and Psychology of the Higher Assessment Committee summarized an expert analysis of doctoral and postdoctoral theses in psychology on social topics submitted to the council in 2023. The analysis focused on the quantitative and qualitative characteristics of the theses in the context of various psychological specializations. Results. The quantitative analysis shows high frequency of social topics across all psychology specializations. The qualitative analysis shows that many studies are at the juncture of different areas of scientific psychology and have a significant practical dimension. At the same time, the analyzed works have insufficient level of generalization and do not contain enough overarching methodological conclusions, which is due to a small number of postdoctoral theses submitted for defense. Discussion and Conclusions. There is insufficient number of theses submitted for defense in certain areas of psychology (cognitive psychology, security psychology, psychophysiology, correctional psychology and others). There is a need not only to attract young scientists to research activity, but also to include them in large-scale research projects organized by major research and educational institutions or cross-disciplinary projects. There are a number of tasks that will facilitate the development of Russian psychology: compiling of an up-to-date list of topics for doctoral and postdoctoral theses in psychology; carrying out research in accordance with the Long-Term Program of Fundamental Scientific Research in Russia 2021-2030; and intensifying research focused on major problems related to both current and predicted needs of society.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.33910/2686-9527-2024-6-2-121-142
- eLIBRARY ID
- 72801805
В современных социально-экономических условиях психология становится всё более значимой и востребованной наукой. Стремительное совершенствование различных технологий, прежде всего, информационных, становится вызовом для переосмысления места и роли человека и его личности в системе общественных отношений, современного понимания с учетом и классических научных основ человекознания, и предикативных ориентиров научного поиска в тесной взаимосвязи со «всем прогрессом научного познания и его приложениями к различным областям общественной практики» (Ананьев 1977, 3).
Список литературы
1. Айвазян, Е. Б. (2022) Культурно-исторический подход к исследованию психического развития слепых детей раннего возраста. Автореферат диссертации на соискание степени доктора психологических наук. М., Институт коррекционной педагогики Российской академии образования, 50 с.
2. Ананьев, Б. Г. (1968) Человек как предмет познания. Ленинград: Изд-во Ленинградского университета, 338 с.
3. Ананьев, Б. Г. (1977) О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 381 с.
4. Анцыферова, Л. И. (1978) Методологические проблемы психологии развития. В кн.: Принцип развития в психологии. М.: Наука, с. 3-20. EDN: SIJDFB
5. Асмолов, А. Г. (2007) Психология личности: Культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл, 478 с. EDN: QXQIMT
6. Ахмадеева, Е. В. (2023) Самопредъявление личности как психологический конструкт в межличностных отношениях. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Ростов-на-Дону, Донской государственный технический университет, 23 с. EDN: MWBMHI
7. Ахметзянова, А. И. (2015) Технологии раннего вмешательства в современном образовательном пространстве. В кн.: Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: теория и практика. Сборник научных трудов IX Международной научно-образовательной конференции 23 апреля 2015 г. Вып. 9. Казань: Изд-во Казанского университета, с. 8-15. EDN: SDJKKF
8. Белан, Е. А. (2022) Ситуационная активность личности как социально-психологический феномен. Автореферат диссертации на соискание степени доктора психологических наук. М., Московский педагогический государственный университет, 38 с. EDN: INJHVX
9. Беляева, С. И. (2015) Клинико-психологические особенности матерей делинквентных подростков. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. СПб., Санкт- Петербургский государственный университет, 24 с. EDN: WQXRSA
10. Весна, Е. Б., Реан, А. А. (2023) Современные тенденции, проблемы и перспективы диссертационных исследований по психологии в России. Психология человека в образовании, т. 5, № 3, с. 319-344. https://www. DOI: 10.33910/2686-9527-2023-5-3-319-344 EDN: NKYKPO
11. Григорьева, М. Ю. (2019) Динамика идентичности как фактор социализации подростков. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. М., Московский государственный областной университет, 28 с.
12. Гут, Ю. Н. (2014) Личностные и нейропсихологические предпосылки девиантного поведения у подростков. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Белгород, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, 27 с. EDN: ZPPHWZ
13. Дикая, Л. Г., Журавлев, А. Л., Занковский, А. Н. (2016) Современное состояние и перспективы исследований адаптации и реализации профессионала в условиях непрерывных социально-экономических изменений. Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда, т. 1, № 1, с. 7-48. EDN: XVOZER
14. Доний, Е. И. (2023) Когнитивные предикторы академической и специальной успешности младших подростков с интеллектуальной и художественно-изобразительной одаренностью. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. М., Московский государственный психолого-педагогический университет, 25 с. EDN: LZTHFG
15. Дробышева, Т. В. (2022) Социальная психология экономической социализации личности в разных ее формах. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. М., Институт психологии Российской академии наук, 46 с. EDN: VRBBME
16. Евтушенко, Е. А. (2023) Совладающее поведение как условие сохранения психологического здоровья сотрудников полиции. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. М., Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В. Я. Кикотя, 26 с. EDN: MXBOUF
17. Егорова, О. Н. (2014) Социальный интеллект умственно отсталых подростков с девиантным поведением. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. СПб., Санкт- Петербургский государственный университет, 24 с. EDN: ZPMTZN
18. Ерохина, Е. И. (2023) Психологические особенности индивидуального и группового стилей деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. М., Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В. Я. Кикотя, 26 с. EDN: SBIHKH
19. Загвоздкина, Т. Ю. (2016) Образ семьи у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семьях различного социально-экономического статуса. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. М., Московский городской психолого-педагогический университет, 26 с. EDN: VHCVCW
20. Залящев, Г. С. (2023) Психологические особенности, диагностика и коррекция антиобщественной позиции личности несовершеннолетних осужденных. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Рязань, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 24 с. EDN: SKZVKN
21. Захаревская, Е. А. (2023) Динамика функционального состояния сотрудников органов внутренних дел в моделируемых условиях профессиональной деятельности. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. М., Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В. Я. Кикотя, 24 с. EDN: TKBKRZ
22. Зиновьева, Л. В. (2019) Структура ролевых диспозиций подростков, склонных к девиантному поведению. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Ярославль, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 26 с. EDN: GKUTRI
23. Иванников, В. А. (2012) Понятие личности в психологии. Вопросы психологии, № 5, с. 125-132. EDN: PYHLHF
24. Калмыкова, Н. Ю. (2022) Психодиагностическая дифференциация вариантов развития дошкольников с расстройствами аутистического спектра. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. М., Институт коррекционной педагогики Российской академии образования, 24 с.
25. Карманова, Т. М. (2022) Развитие понимания научного текста студентами. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Самара, Самарский государственный социально-педагогический университет, 24 с. EDN: CNDCMC
26. Кириленко, А. В. (2020) Особенности организации обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных учебных заведениях. Ученые записки Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология, т. 6 (72), № 2, с. 56-65. EDN: MGQFSK
27. Кириллова, Е. Б. (2019) Личностные психологические детерминанты предрасположенности подростков к девиантному поведению. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. СПб., Академия управления МВД России, 21 с.
28. Клопова, О. В. (2014) Психологические факторы успешности обучения мальчиков-подростков из неполных семей. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. СПб., Ленинградский государственный университет им. A. C. Пушкина, 30 с.
29. Конокотин, А. В. (2022) Особенности взаимодействий детей младшего школьного возраста в процессе решения учебных задач. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. М., Московский государственный психолого-педагогический университет, 27 с.
30. Костромина, С. Н. (2021) Классический “парадокс личности”: есть ли теоретические и методологические основания для решения? Новые психологические исследования, т. 1, № 2, с. 7-30. https://www. DOI: 10.51217/npsyresearch_2021_01_02_01 EDN: JWFWGT
31. Красная, М. А. (2015) Особенности гражданской социализации молодежи в современном обществе. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. М., Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 38 с. EDN: NAPYQS
32. Кудряшов, А. А. (2023) Психологические детерминанты чувствительности личности к отвращению. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Челябинск, Южно- Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), 27 с. EDN: FJEJLR
33. Кузнецов, А. А. (2023) Психолого-педагогическое сопровождение формирования стрессоустойчивости у курсантов высших учебных заведений МЧС России. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Челябинск, Уральский государственный педагогический университет, 29 с. EDN: SKCBYR
34. Кузнецова, М. Н. (2023) Типы и предикторы деструктивного поведения личности. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Челябинск, Челябинский государственный университет, 28 с. EDN: UUWGEO
35. Курдин, Д. А. (2023) Психологическое прогнозирование рисков отчисления курсантов образовательных организаций ФСИН России. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Рязань, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 20 с. EDN: JSAYDV
36. Курочкина, И. А. (2020) Развитие гендерной идентичности детей-сирот подросткового возраста. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Екатеринбург, Российский государственный профессионально-педагогический университет, 26 с.
37. Кыштымова, Е. С. (2023) Формирование психологической медиакомпетентности будущих специалистов в области рекламы и связей с общественностью. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Иркутск, Тихоокеанский государственный университет, 33 с. EDN: OZAKRV
38. Лебедева, М. Е. (2023) Психологические факторы личностно-профессионального развития руководителей органов внутренних дел. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. СПб., Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 24 с. EDN: UHWYPW
39. Левандовская, Е. А. (2015) Развитие внутреннего мира подростков-сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа (на примере республики Крым). Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. СПб., Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 24 с. EDN: GRSYZV
40. Малахова, В. Р. (2022) Самораскрытие способностей подростка как фактор академической успешности. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Ярославль, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 26 с. EDN: BWFPXI
41. Малькова, И. Н. (2015) Семейная история как фактор формирования материнского отношения. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Ярославль, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 24 с. EDN: FWJTDI
42. Матюхова, Т. С. (2022) Психолого-педагогическое сопровождение развития социокультурных потребностей студентов. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Рязань, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 26 с. EDN: JUJLOW
43. Меерсон, А.-Л. С. (2023) Формирование информационно-психологической устойчивости к социокультурным угрозам у студентов вуза. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. СПб., Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 25 с. EDN: QCCGYG
44. Мигунова, Е. А. (2023) Особенности психологических компонентов духовности у лиц юношеского возраста с разной склонностью к суицидальному риску. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Нижний Новгород, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, 26 с. EDN: KDGHBO
45. Михайлов, В. И. (2023) Психологические особенности российских и турецких мужчин периода ранней и средней взрослости. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. СПб., Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, 26 с. EDN: DYXWNP
46. Мухамедрахимов, Р. Ж., Самарина, Л. В. (2020) Подготовка профессионалов для системы ранней помощи детям и семьям в Российской Федерации. Вестник практической психологии образования, т. 17, № 2, с. 106-117. DOI: 10.17759/bppe.2020170210 EDN: ZHCNXV
47. Никитская, М. Г. (2022) Цели учебных достижений в мотивационно-потребностной сфере подростков. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. М., Московский государственный психолого-педагогический университет, 26 с.
48. Новосельская, С. Р. (2023) Психологические особенности изменения образа профессии у курсантов образовательных организаций МВД России. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. М., Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В. Я. Кикотя, 24 с. EDN: PHQRLP
49. Орлова, К. М. (2015) Цели воспитания и образ ребенка у современных родителей: кросс-культурное исследование. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. М., Московский городской психолого-педагогический университет, 26 с. EDN: OEDFKL
50. Осташева, Е. И. (2018) Психологические детерминанты девиаций поведения современных подростков. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. СПб., Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 29 с. EDN: UFFHHN
51. Палачева, Т. И. (2014) Личностные особенности школьников - старших подростков с различным отношением к алкоголю. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. М., Российский государственный гуманитарный университет, 31 с. EDN: UBWNKF
52. Паулкина, Д. П. (2023) Психолого-педагогические условия превенции виктимного поведения курсантов образовательных организаций ФСИН России. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Рязань, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 25 с. EDN: XCMDFA
53. Перевозкина, Ю. М. (2020) Содержание и специфика ролевой социализации в процессе формирования личности. Автореферат диссертации на соискание степени доктора психологических наук. Ярославль, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 48 с. EDN: EMAQMW
54. Персианова, Н. Б. (2017) Взаимодействие детей младенческого и раннего возраста в домах ребенка. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. СПб., Санкт- Петербургский государственный университет, 26 с. EDN: ZQEXNX
55. Петровская, Т. Ю. (2023) Когнитивные дезадаптивные схемы в структуре профессионально важных качеств будущих психологов. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Ярославль, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 25 с. EDN: LCOINJ
56. Попинако, Е. А. (2023) Прогнозирование успешности адаптации сотрудников, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел, проходящих профессиональное обучение. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Рязань, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 25 с. EDN: RNYCIU
57. Рыцарева, Т. В. (2018) Индивидуально-психологические особенности подростков с разными типами отклоняющегося поведения и их связь с ценностными ориентациями родителей. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. М., Институт психологии Российской академии наук, 31 с. EDN: ZZCFDV
58. Сабитова, А. Р. (2017) Особенности освещения социальной тематики в интернет-СМИ. Язык. Культура. Коммуникация, № 1, с. 13-17. EDN: RPRBLN
59. Самойлик, Н. А. (2023) Формирование системы профессионально-ценностных ориентаций курсантов образовательных организаций ФСИН России. Автореферат диссертации на соискание степени доктора психологических наук. Иркутск, Тихоокеанский государственный университет, 48 с. EDN: QCPUEI
60. Селиверсткина, А. Ю. (2023) Структура личности и психологические детерминанты противоправного поведения наркозависимых несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы условно. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Рязань, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 23 с. EDN: BGDDST
61. Сенченко, В. В. (2022) Психологические особенности представлений о Я-физическом интернет-активной молодежи. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Ростов-на-Дону, Донской государственный технический университет, 25 с. EDN: GCYBMU
62. Серова, Е. А. (2023) Межпоколенческие особенности ценностно-смысловых ориентаций в просоциальном поведении молодых и “серебряных” волонтеров. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Ярославль, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 26 с. EDN: JSEAPV
63. Сиворонова, М. С. (2023) Психологические особенности профессионального выгорания психологов органов внутренних дел. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. М., Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В. Я. Кикотя, 25 с. EDN: HBNAMN
64. Соловьева, Т. А. (ред.). (2018) Системный подход к организации включения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду. М.: Изд-во МПГУ, 160 с.
65. Строкова, С. С. (2019) Семейная идентичность подростков из семей различных типов. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. М., Московский государственный психолого-педагогический университет, 25 с. EDN: SJSUVC
66. Стулова, А. В. (2023) Структурно-функциональная организация социально-психологической компетентности матерей в преодолении родительского выгорания“ (на материале матерей детей с нарушениями слуха). Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Ярославль, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 25 с. EDN: EIKODF
67. Сулимина, О. В. (2016) Личностное развитие в период перехода от детства к взрослости в различных условиях социализации (в семье и вне семьи). Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. М., Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”, 32 с. EDN: JALQXD
68. Телешева, К. Ю. (2022) Психологические механизмы криминальной импульсивной агрессии в норме и при психических расстройствах. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. М., Академия управления МВД России, 25 с. EDN: GCQAAD
69. Титова, М. О. (2023) Стратегии самообладания участковых уполномоченных полиции с разным уровнем профессионального выгорания. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. М., Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В. Я. Кикотя, 25 с. EDN: APWOHI
70. Тищенко, Н. А. (2023) Психологические особенности представлений личности об организации (на примере сотрудников предприятий малого бизнеса). Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Ростов-на-Дону, Донской государственный технический университет, 26 с. EDN: MITALK
71. Торкаченко, Ю. В. (2022) Внутриличностные ресурсы здоровья педагога. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Кемерово, Кемеровский государственный университет, 26 с. EDN: SVXERT
72. Филатова, О. А. (2023) Аутентичность как психологический ресурс совладающего поведения педагога. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Хабаровск, Тихоокеанский государственный университет, 27 с. EDN: AZQYBI
73. Филлипов, В. М. (ред.). (2023) Методические рекомендации “Применение критериев доказательности диссертационных исследований в области наук об образовании”. М.: РАО, 22 с.
74. Цапенко, А. В. (2023) Психологические предикторы жизненных стилей женщин с расстройствами пищевого поведения. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Ростов-на-Дону, Донской государственный технический университет, 27 с. EDN: BGGDLF
75. Щербина, С. М. (2017) Отношение приемной матери к ребенку в профессиональной замещающей семье. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Краснодар, Кубанский государственный университет, 29 с. EDN: XXWMHH
76. Яценко, О. В. (2023) PROF.Navigator как психолого-педагогическая технология профориентации и формирования учебной мотивации обучающихся подросткового возраста. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Хабаровск, Тихоокеанский государственный университет, 25 с. EDN: IZEULJ
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. Застенчивость является одним из самых сильных предикторов формирования зависимости от социальных сетей, что делает изучение застенчивости особенно актуальным. В исследованиях активно используется опросник застенчивости, адаптированный для русскоязычного социума А. Б. Белоусовой и И. М. Юсуповым (Белоусова, Юсупов 2005). Относительно давно разработанных опросников сложилось убеждение, что их нужно перепроверить, поскольку ответы респондентов сегодня могут значительно отличаться от ответов их предшественников, на которых создавались эти опросники. Актуальна и установка на сокращение опросников, поскольку большие опросники вызывают трудности в сборе материалов и худшее качество получаемых ответов.
Цели исследования: 1) разработка сокращенной версии опросника застенчивости; 2) построение факторной модели застенчивости.
Материалы и методы. Исходные данные собраны посредством онлайн-опроса 3360 респондентов, в том числе 2739 из Беларуси и 621 из России (средний возраст М = 19,4, SD = 5,6), среди них 2239 женщин (М = 19,7, SD = 6,0) и 1121 мужчин (М = 19,1, SD = 4,7). В исследовании использованы опросники: застенчивости, адаптированный А. Б. Белоусовой и И. М. Юсуповым (Белоусова, Юсупов 2005)., зависимости от смартфона (автор В. П. Шейнов) (Шейнов 2020), зависимости от социальных сетей (авторы В. П. Шейнов, А. С. Девицын) (Шейнов, Девицын 2021), ассертивности (автор В. П. Шейнов) (Шейнов 2014), Шкала удовлетворенности жизнью (авторы Е. Н. Осин и Д. А. Леонтьев) (Осин, Леонтьев 2008), опросник самооценки Р. В. Овчаровой (Овчарова 1996), Шкала самоуважения М. Розенберга в адаптации А. А. Золотаревой (Золотарева 2020).
Результаты исследования. Сконструирована состоящая из 12 вопросов сокращенная версия опросника застенчивости. Сокращенная версия опросника удовлетворяет основным критериям валидности и надежности и обладает лучшими психометрическими характеристиками, нежели его исходная версия. Построена состоятельная 3-факторная модель застенчивости, позволяющая исследовать роль формирующих ее факторов во взаимосвязях застенчивости с другими характеристиками личности.
Выводы. Практическая значимость исследования заключается в том, что сокращенная версии опросника застенчивости позволяет проводить исследования с помощью более удобного инструмента с лучшими психометрическими характеристиками. Теоретическое значение данного исследования включает возможность изучения роли факторов, формирующих застенчивость индивида. В Приложении приведена сокращенная версия опросника застенчивости.
Введение. Свойства эмоциональной и когнитивной сферы в составе интеллектуально-личностного потенциала человека - одна из актуальных проблем в психологии. Эмпатия выступает важным компонентом, и ее изучение может осуществляться в рамках разных методологических оснований. В российской психологии применяется ряд опросников оценки уровня эмпатии, однако для оценки эмпатии у сотрудников системы здравоохранения таких инструментов к настоящему времени нет. Поэтому нами был адаптирован опросник, который специально разрабатывался для оценки эмпатии в медицинской сфере. Цели исследования заключались: 1) в апробации Джефферсоновского опросника эмпатии (ДОЭ), включившей проверку его факторной структуры, оценку надежности и валидности в его русскоязычном варианте; 2) в сравнительном анализе эмпатии у российских студентов медиков и психологов, а также врачей; 3) в обосновании идеи включенности эмпатии в многоуровневые иерархии личности, регулируемые динамическими регулятивными системами.
Материалы и методы. Эмпатия измерялась с помощью апробированного опросника эмпатии, разработанного университетом Джефферсона (Jefferson Scale of Empathy), также использовался опросник когнитивной и аффективной эмпатии (Questionnaire of Cognitive and Affective Empathy) в русскоязычной адаптации А. И. Белоусовой, М. Р. Гейвандовой. Выборку для апробации опросника эмпатии, разработанного университетом Джефферсона, составили 355 человек; из них 125 человек - студенты-медики; студенты-психологи - 130 человек; 100 врачей. Результаты исследования. Для опросника эмпатии Джефферсона подтверждена трехфакторная структура, аналогичная исходной англоязычной версии, со шкалами «взятие ответственности», «сострадательная забота», «ощущение нахождения в роли пациента»*. Названия шкал методики даны в переводе, предложенном автором. Продемонстрирована их конвергентная валидность посредством сопоставления со шкалами опросника когнитивной и аффективной эмпатии. Показано, что студенты- психологи проявляют более высокий уровень эмпатии, чем студенты медики и практикующие врачи.
Заключение. Полученные данные позволяют считать удовлетворительными психометрические характеристики русскоязычного варианта Джефферсоновского опросника эмпатии. Установленные связи между компонентами эмпатии позволяют говорить о том, что эмпатия может быть включена в многоуровневые иерархии личности, регулируемые динамическими регулятивными системами.
Введение. Участники боевых действий в наибольшей степени подвержены нервно-психическим расстройствам, в том числе и посттравматическому стрессовому расстройству. Одной из составляющих посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) выступает тревожность. В настоящее время важной медико-социальной задачей является сохранение психического здоровья комбатантов, а также поддержание их профессиональной и боевой готовности. Для этих целей используется медико- психологическая реабилитация. В качестве одного из наиболее эффективных немедикаментозных методов поддержания работоспособности выступает гипобарическая гипоксическая тренировка (ГГТ).
Цель работы - исследование динамики ситуативной и личностной тревожности комбатантов в процессе медико-психологической реабилитации с использованием метода ГГТ.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 17 комбатантов. Применялась методика «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» (автор - Ч. Д. Спилбергер; адаптация - Ю. Л. Ханин). Курс ГГТ проводился десять дней ежедневно и включал ступенчатые «подъемы» в барокамере пониженного давления с высоты 1500 м до 3500 м. Уровень ситуативной тревожности оценивался до, во время и после ГГТ, а также через 10 дней после завершения курса. Результаты исследования. В группе обследуемых преобладали средний уровень ситуативной (47 %) и личностной тревожности (53 %). Однако достаточно выраженным был и высокий уровень тревожности: ситуативная 35 %, личностная 41 %. В ходе прохождения курса ГГТ наблюдалась положительная динамика, направленная на снижение уровня как ситуативной, так и личностной тревожности. Данная тенденция сохранялась и через 10 дней после завершения 10-дневного курса ГГТ.
Заключение. Ситуативная тревожность статистически значимо снижается, начиная с 5 сеанса ГГТ на 15 %, а после десятого сеанса на 30 %, через 10 дней после завершения курса данный показатель снижается на 35 %. Фоновые показатели личностной тревожности после прохождения 10-дневного курса ГГТ статистически значимо снижаются на 6 %, а через 10 дней после завершения курса на 11 %.
Введение. На сегодняшний день, курение электронных сигарет (вейпинг) можно считать одной из наиболее распространенных и важных проблем, связанных со здоровьем молодежи, учитывая резкий рост потребления электронных сигарет, наблюдаемый ежегодно. Поэтому разработка эффективной социальной рекламы крайне необходима для того, чтобы регулярно информировать аудиторию о реальных последствиях вейпинга и предотвращать это поведение. Тем не менее, не так много исследований изучили влияние разных аспектов социальной рекламы на отношение к вейпингу и намерение курить электронные сигареты, особенно рассматривая их совместное воздействие. В этом исследовании мы рассматриваем факторы восприятия антивейпинговых информационных сообщений, ориентированных на молодежную аудиторию. В частности, оценивается роль автора сообщений (эксперта или сверстника со схожим опытом) и стиля повествования (нарративного и ненарративного), а также их эффект взаимодействия.
Материалы и методы. В исследовании использовался факторный экспериментальный 2х2 анализ для сравнения влияния различных источников сообщений и стилей на установки и поведение участников, представленных курящими электронные сигареты студентами бакалавриата (N = 112).
Результаты. Исследование показало, что использование эксперта в качестве автора информационного сообщения было более эффективной стратегией в контексте отношения к социальной рекламе, так как такие сообщения воспринимались более позитивно. Прочтение сообщения, выполненного в нарративном стиле, было связано с выражением респондентами более негативного отношения к вейпингу по сравнению с ненарративной подачей информации. Однако ни манипуляция авторством, ни стилем информации не была связана с более выраженным намерением сократить использование вейпинга. Вопреки выдвинутой гипотезе, не наблюдается взаимодействия между типом автора и типом повествования, так как разные комбинации этих характеристик сообщения не имеют статистически значимого влияния на зависимые переменные.
Заключение. Полученные результаты могут быть использованы для разработки более эффективной антивейпинговой социальной рекламы. Обсуждаются ограничения и направления будущих исследований.
Введение. Подготовка будущих педагогов включает в себя не только формирование учебных компетенций и навыков преподавания, но и развитие так называемых «soft skills», включающих в себя, помимо прочего, стрессоустойчивость и навыки быстрой адаптации и гибкости в сложных ситуациях. Это актуализирует изучение психологической резильентности, исследования которой пока недостаточно представлены в русскоязычном сегменте. В то же время ряд авторов указывает на то, что данный феномен является одной из детерминант готовности к профессиональной деятельности и будущему профессиональному саморазвитию, что особенно важно для педагогов, от которых в современных условиях требуется повышенная гибкость и адаптивность.
Материалы и методы. На базе Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины было проведено исследование взаимосвязи психологической резильентности и парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию у студентов педагогических специальностей. Участие в исследовании приняли студенты филологического факультета и факультета физической культуры (n = 90). Была использована русскоязычная версия краткой шкалы резильентности Brief Resilience Scale в адаптации В. И. Марковой (Маркова и др. 2022) и опросник «Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию» (Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.) (Фетискин и др. 2002, 294-297).
Результаты исследования. В рамках проведенного исследования была выявлена слабая прямая связь между уровнем психологической резильентности и мотивационным и нравственно-волевым компонентами готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию, а также между уровнем психологической резильентности и способностью к самоуправлению в педагогической деятельности.
Заключение. Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности разработки коррекционно-развивающих программ, направленных на повышение уровня психологической резильентности, что будет способствовать также повышению способности к самоуправлению и развитию нравственно-волевых качеств будущих педагогов. Кроме того, полученные результаты расширяют теоретические знания о психологической резильентности и особенностях ее взаимосвязи с профессиональной готовностью будущих специалистов, что может быть использовано для дальнейшего углубления исследований.
Введение. В связи со снижением статистики аварийности по причине человеческого фактора в авиации рассматриваются системные факторы, среди которых находится обучение. Эффективность обучения управлению воздушным движением (УВД) указывается исследователями как одна из причин, влияющих на производительность диспетчера УВД. Педагогическая деятельность инструкторов-диспетчеров УВД в процессе обучения изучена мало. Между тем, с выходом в свет в 2020 г. поправки 7 документа Doc 9868 «Правила аэронавигационного обслуживания.
Подготовка персонала. Издание 3» международной организации гражданской авиации ICAO (Doc 9868… 2020), компетенциям авиационного персонала, в частности, диспетчеров-инструкторов УВД, в авиации уделяется очень много внимания. Несмотря на это, исследований, связанных с компетенциями инструкторов-диспетчеров УВД, в этой области нет. Целью исследования является описание поведения инструкторов-диспетчеров УВД в процессе обучения стажеров-диспетчеров УВД и сопоставление его с требованиями к компетенциям авиационного документа Doc 9868.
Материалы и методы. На основании документа Doc 9868 ICAO был составлен авторский Опросник компетенций инструктора, представленный в двух версиях: для инструкторов и для стажеров. Исследование проводилось на базе предприятии «Азераэронавигация» в городе Баку и регионах Азербайджана.
Результаты исследования. В поведении большинства инструкторов было выявлено наличие компетенций, требуемых от инструктора руководящими авиационными документами. Однако ряд ответов на вопросы, связанных с оказанием стажеру инструктором дополнительной психологической поддержки, по обеспечению вхождения в профессиональную среду, по развитию взаимопонимания со стажером, применению приёмов активного слушания и др. свидетельствует о пробелах в знаниях в этой области у части инструкторов и о необходимости повышать их уровень психологических знаний и компетенций в этой области.
Заключение. Авторский Опросник компетенций инструкторов позволяет на основании ответов респондентов сделать выводы о наличии у инструкторов компетенций, соответствующих требованиям руководящего авиационного документа ICAO Doc. 9868. Данный опросник может применяться при отборе специалистов на должность инструктора, а также на курсах повышении квалификации инструкторов-диспетчеров УВД. По результатам исследования может быть составлена программа тренинга, направленного на развитие необходимых компетенций у инструкторов. Применение данного тренинга и оценка его эффективности является целью последующих исследований.
Введение. Актуальность исследования обусловлена значительным ростом показателей уровня и распространенности перфекционизма среди молодого населения и его связью с различными показателями психического неблагополучия. Врачи-ординаторы психиатрического и неврологического профилей могут быть подвержены развитию негативных психоэмоциональных состояний под влиянием характерных для студентов трудностей и профессиональных дистресс-факторов и рисков, а также в связи со специфическими трудностями, обусловленными особенностями специальности. Цель исследования заключается в изучении перфекционизма и невротических состояний у врачей-ординаторов психиатрического и неврологического профилей.
Материалы и методы. Выборка состояла из врачей-ординаторов (N = 100) по специальностям «Психиатрия» и «Неврология» в возрасте от 22 до 29 лет (М = 25; SD = 1,3). Для сбора эмпирических данных использованы «Трехфакторный опросник перфекционизма» Н. Г. Гаранян и А. Б. Холмогоровой, «Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний» К. К. Яхина и Д. М. Менделевича. Статистическая обработка данных проводилась с использованием непараметрического критерия Манна - Уитни и корреляционного анализа Спирмена (SPSS-26). Выборка была поделена на группы: с высоким (n = 37), средним (n = 33) и низким (n = 30) уровнем перфекционизма.
Результаты. У врачей-ординаторов с высоким уровнем перфекционизма значимо более выражены невротические состояния (тревога, невротическая депрессия, астения, истерический тип реагирования, обсессивно-фобические и вегетативные нарушения) в сравнении с врачами-ординаторами со средним (p≤0,001) и низким (p < 0,001) уровнем перфекционизма. У врачей-ординаторов с низким уровнем перфекционизма социально предписываемый перфекционизм связан с тревогой, астенией и истерическим типом реагирования, Я-адресованный перфекционизм связан с меньшим уровнем тревоги и истерического типа реагирования. У врачей-ординаторов со средним уровнем перфекционизма перфекционистский когнитивный стиль связан с большей выраженностью невротической депрессии, при этом Я-адресованный перфекционизм - с меньшей. У врачей-ординаторов с высоким уровнем перфекционизма общая выраженность перфекционизма связана с тревогой и обсессивно-фобическими нарушениями, перфекционистский когнитивный стиль и Я-адресованный перфекционизм - с тревогой, Я-адресованный перфекционизм - с истерическим типом реагирования и обсессивно-фобическими нарушениями.
Заключение. Результаты могут быть положены в основу разработки программ психологической профилактики для молодых врачей с учетом выраженности дезадаптивного перфекционизма и риска возникновения негативных психоэмоциональных состояний.
Введение. Развитие информационных технологий и рост количества информационных потоков в современной медиасреде позволяет личности все глубже погружаться в нее, тем самым расширяя свое жизненное пространство. Одним из распространенных явлений медиапространства является реклама, которая не только играет важную информационную роль, но и оказывает влияние на ценностно-смысловую, эмоциональную, мотивационную и другие сферы личности. Признавая высокую актуальность и научную значимость современных работ, посвященных психологии рекламы, необходимо отметить, что открытым остается вопрос о взаимосвязи уровня рекламной суггестивности личности с другими ее личностными особенностями, например, эмоциональной направленностью. Целью данного исследования является выявление особенностей эмоциональной направленности личности с различным уровнем рекламной суггестивности.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 150 человек, среди которых 65 мужчин и 85 женщин в возрасте от 16 до 40 лет. Респондентами выступили пользователи сети Интернет, привлеченные путем рассылки писем с приглашением к участию в исследовании. В ходе исследования были использованы опросник «Определение общей эмоциональной направленности» Б. И. Додонова и авторский исследовательский опросник «Рекламная суггестивность личности». Статистический анализ данных был проведен с помощью H-критерия Крускалла - Уоллиса и корреляционного анализа.
Результаты. Было выявлено, что для респондентов, склонных к рекламной суггестивности, характерна высокая значимость гедонистической эмоциональной направленности и акизитивной эмоциональной направленности.
Заключение. Установлена взаимосвязь между особенностями эмоциональной направленности личности и уровнем ее рекламной суггестивности. Результаты исследования могут быть использованы в процессе психологического сопровождения медиасоциализации личности. Использование школьными психологами полученных результатов в рамках индивидуальной или групповой работы с обучающимися может повысить их психологическое благополучие и психологическую безопасность. Перспектива дальнейших исследований заключается в анализе психологических особенностей взаимосвязи между уровнем рекламной суггестивности личности и другими ее личностными особенностями.
Введение. В контексте возрастания внимания психолого-педагогического сообщества к проблемам патриотического воспитания подростков и молодежи усиливается актуальность исследований, посвященных изучению содержания патриотических установок в данных возрастных группах, а также его возрастной динамики. В статье представлены результаты анализа вклада социально-демографических переменных (возраста, пола, образовательного учреждения) в показатели слепого и конструктивного патриотизма старших подростков.
Материалы и методы. К участию в исследовании были привлечены 463 старших подростка (51,8 % девушек и 48,2 % юношей) в возрасте 14-18 лет, учащиеся школ (40,5 %), ссузов (34,1 %) и вузов (25,4 %) Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В качестве методов сбора эмпирических данных использовалась подростковая версия опросника конструктивного патриотизма (С. В. Васильева, А. В. Микляева), для сбора социально-демографической информации использовалась анкета. Результаты проверки нормальности распределения (критерий Колмогорова - Смирнова, d = 0,08 при р < 0,01 для шкалы конструктивного патриотизма, d = 0,07 при р < 0,05 для шкалы слепого патриотизма) определили необходимость использования для статистической обработки данных методов непараметрической статистики.
Результаты. В возрастном диапазоне 14-18 лет зафиксировано последовательное снижение показателей слепого патриотизма (Н = 24,83 при р < 0,001; rs = -0,21 при р ≤ 0,01) и одновременный рост показателей конструктивного патриотизма (Н = 12,85 при р = 0,01; rs = 0,16 при р ≤ 0,01). Динамика показателей слепого патриотизма обеспечивается, в первую очередь, их изменениями в выборке юношей, конструктивного - в выборке девушек, причем для выборки юношей в целом характерны более высокие показатели слепого патриотизма (U = 24999,5 при р = 0,05), для выборки девушек - конструктивного (U = 24745,5 при р = 0,03). Установлено, что показатель слепого патриотизма достоверно выше в выборке школьников и достоверно ниже в выборке студентов вузов (Н = 24,83 при р < 0,001), взаимодействия факторов «возраст*образовательное учреждение» (при сравнении выборок 15-17-летних подростков, учащихся школ и ссузов) не зафиксировано.
Заключение. Полученные данные необходимо учитывать при интерпретации результатов подростковой версии опросника конструктивного патриотизма, а также при разработке психолого-педагогических программ, направленных на содействие формированию конструктивных патриотических установок в подростковой и молодежной среде.
В современном мире здоровье детей, подростков и молодежи выступает в качестве одного из важнейших приоритетов общественного развития, а образовательное пространство, будь то пространство формального, неформального или информального образования, рассматривается как существенный фактор сохранения и укрепления здоровья, а также трансляции ценностей здорового образа жизни. Благодаря этому психология здоровья как область научного психологического знания, сфокусированная на применении психологических теорий и методов для решения задач, связанных с повышением эффективности работы по охране здоровья населения, сегодня обращает все более пристальное внимание на различные проблемы, возникающие в образовательной сфере, в контексте анализа факторов риска и защиты здоровья всех субъектов образовательного процесса.
Издательство
- Издательство
- РГПУ им. А. И. Герцена
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки 48
- Юр. адрес
- 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки 48
- ФИО
- Тарасов Сергей Валентинович (ректор)
- E-mail адрес
- mail@herzen.spb.ru
- Контактный телефон
- +7 (812) 3124477