Архив статей журнала
Введение. Детско-родительские и сиблинговые отношения играют важную роль в развитии личности человека, они формируют у ребенка умение коммуницировать, обучают взаимодействию со сверстниками и помогают социализироваться в дальнейшем. Выстраивание отношений - это сложный процесс, часто здоровые дети из благополучных семей чувствуют ревность по отношению к сиблингу и нехватку родительского внимания. Возникает вопрос, что происходит в семьях, где кроме фактора наличия сиблинга на детей влияют еще более сложные обстоятельства в виде угрожающей жизни болезни. Ситуация онкологического заболевания ребенка сложна не только для его родителей, но и для братьев и сестер.
Цель исследования - изучить особенности отношений с родителями и сиблингами у детей с онкологическими заболеваниями.
Материалы и методы. Объектом исследования стали внутрисемейные отношения в семьях, где один из детей болен онкологическим заболеванием. Исследование включало в себя проведение сравнительного анализа показателей внутрисемейных отношений у детей младшего школьного возраста с онкологическими заболеваниями и у их здоровых сверстников. В исследовании приняли участие 25 детей, из них 14 с онкологическими заболеваниями и 11 без хронических соматических заболеваний. Семьи всех детей были полными и включали в себя сиблингов. В исследовании применялись диагностические методики: 1) «Братско-сестринский опросник» (С. А. Грэм-Берманн, С. Э. Калтер) 2) «Рисунок семьи» 3) «Сказки Дюсса» 4) «Семейная социограмма» (Э. Г. Эйдемиллер).
Результаты исследования. Гипотеза о том, что у детей с онкологическими заболеваниями отмечаются особенности в отношениях с родителями и сиблингами по сравнению с детьми без соматических заболеваний, подтвердилась. Специфика отношений заключается в проявлениях значительной эмоциональной близости с родителями и более отстраненных отношениях с сиблингами, в сравнении со здоровыми детьми.
Заключение. Результаты исследования могут стать основой для разработки программы психологического сопровождения семей с детьми с онкологическими заболеваниями.
Введение. Развитие информационных технологий и рост количества информационных потоков в современной медиасреде позволяет личности все глубже погружаться в нее, тем самым расширяя свое жизненное пространство. Одним из распространенных явлений медиапространства является реклама, которая не только играет важную информационную роль, но и оказывает влияние на ценностно-смысловую, эмоциональную, мотивационную и другие сферы личности. Признавая высокую актуальность и научную значимость современных работ, посвященных психологии рекламы, необходимо отметить, что открытым остается вопрос о взаимосвязи уровня рекламной суггестивности личности с другими ее личностными особенностями, например, эмоциональной направленностью. Целью данного исследования является выявление особенностей эмоциональной направленности личности с различным уровнем рекламной суггестивности.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 150 человек, среди которых 65 мужчин и 85 женщин в возрасте от 16 до 40 лет. Респондентами выступили пользователи сети Интернет, привлеченные путем рассылки писем с приглашением к участию в исследовании. В ходе исследования были использованы опросник «Определение общей эмоциональной направленности» Б. И. Додонова и авторский исследовательский опросник «Рекламная суггестивность личности». Статистический анализ данных был проведен с помощью H-критерия Крускалла - Уоллиса и корреляционного анализа.
Результаты. Было выявлено, что для респондентов, склонных к рекламной суггестивности, характерна высокая значимость гедонистической эмоциональной направленности и акизитивной эмоциональной направленности.
Заключение. Установлена взаимосвязь между особенностями эмоциональной направленности личности и уровнем ее рекламной суггестивности. Результаты исследования могут быть использованы в процессе психологического сопровождения медиасоциализации личности. Использование школьными психологами полученных результатов в рамках индивидуальной или групповой работы с обучающимися может повысить их психологическое благополучие и психологическую безопасность. Перспектива дальнейших исследований заключается в анализе психологических особенностей взаимосвязи между уровнем рекламной суггестивности личности и другими ее личностными особенностями.
Введение. Социальная тематика научных работ представляется общественно значимым полем исследовательской деятельности, поскольку она ориентирована и является отражением существующих в обществе трендов, процессов и социальных запросов. Исследование тематической структуры отечественных диссертационных исследований по психологическим наукам, имеющих явную выраженность социальной тематики, представляется актуальным направлением научной рефлексии, ориентированной на выявление современных тенденций, проблем и перспектив развития научной психологии в России.
Материалы и методы. В работе осуществлен экспертный анализ кандидатских и докторских диссертаций по психологическим наукам на социальную тематику, рассмотренных Экспертным советом ВАК по педагогике и психологии в 2023 г. В фокусе анализа находятся количественные и содержательные аспекты диссертаций на социальную тематику в разрезе различных психологических специальностей.
Результаты. Количественный анализ показывает высокую частоту встречаемости социальной тематики по всем научным специальностям. Качественный анализ показал, что во многих работах прослеживается стремление к изучению избранной в качестве предмета исследования феноменологии на стыке разных направлений научной психологии, а также значимую выраженность практической направленности работ. Вместе с тем можно констатировать, что недостаточно проявлен уровень обобщения с выходом на методологические выводы, что объясняется небольшим количеством диссертаций, представленных на соискание ученой степени доктора наук.
Обсуждение и выводы. В рамках обсуждения обозначается, что требует внимания недостаточное количество защищаемых диссертаций в отдельных областях психологического знания (когнитивной психологии, психологии безопасности, психофизиологии, коррекционной психологии и других), а также подчеркивается необходимость не только привлечения к научной деятельности молодых ученых, но и включения их в исследовательскую деятельность на базе масштабных проектов, организуемых на базе ведущих научных и образовательных организаций или проектов на стыке смежных специальностей (например, психологии и педагогики, психологии и биологии, психологии и медицины и др.). По результатам анализа сформулирован ряд задач развития отечественной психологической науки, среди которых разработка перечня актуальных тематик диссертационных исследований в области психологии, необходимость руководствоваться Программой фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021-2030 гг.), интенсификация исследований, ориентированных на разрешение крупных научных проблем, связанных с актуальными и прогнозируемыми запросами общества.