Статьи в выпуске: 11
Введение. Застенчивость является одним из самых сильных предикторов формирования зависимости от социальных сетей, что делает изучение застенчивости особенно актуальным. В исследованиях активно используется опросник застенчивости, адаптированный для русскоязычного социума А. Б. Белоусовой и И. М. Юсуповым (Белоусова, Юсупов 2005). Относительно давно разработанных опросников сложилось убеждение, что их нужно перепроверить, поскольку ответы респондентов сегодня могут значительно отличаться от ответов их предшественников, на которых создавались эти опросники. Актуальна и установка на сокращение опросников, поскольку большие опросники вызывают трудности в сборе материалов и худшее качество получаемых ответов.
Цели исследования: 1) разработка сокращенной версии опросника застенчивости; 2) построение факторной модели застенчивости.
Материалы и методы. Исходные данные собраны посредством онлайн-опроса 3360 респондентов, в том числе 2739 из Беларуси и 621 из России (средний возраст М = 19,4, SD = 5,6), среди них 2239 женщин (М = 19,7, SD = 6,0) и 1121 мужчин (М = 19,1, SD = 4,7). В исследовании использованы опросники: застенчивости, адаптированный А. Б. Белоусовой и И. М. Юсуповым (Белоусова, Юсупов 2005)., зависимости от смартфона (автор В. П. Шейнов) (Шейнов 2020), зависимости от социальных сетей (авторы В. П. Шейнов, А. С. Девицын) (Шейнов, Девицын 2021), ассертивности (автор В. П. Шейнов) (Шейнов 2014), Шкала удовлетворенности жизнью (авторы Е. Н. Осин и Д. А. Леонтьев) (Осин, Леонтьев 2008), опросник самооценки Р. В. Овчаровой (Овчарова 1996), Шкала самоуважения М. Розенберга в адаптации А. А. Золотаревой (Золотарева 2020).
Результаты исследования. Сконструирована состоящая из 12 вопросов сокращенная версия опросника застенчивости. Сокращенная версия опросника удовлетворяет основным критериям валидности и надежности и обладает лучшими психометрическими характеристиками, нежели его исходная версия. Построена состоятельная 3-факторная модель застенчивости, позволяющая исследовать роль формирующих ее факторов во взаимосвязях застенчивости с другими характеристиками личности.
Выводы. Практическая значимость исследования заключается в том, что сокращенная версии опросника застенчивости позволяет проводить исследования с помощью более удобного инструмента с лучшими психометрическими характеристиками. Теоретическое значение данного исследования включает возможность изучения роли факторов, формирующих застенчивость индивида. В Приложении приведена сокращенная версия опросника застенчивости.
Введение. Свойства эмоциональной и когнитивной сферы в составе интеллектуально-личностного потенциала человека - одна из актуальных проблем в психологии. Эмпатия выступает важным компонентом, и ее изучение может осуществляться в рамках разных методологических оснований. В российской психологии применяется ряд опросников оценки уровня эмпатии, однако для оценки эмпатии у сотрудников системы здравоохранения таких инструментов к настоящему времени нет. Поэтому нами был адаптирован опросник, который специально разрабатывался для оценки эмпатии в медицинской сфере. Цели исследования заключались: 1) в апробации Джефферсоновского опросника эмпатии (ДОЭ), включившей проверку его факторной структуры, оценку надежности и валидности в его русскоязычном варианте; 2) в сравнительном анализе эмпатии у российских студентов медиков и психологов, а также врачей; 3) в обосновании идеи включенности эмпатии в многоуровневые иерархии личности, регулируемые динамическими регулятивными системами.
Материалы и методы. Эмпатия измерялась с помощью апробированного опросника эмпатии, разработанного университетом Джефферсона (Jefferson Scale of Empathy), также использовался опросник когнитивной и аффективной эмпатии (Questionnaire of Cognitive and Affective Empathy) в русскоязычной адаптации А. И. Белоусовой, М. Р. Гейвандовой. Выборку для апробации опросника эмпатии, разработанного университетом Джефферсона, составили 355 человек; из них 125 человек - студенты-медики; студенты-психологи - 130 человек; 100 врачей. Результаты исследования. Для опросника эмпатии Джефферсона подтверждена трехфакторная структура, аналогичная исходной англоязычной версии, со шкалами «взятие ответственности», «сострадательная забота», «ощущение нахождения в роли пациента»*. Названия шкал методики даны в переводе, предложенном автором. Продемонстрирована их конвергентная валидность посредством сопоставления со шкалами опросника когнитивной и аффективной эмпатии. Показано, что студенты- психологи проявляют более высокий уровень эмпатии, чем студенты медики и практикующие врачи.
Заключение. Полученные данные позволяют считать удовлетворительными психометрические характеристики русскоязычного варианта Джефферсоновского опросника эмпатии. Установленные связи между компонентами эмпатии позволяют говорить о том, что эмпатия может быть включена в многоуровневые иерархии личности, регулируемые динамическими регулятивными системами.
Введение. Участники боевых действий в наибольшей степени подвержены нервно-психическим расстройствам, в том числе и посттравматическому стрессовому расстройству. Одной из составляющих посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) выступает тревожность. В настоящее время важной медико-социальной задачей является сохранение психического здоровья комбатантов, а также поддержание их профессиональной и боевой готовности. Для этих целей используется медико- психологическая реабилитация. В качестве одного из наиболее эффективных немедикаментозных методов поддержания работоспособности выступает гипобарическая гипоксическая тренировка (ГГТ).
Цель работы - исследование динамики ситуативной и личностной тревожности комбатантов в процессе медико-психологической реабилитации с использованием метода ГГТ.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 17 комбатантов. Применялась методика «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» (автор - Ч. Д. Спилбергер; адаптация - Ю. Л. Ханин). Курс ГГТ проводился десять дней ежедневно и включал ступенчатые «подъемы» в барокамере пониженного давления с высоты 1500 м до 3500 м. Уровень ситуативной тревожности оценивался до, во время и после ГГТ, а также через 10 дней после завершения курса. Результаты исследования. В группе обследуемых преобладали средний уровень ситуативной (47 %) и личностной тревожности (53 %). Однако достаточно выраженным был и высокий уровень тревожности: ситуативная 35 %, личностная 41 %. В ходе прохождения курса ГГТ наблюдалась положительная динамика, направленная на снижение уровня как ситуативной, так и личностной тревожности. Данная тенденция сохранялась и через 10 дней после завершения 10-дневного курса ГГТ.
Заключение. Ситуативная тревожность статистически значимо снижается, начиная с 5 сеанса ГГТ на 15 %, а после десятого сеанса на 30 %, через 10 дней после завершения курса данный показатель снижается на 35 %. Фоновые показатели личностной тревожности после прохождения 10-дневного курса ГГТ статистически значимо снижаются на 6 %, а через 10 дней после завершения курса на 11 %.
Введение. На сегодняшний день, курение электронных сигарет (вейпинг) можно считать одной из наиболее распространенных и важных проблем, связанных со здоровьем молодежи, учитывая резкий рост потребления электронных сигарет, наблюдаемый ежегодно. Поэтому разработка эффективной социальной рекламы крайне необходима для того, чтобы регулярно информировать аудиторию о реальных последствиях вейпинга и предотвращать это поведение. Тем не менее, не так много исследований изучили влияние разных аспектов социальной рекламы на отношение к вейпингу и намерение курить электронные сигареты, особенно рассматривая их совместное воздействие. В этом исследовании мы рассматриваем факторы восприятия антивейпинговых информационных сообщений, ориентированных на молодежную аудиторию. В частности, оценивается роль автора сообщений (эксперта или сверстника со схожим опытом) и стиля повествования (нарративного и ненарративного), а также их эффект взаимодействия.
Материалы и методы. В исследовании использовался факторный экспериментальный 2х2 анализ для сравнения влияния различных источников сообщений и стилей на установки и поведение участников, представленных курящими электронные сигареты студентами бакалавриата (N = 112).
Результаты. Исследование показало, что использование эксперта в качестве автора информационного сообщения было более эффективной стратегией в контексте отношения к социальной рекламе, так как такие сообщения воспринимались более позитивно. Прочтение сообщения, выполненного в нарративном стиле, было связано с выражением респондентами более негативного отношения к вейпингу по сравнению с ненарративной подачей информации. Однако ни манипуляция авторством, ни стилем информации не была связана с более выраженным намерением сократить использование вейпинга. Вопреки выдвинутой гипотезе, не наблюдается взаимодействия между типом автора и типом повествования, так как разные комбинации этих характеристик сообщения не имеют статистически значимого влияния на зависимые переменные.
Заключение. Полученные результаты могут быть использованы для разработки более эффективной антивейпинговой социальной рекламы. Обсуждаются ограничения и направления будущих исследований.
Введение. Подготовка будущих педагогов включает в себя не только формирование учебных компетенций и навыков преподавания, но и развитие так называемых «soft skills», включающих в себя, помимо прочего, стрессоустойчивость и навыки быстрой адаптации и гибкости в сложных ситуациях. Это актуализирует изучение психологической резильентности, исследования которой пока недостаточно представлены в русскоязычном сегменте. В то же время ряд авторов указывает на то, что данный феномен является одной из детерминант готовности к профессиональной деятельности и будущему профессиональному саморазвитию, что особенно важно для педагогов, от которых в современных условиях требуется повышенная гибкость и адаптивность.
Материалы и методы. На базе Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины было проведено исследование взаимосвязи психологической резильентности и парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию у студентов педагогических специальностей. Участие в исследовании приняли студенты филологического факультета и факультета физической культуры (n = 90). Была использована русскоязычная версия краткой шкалы резильентности Brief Resilience Scale в адаптации В. И. Марковой (Маркова и др. 2022) и опросник «Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию» (Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.) (Фетискин и др. 2002, 294-297).
Результаты исследования. В рамках проведенного исследования была выявлена слабая прямая связь между уровнем психологической резильентности и мотивационным и нравственно-волевым компонентами готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию, а также между уровнем психологической резильентности и способностью к самоуправлению в педагогической деятельности.
Заключение. Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности разработки коррекционно-развивающих программ, направленных на повышение уровня психологической резильентности, что будет способствовать также повышению способности к самоуправлению и развитию нравственно-волевых качеств будущих педагогов. Кроме того, полученные результаты расширяют теоретические знания о психологической резильентности и особенностях ее взаимосвязи с профессиональной готовностью будущих специалистов, что может быть использовано для дальнейшего углубления исследований.
Введение. В связи со снижением статистики аварийности по причине человеческого фактора в авиации рассматриваются системные факторы, среди которых находится обучение. Эффективность обучения управлению воздушным движением (УВД) указывается исследователями как одна из причин, влияющих на производительность диспетчера УВД. Педагогическая деятельность инструкторов-диспетчеров УВД в процессе обучения изучена мало. Между тем, с выходом в свет в 2020 г. поправки 7 документа Doc 9868 «Правила аэронавигационного обслуживания.
Подготовка персонала. Издание 3» международной организации гражданской авиации ICAO (Doc 9868… 2020), компетенциям авиационного персонала, в частности, диспетчеров-инструкторов УВД, в авиации уделяется очень много внимания. Несмотря на это, исследований, связанных с компетенциями инструкторов-диспетчеров УВД, в этой области нет. Целью исследования является описание поведения инструкторов-диспетчеров УВД в процессе обучения стажеров-диспетчеров УВД и сопоставление его с требованиями к компетенциям авиационного документа Doc 9868.
Материалы и методы. На основании документа Doc 9868 ICAO был составлен авторский Опросник компетенций инструктора, представленный в двух версиях: для инструкторов и для стажеров. Исследование проводилось на базе предприятии «Азераэронавигация» в городе Баку и регионах Азербайджана.
Результаты исследования. В поведении большинства инструкторов было выявлено наличие компетенций, требуемых от инструктора руководящими авиационными документами. Однако ряд ответов на вопросы, связанных с оказанием стажеру инструктором дополнительной психологической поддержки, по обеспечению вхождения в профессиональную среду, по развитию взаимопонимания со стажером, применению приёмов активного слушания и др. свидетельствует о пробелах в знаниях в этой области у части инструкторов и о необходимости повышать их уровень психологических знаний и компетенций в этой области.
Заключение. Авторский Опросник компетенций инструкторов позволяет на основании ответов респондентов сделать выводы о наличии у инструкторов компетенций, соответствующих требованиям руководящего авиационного документа ICAO Doc. 9868. Данный опросник может применяться при отборе специалистов на должность инструктора, а также на курсах повышении квалификации инструкторов-диспетчеров УВД. По результатам исследования может быть составлена программа тренинга, направленного на развитие необходимых компетенций у инструкторов. Применение данного тренинга и оценка его эффективности является целью последующих исследований.
Введение. Актуальность исследования обусловлена значительным ростом показателей уровня и распространенности перфекционизма среди молодого населения и его связью с различными показателями психического неблагополучия. Врачи-ординаторы психиатрического и неврологического профилей могут быть подвержены развитию негативных психоэмоциональных состояний под влиянием характерных для студентов трудностей и профессиональных дистресс-факторов и рисков, а также в связи со специфическими трудностями, обусловленными особенностями специальности. Цель исследования заключается в изучении перфекционизма и невротических состояний у врачей-ординаторов психиатрического и неврологического профилей.
Материалы и методы. Выборка состояла из врачей-ординаторов (N = 100) по специальностям «Психиатрия» и «Неврология» в возрасте от 22 до 29 лет (М = 25; SD = 1,3). Для сбора эмпирических данных использованы «Трехфакторный опросник перфекционизма» Н. Г. Гаранян и А. Б. Холмогоровой, «Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний» К. К. Яхина и Д. М. Менделевича. Статистическая обработка данных проводилась с использованием непараметрического критерия Манна - Уитни и корреляционного анализа Спирмена (SPSS-26). Выборка была поделена на группы: с высоким (n = 37), средним (n = 33) и низким (n = 30) уровнем перфекционизма.
Результаты. У врачей-ординаторов с высоким уровнем перфекционизма значимо более выражены невротические состояния (тревога, невротическая депрессия, астения, истерический тип реагирования, обсессивно-фобические и вегетативные нарушения) в сравнении с врачами-ординаторами со средним (p≤0,001) и низким (p < 0,001) уровнем перфекционизма. У врачей-ординаторов с низким уровнем перфекционизма социально предписываемый перфекционизм связан с тревогой, астенией и истерическим типом реагирования, Я-адресованный перфекционизм связан с меньшим уровнем тревоги и истерического типа реагирования. У врачей-ординаторов со средним уровнем перфекционизма перфекционистский когнитивный стиль связан с большей выраженностью невротической депрессии, при этом Я-адресованный перфекционизм - с меньшей. У врачей-ординаторов с высоким уровнем перфекционизма общая выраженность перфекционизма связана с тревогой и обсессивно-фобическими нарушениями, перфекционистский когнитивный стиль и Я-адресованный перфекционизм - с тревогой, Я-адресованный перфекционизм - с истерическим типом реагирования и обсессивно-фобическими нарушениями.
Заключение. Результаты могут быть положены в основу разработки программ психологической профилактики для молодых врачей с учетом выраженности дезадаптивного перфекционизма и риска возникновения негативных психоэмоциональных состояний.
Введение. Развитие информационных технологий и рост количества информационных потоков в современной медиасреде позволяет личности все глубже погружаться в нее, тем самым расширяя свое жизненное пространство. Одним из распространенных явлений медиапространства является реклама, которая не только играет важную информационную роль, но и оказывает влияние на ценностно-смысловую, эмоциональную, мотивационную и другие сферы личности. Признавая высокую актуальность и научную значимость современных работ, посвященных психологии рекламы, необходимо отметить, что открытым остается вопрос о взаимосвязи уровня рекламной суггестивности личности с другими ее личностными особенностями, например, эмоциональной направленностью. Целью данного исследования является выявление особенностей эмоциональной направленности личности с различным уровнем рекламной суггестивности.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 150 человек, среди которых 65 мужчин и 85 женщин в возрасте от 16 до 40 лет. Респондентами выступили пользователи сети Интернет, привлеченные путем рассылки писем с приглашением к участию в исследовании. В ходе исследования были использованы опросник «Определение общей эмоциональной направленности» Б. И. Додонова и авторский исследовательский опросник «Рекламная суггестивность личности». Статистический анализ данных был проведен с помощью H-критерия Крускалла - Уоллиса и корреляционного анализа.
Результаты. Было выявлено, что для респондентов, склонных к рекламной суггестивности, характерна высокая значимость гедонистической эмоциональной направленности и акизитивной эмоциональной направленности.
Заключение. Установлена взаимосвязь между особенностями эмоциональной направленности личности и уровнем ее рекламной суггестивности. Результаты исследования могут быть использованы в процессе психологического сопровождения медиасоциализации личности. Использование школьными психологами полученных результатов в рамках индивидуальной или групповой работы с обучающимися может повысить их психологическое благополучие и психологическую безопасность. Перспектива дальнейших исследований заключается в анализе психологических особенностей взаимосвязи между уровнем рекламной суггестивности личности и другими ее личностными особенностями.
Введение. В контексте возрастания внимания психолого-педагогического сообщества к проблемам патриотического воспитания подростков и молодежи усиливается актуальность исследований, посвященных изучению содержания патриотических установок в данных возрастных группах, а также его возрастной динамики. В статье представлены результаты анализа вклада социально-демографических переменных (возраста, пола, образовательного учреждения) в показатели слепого и конструктивного патриотизма старших подростков.
Материалы и методы. К участию в исследовании были привлечены 463 старших подростка (51,8 % девушек и 48,2 % юношей) в возрасте 14-18 лет, учащиеся школ (40,5 %), ссузов (34,1 %) и вузов (25,4 %) Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В качестве методов сбора эмпирических данных использовалась подростковая версия опросника конструктивного патриотизма (С. В. Васильева, А. В. Микляева), для сбора социально-демографической информации использовалась анкета. Результаты проверки нормальности распределения (критерий Колмогорова - Смирнова, d = 0,08 при р < 0,01 для шкалы конструктивного патриотизма, d = 0,07 при р < 0,05 для шкалы слепого патриотизма) определили необходимость использования для статистической обработки данных методов непараметрической статистики.
Результаты. В возрастном диапазоне 14-18 лет зафиксировано последовательное снижение показателей слепого патриотизма (Н = 24,83 при р < 0,001; rs = -0,21 при р ≤ 0,01) и одновременный рост показателей конструктивного патриотизма (Н = 12,85 при р = 0,01; rs = 0,16 при р ≤ 0,01). Динамика показателей слепого патриотизма обеспечивается, в первую очередь, их изменениями в выборке юношей, конструктивного - в выборке девушек, причем для выборки юношей в целом характерны более высокие показатели слепого патриотизма (U = 24999,5 при р = 0,05), для выборки девушек - конструктивного (U = 24745,5 при р = 0,03). Установлено, что показатель слепого патриотизма достоверно выше в выборке школьников и достоверно ниже в выборке студентов вузов (Н = 24,83 при р < 0,001), взаимодействия факторов «возраст*образовательное учреждение» (при сравнении выборок 15-17-летних подростков, учащихся школ и ссузов) не зафиксировано.
Заключение. Полученные данные необходимо учитывать при интерпретации результатов подростковой версии опросника конструктивного патриотизма, а также при разработке психолого-педагогических программ, направленных на содействие формированию конструктивных патриотических установок в подростковой и молодежной среде.
Введение. Социальная тематика научных работ представляется общественно значимым полем исследовательской деятельности, поскольку она ориентирована и является отражением существующих в обществе трендов, процессов и социальных запросов. Исследование тематической структуры отечественных диссертационных исследований по психологическим наукам, имеющих явную выраженность социальной тематики, представляется актуальным направлением научной рефлексии, ориентированной на выявление современных тенденций, проблем и перспектив развития научной психологии в России.
Материалы и методы. В работе осуществлен экспертный анализ кандидатских и докторских диссертаций по психологическим наукам на социальную тематику, рассмотренных Экспертным советом ВАК по педагогике и психологии в 2023 г. В фокусе анализа находятся количественные и содержательные аспекты диссертаций на социальную тематику в разрезе различных психологических специальностей.
Результаты. Количественный анализ показывает высокую частоту встречаемости социальной тематики по всем научным специальностям. Качественный анализ показал, что во многих работах прослеживается стремление к изучению избранной в качестве предмета исследования феноменологии на стыке разных направлений научной психологии, а также значимую выраженность практической направленности работ. Вместе с тем можно констатировать, что недостаточно проявлен уровень обобщения с выходом на методологические выводы, что объясняется небольшим количеством диссертаций, представленных на соискание ученой степени доктора наук.
Обсуждение и выводы. В рамках обсуждения обозначается, что требует внимания недостаточное количество защищаемых диссертаций в отдельных областях психологического знания (когнитивной психологии, психологии безопасности, психофизиологии, коррекционной психологии и других), а также подчеркивается необходимость не только привлечения к научной деятельности молодых ученых, но и включения их в исследовательскую деятельность на базе масштабных проектов, организуемых на базе ведущих научных и образовательных организаций или проектов на стыке смежных специальностей (например, психологии и педагогики, психологии и биологии, психологии и медицины и др.). По результатам анализа сформулирован ряд задач развития отечественной психологической науки, среди которых разработка перечня актуальных тематик диссертационных исследований в области психологии, необходимость руководствоваться Программой фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021-2030 гг.), интенсификация исследований, ориентированных на разрешение крупных научных проблем, связанных с актуальными и прогнозируемыми запросами общества.
В современном мире здоровье детей, подростков и молодежи выступает в качестве одного из важнейших приоритетов общественного развития, а образовательное пространство, будь то пространство формального, неформального или информального образования, рассматривается как существенный фактор сохранения и укрепления здоровья, а также трансляции ценностей здорового образа жизни. Благодаря этому психология здоровья как область научного психологического знания, сфокусированная на применении психологических теорий и методов для решения задач, связанных с повышением эффективности работы по охране здоровья населения, сегодня обращает все более пристальное внимание на различные проблемы, возникающие в образовательной сфере, в контексте анализа факторов риска и защиты здоровья всех субъектов образовательного процесса.