EISSN 2686-9527
Языки: ru · en

Статья: ЭМПАТИЯ У ВРАЧЕЙ И СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ: РУССКОЯЗЫЧНАЯ АПРОБАЦИЯ ДЖЕФФЕРСОНОВСКОГО ОПРОСНИКА (JEFFERSON SCALE OF EMPATHY) (2024)

Читать онлайн

Введение. Свойства эмоциональной и когнитивной сферы в составе интеллектуально-личностного потенциала человека - одна из актуальных проблем в психологии. Эмпатия выступает важным компонентом, и ее изучение может осуществляться в рамках разных методологических оснований. В российской психологии применяется ряд опросников оценки уровня эмпатии, однако для оценки эмпатии у сотрудников системы здравоохранения таких инструментов к настоящему времени нет. Поэтому нами был адаптирован опросник, который специально разрабатывался для оценки эмпатии в медицинской сфере. Цели исследования заключались: 1) в апробации Джефферсоновского опросника эмпатии (ДОЭ), включившей проверку его факторной структуры, оценку надежности и валидности в его русскоязычном варианте; 2) в сравнительном анализе эмпатии у российских студентов медиков и психологов, а также врачей; 3) в обосновании идеи включенности эмпатии в многоуровневые иерархии личности, регулируемые динамическими регулятивными системами.

Материалы и методы. Эмпатия измерялась с помощью апробированного опросника эмпатии, разработанного университетом Джефферсона (Jefferson Scale of Empathy), также использовался опросник когнитивной и аффективной эмпатии (Questionnaire of Cognitive and Affective Empathy) в русскоязычной адаптации А. И. Белоусовой, М. Р. Гейвандовой. Выборку для апробации опросника эмпатии, разработанного университетом Джефферсона, составили 355 человек; из них 125 человек - студенты-медики; студенты-психологи - 130 человек; 100 врачей. Результаты исследования. Для опросника эмпатии Джефферсона подтверждена трехфакторная структура, аналогичная исходной англоязычной версии, со шкалами «взятие ответственности», «сострадательная забота», «ощущение нахождения в роли пациента»*. Названия шкал методики даны в переводе, предложенном автором. Продемонстрирована их конвергентная валидность посредством сопоставления со шкалами опросника когнитивной и аффективной эмпатии. Показано, что студенты- психологи проявляют более высокий уровень эмпатии, чем студенты медики и практикующие врачи.

Заключение. Полученные данные позволяют считать удовлетворительными психометрические характеристики русскоязычного варианта Джефферсоновского опросника эмпатии. Установленные связи между компонентами эмпатии позволяют говорить о том, что эмпатия может быть включена в многоуровневые иерархии личности, регулируемые динамическими регулятивными системами.

Introduction. The characteristics of the emotional and cognitive spheres in the structure of an individual’s intellectual and personal potential constitute an important issue of modern psychology. Empathy is an important element of such potential, and it can be studied from different methodological positions. In Russian psychology, there are no questionnaires to assess the level of empathy among healthcare workers. The lack of such questionnaires encouraged us to select and adapt a foreign questionnaire for assessing empathy in the medical field. The study seeks to deepen the understanding of empathy and has the following objectives: 1) to test the Russian-language version of the Jefferson Scale of Empathy (JSE) on a Russian sample; 2) to measure and compare the level of empathy among doctors, medical students and psychology students in Russia; and Introduction. The characteristics of the emotional and cognitive spheres in the structure of an individual’s intellectual and personal potential constitute an important issue of modern psychology. Empathy is an important element of such potential, and it can be studied from different methodological positions. In Russian psychology, there are no questionnaires to assess the level of empathy among healthcare workers. The lack of such questionnaires encouraged us to select and adapt a foreign questionnaire for assessing empathy in the medical field. The study seeks to deepen the understanding of empathy and has the following objectives: 1) to test the Russian-language version of the Jefferson Scale of Empathy (JSE) on a Russian sample; 2) to measure and compare the level of empathy among doctors, medical students and psychology students in Russia; and 3) to substantiate the inclusion of empathy in multi-level personality hierarchies regulated by dynamic regulatory systems.
Materials and Methods. Empathy was measured by the Jefferson Scale of Empathy and the Questionnaire of Cognitive and Affective Empathy (Russian adaptation by A. I. Belousova, M. R. Geyvandova). The sample consisted of 355 people: 125 medical students, 100 doctors and 130 psychology students.

Results. The Russian version of the Jefferson Scale of Empathy was confirmed to have a three-factor structure, similar to the original English version, with the scales ‘perspective taking’, ‘compassionate сare’, ‘standing in the patients’ shoes’. Their convergent validity with the scales of the Questionnaire of Cognitive and Affective Empathy was demonstrated. Psychology students showed more empathy than medical students and doctors.

Conclusions. The obtained data makes it possible to conclude that the Russian version of the Jefferson Scale of Empathy has satisfactory psychometric properties. The results suggest that empathy can be included in multilevel personality hierarchies governed by dynamic regulatory systems.

Ключевые фразы: эмпатия, джефферсоновский опросник эмпатии, когнитивная эмпатия, аффективная эмпатия, эмпатия у студентов, эмпатия у врачей, динамические регулятивные системы
Автор (ы): Крюкова Екатерина Андреевна
Журнал: ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОБРАЗОВАНИИ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
159.923. Психологические типы. Индивидуальная психология. Психология личности. Индивидуальность. Личность.Психология характера. Характерология. Идеосинкрозия. Типы личностей
Префикс DOI
10.33910/2686-9527-2024-6-2-223-236
eLIBRARY ID
72801813
Для цитирования:
КРЮКОВА Е. А. ЭМПАТИЯ У ВРАЧЕЙ И СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ: РУССКОЯЗЫЧНАЯ АПРОБАЦИЯ ДЖЕФФЕРСОНОВСКОГО ОПРОСНИКА (JEFFERSON SCALE OF EMPATHY) // ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОБРАЗОВАНИИ. 2024. Т. 6 № 2
Текстовый фрагмент статьи