Введение. В связи со снижением статистики аварийности по причине человеческого фактора в авиации рассматриваются системные факторы, среди которых находится обучение. Эффективность обучения управлению воздушным движением (УВД) указывается исследователями как одна из причин, влияющих на производительность диспетчера УВД. Педагогическая деятельность инструкторов-диспетчеров УВД в процессе обучения изучена мало. Между тем, с выходом в свет в 2020 г. поправки 7 документа Doc 9868 «Правила аэронавигационного обслуживания.
Подготовка персонала. Издание 3» международной организации гражданской авиации ICAO (Doc 9868… 2020), компетенциям авиационного персонала, в частности, диспетчеров-инструкторов УВД, в авиации уделяется очень много внимания. Несмотря на это, исследований, связанных с компетенциями инструкторов-диспетчеров УВД, в этой области нет. Целью исследования является описание поведения инструкторов-диспетчеров УВД в процессе обучения стажеров-диспетчеров УВД и сопоставление его с требованиями к компетенциям авиационного документа Doc 9868.
Материалы и методы. На основании документа Doc 9868 ICAO был составлен авторский Опросник компетенций инструктора, представленный в двух версиях: для инструкторов и для стажеров. Исследование проводилось на базе предприятии «Азераэронавигация» в городе Баку и регионах Азербайджана.
Результаты исследования. В поведении большинства инструкторов было выявлено наличие компетенций, требуемых от инструктора руководящими авиационными документами. Однако ряд ответов на вопросы, связанных с оказанием стажеру инструктором дополнительной психологической поддержки, по обеспечению вхождения в профессиональную среду, по развитию взаимопонимания со стажером, применению приёмов активного слушания и др. свидетельствует о пробелах в знаниях в этой области у части инструкторов и о необходимости повышать их уровень психологических знаний и компетенций в этой области.
Заключение. Авторский Опросник компетенций инструкторов позволяет на основании ответов респондентов сделать выводы о наличии у инструкторов компетенций, соответствующих требованиям руководящего авиационного документа ICAO Doc. 9868. Данный опросник может применяться при отборе специалистов на должность инструктора, а также на курсах повышении квалификации инструкторов-диспетчеров УВД. По результатам исследования может быть составлена программа тренинга, направленного на развитие необходимых компетенций у инструкторов. Применение данного тренинга и оценка его эффективности является целью последующих исследований.
Introduction. The number of aviation accidents caused by human factors is decreasing, which encourages researchers to pay more attention to studying system factors, such as training of air traffic control (ATC) specialists. The effectiveness of ATC training has been cited as one of the factors affecting air traffic controllers’ performance. In 2020, ICAO published Amendment 7 to the Procedures for Air Navigation Services - Training (Doc 9868), and that publication prompted a lot of attention to the competencies of aviation personnel - in particular, air traffic controllers and instructors. However, the teaching work of ATC instructors has been little studied, and there is no research related to the competencies of ATC instructors. This study describes the behavior of ATC instructors during the training of ATC trainees and compares it with the competency requirements of Doc 9868. Materials and Methods. The author used Doc 9868 to prepare the Instructor Competency Questionnaire in two versions: for instructors and for trainees. The study was conducted at Azeraeronavigation Air Traffic Department in Baku and various regions of Azerbaijan. Results. The study found that most instructors have the competencies required from an instructor by Doc 9868. However, the study also revealed that some instructors have gaps in knowledge related to a number of issues: provision of additional psychological support to the trainee; facilitating the trainee’s entry into the professional environment; developing mutual understanding with the trainee; using active listening techniques, etc. The study indicates that there is a need for instructors to increase their level of psychological knowledge and competencies related to the said issues. Conclusions. The author’s Instructor Competency Questionnaire makes it possible to identify whether instructors have competencies required by the governing aviation document Doc 9868. This questionnaire can be used to select specialists for the position of an instructor, as well as in professional development courses for ATC instructors. Based on the results of the study, a training program can be drawn up to develop the necessary competencies among instructors. The application of such a program and evaluation of its effectiveness will be the goal of subsequent research.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.33910/2686-9527-2024-6-2-181-190
- eLIBRARY ID
- 72801809