EISSN 2686-9527
Языки: ru · en

Статья: РОЛЬ ИСТОЧНИКА ИНФОРМАЦИИ И СТИЛЯ ИНФОРМАЦИОННОГО СООБЩЕНИЯ В ВОСПРИЯТИИ СООБЩЕНИЙ О ЗДОРОВЬЕ: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АНТИВЕЙПИНГОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ СРЕДИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (2024)

Читать онлайн

Введение. На сегодняшний день, курение электронных сигарет (вейпинг) можно считать одной из наиболее распространенных и важных проблем, связанных со здоровьем молодежи, учитывая резкий рост потребления электронных сигарет, наблюдаемый ежегодно. Поэтому разработка эффективной социальной рекламы крайне необходима для того, чтобы регулярно информировать аудиторию о реальных последствиях вейпинга и предотвращать это поведение. Тем не менее, не так много исследований изучили влияние разных аспектов социальной рекламы на отношение к вейпингу и намерение курить электронные сигареты, особенно рассматривая их совместное воздействие. В этом исследовании мы рассматриваем факторы восприятия антивейпинговых информационных сообщений, ориентированных на молодежную аудиторию. В частности, оценивается роль автора сообщений (эксперта или сверстника со схожим опытом) и стиля повествования (нарративного и ненарративного), а также их эффект взаимодействия.

Материалы и методы. В исследовании использовался факторный экспериментальный 2х2 анализ для сравнения влияния различных источников сообщений и стилей на установки и поведение участников, представленных курящими электронные сигареты студентами бакалавриата (N = 112).

Результаты. Исследование показало, что использование эксперта в качестве автора информационного сообщения было более эффективной стратегией в контексте отношения к социальной рекламе, так как такие сообщения воспринимались более позитивно. Прочтение сообщения, выполненного в нарративном стиле, было связано с выражением респондентами более негативного отношения к вейпингу по сравнению с ненарративной подачей информации. Однако ни манипуляция авторством, ни стилем информации не была связана с более выраженным намерением сократить использование вейпинга. Вопреки выдвинутой гипотезе, не наблюдается взаимодействия между типом автора и типом повествования, так как разные комбинации этих характеристик сообщения не имеют статистически значимого влияния на зависимые переменные.

Заключение. Полученные результаты могут быть использованы для разработки более эффективной антивейпинговой социальной рекламы. Обсуждаются ограничения и направления будущих исследований.

Introduction. Currently, smoking electronic cigarettes (vaping) is considered one of the most widespread and prominent health concerns among young people, with e-cigarette use among young adults surging annually. So, the development of effective public service advertisements (PSAs) is essential to both inform young adults about the actual consequences of vaping and prevent them from engaging in this behaviour. However, there is still a lack of research on how different aspects of anti-vaping PSAs can influence attitudes and intentions, especially regarding the interaction between these factors. To address this issue, this study examines the effectiveness of PSAs among young adults in Russia by focusing on the impact of various message sources (expert vs. peer) and styles (narrative vs. non-narrative) as well as their interactions based on the match-up hypothesis. Materials and Methods. The study employed a 2x2 factorial between-subjects experimental design to compare the impact of different message sources and styles on behaviour and attitudes, utilising a four-group posttest randomised design and involving vaping bachelor university students (N = 112). Results. Expert message sources were more effective in developing a positive attitude towards PSA than peer sources. Exposure to narratively styled messages was associated with a more negative attitude towards vaping compared to non-narrative ones. Nevertheless, no significant differences were observed in the effect of message sources or message styles on the vaping intention. No significant interaction effect between the message sources and styles was found in terms of their influence on the attitude towards PSA, attitude towards vaping and vaping intention. Conclusion. The findings contribute to the development of more effective anti-vaping advertisements, with implications for public health campaigns. Limitations and directions for future research are discussed.

Ключевые фразы: социальная реклама, вейпинг, убеждающая коммуникация, автор, НАРРАТИВ, СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ
Автор (ы): Бенидовская Юлия Сергеевна
Соавтор (ы): Ерицян Ксения Юрьевна
Журнал: ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОБРАЗОВАНИИ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
316.62. Социальное поведение
Префикс DOI
10.33910/2686-9527-2024-6-2-199-209
eLIBRARY ID
72801811
Для цитирования:
БЕНИДОВСКАЯ Ю. С., ЕРИЦЯН К. Ю. РОЛЬ ИСТОЧНИКА ИНФОРМАЦИИ И СТИЛЯ ИНФОРМАЦИОННОГО СООБЩЕНИЯ В ВОСПРИЯТИИ СООБЩЕНИЙ О ЗДОРОВЬЕ: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АНТИВЕЙПИНГОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ СРЕДИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ // ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОБРАЗОВАНИИ. 2024. Т. 6 № 2
Текстовый фрагмент статьи