EISSN 2686-9527
Языки: ru · en

Статья: КОНСТРУКТИВНЫЙ И СЛЕПОЙ ПАТРИОТИЗМ ПОДРОСТКОВ: ВКЛАД ВОЗРАСТА, ПОЛА И ТИПА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (2024)

Читать онлайн

Введение. В контексте возрастания внимания психолого-педагогического сообщества к проблемам патриотического воспитания подростков и молодежи усиливается актуальность исследований, посвященных изучению содержания патриотических установок в данных возрастных группах, а также его возрастной динамики. В статье представлены результаты анализа вклада социально-демографических переменных (возраста, пола, образовательного учреждения) в показатели слепого и конструктивного патриотизма старших подростков.

Материалы и методы. К участию в исследовании были привлечены 463 старших подростка (51,8 % девушек и 48,2 % юношей) в возрасте 14-18 лет, учащиеся школ (40,5 %), ссузов (34,1 %) и вузов (25,4 %) Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В качестве методов сбора эмпирических данных использовалась подростковая версия опросника конструктивного патриотизма (С. В. Васильева, А. В. Микляева), для сбора социально-демографической информации использовалась анкета. Результаты проверки нормальности распределения (критерий Колмогорова - Смирнова, d = 0,08 при р < 0,01 для шкалы конструктивного патриотизма, d = 0,07 при р < 0,05 для шкалы слепого патриотизма) определили необходимость использования для статистической обработки данных методов непараметрической статистики.

Результаты. В возрастном диапазоне 14-18 лет зафиксировано последовательное снижение показателей слепого патриотизма (Н = 24,83 при р < 0,001; rs = -0,21 при р ≤ 0,01) и одновременный рост показателей конструктивного патриотизма (Н = 12,85 при р = 0,01; rs = 0,16 при р ≤ 0,01). Динамика показателей слепого патриотизма обеспечивается, в первую очередь, их изменениями в выборке юношей, конструктивного - в выборке девушек, причем для выборки юношей в целом характерны более высокие показатели слепого патриотизма (U = 24999,5 при р = 0,05), для выборки девушек - конструктивного (U = 24745,5 при р = 0,03). Установлено, что показатель слепого патриотизма достоверно выше в выборке школьников и достоверно ниже в выборке студентов вузов (Н = 24,83 при р < 0,001), взаимодействия факторов «возраст*образовательное учреждение» (при сравнении выборок 15-17-летних подростков, учащихся школ и ссузов) не зафиксировано.

Заключение. Полученные данные необходимо учитывать при интерпретации результатов подростковой версии опросника конструктивного патриотизма, а также при разработке психолого-педагогических программ, направленных на содействие формированию конструктивных патриотических установок в подростковой и молодежной среде.

Introduction. The problems of patriotic education of youth and adolescents attract increasing attention of psychologists and teachers. As a result, there is a growing demand in studies focusing on the content and age dynamics of patriotic attitudes in these age groups. The article analyses the contribution of socio-demographic variables (age, gender, type of educational institution) to the indicators of blind and constructive patriotism in adolescents. Materials and Methods. The study involved 463 adolescents (51.8 % female, 48.2 % male) aged 14-18: students of secondary general education schools (40.5 %), vocational schools (34.1 %) and universities (25.4 %) of Saint Petersburg and Leningrad Region. The empirical data were collected using the Constructive Patriotism Questionnaire (the adolescent version by S. V. Vasileva, A. V. Miklyaeva) and a socio-demographic questionnaire. The results of the application of the Kolmogorov-Smirnov criterion (d = 0.08 p < 0.01 for the scale of constructive patriotism, d = 0.07 p < 0.05 for the scale of blind patriotism) determined the usage of nonparametric methods for data processing. Results. In adolescents aged 14-18, the increase in the respondents’ age in associated with a decrease in blind patriotism (H = 24.83 p < 0.001; rs = -0.21 p < 0.01) and an increase in constructive patriotism (H = 12.85 p = 0.01; rs = 0.16 p < 0.01). The dynamics of blind patriotism is primarily provided by the changes in the male sample, and of constructive patriotism, in the female sample. The male sample in general has higher indicators of blind patriotism (U = 24999.5 p = 0.05), and the female sample in general has higher indicators of constructive patriotism (U = 24745.5 at p = 0.03). The blind patriotism was significantly higher in secondary general education school students and significantly lower in university students (H = 24.83 p < 0.001). We found no interaction between the factors ‘age*educational institution’ for students of secondary general education schools and vocational schools aged 15-17. Conclusions. The results are important for interpreting the results of the Constructive Patriotism Questionnaire (adolescent version), as well as for developing psychological and pedagogical programs aimed at promoting constructive patriotic attitudes among youth and adolescents.

Ключевые фразы: патриотизм, КОНСТРУКТИВНЫЙ ПАТРИОТИЗМ, СЛЕПОЙ ПАТРИОТИЗМ, подростки, ШКОЛЬНИКИ, студенты ссузов, студенты вузов
Автор (ы): Васильева Светлана Викторовна
Соавтор (ы): Микляева Анастасия Владимировна
Журнал: ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОБРАЗОВАНИИ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
316.6. Социальная психология
Префикс DOI
10.33910/2686-9527-2024-6-2-143-157
eLIBRARY ID
72801806
Для цитирования:
ВАСИЛЬЕВА С. В., МИКЛЯЕВА А. В. КОНСТРУКТИВНЫЙ И СЛЕПОЙ ПАТРИОТИЗМ ПОДРОСТКОВ: ВКЛАД ВОЗРАСТА, ПОЛА И ТИПА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ // ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОБРАЗОВАНИИ. 2024. Т. 6 № 2
Текстовый фрагмент статьи