Архив статей журнала

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ И КОМПОНЕНТОВ ПАРЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ САМОРАЗВИТИЮ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ (2024)
Выпуск: Т. 6 № 2 (2024)
Авторы: Ярошевич Анна Сергеевна

Введение. Подготовка будущих педагогов включает в себя не только формирование учебных компетенций и навыков преподавания, но и развитие так называемых «soft skills», включающих в себя, помимо прочего, стрессоустойчивость и навыки быстрой адаптации и гибкости в сложных ситуациях. Это актуализирует изучение психологической резильентности, исследования которой пока недостаточно представлены в русскоязычном сегменте. В то же время ряд авторов указывает на то, что данный феномен является одной из детерминант готовности к профессиональной деятельности и будущему профессиональному саморазвитию, что особенно важно для педагогов, от которых в современных условиях требуется повышенная гибкость и адаптивность.

Материалы и методы. На базе Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины было проведено исследование взаимосвязи психологической резильентности и парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию у студентов педагогических специальностей. Участие в исследовании приняли студенты филологического факультета и факультета физической культуры (n = 90). Была использована русскоязычная версия краткой шкалы резильентности Brief Resilience Scale в адаптации В. И. Марковой (Маркова и др. 2022) и опросник «Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию» (Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.) (Фетискин и др. 2002, 294-297).

Результаты исследования. В рамках проведенного исследования была выявлена слабая прямая связь между уровнем психологической резильентности и мотивационным и нравственно-волевым компонентами готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию, а также между уровнем психологической резильентности и способностью к самоуправлению в педагогической деятельности.

Заключение. Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности разработки коррекционно-развивающих программ, направленных на повышение уровня психологической резильентности, что будет способствовать также повышению способности к самоуправлению и развитию нравственно-волевых качеств будущих педагогов. Кроме того, полученные результаты расширяют теоретические знания о психологической резильентности и особенностях ее взаимосвязи с профессиональной готовностью будущих специалистов, что может быть использовано для дальнейшего углубления исследований.

Сохранить в закладках
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТРУКТОРОВ-ДИСПЕТЧЕРОВ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ В ПРИЗМЕ НОВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТНЫХ РАМОК (2024)
Выпуск: Т. 6 № 2 (2024)
Авторы: Эстрова Сабина Тофик

Введение. В связи со снижением статистики аварийности по причине человеческого фактора в авиации рассматриваются системные факторы, среди которых находится обучение. Эффективность обучения управлению воздушным движением (УВД) указывается исследователями как одна из причин, влияющих на производительность диспетчера УВД. Педагогическая деятельность инструкторов-диспетчеров УВД в процессе обучения изучена мало. Между тем, с выходом в свет в 2020 г. поправки 7 документа Doc 9868 «Правила аэронавигационного обслуживания.

Подготовка персонала. Издание 3» международной организации гражданской авиации ICAO (Doc 9868… 2020), компетенциям авиационного персонала, в частности, диспетчеров-инструкторов УВД, в авиации уделяется очень много внимания. Несмотря на это, исследований, связанных с компетенциями инструкторов-диспетчеров УВД, в этой области нет. Целью исследования является описание поведения инструкторов-диспетчеров УВД в процессе обучения стажеров-диспетчеров УВД и сопоставление его с требованиями к компетенциям авиационного документа Doc 9868.

Материалы и методы. На основании документа Doc 9868 ICAO был составлен авторский Опросник компетенций инструктора, представленный в двух версиях: для инструкторов и для стажеров. Исследование проводилось на базе предприятии «Азераэронавигация» в городе Баку и регионах Азербайджана.

Результаты исследования. В поведении большинства инструкторов было выявлено наличие компетенций, требуемых от инструктора руководящими авиационными документами. Однако ряд ответов на вопросы, связанных с оказанием стажеру инструктором дополнительной психологической поддержки, по обеспечению вхождения в профессиональную среду, по развитию взаимопонимания со стажером, применению приёмов активного слушания и др. свидетельствует о пробелах в знаниях в этой области у части инструкторов и о необходимости повышать их уровень психологических знаний и компетенций в этой области.

Заключение. Авторский Опросник компетенций инструкторов позволяет на основании ответов респондентов сделать выводы о наличии у инструкторов компетенций, соответствующих требованиям руководящего авиационного документа ICAO Doc. 9868. Данный опросник может применяться при отборе специалистов на должность инструктора, а также на курсах повышении квалификации инструкторов-диспетчеров УВД. По результатам исследования может быть составлена программа тренинга, направленного на развитие необходимых компетенций у инструкторов. Применение данного тренинга и оценка его эффективности является целью последующих исследований.

Сохранить в закладках