ISSN 2949-5954
Языки: ru · en

Статья: ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (2024)

Читать онлайн

Данная статья посвящена исследованию проблемы формирования и развития эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития, в частности способов развития эмоционального интеллекта учителями-дефектологами. В работе дается анализ имеющихся подходов к изучению эмоционального интеллекта (ЭИ) как средства адаптации к окружающему миру, управления своими эмоциями детьми с нарушениями психического развития. Все перечисленные в статье особенности психического развития, описанные в работах известных российских и зарубежных авторов, доказывают формирование незрелости эмоционального интеллекта у детей с задержкой психического развития (ЗПР), что является главной предпосылкой своеобразного формирования их поведения и личностных особенностей. Также, в статье описывается анализ программ обучения студентов-дефектологов по формированию у них навыков работы по развитию эмоционального интеллекта у детей с задержкой психического развития. Эмпирическое исследование, представленное в работе, включает 2 группы детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) ЗПР - контрольная группа (КГ) и экспериментальная группа (ЭГ), в составе каждой - 15 человек. Исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 158» Ленинского района города Ярославля. Для выявления уровня развития изучаемого параметра у старших дошкольников с ЗПР авторы использовали комплекс диагностических методик, составленный ими на основе структуры эмоционального интеллекта.

The article is devoted to the study of the problem of formation and development of the emotional sphere in children with mental retardation, in particular, the ways in which defectologists develop emotional intelligence. The work provides the analysis of existing approaches to the study of emotional intelligence as a means of adapting to the world around us, managing their emotions for children with mental development disorders. All the features of mental development listed in the article, described in the works of well-known Russian and foreign authors, prove the formation of the immaturity of EI of children with mental retardation, which is the main prerequisite for the peculiar formation of their behavior and personal characteristics. Also, the article describes the analysis of training programs for defectologists to develop their skills in developing emotional intelligence in children with mental retardation. The empirical study presented in the work includes 2 groups of elder preschool children (6-7 years old) mental retardation - control (CG) and experimental (EG), each consisting of 5 people. The study was carried out on the basis of Kindergarten No. 158, Leninsky district, Yaroslavl. To identify the level of development of the studied parameter in elder preschoolers with mental retardation, the authors used a set of diagnostic methods compiled by them on the basis of the structure of emotional intelligence.

Ключевые фразы: эмоциональный интеллект, дети с задержкой психического развития, дефицитная область подготовки, будущие учителя-дефектологи, адаптация, эмоциональная сила
Автор (ы): Гаврилова Юлия Александровна
Соавтор (ы): Горохова Дарья Александровна, Калюжная Ирина Александровна
Журнал: СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
376.42. умственно отсталых, слаборазвитых
Префикс DOI
10.20323/2949-5954-2024-2-4-119
eLIBRARY ID
68589131
Для цитирования:
ГАВРИЛОВА Ю. А., ГОРОХОВА Д. А., КАЛЮЖНАЯ И. А. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ. 2024. № 2
Текстовый фрагмент статьи