В данной статье авторами рассматривается развитие речи у детей, а именно приемы и методы формирования устной и письменной речи у детей с ментальными нарушениями. Обобщая исследования, посвященные формированию речи у детей с ментальными нарушениями, авторы выделяют следующие особенности речевого развития, а именно: нарушения речи у детей могут проявляться в различных аспектах: звуковом, слоговом, фонематическом, лексико-грамматическом, темпо-ритмическом и других, нарушения могут быть связаны с различными причинами, такими как нарушения формирования звуковой аппаратуры, нарушения слуха у детей, владеющих только фразовой речью, наблюдаются трудности в расширении словарного запаса и использовании различных грамматических форм, особенно в сложных предложениях, при нарушениях речи и интеллекта у детей пассивный лексический запас (слова, которые они могут понимать) часто превышает активный (слова, которые они могут использовать в своей речи), при нарушении фонематического слуха ребенок испытывает трудности в различении и правильном восприятии звуков речи, что может затруднять процесс овладения грамотой. При глубокой форме нарушения интеллекта может возникнуть серьезное нарушение понимания обращенной речи, при тяжелых формах нарушения интеллекта речь может быть очень слабо развита и не выполняет коммуникативную функцию. В работе подробно описаны результаты диагностики речи у детей с нарушением интеллекта, а также последующая работа по коррекции данного процесса. Представленные в программе разделы и их содержание (игровые упражнения) являются основой для осуществления дифференцированного подхода, работы в определенной последовательности (по этапам), для применения вариативных технологий.
In this article, the authors examine the development of speech in children, namely the techniques and methods of forming oral and written speech in children with mental disorders. Summarizing research on the formation of speech in children with mental disorders, the authors highlight the following features of speech development, namely: speech disorders in children can manifest in various aspects: sound, syllabic, phonemic, lexico-grammatical, tempo-rhythmic and others, violations can be associated with various reasons, such as violations in formation of sound equipment, hearing impairment; children who speak only phrasal speech have difficulties in expanding their vocabulary and using various grammatical forms, especially in complex sentences; with speech and intelligence disorders in children, passive lexical vocabulary (words they can understand) often exceeds the active one (words they can use in their speech); if phonemic hearing is impaired, the child experiences difficulties in distinguishing and correctly perceiving speech sounds, which can complicate the process of mastering literacy. With a deep form of intellectual impairment, a serious impairment in understanding spoken speech may occur; with severe forms of mental disorders, speech may be so poorly developed that it cannot perform a communicative function. The work describes in detail the results of speech diagnostics in children with intellectual disabilities, as well as subsequent work to correct this process. The sections presented in the program and their content (game exercises) are the basis for implementing a differentiated approach, working in a certain sequence (in stages), for the use of variable technologies.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.20323/2949-5954-2024-2-4-81
- eLIBRARY ID
- 68589129