Экспериментальная оценка перераспределения усилий в элементах модели пролетного строения моста, получившего повреждения при временной нагрузке от подвижного состава (2024)
Актуальность. Характеристики конструкций моста в поврежденном состоянии изучены недостаточно, поэтому существует высокий риск их непредсказуемого поведения, что может привести к сбоям в работе, которые станут причиной серьезных аварий и техногенных катастроф. Масштабы такой опасности значительно возрастают в условиях экстремального климата Сибири и Севера. Повреждения и разрушения сооружений подтверждаются многими фактами.
Цель работы состоит в экспериментальном моделировании несущей способности моста после полученного повреждения, изучении состояния конструкций моста в различных условиях и определении мер по его восстановлению.
Методы. Для определения усилий в стержнях фермы применялся расчетный метод конечных элементов и метод экспериментального моделирования на базе системы PASCO.
В результате выявлены закономерности перераспределения усилий в стержнях про- летного строения при выключении из работы его некоторых элементов, установлен критический вид разрушения фермы.
Идентификаторы и классификаторы
Список литературы
- Бахтин С.А., Громов К.А., Шабанов А.П. Разработка новых совмещенных пролетных строений под перспективные железнодорожные и автомобильные нагрузки // Фундаментальные и прикладные вопросы транспорта. 2022. № 4 (7). С. 111-117.
- Власов Г.М. Мосты Новосибирска. Новосибирск : Приобские ведомости, 2023. 191 с.
- Anitori G., Casas J. R., Ghosn M. Redundancy and Robustness in the Design and Evaluation of Bridges: European and North American Perspectives // Journal of Bridge Engineering. 2013. V. 18. № 12. P. 1241-1251.
- Бокарев С.А., Проценко Д.В. Экспериментально-теоретические исследования пролетного строения сборно-разборного моста ТАЙПАН // Известия высших учебных заведений. Строительство. 2017. № 8 (704). С. 24-33.
- Шибков Н.Р., Яшнов А.Н. Исследование напряженно-деформированного состояния балочной клетки в железнодорожных мостах с ездой поверху // Фундаментальные и прикладные вопросы транспорта. 2022. № 4 (7). С. 73-79.
- Попов А.М., Зиновьев В.Б., Герасимов С.И., Сподарева Л.А. Исследование элементов мостовых конструкций методом голографической интерферометрии во встречных пучках // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2017. № 6 (65). С. 210-219.
- Gerasimov S., Tikhomirov V. Investigation of Low Temperature Deformation Measurement Problem by the Contact Holographic Interferometers // Lecture Notes in Civil Engineering. 2021. V. 130. P. 186-192. URL: https://doi.org/10.1007/978-981-33-6208-6_19
- Gerasimov S.I. Experimental Analysis of Elasto-Plastic Deformations Using Contact Holographic Interferometry // AIP Conference Proceedings. 2023. V. 2504. P. 020004. URL: https://doi.org/10.1063/5.0132444
- Жосан А., Папин В. Проблемы современного мостостроения // Инженерные исследования. 2021. № 1 (1). С. 20-25.
- Said H., Marzouk M., El-Said M. Application of Computer Simulation to Bridge Deck Construction: Case Study // Automation in Construction. 2009. V. 18. № 4. P. 377-385.
- Turdiyev Sh.R. The Need for the Implementation of PASCO Digital Laboratories, Which Provides the Possibility of Digitalization of STEAM Sciences // American Journal of Pedagogical and Educational Research. 2023. № 19. Р. 161-164.
- Бокарев С.А., Ращепкин А.А. Совершенствование методики оценки грузоподъёмности металлических пролетных строений железнодорожных мостов // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2006. № 2. С. 177-186.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Актуальность. Исследование особенностей развития агломерационных систем расселения и их взаимодействия с существующими условиями водно-зеленого каркаса – актуальные проблемы градостроительной науки. В статье рассматривается вопрос перспективного формирования природного каркаса Камской агломерации для предупреждения возможных эколого-градостроительных проблем в будущем.
Целью исследования является обоснование предложений по корректировке существующих направлений пространственного развития городов-ядер Камской агломерации для перспективного формирования водно-зеленого каркаса системы расселения. Гипотеза авторов предполагает, что для предотвращения негативного влияния активного развития урбанизированных центров агломерации необходима превентивная резервация прибрежных межселенных территорий под будущий водно-зеленый каркас.
Задачи исследования: 1) классификация существующих зон урбанизированных и природных ландшафтов прибрежных территорий Камы по характеру влияния на окружающую среду; 2) определение точек притяжения и направлений развития городов-ядер Камской агломерации; 3) предложения по корректировке существующих направлений пространственного развития городов-ядер агломерации для формирования ее водно-зеленого каркаса.
Результаты. Итогом работы является модель предлагаемых направлений развития городов агломерации для более рационального распределения одного из самых ценных ресурсов – природной среды прибрежных территорий Камы.
Актуальность. Обеспечение прочности и устойчивости земляного полотна и инженерных сооружений в условиях распространения многолетнемерзлых грунтов и глубокого сезонного промерзания грунтов остается одной из сложных научно-технических и технологических проблем строительства и реконструкции дорог в северных районах. Особенно важен вопрос распространения просадок земляного полотна при устройстве, дальнейшей эксплуатации и содержании автомобильных дорог. Основные причины разрушения дорожных конструкций связаны как с глобальным потеплением климата, так и со сложными геологическими и гидрогеологическими условиями региона.
Для предотвращения развития деформаций дорожной конструкции необходимо предусматривать ряд специальных инженерных мероприятий по недопущению оттаивания многолетнемерзлых грунтов или укреплению надмерзлотных слоев оснований.
Цель работы. Изучение методов устранения деформаций земляного полотна автомобильных дорог на территории распространения многолетнемерзлых грунтов и выбор основного метода ликвидации просадок на проблемном участке автомобильной дороги.
Результаты. Рассмотрено несколько вариантов решения вопроса ликвидации просадок на участке федеральной трассы Култук – Монды в Республике Бурятия.
Проанализирована возможность реконструкции земляного полотна разными методами термостабилизации: горизонтальной (пологонаклонной) системой термостабилизации совместно с наклонными термостабилизаторами, временными вертикальными термостабилизаторами для предпостроечного промораживания грунтов основания и гибридной системой термостабилизации (горизонтальный и вертикальный термостабилизатор в одном изделии). Кроме того, предложен метод стабилизации основания автомобильной дороги путем устройства грунтоцементных свай.
Отмечены основные преимущества рассмотренных вариантов, выявлены их недостатки и проведена оценка по стоимостным показателям. Оценена эффективность применения разных методов восстановления конструкции земляного полотна с целью обеспечения устойчивости основания автомобильной дороги. В качестве основного метода, как наиболее эффективного для рассматриваемого участка автомобильной дороги, предложен метод ликвидации просадок путем стабилизации основания земляного полотна устройством грунтоцементных свай.
Актуальность. Совершенствование расчета асфальтового бетона, обладающего параметрами структурно нестабильного материала, направлено на реализацию решения задач повышения несущей способности с позиции расширения границ упругой и пластической работы материала.
Цель работы. Определение упругопластических характеристик асфальтового бетона в процессе неравновесности деформирования и эффекта упругого последействия.
Практическая значимость. Оценка прочности асфальтобетонного покрытия проезжей части рассматривается решением контактной задачи для структурно нестабильного материала.
Актуальность. Возрастающее воздействие временной подвижной нагрузки в условиях случайного транспортного потока негативно влияет на работоспособность и долговечность несущих балок пролетных строений мостов. Прогнозирование ресурсной долговечности в условиях возможного наступления предельного состояния балок является актуальной задачей современности.
Цель работы: решение задачи качественной оценки ресурсной долговечности несущих балок на основе вероятности изменения технического состояния и работоспособности.
Результаты. Полученные расчетные параметры дискретной надежности эксплуатационного состояния несущих балок пролетных строений в условиях физического и морального износа позволяют оценить ресурсный резерв прочности.
Актуальность. Ключевой целью модернизации строительной отрасли и повышения качества строительства является внедрение технологий информационного моделирования (ТИМ).
ТИМ является эффективным инструментом конкурентоспособности предприятия за счёт повышения скорости и качества выполнения проектных и строительных работ, оптимизации ресурсов, а также эффективности взаимодействия участников процесса на всем жизненном цикле объекта капитального строительства (концептуальный проект-обоснование инвестиций, проектирование, строительство, эксплуатация, демонтаж).
В статье представлен опыт внедрения технологии информационного моделирования (3D-проектирования) в ПАО «НК «Роснефть» с учетом задач обеспечения адаптации к процессам проектно-изыскательских работ в компании и перехода на полномасштабное 3D-проектирование. Обоснован выбор программного обеспечения, описаны реальные примеры выполненных пилотных проектов с применением ТИМ, представлены результаты внедрения ТИМ.
Результаты. В результате цифровой трансформации процессов проектирования разработана модель системы управления жизненным циклом объекта капитального строительства, основой которой является его информационная модель. Кроме того, обозначены основные проблемы, требующие решения для успешного внедрения ТИМ в практику: недостатки отечественного программного обеспечения, дефицит или полное отсутствие высококвалифицированных кадров, неготовность заказчиков работать с ТИМ, снижение эффективности деятельности организации за счет внедрения в существующие процессы нового подхода реализации проектов, сопротивление нововведениям сотрудников, заказчиков и подрядчиков строительно-монтажных работ.
Выводы. Внедрение ТИМ в деятельность ПАО «НК «Роснефть» позволило достичь поставленных целей по импортозамещению технологий и подготовить достойный ответ глобальным геополитическим вызовам. Представленный в статье опыт поможет компаниям, находящимся на этапе внедрения ТИМ, принять решение по выбору того или иного программного обеспечения.
Актуальность. Работа посвящена актуальной проблеме сокращения времени расчетов при решении задач оптимизации стержневых систем.
Цель – исследование изменений усилий в поперечных сечениях статически неопределимой балки при внесении изменений в ее расчетную схему. Поставленная цель достигается применением жордановых исключений для решения разрешающей системы уравнений. Применение жордановых исключений для анализа изменений рассматривается на примере формирования статически неопределимой балки путем соединения двух ранее рассчитанных статически неопределимых балок в одну.
Результаты. Использование данных в результате расчета двух отдельных статически неопределимых балок и аппарата жордановых исключений, позволило получить значения усилий и перемещений для статически неопределимой балки, сформированной путем соединения двух отдельных балок без необходимости формирования и решения новой системы разрешающих уравнений.
Выводы. Применение жордановых исключений для решения разрешающей системы уравнений позволяет определять новые значения усилий в поперечных сечениях стержней и перемещения узлов системы при внесении изменений (введение либо удаление опорных или внутренних связей, изменение жесткостных характеристик элементов статически неопределимых систем и т. д.) в расчетную схему без необходимости формирования и решения новой системы разрешающих уравнений при каждом изменении.
Объектом исследования является совместная работа опорной металлической плиты базы колонны с нижерасположенной железобетонной плитой столбчатого фундамента на естественном основании в условиях реконструкции промышленного здания.
Цель работы состоит в получении напряженно-деформированного состояния опорной металлической плиты в базе колонны, железобетонной плиты столбчатого фундамента, а также значения контактных усилий между ними и характера их распределения по контактной плоскости.
Методы. Расчетное обоснование совместной работы опорной металлической плиты базы колонны с нижерасположенной железобетонной плитой столбчатого фундамента выполнено моделированием в программном комплексе Ing+2021 MicroFe с разработкой расчетной конечно-элементной пространственной модели.
Результаты. Получены напряженно-деформированное состояние двух контактных несущих элементов базы металлической колонны и совместная работа их взаимодействия, что позволило разработать рекомендации по восстановлению эксплуатационной пригодности бетона железобетонной плиты столбчатого фундамента в контурной зоне опорной металлической плиты колонн при реконструкции промышленного здания.
Статья посвящена определению ценностных характеристик исторических садово-парковых территорий города Томска, сформировавшихся в конце XVIII – начале XX в., как рекреационных территорий и градостроительных элементов в планировочной структуре города.
Целью работы является выявление ценностных характеристик для дальнейшей разработки охранных мероприятий исследуемых исторических территорий.
Методика исследования основана на комплексном историко-архитектурном анализе и обобщении архивных материалов, натурных данных. В настоящей работе анализируются существующие методики определения ценностных характеристик объектов культурного наследия и их применение с учетом особенностей томских садово-парковых территорий (далее СПТ). В основу анализа также вошли методики, применяемые в различных регионах Российской Федерации.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые определены ценностные характеристики исторических садов и парков Томска и разработана методика установления историко-культурной значимости СПТ Томска, включающая комплекс критериев и инструментов оценивания с установленными расчетными показателями объектов историко-культурного наследия. Предпринята попытка разработать научно обоснованный метод выявления ценностных характеристик для произведений ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства г. Томска, что позволяет обеспечить физическую сохранность, целевое функциональное использование СПТ, а также преемственность развития градостроительного и природного окружения города.
Результаты исследования могут быть использованы при подготовке охранных документов, регламентирующих порядок сохранения, развития и дальнейшего использования исторических садов и парков как объектов культурного и природного наследия Томска.
Постановка задачи. Рассмотрено историческое значение территории современного Азербайджана в контексте формирования цивилизации. Подчеркнута важность архитектурных артефактов укрепленных городов и крепостей, сосредоточенных на пространстве Шабранского района. Особый акцент сделан на оборонительных сооружениях, таких как городище Шабран, относящееся к раннему Средневековью. Проанализированы исторические и археологические данные, связанные с возникновением и развитием этого города. Описано военно-стратегическое и экономическое значение данной территории, особенности ее водоснабжения и торговли.
Целью настоящей работы является изучение и анализ археологических, исторических и архитектурных особенностей городища Шабран, а также его роли в историческом контексте Азербайджана.
Результаты. Исследован процесс трансформации города из регионального центра ремесла и торговли в маленький населенный пункт и его последующее разрушение из-за постоянных набегов. Выявлено влияние архитектуры Сасанидского Ирана на первоначальном этапе развития Шабрана, определены временные периоды и описаны находки, связанные с этим городом. Особое внимание уделено архитектурным особенностям и строительству крепостей и замков, выявленным в результате археологических раскопок.
Выводы. Подчеркивается значимость исследований для понимания исторического и культурного контекста развития градостроительства в Азербайджане.
Актуальность. Развитие материально-технической базы университетов является одним из приоритетных направлений государственной политики в области создания кадрового и технологического суверенитета страны. Высокий уровень современного инженерного обеспечения и технологий обучения в высшей школе требует модернизации обширной сети существующих зданий вузов по всей стране, часть из которых является памятниками культуры и архитектуры разного уровня.
Цель работы. Рассмотреть возможность проведения архитектурной модернизации как средства развития университетской материальной базы на примере конкретного объекта – главного корпуса университета в г. Новочеркасске, являющегося памятником архитектуры федерального значения.
Результаты. На основе анализа существующего состояния и актуальных проблем главного корпуса предложена концепция архитектурной модернизации с изменением его функциональной и объемно-планировочной организации.
Актуальность. Квартирография – оценка типов жилых ячеек и их соотношения в многоквартирном жилом здании или жилой застройке – является одним из основных в комплексе параметров, определяющих объемно-планировочные решения при архитектурном проектировании многоквартирного жилого здания.
Цель: составление рекомендаций по формированию номенклатуры жилых ячеек жилого фонда социального использования, которая будет применяться при архитектурном проектировании многоквартирного жилого здания; определение предпочтительной этажности размещения разных типов квартир для проживания семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в районных администрациях г. Томска. Критериями, определяющими место жилых ячеек в объемно-планировочном решении многоквартирного жилого здания, являются демографический состав семей и группы мобильности их членов.
В процессе работы использован метод статистического анализа данных, моделирование графических схем объемно-планировочных решений многоквартирных жилых зданий на основе вариативности типов жилых ячеек от одной до шести комнат.
Результатом работы является разработка предложений в части квартирографии по архитектуре жилища при формировании объемно-планировочных решений многоквартирных жилых зданий жилого фонда социального использования г. Томска.
Статья представляет собой фрагмент из системного научного исследования проектной деятельности бюро «Меганом», проводимого в рамках изучения особенностей авторского подхода в современной отечественной архитектуре.
Цель работы заключается в определении концептуальных первооснов, применяемых в построении пространства и пластики в здании филиала Третьяковской галереи, спроектированном студией Ю.Э. Григоряна в г. Калининграде.
В работе использован метод построения аналитических моделей, выявляющих характерные особенности авторских приемов построения пространства и пластики в проекте здания филиала Третьяковской галереи в г. Калинингаде.
Основные результаты и выводы. На основе проведенного исследования, при сравнении авторских схем с некоторыми примерами современного зодчества, показано развитие авторского подхода и преемственность концептуальных идей. Построение пространства и пластики в проекте филиала Третьяковской галереи в г. Калининграде выполнено в общей для современной архитектуры стилистике с учетом наиболее ярких тенденций мирового музейного зодчества, с сохранением авторского концептуального понимания архетипа выставочного пространства.
Актуальность исследования обусловлена ростом популярности активного экстремального вида туризма – горнолыжного, который предлагает все большую доступность горнолыжной инфраструктуры и обеспечен поддержкой государства в развитии данного направления.
Целью работы является выявление принципов и тенденций проектирования современного горнолыжного комплекса.
Методика исследования включает: анализ зарубежного и отечественного опыта проектирования; анализ функциональной типологии горнолыжных комплексов; изучение принципов создания современной архитектуры, интегрированной в природную среду.
Границы исследования: географические границы исследования включают в себя анализ горнолыжных комплексов России, европейских стран, Японии и США, временные границы – ХХ–XI вв.
Научная новизна заключается в изучении особенностей зарубежного и отечественного опыта проектирования горнолыжных комплексов; изучении факторов, влияющих на проектирование в сложном рельефе; определении функционально-планировочной структуры и номенклатуры помещений горнолыжных комплексов.
Практическая значимость исследования: результаты могут быть использованы при проектировании горнолыжного комплекса.
Результаты исследования: изучен исторический аспект появления горнолыжного спорта и его становления как популярного направления туризма. На базе сравнительного анализа сформированы принципы проектирования горнолыжных комплексов. Проведена связь между выделенными принципами и принципами устойчивой архитектуры. Приведена классификация по назначению горнолыжных комплексов. Выделено влияние времени пребывания туристов на функциональное наполнение горнолыжных комплексов. Сформулированы функционально-планировочные аспекты проектирования и влияние на них архитектурно-стилистического решения. Представлена модель функционально-планировочной структуры. Выявлена зависимость способов объемно-пространственного расположения от функционально-планировочной структуры.
Актуальность. В 2024 г. исполняется 100 лет с момента заложения фундамента здания Первой крупной электростанции Новосибирска – значимого промышленного здания в контексте исторической застройки города. Сегодня в Новосибирске существует проблема утраты целостной культурно-исторической среды ввиду большого числа неэксплуатируемых разрушающихся памятников истории и архитектуры.
Цель работы. Для сохранения архитектурного наследия необходимо разработать современные стратегии повторного использования подобных зданий.
Методы исследовании. В настоящей работе посредством методов контекстуального, ретроспективного, идеографического анализа выдвигаются концептуальные сценарии архитектурной адаптации ТЭЦ-1 им. М.И. Калинина, являющейся объектом культурного наследия регионального значения. Проектные решения классифицированы по степени вмешательства в первоначальный облик здания, ориентированы на преобразование бывшего индустриального корпуса с целью раскрытия социально-исторической стороны ТЭЦ-1 как символа динамичного подъёма экономики и энергетической промышленности г. Новосибирска.
В результате исследования определен наиболее эффективный среди разработанных сценариев в контексте исторической застройки Новосибирска принцип. Показано, что оптимальным среди числа описанных сценариев выступает концептуальный принцип нюансного сочетания с историческим контекстом, предполагающий сохранение общего архитектурного облика памятника истории регионального значения с внесением обратимых изменений в архитектурные решения здания.
Статья посвящена определению ценностных характеристик исторических садово-парковых территорий города Томска, сформировавшихся в конце XVIII – начале XX в., как рекреационных территорий и градостроительных элементов в планировочной структуре города.
Целью работы является выявление ценностных характеристик для дальнейшей разработки охранных мероприятий исследуемых исторических территорий.
Методика исследования основана на комплексном историко-архитектурном анализе и обобщении архивных материалов, натурных данных. В настоящей работе анализируются существующие методики определения ценностных характеристик объектов культурного наследия и их применение с учетом особенностей томских садово-парковых территорий (далее СПТ). В основу анализа также вошли методики, применяемые в различных регионах Российской Федерации.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые определены ценностные характеристики исторических садов и парков Томска и разработана методика установления историко-культурной значимости СПТ Томска, включающая комплекс критериев и инструментов оценивания с установленными расчетными показателями объектов историко-культурного наследия. Предпринята попытка разработать научно обоснованный метод выявления ценностных характеристик для произведений ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства г. Томска, что позволяет обеспечить физическую сохранность, целевое функциональное использование СПТ, а также преемственность развития градостроительного и природного окружения города.
Результаты исследования могут быть использованы при подготовке охранных документов, регламентирующих порядок сохранения, развития и дальнейшего использования исторических садов и парков как объектов культурного и природного наследия Томска.
Актуальность. Сложность с организацией инклюзивности в театральных учреждениях сохраняется и сегодня, что становится весьма значимой проблемой для групп людей с повышенными потребностями, когда отсутствие тех или иных решений и невозможность по разным причинам организовать их в здании напрямую влияет на посещаемость театров маломобильными гражданами.
Целью работы является изучение возможности и методов организации инклюзивности в театральных пространствах с помощью современных развивающихся технологий, таких как VR, AR, использование метавселенных и пр.
Методика исследования основана на анализе современных проектов, касающихся переориентации проектирования и строительства на инклюзивность и благополучие архитектурной среды зданий, и выявлении основных критериев, инструментов и альтернативных решений для их реализации. Анализируются способы использования современных технологий в театрах на примерах реально существующих проектов.
В результате рассмотрены и выявлены основные критерии для переориентации проектирования на архитектуру, учитывающую потребности групп маломобильных граждан. С ориентацией на существующие театральные проекты выявлена возможность использования технологий виртуальной и дополненной реальности, метавселенных и других в театральных пространствах.
Предметом исследования является начальная страница в истории градостроительства будущего Новосибирска в период формирования его генерального плана в конце XIX – начале XX в. Исследуется процесс становления первоначальной структуры города в виде Центральной, Железнодорожной и Закаменской частей с их ортогональной схемой кварталов, улиц и переулков.
Актуальность. Градостроительный феномен дореволюционного Ново-Николаевска, исследуемый в статье, представляет значительный интерес для истории отечественного и мирового градостроительства. Рассматриваются и оцениваются черты реализации градостроительной идеи, а также возможности использования в данном случае других градостроительных концепций и новых планировочных приёмов, доступных в те годы.
Результаты. Обосновывается необходимость сохранения сложившейся исторической градостроительной структуры в центральной части современного Новосибирска, рассматривается возможность её использования в градостроительной практике в области реконструкции и развития исторических кварталов города.
В представленной статье обсуждается первая гибридная градостроительная модель, сформированная из разных функциональных зон на правом берегу Москвы-реки. Гибридизация показателей включала реновацию Крымской набережной и Центрального парка культуры и отдыха имени Максима Горького (парк им. М. Горького) в единую пешеходную зону. В частях новой гибридной модели наблюдалась интеграция общественно-деловых и рекреационных пространств с парковыми территориями в единый маршрут по набережной между парком им. М. Горького, пейзажным парком «Нескучный сад» с природным заказником «Воробьевы горы». А другая часть гибридной модели сформировалась от Крымской набережной с парком искусств «Музеон» к общественному пространству «Красный Октябрь» и в 2021 г. – к знаменитой ГЭС-2 после ее реконструкции. Общая протяженность маршрута в настоящее время составляет около 10 км для пешеходных и велосипедных прогулок с прекрасными видами на воду и природными территориями.
Цель. Рассмотреть свойства первой гибридной модели, их влияние на социокультурный сценарий пространства, а также экономическое, эстетическое и экологическое развитие центральной части Москвы. Однако не все свойства новой модели активно проявляются, а некоторые имеют отрицательные показатели, что снижает комплексное развитие как самой модели, так и объектов в её структуре. В то же время на современном этапе развития градостроительной практики вопросам управления урбанизацией и климатом через технологические решения с восполнением устойчивой природной составляющей в городе уделяется особое внимание. Конструктивные решения таких устойчивых проектов могут быть с успехом использованы в разных климатических зонах. В данном контексте автором поднимается вопрос о сохранении природных территорий в городе и анализируется международный опыт на тему «гибридности» свойств в моделях.
Результаты. Представлен авторский подход к проблемам изменения климата и устойчивости вновь создаваемых гибридных моделей с акцентом на группы объектов, в которых зеленые и голубые технологии (по восполнению природы и использованию дождевой воды) развивают и поддерживают формирование самих объектов в структуре гибридных моделей, а также стабилизируют структуру нового природно-инженерного каркаса города.
Выводы. Сформирована первая гибридная модель городского пространства на правом берегу Москвы-реки, обладающая рядом свойств. При интеграции большая часть из них активно проявлена в социокультурном и экономическом сценарии развития территории. В то же время экологический комфорт, безопасность и доступность новой гибридной модели полностью не раскрыты, и они связаны с транспортными решениями. На современном этапе необходима проработка инженерных и технологических решений в целях устойчивого градостроительного развития первой гибридной модели в XXI в., чтобы управлять процессами урбанизации и глобальным изменением климата.
Статья посвящена одному из наиболее известных проектов жилых зданий, выполненных французским архитектором Ш.-Э. Жаннере-Гри (Ле Корбюзье) в традициях функционализма. Вилла Савой в Пуасси (1928–1931 гг.), по словам ее создателя, стала «этапным» произведением в его творчестве. По ее завершении он вошел в плеяду выдающихся современных зодчих, получив возможность свободно экспериментировать с самыми различными архитектурными стилями (модернизм, брутализм и др.).
Авторами проанализированы основные архитектурно-дизайнерские концепции Шарля-Эдуарда, заложенные в решения генерального плана, в планировочные схемы эта- жей, решения фасадов и интерьеров этой необычной виллы.
Показаны основные направления развития архитектуры Западной Сибири в XVII – н. XX в. Обобщены данные ранее опубликованных материалов, посвященных художественно-декоративной трактовке каменных и деревянных зданий. Отмечена взаимосвязь и взаимовлияние их орнаментов. Установлено, что стиль барокко, широко применяемый в архитектуре Западной Европы и России XVII–XVIII вв., не получил большого развития в городах Сибири. Показано, что стилевое направление «сибирское барокко», зародившееся в начале XX столетия, в основном коснулось культовых построек. В каменной же застройке жилых и общественных зданий этот стиль встречается довольно редко.
Целью исследования является анализ процесса развития данного направления в архитектуре Сибири. Основное внимание уделено барочной орнаментике.
Выводы. Показано, что широкое применение элементы барокко получили в деревянной архитектуре городов Сибири в XIX в. Лишь в наше время это стилевое направление обратило на себя должное внимание исследователей архитектуры. Предпринята попытка раскрыть особенности орнаментов барокко в контексте традиций народов России, установить взаимосвязь основных архитектурных стилей с обычаями деревянной русской архитектуры и национальными особенностями орнаментов народов Сибири.
Издательство
- Издательство
- ТГАСУ
- Регион
- Россия, Томск
- Почтовый адрес
- 634003, Томская область, город Томск, Соляная пл., д.2
- Юр. адрес
- 634003, Томская область, город Томск, Соляная пл., д.2
- ФИО
- Власов Виктор Алексеевич (Руководитель)
- E-mail адрес
- pk@tsuab.ru
- Контактный телефон
- +7 (382) 2653693
- Сайт
- https://tsuab.ru/