Статьи в выпуске: 8
Данная статья посвящена исследованию проблемы формирования и развития эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития, в частности способов развития эмоционального интеллекта учителями-дефектологами. В работе дается анализ имеющихся подходов к изучению эмоционального интеллекта (ЭИ) как средства адаптации к окружающему миру, управления своими эмоциями детьми с нарушениями психического развития. Все перечисленные в статье особенности психического развития, описанные в работах известных российских и зарубежных авторов, доказывают формирование незрелости эмоционального интеллекта у детей с задержкой психического развития (ЗПР), что является главной предпосылкой своеобразного формирования их поведения и личностных особенностей. Также, в статье описывается анализ программ обучения студентов-дефектологов по формированию у них навыков работы по развитию эмоционального интеллекта у детей с задержкой психического развития. Эмпирическое исследование, представленное в работе, включает 2 группы детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) ЗПР - контрольная группа (КГ) и экспериментальная группа (ЭГ), в составе каждой - 15 человек. Исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 158» Ленинского района города Ярославля. Для выявления уровня развития изучаемого параметра у старших дошкольников с ЗПР авторы использовали комплекс диагностических методик, составленный ими на основе структуры эмоционального интеллекта.
В статье представлены результаты исследования младших школьников с ментальными нарушениями. Предметным полем исследования стали социально-трудовые навыки этой категории детей, а именно пути, условия, механизмы формирования указанных выше навыков. Итогом исследования стала модель формирования социально-трудовых навыков у обучающихся с ментальными нарушениями. Исследование было проведено с 2019 по 2023 год в рамках деятельности региональной базовой площадки по обучению детей с особенностями развития в Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Липецкой области. В работе акцентируется внимание на необходимости учитывать в перспективном планировании жизни выпускников специальных школ и школ-интернатов для детей с ментальными нарушениями их дальнейшее развитие, так как этот вопрос остро стоит перед родителями особых детей и педагогами, которые должны понимать, что их труд по реабилитации и абилитации детей с умственными нарушениями не пропадет, и усилия школы будут продолжены во внешкольной среде. В данном исследовании приводится анализ сформированности социально-трудовых навыков как базовых в структуре жизненных компетенций у обучающихся с интеллектуальными нарушениями; продемонстрирована специфика работа педагогов и специалистов по формированию социально значимых навыков у обучающихся данной нозологической категории; представлена модель формирования социально-трудовых навыков младших школьников с ментальными нарушениями; проведено исследование по изучению условий и механизмов формирования социально-трудовых навыков младших школьников с ментальными нарушениями. Автор показал специфику и возможность раскрытия жизненного потенциала детей с ментальными нарушениями в условиях освоения детьми социальных и элементарных трудовых навыков. Статья рекомендована специалистам (психологам, дефектологам, логопедам, социальным педагогам, другим узким специалистам), студентам-практикантам, профессиональная деятельность которых направлена на развитие детей с ментальными нарушениями, учителям, работающим с детьми с ментальными нарушениями.
В данной статье авторами рассматривается развитие речи у детей, а именно приемы и методы формирования устной и письменной речи у детей с ментальными нарушениями. Обобщая исследования, посвященные формированию речи у детей с ментальными нарушениями, авторы выделяют следующие особенности речевого развития, а именно: нарушения речи у детей могут проявляться в различных аспектах: звуковом, слоговом, фонематическом, лексико-грамматическом, темпо-ритмическом и других, нарушения могут быть связаны с различными причинами, такими как нарушения формирования звуковой аппаратуры, нарушения слуха у детей, владеющих только фразовой речью, наблюдаются трудности в расширении словарного запаса и использовании различных грамматических форм, особенно в сложных предложениях, при нарушениях речи и интеллекта у детей пассивный лексический запас (слова, которые они могут понимать) часто превышает активный (слова, которые они могут использовать в своей речи), при нарушении фонематического слуха ребенок испытывает трудности в различении и правильном восприятии звуков речи, что может затруднять процесс овладения грамотой. При глубокой форме нарушения интеллекта может возникнуть серьезное нарушение понимания обращенной речи, при тяжелых формах нарушения интеллекта речь может быть очень слабо развита и не выполняет коммуникативную функцию. В работе подробно описаны результаты диагностики речи у детей с нарушением интеллекта, а также последующая работа по коррекции данного процесса. Представленные в программе разделы и их содержание (игровые упражнения) являются основой для осуществления дифференцированного подхода, работы в определенной последовательности (по этапам), для применения вариативных технологий.
Процесс цифровизации является драйвером развития абсолютного большинства сфер жизни человеческого общества. Цифровизация образования напрямую влияет на качество, актуальность и доступность получения образования, а в случае с образованием лиц с ОВЗ и инвалидностью в специальном или инклюзивном образовании вышеперечисленные факторы являются важнейшими. Благодаря цифровизации в образовании для лиц с ОВЗ появляются новые методы, возможности, методики, а именно: преподавателям становится проще не только обеспечивать учебный процесс, но и находить и получать необходимую информацию, оперативно осуществлять обмен опытом со своими коллегами. Огромные возможности предоставляет процесс цифровизации и самим обучающимся с ОВЗ и инвалидностью. Преимуществ использования цифровых ресурсов огромное множество, но не стоит забывать о том, как трансформируются сферы жизни общества лиц с ОВЗ и какие риски несет эта трансформация для самих людей. Для педагога, ровно так же, как и для обучаемого с ОВЗ и инвалидностью, очень важно научиться грамотно пользоваться всеми доступными цифровыми технологиями для того, чтобы достичь необходимых результатов как в образовании, так и в других сферах жизнедеятельности. При изучении данного вопроса необходимо всегда помнить о том, что даже при бурном развитии технологий в центре нашего внимания должен оставаться человек с ограниченными возможностями здоровья, с его проблемами, трудностями и задачами. При внедрении цифровых технологий в образовательный процесс лиц с ОВЗ необходимо достичь максимального эффекта гибкости и оперативной реакции на возникающие потребности лиц с ОВЗ. В статье проанализированы и структурированы возможности и риски использования информационно-коммуникационных и цифровых технологий при обучении лиц с ОВЗ и инвалидностью на разных ступенях образования.
Статья посвящена актуальной проблеме - вопросам внедрения дуальной системы обучения при подготовке специальных педагогов. Ключевым фактом, обуславливающим необходимость внедрения дуального образования, стало обновление современных требований, предъявляемых к подготовке педагогов, расширению их функциональных обязанностей и изменениям профессиональных компетентностей. В статье анализируются трудности внедрения данной системы обучения, раскрыты итоги исследования, фокус групповых обсуждений в которых сделан на введении дуальной системы образования, ее плюсах и минусах. Авторами обосновываются и раскрываются основные принципы дуальной системы обучения.
Авторы статьи определяют дуальное обучение как особый вид обучения, обеспечивающий непрерывный цикл изучения теоретического материала и освоения базовых навыков в образовательной организации, закрепления практических навыков, приобретения профессионального опыта на рабочем месте при равной ответственности образовательной организации, обучающегося и работодателя с возможностью оплаты труда обучающегося. В статье изложены итоги экспериментального исследования по изучению эффективности и необходимости дуальной подготовки специальных педагогов. Раскрываются интересы вуза, социальных партнёров и студентов в дульной системе обучения, также проанализированы педагогические условия, позволяющие педагогам эффективно осуществлять процесс дуального обучения, которые способствовали определенным изменениям в преподавательской деятельности педагогов. В статье раскрыты общие вопросы для подготовки к переходу в систему дуального образования, которые определяются как: необходимость подготовки соответствующей нормативно-правовой документации; разработка учебно-методической документации; изменение содержательной стороны учебных планов. Данная модель подготовки специалистов в области дефектологии, специальной педагогики дает возможность студентам ознакомиться с режимом образовательной организации, условиями учебно-воспитательного процесса и закрепить практические навыки коррекционно-педагогической работы с детьми.
Кроме отмеченных выше достоинств дуального образования, оно создает условия для повышения квалификации и отработки практического мастерства преподавателей, что является основным доказательным фактом необходимости внедрения дуальной системы обучения при подготовке специальных педагогов.
Статья посвящена анализу системы подготовки педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в условиях дополнительного профессионального образования. Целью статьи является описание результатов исследования, направленного на выявление эффективности применения модульного принципа в обеспечении готовности педагогов к включению разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья в общее образование, с освоением обязательного блока специальных (дефектологических) знаний и умений. В статье описываются разные подходы к понятию профессиональная подготовка педагогов, в том числе, подготовка для работы в условиях инклюзивного образования. На основе системного анализа результатов исследования выявляются необходимые компетенции педагогов общеобразовательных школ, реализующих инклюзивные практики. Научная новизна исследования заключается в анализе системы профессиональной подготовки педагогов инклюзивного образования в регионе с позиций разноуровневости, комплексности, многоаспектности, непрерывности. В статье актуализируются приоритетные направления подготовки педагогов для работы в условиях инклюзивного образования: нормативное, мотивационно-ценностное, когнитивное, процессуально-технологическое, профессионально-компетентностное. В качестве основной составляющей профессиональной подготовки педагогических работников Ярославского региона всесторонне и глубоко анализируется модульная программа курсового повышения квалификации «Инклюзивное образование». В результате авторами доказано, что подготовка педагогических кадров для работы в системе инклюзивного образования - это долгосрочная стратегия, требующая последовательности, непрерывности, комплексного подхода, учета многообразия образовательных потребностей детей с ОВЗ. Практическая значимость исследования: представленная в статье модульная программа «Инклюзивное образование» может быть использована при совершенствовании профессиональной подготовки педагогов к работе в условиях инклюзии.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с характеристикой уровня доступности условий образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. На основании анализа теоретико-методологических и эмпирических работ в области теории образования делается вывод о значимости образования как инструмента вовлечения новых поколений в общественную жизнь, что повышает значимость максимально полного включения обучающихся в образовательный процесс, независимо от имеющихся ограничений, в том числе обусловленных проблемами со здоровьем. Авторами, на основе анализа статистических данных о системе общего образования в Пермском крае, описываются основные характеристики, связанные с контингентом обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья: ориентация на обучение в общеобразовательных организациях (в инклюзивных классах или отдельных учебных группах), территориальная неоднородность, неоднородность групп по имеющимся проблемам. Наиболее масштабной группой из данной категории обучающихся являются обучающиеся с задержкой психического развития. Эмпирической базой для оценки доступности образовательных условий для лиц с ограниченными возможностями здоровья являются материалы оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, проведенной в 2023 году. Авторами делается вывод о важности комплексного анализа результатов, связанных с условиями обучения лиц, имеющих проблемы со здоровьем. Полученные данные показывают высокие результаты субъективной удовлетворенности родителей и обучающихся имеющимися условиями, при относительно низких значениях объективных характеристик. Подобный разрыв в данных объясняется ориентацией формальных показателей на те группы проблем со здоровьем, которые менее всего представлены в образовательных организациях региона, а также объективными ограничениями.
В статье поднимаются вопросы совершенствования образовательного процесса в высшей школе, раскрываются механизмы решения данных вопросов через активное внедрение интерактивного обучения в образовательный процесс подготовки педагогических кадров. В данном исследовании рассматриваются лучшие практики эффективного активного обучения в высших учебных заведениях при подготовке педагогов инклюзивного образования. Представлен анализ опыта исследований преподавателей разных дисциплин и стран, которые представляют лучшие практики, а также теоретические основы активного обучения. Автор делится своим мнением о стратегиях, основанных на различных методах активного обучения. Рассматриваются условия и принципы реализации активного обучения. Указывается, что интерактивный подход к организации инклюзивного образования включает и интегрирует такие подходы, как антропологический, экзистенциально-гуманистический, личностный. Также представлены критерии эффективного использования интерактивных методов обучения. Это осмысленность при формировании профессиональных компетенций, чувство компетентности, возникающее у студентов при обсуждении учебных проблем, возможность оказания влияния на окружающую предметную и социальную ситуации, возможность активного выбора. Обращается внимание на необходимость коллективного решения учебных проблем, привлечение студентов своей группы для оценки учебной работы студента, а также использование различных учебных заданий (письмо, чтение, реферирование литературы) для организации обсуждений, возможности высказывания своей точки зрения, формирование личностной позиции студентов по различным вопросам организации образования. В работе сделан акцент на таких понятиях, как интеракция, интерактивный подход, интерактивной обучения как важных и необходимых составляющих качественной реализации компетентностной модели обучения в высшей школе.