ISSN 2949-5954
Языки: ru · en

Статья: ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ (2024)

Читать онлайн

В статье представлены результаты исследования младших школьников с ментальными нарушениями. Предметным полем исследования стали социально-трудовые навыки этой категории детей, а именно пути, условия, механизмы формирования указанных выше навыков. Итогом исследования стала модель формирования социально-трудовых навыков у обучающихся с ментальными нарушениями. Исследование было проведено с 2019 по 2023 год в рамках деятельности региональной базовой площадки по обучению детей с особенностями развития в Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Липецкой области. В работе акцентируется внимание на необходимости учитывать в перспективном планировании жизни выпускников специальных школ и школ-интернатов для детей с ментальными нарушениями их дальнейшее развитие, так как этот вопрос остро стоит перед родителями особых детей и педагогами, которые должны понимать, что их труд по реабилитации и абилитации детей с умственными нарушениями не пропадет, и усилия школы будут продолжены во внешкольной среде. В данном исследовании приводится анализ сформированности социально-трудовых навыков как базовых в структуре жизненных компетенций у обучающихся с интеллектуальными нарушениями; продемонстрирована специфика работа педагогов и специалистов по формированию социально значимых навыков у обучающихся данной нозологической категории; представлена модель формирования социально-трудовых навыков младших школьников с ментальными нарушениями; проведено исследование по изучению условий и механизмов формирования социально-трудовых навыков младших школьников с ментальными нарушениями. Автор показал специфику и возможность раскрытия жизненного потенциала детей с ментальными нарушениями в условиях освоения детьми социальных и элементарных трудовых навыков. Статья рекомендована специалистам (психологам, дефектологам, логопедам, социальным педагогам, другим узким специалистам), студентам-практикантам, профессиональная деятельность которых направлена на развитие детей с ментальными нарушениями, учителям, работающим с детьми с ментальными нарушениями.

The article presents the results of a study of younger students with mental disorders. The subject field of research was the social and labor skills of this category of children, namely, the ways, conditions, mechanisms to form the above skills. The result of the study was a model to form social and labor skills in students with mental disorders. The study was conducted from 2019 to 2023 as part of the activity of the regional base platform for teaching children with special needs at the Center for Psychological, Pedagogical, Medical and Social Assistance, the Lipetsk Region. The work focuses on the need to take into account their further development in the long-term planning of the life of graduates of special schools and boarding schools for children with mental disorders, since this issue is acute for parents of special children and teachers, who must understand that their work on rehabilitation and habilitation of children with mental disorders will not disappear, and the efforts of the school will continue in extracurricular environment. This study provides the analysis of the formation of social and labor skills as basic in the structure of life competencies among students with intellectual disorders; the specificity of the work of teachers and specialists in the formation of socially significant skills in students of this nosological category was demonstrated; a model for the formation of social and labor skills of younger students with mental disorders is presented; a study was conducted to study the conditions and mechanisms for formation of social and labor skills of younger students with mental disorders. The author showed the specifics and the possibility of revealing the life potential of children with mental disorders in the context of the development of social and elementary labor skills by children. The article is recommended to specialists (psychologists, defectologists, speech therapists, social educators, other focused specialist), practice teachers whose professional activity is aimed at development of children with mental disorders, teachers working with children with mental disorders.

Ключевые фразы: обучающиеся с ментальными нарушениями, СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ, трудовые навыки, комплексный подход, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ, модель формирования навыков, СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Автор (ы): Вишнякова Екатерина Анатольевна
Журнал: СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
37.01. Основы воспитания, образования и обучения (материальные, теоретические, философские и т.п.)
Префикс DOI
10.20323/2949-5954-2024-2-4-100
eLIBRARY ID
68589130
Для цитирования:
ВИШНЯКОВА Е. А. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ // СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ. 2024. № 2
Текстовый фрагмент статьи