Требования федеральных государственных образовательных стандартов, профессиональных стандартов и рынка труда способствуют внедрению проектного обучения в образовательный процесс вуза. Сегодня вопросы, касающиеся проектного обучения, активно исследуются, однако система взаимосвязанных процедур, регламентирующая деятельность участников проекта, не достаточно разработана. В статье представлена методика организации и сопровождения проектного обучения, направленная на формирование универсальных и профессиональных компетенций обучающихся, среди которых обозначены разработка и выполнение проекта, описаны способы оценки уровня сформированности компетенций. В данном исследовании рассмотрены особенности определения всех аспектов для создания и реализации проекта. Для проверки теоретических и практических положений разработанной методики организации проектного обучения в вузе оценивается сформированность профессиональных компетенций. Проверка уровня сформированности профессиональных компетенций участников проекта проводится на основе диагностических срезов, подробно описанных на примере проведения производственной практики «Научно-исследовательская работа» студентов проектной магистратуры направления подготовки 01.04.01 Математика (направленность (профиль) образовательной программы «Преподавание математики и информатики»). Результаты экспериментального исследования позволили сделать вывод, что предложенная методика организации и сопровождения проектного обучения способствует развитию мотивации студентов магистратуры к осуществлению проектной деятельности.
Идентификаторы и классификаторы
Между КемГУ и КРИПКиПРО было подписано соглашение о сотрудничестве и заключен договор на разработку студентами магистратуры комплекса учебных занятий по теме «Стереометрия» в формате SMART Notebook и онлайн-курсов (пособий) для онлайнобучения по теме «Стереометрия» в формате SCORM и для ПК, их размещение и использование в электронной школе «Электронное образование Кемеровской области». Для реализации образовательного проекта «Стереометрия» были разработаны проектные задания по следующим разделам: «Некоторые сведения из планиметрии», «Введение в стереометрию», «Параллельность прямых и плоскостей», «Перпендикулярность прямых и плоскостей», «Векторы в пространстве. Метод координат в пространстве», «Разработка альбома динамических рисунков по теме «Симметрия», «Цилиндр, конус, шар», «Объемы тел», «Многогранники», «Разработка учебных материалов по проективной геометрии средствами GeoGebra» [Глухова, Смоленцев, 2021].
Список литературы
1. Бреднева Н. А. Формирование проектной компетентности студентов в образовательном процессе вуза // Филологические науки. Вопросы теории и практики. в 3 ч. Ч. 2. 2017. №5 (71). С. 166-169. EDN: YKTKBZ
Bredneva, N. A. (2017). The Formation of Students’ Project Competence in the Educational Process of Higher Education Establishment. Philology. Theory & Practice. Questions of theory and practice Founders: LLC Publishing House Gramota, 5-2(71), 166-169. EDN: YKTKBZ
2. Глухова О. Ю., Смоленцев Н. К. Проектное обучение магистров по направлению “Математика” // Актуальные проблемы интеграции науки и образования в регионе. Бузулук, 2021. С. 97-100. EDN: NBBFZA
Glukhova, O. Yu., Smolentsev N. K. (2021). Project-based training for masters in Mathematics. Current problems of integration of science and education in the region., 97-100. Buzuluk. EDN: NBBFZA
3. Глухова О. Ю., Смоленцев Н. К. Реализация проектного обучения в университете // Актуальные вопросы науки и техники: проблемы, прогнозы, перспективы. 2020. С. 9. EDN: MOHIIU
Glukhova, O. Yu., Smolentsev N. K. (2020). Implementation of project-based learning at the university. Current issues in science and technology: problems, forecasts, prospects., 9. EDN: MOHIIU
4. Гудов А. М., Завозкин С. Ю. Балльно-рейтинговая система оценки деятельности студентов как основа повышения качества образовательного процесса // Открытое и дистанционное образование. 2015. №1 (57). C. 52-59. EDN: TLGYVX
Gudov, A. M., Zavozkin S. Yu. (2015). Point-rating system for assessing student activity as a basis for improving the quality of the educational process. Open and Distance Education, 1(57), 52-59. EDN: TLGYVX
5. Джужук И. И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования: автореферат диссертации … кандидата педагогических наук: 13.00.01. Ростов-на-Дону, 2004. 24 с. EDN: NHVHRJ
Dzhuzhuk, I. I. (2004). Project method in the context of personality-oriented education., 24. Rostov-on-Don. EDN: NHVHRJ
6. Землинская Т. Е., Ферсман Н. Г. Некоторые аспекты применения метода проектов в контексте обучения межкультурной коммуникации // Вопросы методики преподавания в вузе. 2017. Т. 6. №20. С. 29-36. DOI: 10.18720/HUM/ISSN2227-8591.20.3 EDN: ZRSYKF
Zemlinskaya, T. E., Fersman N. G. (2017). Some issues of using the project method in teaching cross-cultural communication. Teaching Methodology in Higher Education, 6(20), 29-36. DOI: 10.18720/HUM/ISSN2227-8591.20.3 EDN: ZRSYKF
7. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). Рига: НПЦ “Эксперимент”, 1995. 176 с. EDN: VIJTNT
Clarin, M. V. (1995). Innovations in global pedagogy: learning through inquiry, play and discussion. (Analysis of foreign experience)., 176. Riga: NPC “Experiment”. EDN: VIJTNT
8. Коллингс Е. Опыт работы американской школы по методу проектов / перевод с англ. С. Тюрберт; под редакцией А. У. Зеленко. Москва: Новая Москва, 1926. 286 с.
Collings, E. (1926). Experience of the American school using the project method / Per. from English S. Turbert; Ed. and with input. A. U. Zelenko., 286. Moscow: New Moscow.
9. Мисюкевич А. Н. Социально-креативная среда: проблемы педагогического проектирования // Герценовские чтения. Художественное образование ребёнка: стратегии будущего. 2019. С. 17-25. EDN: HPCNYT
Misyukevich, A. N. (2019). Socially creative environment: problems of pedagogical design. Herzen readings. Child’s art education: strategies for the future., 17-25. EDN: HPCNYT
10. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ. ст. 69, 72, 98. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 29.12.2023).
On Education in the Russian Federation: Federal Law of December 29, 2012 №273-FZ. Art. 69, 72, 98., Retrived from https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174.
11. Подповетная Ю. В., Кравченко И. А., Подповетный А. Д. Цифровые аспекты управления проектной деятельностью студентов // Управление в современных системах. 2022. №4. С. 55-66. DOI: 10.24412/2311-1313-36-55-66 EDN: OWBXSA
Podpovetnaya, Yu. V., Kravchenko I. A., Podpovetny A. D. (2022). Digital aspects of student project management. Management in modern system, 4, 55-66. DOI: 10.24412/2311-1313-36-55-66 EDN: OWBXSA
12. Савельева В. В. Профессиональная подготовка бакалавров к проектной деятельности в условиях университетского образования: диссертация … доктора философии: 6D012000. Алматы, 2020. 182 с.
Savelyeva, V. V. (2020). Professional preparation of bachelors for project activities in the conditions of university education., 182. Almaty.
13. Шадриков В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. №8. С. 26-31. EDN: SKGLQX
Shadrikov, V. D. (2004). A new model of a specialist: innovative training and a competency-based approach. Higher education today, 8, 26-31. EDN: SKGLQX
14. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. Москва: Смысл, 2001. 365 с. EDN: OFJKFI
Yasvin, V. A. (2001). Educational environment: from modeling to design., 365. Moscow: Smysl. EDN: OFJKFI
Выпуск
Другие статьи выпуска
Современные технологии проникли во все направления работы педагога-психолога. Сегодня студенты-психологи должны быть готовы к работе в новой цифровой образовательной среде, уметь использовать различные онлайн-инструменты и адаптироваться к новым форматам обучения. Исследование показателей адаптации студентов-психологов к цифровой трансформации образования актуально, так как в современном мире цифровые технологии играют все более значимую роль во всех сферах жизни, включая образование. Цифровые технологии являются надежным помощником психолога на всех этапах образовательного процесса. Для исследования способности студентов-психологов педагогического университета адаптироваться к изменяющимся условиям и процессу цифровой трансформации образования были использованы методы опроса и анкетирования. Определение уровня адаптации проводилось с помощью стандартизированного опросника и авторской анкеты. В работе представлены результаты исследования четырех показателей общей адаптации: нервно-психическая устойчивость, коммуникативные особенности, моральная нормативность и адаптивные способности. Определены четыре показателя адаптации к цифровой трансформации образования: заинтересованность, готовность к использованию цифровых инструментов, знание цифровых инструментов и умение их применять, легкость усвоения цифровых инструментов. На основании полученных результатов представлены данные об адаптации студентов-психологов факультета психологии и педагогики разных курсов к цифровой трансформации образования в процессе обучения.
Резюме: в статье отражены результаты теоретического анализа идей П. Ф. Лесгафта о психолого-педагогических принципах гармоничного развития личности ребенка. Актуальность исследования обусловлена дезгармонизацией в развитии физической, нравственной и умственной составляющих личности у современных детей. Наибольшее развитие у подрастающего поколения получает интеллектуальная сфера при недостаточном внимании к другим областям. В связи с этим, возрождение основных положений концепции великого ученого-гуманиста становится особенно значимым. Цель настоящего исследования заключается в выделении и содержательном наполнении принципов педагогики и психологии, содержащихся в концепции П. Ф. Лесгафта, в аспекте гармоничного развития личности ребенка. Задачи исследования: проанализировать основные положения теории П. Ф. Лесгафта, определить принципы гармоничного развития личности ребенка, лежащие в основе его концепции, соотнести выделенные принципы с принятыми в настоящее время принципами педагогики и психологии. Основным методом исследования стал теоретический анализ и обобщение материалов, изложенных в работах П. Ф. Легсафта, а также анализ исследований, посвященных изучению наследия ученого в аспекте обозначенной проблематики. В заключении статьи представлены обобщенные выводы. Установлено, что основными психолого-педагогическими принципами гармоничного развития личности ребенка, с точки зрения П. Ф. Лесгафта, являются следующие принципы: целостного системного подхода к развитию психики, сознательности, активности, постепенности, последовательности, наглядности, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, единства воспитательных воздействий, гуманизма.
В статье представлена компетентность жизнестроительства старшеклассников как ориентир при построении возрастноориентированной образовательной среды школы. Категория компетентности жизнестроительства вводится в рамках экзистенциального подхода в психологии, обозначая старшеклассника как субъекта собственного жизненного пути, автора жизненной стратегии, которая в конкретной жизненной ситуации представляется как разработка и реализация жизненного плана. Компетентность жизнестроительства понимается как интегральное свойство личности, характеризующее стремление и способность реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для ответственного создания и реализации жизненных планов. В статье рассматриваются такие компоненты компетентности, как мотивационный, когнитивный, ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, операциональный, рефлексивный, проактивный. В исследовании представлена характеристика высокого, среднего и низкого уровней развития компетентности жизнестроительства старшеклассников и определен процент испытуемых, обладающих соответствующим уровнем. Относительно каждого компонента компетентности отмечаются личностные качества, обеспечивающие его развитие, и приводятся конкретные инструменты, используемые в образовательной среде школы. Представленные в статье инструменты доказали свою эффективность и могут быть использованы в работе со старшеклассниками, а их комплексное применение приводит к устойчивым изменениям значимых для жизненного планирования качеств личности старшеклассников.
Интернет-среда становится одним из факторов социализации представителей молодого поколения. В настоящее время все больше старшеклассников открывают собственную жизнь, эмоции и поведение на всеобщее обозрение при ведении видеоблога в интернете. Исследование социально-психологических особенностей старшеклассника-блогера представляет значительный интерес, так как данная проблема в отечественных и зарубежных исследованиях недостаточно освещена. Статья поднимает вопрос социально-психологических особенностей, которые приобретаются молодыми людьми при использовании интернета для ведения блога. В качестве методологического инструментария исследования были использованы методики, включающие авторскую анкету, «Шкалу измерения тактик самопрезентации», «Шкалу социального доверия», «Методику Н. Холла на определение уровня эмоционального интеллекта» и другие. В статье представлены результаты сравнительного анализа социально-психологических особенностей старшеклассников как активных пользователей интернета, и старшеклассников-блогеров. Автором предпринята попытка рассмотреть ведение видеоблога как фактора социализации. В результате исследования были выявлены определенные особенности, которые заключаются в том, что старшеклассник-блогер может обладать низким выраженным самоотношением, испытывать антипатию к себе и активно использовать тактики защитного типа, то есть оборонительный стиль самопрезентации.
В статье рассматривается проблема взаимосвязи самооценки детей подросткового возраста и их отношения к школьному учителю. Самооценка подростков связана с формированием их активной познавательной деятельности, которая выступает мотивом становления жизненной позиции. Данная проблема не является новой в психолого-педагогической науке, но требует глубокого переосмысления в связи с введением ФГОС нового поколения. Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя школа №12 г. Ельца им. В. А. Дорохина» с участием 40 детей в возрасте 13-15 лет. В рамках эксперимента изучались особенности самооценки детей подросткового возраста и их отношение к педагогу. В исследовании использовались методика самооценки личности С. А. Будасси и техника репертуарных решеток Дж. Келли, позволяющие определить мнение детей подросткового возраста о своих школьных учителях. В качестве основного метода изучения отношения подростков к учителю была применена методика А. А. Рябова «Учитель глазами ученика». Проведенное экспериментальное исследование позволило сделать вывод о том, что между самооценкой подростка и отношением его к учителю существует прямая зависимость, а именно: адекватная или заниженная самооценка способствуют проявлению подростками преимущественно положительного отношения к учителю, а завышенный уровень самооценки приводит к отрицательному типу отношения к педагогу.
В статье представлены результаты исследования особенностей культуры информационной безопасности студентов технического вуза. Актуальность обусловлена глобализацией цифровых технологий, проникающих во все сферы жизни человека, как социально-политической, государственной, профессиональной, так и личностной, что однозначно определяет необходимость формирования и развития культуры информационной безопасности. Особенно актуален данный вопрос по отношению к студентам технических вузов - будущим специалистам инженерной отрасли, так как именно они будут работать с техническими системами и информацией, которые могут быть подвержены различным угрозам в сфере информационной безопасности. Эффективность программ формирования и развития культуры информационной безопасности во многом определяется исследованием особенностей и специфики проявления ее компонентов (технического, когнитивного, поведенческого, ценностно-смыслового). Исследование выполнено в форме констатирующего эксперимента с использованием авторского диагностического опросника «Уровень культуры информационной безопасности». В исследовании приняли участие 781 студент Волжского филиала Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). На основе выделенной структуры культуры информационной безопасности установлены специфические особенности сформированности ее компонентов у студентов технического вуза, а именно, результаты исследования позволили обнаружить недостаточную закрепленность в сознании студентов технического вуза ценностей культуры информационной безопасности, низкий уровень паттернов безопасного поведения при общей развитости технической грамотности в цифровом пространстве.
Методика преподавания латинского языка в последние годы претерпела значительные изменения, традиционные подходы не дают качественных результатов. Поэтому актуальным становится поиск новых эффективных методов преподавания этой дисциплины. В настоящее время преподавание древнего языка в нелингвистическом вузе должно формировать у студентов компетенции, связанные не только с расширением их филологического кругозора, но и те, что пригодится в будущей профессии. Существующая сейчас методика преподавания древнего языка базируется на традиционном структурном подходе и не соответствует новым задачам обучения. Студенты не понимают значение данной дисциплины в формировании неязыковых компетенций. Основными общенаучными методами данного исследования являются анализ и синтез, а также сравнительный метод. Практическая часть осуществлялась с применением метода опроса. В результате проведенного исследования авторы пришли к выводу, что акцент в современном преподавании следует сместить на более широкое применение алгоритмов, упражнений, тренингов, чтобы сделать процесс обучения более активным и мотивированным. Четкая структура латинского языка, его логичность являются прекрасной базой для формирования неязыковых компетенций, востребованных на рынке труда. Кроме того, новой методике, ориентированной на компетентностный подход в высшей школе, должен соответствовать и совершенно новый учебник, отвечающий требованиям времени и психологическим особенностям студентов.
Работа посвящена исследованию проблемы формирования полноценного комплекса компетенций инженеров, способствующих их профессиональной реализации и обеспечению кадрового суверенитета отечественных предприятий. Обоснована необходимость участия предприятий реального сектора экономики, особенно высокотехнологичного сектора, в подготовке инженерных кадров. Показана роль интеграции технических университетов и предприятий в процессе подготовки кадров для обеспечения технологического и кадрового суверенитетов российской промышленности. Кадровый суверенитет российской экономики невозможен без привлечения в нее достаточного количества высококвалифицированных специалистов, получивших образование по актуальным практикоориентированным программам, включающим не только базовые знания, умения и навыки по профилю подготовки, но и «мягкие» навыки, позволяющие выбирать и применять успешные стратегии поведения и общения в различных производственных ситуациях. Выявлены основные факторы, на которые необходимо ориентироваться, выстраивая эффективную систему подготовки инженеров. Недооценка этих факторов, ведущая к исключению из образовательных программ технических вузов таких дисциплин, как «Бизнес-планирование», «Управление ресурсами», «Деловые коммуникации», снижает эффективность подготовки выпускников, пополняющих кадровый корпус предприятий. В статье представлена концептуальная модель формирования предпринимательских и коммуникативных компетенций у будущих инженеров, способствующих их профессиональной реализации и, в конечном итоге, обеспечению кадрового суверенитета высокотехнологичного сектора экономики.
В статье раскрываются сущность и содержание понятий «нравственная устойчивость», «нравственная неустойчивость», «изменчивость», формы, методы, средства формирования нравственной устойчивости у подростков. Нравственная устойчивость - не врожденное качество личности, формируется в процессе целенаправленной учебно-воспитательной работы. Стержнем воспитания нравственной устойчивости у подростков является интериоризация, т. е. перевод моральных требований общества, нравственных принципов во внутренние установки, личные убеждения каждого обучающегося. Учебно-воспитательный процесс строится с опорой на принципы научности, историзма, гуманности, взаимосвязи социокультурных и образовательных ценностей, учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. В статье анализируется опыт работы школ Чувашии по формированию нравственной устойчивости у подростков. Выделяется ряд педагогических условий, позволяющих успешно формировать нравственную устойчивость у подростков. К ним относятся: четкая постановка задач, выбор наиболее оптимальных форм и методов, средств, содержание учебно-воспитательной деятельности; целенаправленное планирование и организация учебно-воспитательной работы на основе выявленного уровня воспитанности подростков; использование воспитательного потенциала учебных предметов, позволяющих приобщить подростков к ценностям духовно-нравственной культуры, обеспечить моральный выбор; осуществление нравственного просвещения, приобщение к национальной культуре; включение подростков в добротворческую, общественно-полезную, проектную деятельность в школе и вне ее; осуществление индивидуального подхода к подросткам в процессе формирования у них нравственной устойчивости, организации самовоспитания.
Статья посвящена актуальной проблеме формирования читательской грамотности современных школьников, которая трактуется как важнейший вид функциональной грамотности, основанной на способности оперирования различными видами текстов, понимания их глубинного смысла и корректной интерпретации. Опираясь на исследования в современной педагогике и лингводидактике, авторы раскрывают специфику формирования читательской грамотности на уроках русского языка, прибегая в качестве смыслообразующего содержательного компонента к регионально окрашенным текстам. Материалы статьи отражают данные педагогического эксперимента, позволяющие существенным образом скорректировать методические стратегии учителя. Мнение современных учителей-словесников, работающих с феноменом функциональной грамотности, изучается авторами с помощью метода анкетирования. Анализ ответов респондентов подтверждает осознание учителями значимости данного вида работы на уроке, но при этом обнажает комплекс проблем, связанных с методической беспомощностью, неумением структурировать задания, направленные на развитие функциональной грамотности в целом и читательской грамотности в частности. Авторы констатируют, что, несмотря на необходимость соблюдения закрепленных в обновленном ФГОС нормативных требований, современные учителя не проводят работу по формированию функциональной грамотности в системе. Данная работа проводится фрагментарно, что, безусловно, сказывается на качестве обучения в целом и расширяет границы академической неуспешности ученика, предельно снижая уровень познавательной мотивации. В качестве основного метода, обеспечивающего эффективность формирования достаточного уровня читательской грамотности, определен анализ текстов различных видов и жанров. Комплексный анализ образовательных результатов учебного процесса позволил авторам статьи утверждать, что содержательным основанием уроков, направленных на формирование функциональной грамотности, могут стать регионально окрашенные тексты, позволяющие выстраивать линии глубинного диалога на фоне осознания смыслов, которыми наполнена культура малой родины.
Издательство
- Издательство
- Издательский дом Среда
- Регион
- Россия, Чебоксары
- Почтовый адрес
- Гражданская ул., 75
- Юр. адрес
- Гражданская ул., 75
- ФИО
- Яковлев Алексей Валентинович (Руководитель)
- E-mail адрес
- info@phsreda.com
- Контактный телефон
- +7 (835) 265-57-31