Статья посвящена анализу системы подготовки педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в условиях дополнительного профессионального образования. Целью статьи является описание результатов исследования, направленного на выявление эффективности применения модульного принципа в обеспечении готовности педагогов к включению разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья в общее образование, с освоением обязательного блока специальных (дефектологических) знаний и умений. В статье описываются разные подходы к понятию профессиональная подготовка педагогов, в том числе, подготовка для работы в условиях инклюзивного образования. На основе системного анализа результатов исследования выявляются необходимые компетенции педагогов общеобразовательных школ, реализующих инклюзивные практики. Научная новизна исследования заключается в анализе системы профессиональной подготовки педагогов инклюзивного образования в регионе с позиций разноуровневости, комплексности, многоаспектности, непрерывности. В статье актуализируются приоритетные направления подготовки педагогов для работы в условиях инклюзивного образования: нормативное, мотивационно-ценностное, когнитивное, процессуально-технологическое, профессионально-компетентностное. В качестве основной составляющей профессиональной подготовки педагогических работников Ярославского региона всесторонне и глубоко анализируется модульная программа курсового повышения квалификации «Инклюзивное образование». В результате авторами доказано, что подготовка педагогических кадров для работы в системе инклюзивного образования - это долгосрочная стратегия, требующая последовательности, непрерывности, комплексного подхода, учета многообразия образовательных потребностей детей с ОВЗ. Практическая значимость исследования: представленная в статье модульная программа «Инклюзивное образование» может быть использована при совершенствовании профессиональной подготовки педагогов к работе в условиях инклюзии.
The article is devoted to the analysis of the system of training teachers working with children with disabilities in conditions of additional vocational education. The purpose of the article is to describe the results of a study aimed at identifying the effectiveness to use the modular principle in ensuring the readiness of teachers to include different categories of children with disabilities in general education, with the development of a mandatory block of special (defectological) knowledge and skills. The article describes different approaches to the concept of professional training of teachers, including training for work in inclusive education. Based on a systematic analysis of the research results, the necessary competencies of teachers in secondary schools that implement inclusive practices are identified. The scientific novelty of the study is in the analysis of the system of professional training of inclusive education teachers in the region from the standpoint of multilevel, complex, multidimensional, continuity. The article updates the priority areas of training teachers to work in inclusive education: normative, motivational-value, cognitive, procedural-technological, professional-competence. As the main component of the professional training of teachers in the Yaroslavl region, the modular program of advanced training «Inclusive Education» is comprehensively and deeply analyzed. As a result, the author proved that the training of teachers to work in the inclusive education system is a long-term strategy that requires consistency, continuity, an integrated approach, and taking into account the diversity of educational needs of children with disabilities. Practical significance of the study is the modular program «Inclusive Education» presented in the article which can be used to improve the professional training of teachers to work in inclusive environment.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.20323/2949-5954-2024-2-4-37
- eLIBRARY ID
- 68589126