ПРЕПОДАВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ВУЗЕ ЧЕРЕЗ МАТЕМАТИЗАЦИЮ КОНТЕКСТА ЗАДАЧИ (2020)
В процессе обучения математическому моделированию преподаватели предлагают способы соединения математики с реальным миром, в частности, на основе решения практико-ориентированных задач с использованием реальных данных из предметных областей, что определило актуальность. Цель - выполнить систематизацию эмерджентных моделей, представленных в зарубежных исследованиях и направленных на математизацию контекста задачи. Задачи: выполнить анализ научной литературы по преподаванию математического моделирования, выделить проблемы в усвоении материала студентами, предложить модели построения учебных решений. Одним из способов преодоления данного противоречия можно рассматривать преподавание моделирования через математизацию контекста.
Идентификаторы и классификаторы
Названные причины раскрывают роль реальных данных в обучении математике, особенно в процессе математического моделирования, влияют на восприятие студентами актуальности и адекватности математических методов. Выбор технологии и методики для преподавания математического моделирования в вузе базируется на ключевых требованиях к моделям для решения реальных задач: точность: модель согласуется с реальностью необходимыми способами, при этом можно игнорировать незначительные и несущественные свойства; простота или оптимальность: модель, как правило, проще реальности, является ее приближением с учетом существенных качеств [10]. Математические модели характеризуются структурой и параметрами. Структура модели (в частности, характер функциональной зависимости реальных исходных данных и результата) и ее параметры (в частности, значения констант и/или коэффициентов, задающих конкретику отношению) рассматриваются как компоненты целостной модели. Структура математической модели часто может быть разработана исключительно на основе теоретического понимания ситуации. В отдельных случаях структура модели не имеет фундаментального теоретического обоснования и устанавливается на основе данных (например, график эмпирических данных может выглядеть линейным), при этом значения параметров в модели обычно должны быть присвоены переменным, которые могут исходить из теоретического описания ситуации или из данных. Установление структуры модели на основе теории позволяет студентам увидеть актуальность математических методов, а математические функции естественным образом получаются при описании процессов из реального мира, понимания и изучения ситуации. Разработка модели (особенно ее структуры), основанной исключительно на эмпирических данных, представляет собой многочисленные проблемы как для математиков, так и для студентов, поскольку набор инструментов, необходимых для обработки и построения модели, является статистическим, трудоемким, иногда не входит в учебную программу и, возможно, создает модель, которая не была интерпретирована в реальном контексте.
Список литературы
-
Gainsburg J. Real-world connections in secondary mathematics teaching //Journal of Mathematics Teacher Education. - 2008. - Т. 11. - №. 3. - С. 199-219.
-
Smith C., Morgan C. Curricular orientations to real-world contexts in mathematics //The Curriculum Journal. - 2016. - Т. 27. - №. 1. - С. 24-45. DOI: 10.1080/09585176.2016.1139498
-
The State of Queensland. Annual Report 2016 - 2017. Queensland Curriculum and Assessment Authority (QCAA). - 2017. September. URL: https://www.qcaa.qld.edu.au/downloads/about/qcaa_annual_report_1617.pdf.
-
Kaiser G. Mathematical modelling and applications in education //Encyclopedia of mathematics education. - 2020. - С. 553-561. DOI: 10.1007/978-3-030-15789-0_101
-
Stillman G. et al. A framework for success in implementing mathematical modelling in the secondary classroom //Mathematics: Essential research, essential practice. - 2007. - Т. 2. - С. 688-697.
-
Galbraith P. Models of modelling: Is there a first among equals //Mathematics: Traditions and [new] practices. Proceedings of the 34th annual conference of the Mathematics Education Research Group of Australasia and the Australian Association of Mathematics Teachers. - 2011. - С. 279-287.
-
Kaiser G., Sriraman B. A global survey of international perspectives on modelling in mathematics education //Zdm. - 2006. - Т. 38. - №. 3. - С. 302-310. EDN: MMDBNH
-
da Silva Soares D. Model analysis with digital technology: a “hybrid approach” //Mathematical Modelling in Education Research and Practice. - Springer, Cham, 2015. - С. 453-463. DOI: 10.1007/978-3-319-18272-8_38
-
Carreira S., Baioa A. M. Mathematical modelling with hands-on experimental tasks: on the student’s sense of credibility //ZDM. - 2018. - Т. 50. - №. 1-2. - С. 201-215. DOI: 10.1007/s11858-017-0905-1
-
Ваныкина Г. В., Сундукова Т. О. Особенности преподавания математического моделирования в контексте реализации компетентностного подхода //Методика преподавания математических и естественнонаучных дисциплин: современные проблемы и тенденции развития: материалы IV Всероссийской научно-практ. конф. (Омск, 4 июля 2017 г.). - Омск: ОмГУ, 2017. - С. 12-14. EDN: YGIKWB
Выпуск
Другие статьи выпуска
Бакалавры по направлению 21.03.02 «Землеустройство и кадастры» и профилю «Кадастр недвижимости» для востребованности на рынке труда должны иметь основательные знания различных разделов математики. Поэтому учебным планом предусмотрено изучение семи дисциплин, существенно связанных с математикой. В статье раскрывается содержание этих дисциплин. Учитывая специфику работы будущего специалиста, приоритетным считается приобретение практических навыков.
В современных условиях информационного общества и быстро растущей в стране пандемии требуется принципиальное изменение организации образовательного процесса: аудиторной работы студентов, замены пассивного слушания лекций возрастанием доли самостоятельной работы студентов, введения системы дистанционного обучения. Самостоятельная работа студентов приобретает особое значение в условиях полного или частичного карантина в учреждениях образования [1], [2].
Сформулированы цели математического образования специалистов технических вузов. Показано, что курс математики в техническом вузе должен отражать непрерывно развивающиеся тенденции в прикладной математике. Обоснована необходимость включения курсов математики в учебные планы на всех этапах обучения, в том числе и в магистратуре. Сформулированы основные требования к математическим дисциплинам для магистрантов, направленным на формирование у выпускника универсальных и общепрофессиональных компетенций. Приводится структура углубленного курса математики, отвечающая указанным требованиям.
В статье рассмотрена необходимость применения дивергентных задач при изучении дисциплин математического цикла в техническом вузе. Приведены некоторые типы дивергентных задач и оценено их влияние на развитие вариативного мышления обучающихся. Указаны методические приемы организации учебных занятий при решении дивергентных математических задач.
Рассматривается проблема наглядности изучаемого материала на занятиях по математическому анализу. В статье предлагается использование «динамической среды» программы GeoGebra как один из способов разрешения методических задач. Указаны схемы построения графиков функций с ползунками, которые применяются для изучения тем «Предел функции», «Дифференцирование функций одной переменной». Рассмотрены примеры изображений плоских областей, дуг и тел в пространстве, выполненных в среде GeoGebra, для вычисления площадей, длин дуг, объемов, циркуляции и потока векторного поля в соответствующих разделах математического анализа.
В виду неожиданно ставшей актуальной дистанционной формы обучения в связи с вспышкой новой коронавирусной инфекции появилась необходимость подвести итоги данной формы обучения для учета ошибок и распространения положительного опыта работы в аналогичных условиях. В статье проведен анализ методов дистанционной формы подачи информации по дисциплинам математического цикла и уровня эффективности восприятия информации студентами. Выявлены причины отрицательных результатов в такой форме обучения. Найдены пути решения безответственного отношения студентов к обучению.
В представленной работе рассматривается методика проведения лекционных занятий с использованием презентации, когда большая часть занятия посвящена демонстрации слайдов. Поднимаются проблемы, связанные с использованием этого методического приема. Традиционно приписываемые этому методу обучения такие положительные черты как скорость, мотивация, успешность восприятия и пр. при ближайшем рассмотрении оказываются не столь однозначными.
В работе рассматривается современная тенденция пересмотра традиционного курса высшей математики для инженерных направлений вузов и замена его курсом математики. Показано существенное отличие этих терминов и негативное влияние подмены понятий на качество подготовки современных специалистов.
В статье ставится вопрос о преподавании математики на младших курсах технических вузов, когда упор делается на общеобразовательные дисциплины, не всегда, на первый взгляд, связанные с выбранной студентами специальностью. Дается обоснование того, что изучение студентами истории развития математики, физики, технических наук, их взаимного проникновения и взаимодействия создают дополнительный интерес к изучаемому предмету, расширяют кругозор, создают условия для лучшего запоминания материала. Кроме того, история дает массу ярких положительных примеров, так необходимых сегодня молодежи. Описывается опыт проведения студенческих конференций по истории математики.
Развитие современных средств для выполнения вычислений, совершенствование имеющихся и появление новых математических пакетов приводят к необходимости совершенствования методики преподавания математики в техническом вузе. В статье проведен сравнительный анализ наиболее известных и распространенных как платных систем компьютерной алгебры или CAS, так и свободных. Ставится вопрос о целесообразности использования в вузах свободных САК. Опираясь на многолетний опыт преподавания математики в вузе, авторы формулируют позицию о совмещении преподавания математики с программированием в СКА. Знакомство студентов с различными СКА необходимо проводить уже на первых этапах обучения, что позволяет решить проблему мотивации к изучению предмета, преодолеть рутинность вычислений. Но программирование в СКА должно являться предметом изучения отдельной учебной дисциплины и должно осуществляться после изучения основных разделов курса высшей математики.
Этой весной в нашу страну пришла новая беда - пандемия COVID-19. Российские ученые всегда успешно преодолевали трудности: уже есть новые лекарства и первая в мире зарегистрированная вакцина. Однако временные сложности не должны лишать студентов и школьников образования. Поэтому в Поволжском государственном университете телекоммуникаций и информатики, как и во многих других учебных заведениях нашей страны, был введен дистанционный формат. При этом проблема сокращения аудиторных часов для предметов математического цикла никуда не исчезла. В работе описывается интегрирование дистанционных технологий во внедренный ранее метод обучения, позволяющий экономить аудиторное время, а также изменение некоторых концепций из-за сложившихся обстоятельств: коллоквиумы пришлось заменить на выборочные опросы, повысились требования к студенту-лидеру. В результате учащимся удалось не растерять полученные ранее достижения.
Издательство
- Издательство
- ОмГТУ
- Регион
- Россия, Омск
- Почтовый адрес
- 644050, Российская Федерация, г. Омск, пр-т Мира, д. 11
- Юр. адрес
- 644050, Российская Федерация, г. Омск, пр-т Мира, д. 11
- ФИО
- Корчагин Павел Александрович (Ректор )
- E-mail адрес
- info@omgtu.ru
- Контактный телефон
- +7 (381) 2653407
- Сайт
- https://omgtu.ru/