ISSN 2409-1073
Язык: ru

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

№ 2 (42) (2024)

Статьи в выпуске: 13

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ПЕРЕВОДА (2024)
Авторы: Даниелян Наира Владимировна

Обосновывается важность применения компетентностного подхода в преподавании перевода на основании анализа компетенций, заложенных в ФГОС 3++. Так как изучение переводческих предметов нацелено на межкультурную коммуникацию, методология компетентностного подхода при обучении переводу способна помочь обучающемуся утвердиться в ней посредством формирования навыков субъект-субъектного взаимодействия. Автор приходит к выводу, что методология должна быть нацелена на системный подход и иметь практическую ориентацию, поскольку несет в себе реализацию лингвистической, социокультурной и психологической составляющих в процессе обучения.

Сохранить в закладках
СУБЪЕКТНО ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (2024)
Авторы: Коробко Дарья Андреевна

Сопоставляются методические подходы, названия которых содержат общие лексические компоненты, проводится исследование образовательного содержания, сфер использования и целей этих подходов. Приводятся полученные в результате теоретического анализа научных статей выводы, которые касаются дифференцирования подходов, четко разграничиваются личностно ориентированный и субъектно ориентированный подходы, ставится под сомнение самостоятельность субъектно-деятельностного подхода. На основе изучения теоретического материала установлено, что следует рассматривать субъектно-деятельностный подход как подвид субъектно ориентированного, а субъектно ориентированный подход может быть исследован исключительно в рамках высшего образования.

Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ: РАЗВИТИЕ СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА (2024)
Авторы: Богданов Алексей Андреевич

Рассматриваются особенности и значимость социолингвистической компетентности в аспекте формирования произносительных умений студентов лингвистического вуза. Определены причины необходимости смены ориентиров в обучении фонетике английского языка в условиях социофонетической вариативности. Сделан анализ научных работ, рассматривающих социолингвистические компетенции с точки зрения лингвистики и лингводидактики. Обозначенные автором задачи социолингвистического подхода к разработке методики совершенствования произносительных умений студентов призваны обеспечить достижение стратегической цели современного образования - подготовки молодежи к межкультурной коммуникации.

Сохранить в закладках
ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СОЗДАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА (2024)
Авторы: Чибисов Олег Николаевич

Рассмотрен круг философских проблем, связанных с созданием искусственного интеллекта (ИИ), равного человеческому интеллекту или его превосходящего. Описаны классические воззрения на ИИ, заложенные А. Тьюрингом, Дж. Маккарти и Дж. Сёрлом. Перечислены современные требования к ИИ и область его применения. Сформулированы философские проблемы, вытекающие из современных способов машинного обучения - в частности, архитектуры «трансформер». Рассмотрены тенденции в понимании ИИ, которые вписываются в конструкцию противоборствующих лагерей философии: физикализма и социально-исторического детерминизма. Описаны перспективы развития ИИ и вытекающие из этого этические проблемы.

Сохранить в закладках
ВМЕСТЕ. В ПРОСТРАНСТВЕ СМЫСЛОВ Э. В. ИЛЬЕНКОВА (ФИЛОСОФИЧЕСКОЕ ЭССЕ) (2024)
Авторы: Лобастов Геннадий Васильевич

Осуществляется латентный анализ творчества Э. В. Ильенкова через актуализацию центральных философских проблем в форме размышлений автора над проблемами, провоцируемыми творческой и жизненной судьбой Ильенкова. Автор, вырастая в своей философской позиции и методе теоретической деятельности, в непосредственном контакте с Ильенковым и его творчеством, пытается в своих теоретических анализах показать их зависимость от диалектической философской культуры; и демонстрирует свои размышления как непосредственно связанные с философскими исследованиями Ильенкова. В тексте статьи нет пересказов и прямых оценок творчества Ильенкова: в этом автор видит пустое и ненужное дело, автор делает попытку показать собственное вхождение в философскую проблематику с явной и скрытой отсылкой к методу и содержанию работы Ильенкова. Проводится мысль, что совместность есть неустранимый принцип и форма любой творческой деятельности. Статья, по форме близкая к эссе, написана к 100-летию Э. В. Ильенкова.

Сохранить в закладках
ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ (2024)
Авторы: Кальней Марина Сергеевна

Выполнен анализ представлений о цивилизации и прогрессе как желаемых результатах модернизации социального бытия. Обозначены не только признаки цивилизованного общества, в котором модернизация представляет собой переход к более развитым формам социального бытия, но и ряд тенденций, указывающих на близость западноевропейского общества к финальной, отмирающей стадии культуры. Рассмотрены факторы проявления этой трансформации в характере технологических инноваций, а также в превращенном понимании личности и ее свободы. Утверждается, что с этим во многом связан мировоззренческий раскол современного общества и вызванные им противоречия социально-политической практики западноевропейских государств.


Сохранить в закладках
ИДЕИ СОБОРНОСТИ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ: МОДЕРНИСТЫ VS ТРАДИЦИОНАЛИСТЫ (2024)
Авторы: Зацепина Дарья Юрьевна

Отмечено, что соборность является элементом «русской идеи» и представляет собой духовное единение людей, в идеале - всего человечества. Прослежен генезис понятия «соборность». Отмечено отсутствие единства во взглядах на соборность со стороны славянофилов и западников. Историко-философский анализ показал: славянофилы подчеркивали исключительность и «особость» русского пути, а единение, по их мнению, должно было произойти на основе всеобщего воцерковления в Русской православной церкви; западники декларировали объединение людей на основе деятельного, добровольного, самостоятельного стремления каждого человека как существа со свободной волей к общественному благу, к социальной справедливости. Высказано предположение о целесообразности пересмотра концепции соборности.

Сохранить в закладках
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ПРАКТИК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (2024)
Авторы: Закиров Станислав Анварьевич

Рассмотрено влияние игровой потребности индивидов как представителей социума на их взаимодействие на примере одного из видов шахматной игры - шахмат Фишера. Проведен анализ данного вида игры в историческом контексте и на современном этапе. Определены причины, по которым шахматы Фишера являются привлекательным и социально адаптированным вариантом игры в шахматы. Обоснована расширенная социальная роль рассмотренного вида игры.

Сохранить в закладках
ПРОБЛЕМА НАЧАЛА ИЛИ МИНИМАЛЬНОЙ ПРЕДЕЛЬНОЙ ЕДИНИЦЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В СТАНОВЛЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ СУБЪЕКТНОСТИ В ОПТИКЕ ФИЛОСОФИИ ЛЕЙБНИЦА, ДЕКАРТА И СПИНОЗЫ (2024)
Авторы: Бурик Марина Леонидовна

Прослеживается становление сознания субъекта исторического действия от предельной минимальной единицы до верхней точки исторического развития в единстве чувственности, нравственности и мышления, что предполагает прохождение личностью всего исторического пути, который прошло человечество. Отмечено, что выстраивание траектории этого движения, так, чтобы субъектность в расширяющемся масштабе становилась достоянием масс, предполагает инструментализацию философии в общественной практике. Показано, что философское наследие Декарта, Спинозы и Лейбница дает возможность комплексно увидеть этот процесс, что позволит избежать ряда ошибок.

Сохранить в закладках
БЫТИЕ ПРИРОДЫ КАК ОБЪЕКТ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ (2024)
Авторы: Гришанова Екатерина Валерьевна

Исследуются особенности эстетизации природного бытия в акте творчества. Рассмотрены аспекты эстетического понимания природного бытия в мировоззренческих системах различных исторических периодов - в античной философии, авраамических религиях, философии всеединства, а также в современной экологической эстетике. Прослежено развитие понимания красоты природы и сущности творчества в философии всеединства. Особое внимание уделено анализу вопросов современной экологии творчества и экологической эстетике. Сделан вывод, что понимание природы как основной фактор формирования эстетических воззрений и творчества в философии всеединства расширяется до измерения природного бытия в целом (Космоса), а в экологической эстетике принимает характер культурного концепта. Трансформация понимания творчества проходит путь от ино-бытия в его основе до незавершенности творения в его принципе и универсальности его антиэнтропийного потенциала.

Сохранить в закладках
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ПЕРСОНАЛ IT-КОМПАНИЙ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ АКТИВОВ (2024)
Авторы: Егорычева (Горшанина) Екатерина Викторовна, Ильина Екатерина Александровна, Маркеева Валерия Александровна

Разработана модель управленческого учета для оценки влияния инвестиций в персонал IT-компаний на интеллектуальный капитал и рентабельность активов. Рассмотрены особенности формирования затрат в IT-сфере. Составлена классификация инвестиций в персонал с учетом их влияния на мотивацию и лояльность. Разработан комплекс результирующих показателей для оценивания динамики лояльности персонала и роста интеллектуальных активов. Обосновано использование коэффициента Тобина и показателя среднеотраслевой рентабельности активов в качестве маркеров увеличения интеллектуального капитала и повышения эффективности деятельности IT-компаний. Применение этой модели в практике менеджмента призвано повысить качество и обоснованность управленческих решений.

Сохранить в закладках
ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР РОСТА СОЛИДАРНОЙ ЭКОНОМИКИ (2024)
Авторы: Егоров Владимир Георгиевич, Битбунов Лев Владиславович

Статья посвящена исследованию роли образовательных программ в содействии развитию солидарной экономики и кооперативных организаций. Работа содержит обзор научной литературы, затрагивающей проблему разработки образовательных продуктов для организаций солидарной экономики, дан экскурс в историю кооперативных курсов России начала XIX в. На основе результатов опроса выявлены проблемы: дефицит квалифицированных кадров на отечественных кооперативных предприятиях и отсутствие специализированных образовательных программ для кооперации. Рассмотрено содержание зарубежных учебных курсов для структур солидарной экономики и кооперации. Авторами представлены рекомендации для учебных заведений и органов управления, общественных организаций по улучшению обучения кадров солидарной экономики и кооперации.

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ (2024)
Авторы: Алаторцева Ольга Алексеевна, Никифорова Дарья Сергеевна, Горбунова Алена Дмитриевна, Гареева Валерия Рустамовна

Дано понятие малого и среднего бизнеса, рассмотрено его возрастающее значение для экономики России. Особое внимание уделено ключевым проблемам, с которыми в настоящее время сталкиваются предприятия данного сектора экономики в процессе функционирования и развития. Акцент сделан на сложностях и перспективах кредитования и налогообложения малого бизнеса. Предложены способы, позволяющие повысить эффективность деятельности предприятий малого и среднего бизнеса.

Сохранить в закладках