МОТИВАЦИОННО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ ПРИ РАЗНЫХ ВИДАХ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ СОТРУДНИКОВ ФСИН (2023)
В статье представлены результаты исследования мотивационно-волевой сферы, коммуникативных и организаторских склонностей сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС). Актуальность работы заключается в выявлении наиболее подходящих кандидатов с целью несения службы в уголовно-исполнительной системе. В качестве цели в статье, выступает изучение специфики мотивационно-волевой сферы личности при разных видах профессионализации сотрудников ФСИН. Гипотезой – предположение о том, что при разных видах профессионализации проявляются различные особенности мотивационно-волевой сферы, мотив и волевое действие осуществляется личностью с четким осознанием и интенсивным стремлением к ее достижению. Методы исследования: 16 факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла, Оценка коммуникативных и организаторских склонностей (КОС) В. В. Синявский и Б. А. Федоришин, методы математической статистики программой SPSS Statistics. Выделяют 12 различных видов профессионализации: специалист, профессионал, результативист, мастер, рационализатор, наставник, фасилитатор, творец, модератор, абнотивист, тьютор, акмеолог. На основе сравнительного анализа следующих личностных факторов: В «интеллект»; C «эмоциональная стабильность / нестабильность»; L «доверчивость / подозрительность»; M «практичность / мечтательность»; Q2 «конформизм / нонконформизм»; Q3 «низкий / высокий самоконтроль» определена специфика мотивационно-волевой сферы личности у сотрудников ФСИН при разных видах профессионализации.
Идентификаторы и классификаторы
В Федеральной службе исполнения наказаний для приема новых кадров существует определенный перечень квалификационных требований, установленных Федеральным законом, на основании которого происходит отбор в уголовно-исполнительную систему (УИС). Стоит отметить, что от уровня профессионализма и компетентности сотрудников УИС и их мотивационно-волевой сферы во многом зависят правопорядок и общественная безопасность [6], [9], [8].
Список литературы
- Батаев В. В. Типы социально-психологической адаптации // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010. № 3-4. С. 11–12.
- Бранский В. П., С. Д. Пожарский Социальная синергетика и акмеология: учебник 2-е изд. СПб.: Политехника, 2002. 476 с.
- Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C. 263–265.
- Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции: учебник СПб.: Питер, 2013. 208 с.
- Ильин Е. П. Психология воли: учеб. пособие 2-е изд. СПб.: Питер, 2011. 368 с.
- Караваев А. Ф. Психолого-педагогические основы профессионального становления специалистов – сотрудников ОВД: метод. пособие. М.: ЦОКР МВД России, 2005. 296 с.
- Кожевина А. П. Взаимосвязь трудовой мотивации и адаптационного потенциала сотрудников МВД / А. П. Кожевина // Baikal Research Journal. – 2019. – Т. 10, № 4. – С. 4. – DOI 10.17150/2411-6262.2019.10(4).4. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42324627
- Корепанова Ю. Н. Психологические особенности профессиональной адаптации молодых сотрудников к службе в ОВД // Сборник научных статей «Законодательство России: проблемы теории и практики применения». С.: Изд-во СЮИ МВД России, 2018. № 3. С. 54–58
- Маликов Б. З. Значение международно-правовых стандартов обращения с осужденными в формировании и реализации уголовно-исполнительной политики // Вестник СЮИ ФСИН России. 2002. № 2. С. 23–33
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: учебник СПб.: Питер, 2012. 588 с.
- Тарасова С. А. Психология сотрудников УИС: личность, общение, деятельность: учеб. пособие. Саратов: Изд-во СЮИ ФСИН России, 2016. 114 с.
- Туев В.А. Мотивация труда и развитие потребностей личности / В.А. Туев // Известия ИГЭА. 2014. № 4 (96) . – с. 177-182
- Усов А. П. Теоретический анализ понятий «мотивация» и «стимулирование» с позиции их взаимодействия / А. П. Усов, А. В. Силантьев // Baikal Research Journal. – 2020. – Т. 11, № 3. – С. 3. – DOI 10.17150/2411-6262.2020.11(3).3. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44593754
- Цветкова Р. И. Мотивационная сфера личности современного студента: факторы, условия, средства ее формирования. // Вестник БГУ. 2010. № 1 С. 24–32.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В данной статье исследуется специфика использования педагогической жестикуляции в качестве эффективного инструмента повышения внимания обучающихся. При этом внимание рассматривается как когнитивный процесс, обеспечивающий максимальное запоминание информации. Работа отражает особенности обучения в высшей школе, а также необходимость включения в образовательный процесс педагогического инструментария, который способствует повышению результативности обучения.
Статья посвящена анализу разнообразных факторов, провоцирующих возникновение профессиональных деструкций сотрудников уголовно-исполнительной системы. По результатам проведенного исследования предпринята попытка классификации причин профессиональных деструкций сотрудников уголовно-исполнительной системы. Выявленные факторы профессиональных деструкций разделены на внешние, в число которых входят содержание профессиональной деятельности сотрудников, особенности организации и руководства деятельностью, характер взаимоотношений в коллективе, социальный фактор, проявляющийся за пределами организации, и внутренние, отражающие психологические свойства сотрудников, мотивационную составляющую, психологические состояния и субъектный опыт сотрудников. На основании мнений ученых в области пенитенциарной психологии и результатов собственных эмпирических исследований описаны механизмы влияния некоторых факторов на формирование признаков профессиональных деструкций сотрудников уголовно-исполнительной системы: эмоционального выгорания, деструктивных профессиональных установок, профессиональной отчужденности, свойств, проявляющихся в профессиональном взаимодействии.
В статье представлены результаты эмпирического исследования субъективной картины жизненного пути (насыщенности жизненного и профессионального плана) и существенных психологических характеристик взаимосвязанных с этим феноменом, особенностями самоорганизации, рефлексивностью и способностью к прогнозированию. В системе представлений личности о своем профессиональном жизненном пути его событийное наполнение оказывается связанным с реализацией отношения к различным временным модусам – прошлому, настоящему и будущему. Учитывая направленность как хронологического, так и психологического времени, в рамках каузометрического подхода в фокусе внимания находится конструкт, связанный с образом будущего – временная перспектива. Полученные результаты говорят о том, что значимыми психологическими характеристиками, оказывающими влияние на построение субъективной картины профессиональной жизни в процессе профессионального образования, являются компоненты самоорганизации и рефлексивности, выступая предиктором образа профессионального будущего.
Преподавание в высших учебных заведениях за последние десятилетия заметно улучшилось, однако многие студенты страдают от прокрастинации во время подготовки к занятиям или экзаменам. Феномен прокрастинации был известен давно, но с каждым годом эта проблема становиться все острее. Не смотря на улучшение системы образования, доступность информации, и многие другие технические удобства, уровень академической прокрастинации с каждым годом возрастает. Эта проблема может серьезно ухудшить качество образования в вузах, и как следствие снизить подготовленность будущих специалистов. Решение проблемы прокрастинации в академической среде это важная задача, особенно с учетом роста доступных развлечений, когда у каждого человека, в любое время, есть быстрый доступ к получению сиюминутных удовольствий (соц. сети, юмористические видео и картинки, мобильные игры). Систематическое откладывание дел «на потом» приводит к ухудшению продуктивности в учебе или работе. Этот феномен характеризуется иррациональным откладыванием выполнения поставленной цели и сопровождается эмоциональным дискомфортом для самого прокрастинатора. В статье представлены подходы к понимаю проблемы прокрастинации, а также предложены способы борьбы с ней, на основе методов арт – терапии.
Статья посвящена проблеме когнитивных ошибок и личностно-смысловых факторов их возникновения. Подчеркивается значимость изучения данной проблемы в аспекте юношеского возраста, на который приходится обучение в вузе. Представлены результаты пилотажного исследования, цель которого заключалась в выявлении связи между склонностью к когнитивным ошибкам и компонентами личностно-смысловой сферы студентов. Выборку составили 11 респондентов в возрасте от 18 до 25 лет, из них 5 мужчин и 6 женщин.
В ходе анализа результатов исследования у студентов данной выборки отмечены наиболее высокие показатели выраженности таких когнитивных ошибок, как чтение мыслей и преувеличение опасности, наименее высокие – по шкалам болезненное сравнение и доверие критикам. Корреляционный анализ выявил многочисленные связи между склонностью к когнитивным ошибкам и адаптацией, самопринятием, принятием других, интернальностью, базисными убеждениями личности, синдромом семейного дефицита и личностными особенностями студентов. По результатам анализа полученных данных сделан вывод о том, что методический инструментарий для основного исследования подобран адекватно, предварительная проверка полученных результатов свидетельствует об обоснованности выдвинутой гипотезы.
В статье рассмотрены копинг-стратегии у десятилетних школьников, особенности выстраивания поведения как совладания с окружающей средой на основе появления интернет-зависимого поведения у школьников. Описаны результаты проведенного эмпирического исследования (выборка n = 50). Диагностика школьников при помощи теста «Шкала интернет зависимости С. Чена» позволила установить выраженность симптомов развития Интернет-зависимости, Интернет-зависимого поведения у них, таких как компульсивный симптом, симптом толерантности и наличие внутриличностых проблем.
Использование в исследовании теста «Копинг-стратегии Р. Лазаруса» позволило установить определенные типы копинг-стратегий, которые наиболее часто применяют опрошенные младшие школьники для преодоления жизненных трудностей и других критических ситуаций. Интернет-зависимые школьники практически не используют когнитивные копинг-стратегии, но применяют эмоциональные и поведенческие копинг-стратегии. Принятие ответственности как копинг- стратегия применяется нечасто. Преобладание дезадаптивных стратегий может привести к дезадаптации и нарушению эмоционального состояния школьников. Разработка и внедрение коррекционо-обучающих программ по преодолению трудных ситуаций и по формированию адаптивных копинг-стратегий позволит школьникам лучше справляться с трудностями и эфективно использовать интернет-ресурсы без развития у них симптомов Интернет-зависимого поведения.
Статья посвящена изучению сайнс-арт произведений как нового метода проективной диагностики психологической готовности человека к современным культурным трансформациям.
В процессе изучения научных работ, посвященных адаптации человека к новым условиям жизни, связанным с переходом общества к пост-постмодернистскому этапу своего развития, было обращено внимание на то, что фундаментальная биология и биотехнологии, пытаясь решать задачи радикального преобразование живой, в том числе человеческой природы, обнаружили психологическую неготовность людей к жизни в том мире, в котором они оказались.
Консервативное традиционное мышление человечества не ориентировано на восприятие прогресса в такой динамике, которая сейчас свойственна обществу. Учитывая противоречия между классической картиной мира, которая сложилась за многие столетия и темпами научно- технического прогресса, привычные способы мышления не являются столь эффективными для организации жизнедеятельности. Именно поэтому предпринимаются попытки новых способов осмысления действительности, меняющейся под влиянием новых технологий, формируя культуру, получившую название «метамодернизм».
Одним из таких способов нового осмысления мира стали сайнс-арт -практики актуального искусства, в которых художественный образ воплощается в жизнь при помощи современных технологий, материалов и новейших выразительных средств.
Проведенный психологический анализ арт-объектов показал, что многие из них могут рассматриваться как эффективный научно-художественный эксперимент, интегрирующий психологическую и художественную деятельности, направленный на изучение психологической готовности человека к быстроменяющихся условиям жизни под влиянием современных технологий. В связи с чем, можно говорить о возможном зарождении нового направления в проективные диагностики в психологии.
В статье исследуются особенности формирования образа будущего и профессиональных предпочтений у лиц с разной формой социальной изоляции. Образ будущего рассматривается как сложный психологический феномен, который формируется на основе взаимодействия различных факторов, таких как мировосприятие, мотивационные и коммуникативные черты. Раскрываются факторы, оказывающие влияние на формирование образа профессионального будущего личности. Описываются формы социальной изоляции, понимаемой как физическая и эмоциональная оторванность человека от общества. Исследуется влияние социальной изоляции на формирование образа будущего, в целом, и образа профессионального будущего, в частности, у студентов-психологов, курсантов военных вузов и лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы.
В данной статье рассматривается важность формирования образа профессионального будущего в контексте общего образ будущего у курсантов в процессе вузовской подготовки. Рассматриваются подходы отечественных и зарубежных ученых к интерпретации терминов «образ будущего» и «временная перспектива». Авторами были исследованы особенности пребывания курсантов в военных учреждениях в процессе получения профессиональных знаний. Показаны различия в условиях обучения курсантов и студентов гражданских вузов, оказывающие влияние на формирование образа будущего. Раскрыты некоторые аспекты, связанные с формированием образа профессионального будущего у курсантов.
В современной психологической теории и практике, взаимодействие человека и среды исследуется с позиции формирования его связей, интересов, привязанностей в ее рамках (коммуникативный и интерактивный аспекты взаимодействия со средой), с другой стороны, необходимо исследовать особенности восприятия информации, которые стимулируют «вписывание» считываемых образов во внутренний мир личности, их переработку и создание сложных мыслеформ, которые впоследствии направляют восприятие и концентрируют фокус внимания на определенных темах, информации в среде, что позже ведет к формированию и реализации паттернов поведения. Когнитивный синтез имеющегося опыта личности и воспринимаемого пространства объединяет отдельные субъективные воспринимаемые образы в некую структуру – сложную мыслеформу, которую человек наделяет качествами, смыслами, инструментальным содержанием, активно с ней мысленно взаимодействует и выражает ее во внешнем поведении.
В статье рассматривается актуальность психологических факторов с точки зрения их влияния на развитие онкологических заболеваний; подчеркивается значение внутренней картины болезни (ВКБ) для успешного лечения и психологической реабилитации онкобольных. В рамках обзора исследований по рассматриваемой теме выделены психологические компоненты (уровни) внутренней картины болезни онкологических пациентов (чувственный, эмоциональный, интеллектуальный (или рационально-информационный) и мотивационный). В работе рассматривается связь изменения соотношения компонентов внутренней картины болезни и динамики развития онкологического процесса, что проявляется в поведении онкобольных и позволяет выделить стадии ВКБ, во многом совпадающие со стадиями принятия, выделенными Э.К. Росс (отрицания, гнева, торга, депрессии и принятия). Авторами сделан вывод о важности собственных представлений больного о тяжести своего заболевания и его субъективных переживаний, основываясь на которых выстраивается структура внутренней картины болезни с доминантным преобладанием в ней тех или иных компонентов. Изменения структуры и динамики отношения к болезни у онкобольных формируются в результате внутриличностной, субъективной работы (рефлексии), которая не всегда по своим выводам совпадает с представлениями лечащего врача и реальными медицинскими данными. Этот факт следует учитывать специалистам, оказывающим психокоррекционную помощь онкобольным, в том числе в плане разъяснения родным и близким больного специфики его поведения и понимания ситуации.
Несуицидальное самоповреждение у подростков является актуальной проблемой современности, которая отмечается во многих зарубежных и отечественных исследованиях десятилетия. Некоторые исследователи сходятся во мнении, что самотравмирование обладает компонентом зависимого поведения и соотносится с фазами аддиктивной реализации. Отраженное в работе исследование включает изучение воспринимаемого материнского отношения и школьного факторов в группе подростков с самоповреждением. В настоящей статьей представлен анализ социальной среды подростка с самоповреждением с точки зрения триггера аддиктивного процесса. Полученные данные несколько упрочивают концепцию несуицидального самоповреждающего поведения как вероятно закрепляемой процессной аддикции.
Издательство
- Издательство
- ИЗДАТЕЛЬСТВО "МАНУСКРИПТ"
- Регион
- Россия, Ростов-на-Дону
- Почтовый адрес
- 344114, Ростовская обл, г Ростов-на-Дону, ул Боряна, д 20, кв 24
- Юр. адрес
- 344114, Ростовская обл, г Ростов-на-Дону, ул Боряна, д 20, кв 24
- ФИО
- Алагаева Джамиля Юсуповна (ДИРЕКТОР)
- Сайт
- https://naukavak.ru/